Реферат Курсовая Конспект
Политические идеи средневековья и Возрождения - раздел Политика, Вопросы и ответы по политологии Политические Идеи Средневековья И Возрождения. Абсолютное Господство Религии ...
|
Политические идеи средневековья и Возрождения. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения.
Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий 353-430 , по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей.
Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский 1225-1274 . Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку.
Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями.
Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям. Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли 1469- 1527 , который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика - отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего Государь, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям - их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил климата, места, полезных ископаемых.
Политика для него - удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче. литература Антология мировой философии. М 1969. Т. 1. С. 600-605. Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений.
Л 1991. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М 1977. Демидов А.И Федосеев А.А. Основы политологии. М 1995. С. 16-19, 34-36. Макиавелли Н. Государь. М 1990. Мальцев В.А. Основы политологии. М 1997. Гл. 2. 1. Политология Курс лекций Под ред. А.А. Радугина. М 1996. С. 31-33. Сморгунов Л.В Семенов В.А. Политология. СПб 1996. Гл. 2. 2. 8. Политическая мысль Нового времени Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства.
Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс 1588-1679 в книге Левиафан рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию войны всех против всех, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.
Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка 1632-1704 он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи общественного договора - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.
По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье 1689-1755 . В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти законодательной, судебной и исполнительной.
Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов - правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.
В середине XIX в. Карл Маркс 1818-1883 создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в. Основные компоненты политической теории марксизма - принцип экономической детерминации политической жизни способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе - идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров -рабочий класс - носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый.
Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы - коммунизма - диктатура пролетариата - период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.
ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М 1993. С. 36-51, 152-199. Антология мировой философии. М 1970. Т. 2. С. 334-340,538-545. Мальцев В.А. Основы политологии. М 1997. Гл. 2. 2. Маркс К Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 8. Политология Краткий энциклопедический словарь-справочник. М 1997. Политология Курс лекций Под ред. А.А. Радугина.
М 1996. С. 33-42. Сморгунов Л.В Семенов В.А. Политология. СПб 1996. Гл. 2. 3. 9.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Политология как интегральная наука о политике, власти, политических системах, процессах. Понятие политического. Система категорий политологии.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политические идеи средневековья и Возрождения
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов