рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сновидения, архетипы, душа.

Сновидения, архетипы, душа. - раздел Философия, Архетипическое Исследование Сновидений Основное Содержание Сновидений Это Образы. Они, Образы, Являются Выразителями...

Основное содержание сновидений это образы. Они, образы, являются выразителями воли той глубинной сути, из которой мы происходим и которой являемся, сущностью того, чем мы живём. Слово Архетип можно перевести как прообраз, то есть изначальный образ, исток. Следовательно, наши сны в значительной степени наполнены архетипами, и, даже, возможно, все образы сновидения, если проследить их истоки, окажутся архетипическими.

В пространстве истоков, в мифологическом пространстве живут боги. Там, где боги находится и наша глубинная память, память об изначальном мироустройстве и, попадая в сновидение, мы, так или иначе, соприкасаемся с этим пространством. Наши сны это наши личные миниатюрные мифы и миры, созданные творческой силой нашей души, мифы о бесконечном её возвращении в мир, воскрешении и преображении.

Люди древности обладали знаниями о природе сновидения и сознательно пользовались ими для общения с богами, для устройства и исправления своего мира. Например у Австралийских аборигенов, индейцев Америки, шаманов Сибири, большинства восточных врачевателей, а так же в тех народах и народностях где сохранилась сновидческая культура, считается, что одним из первых признаков потери связи с самим собой, со своим духом и душой является то, что человек не помнит своих снов и не понимает их языка. В сохранивших традиции сновидения культурах утро обычно начинается с пересказа того что было увидено ночью, и сновиденное зачастую может повлиять на планирование дневных событий. Большинство шаманов – целителей различных культур и в наши дни начинают приём и диагностику пациента с опроса что ему снится. Часто большую часть причин и происхождения проблемы шаман извлекает именно оттуда. Есть и такие, которые в особо сложных случаях устраивают собственное погружение в сновидение и спят до тех пор, пока им не откроется причина и пути разрешения ситуации обратившегося к ним за помощью. Бывает, что целитель видит сон ещё накануне визита человека. Говоря о снах с точки зрения их целительной функции, следует вспомнить известного греческого мужа Асклепия, ставшего символом науки исцеления. Как и многие смертные ставшие потом бессмертными богами, Асклепий был сыном земной женщины и бога Аполлона. Его мать была убита стрелой ревнивого любовника во время беременности. Терзаемый угрызениями совести, Аполлон спас и выходил не рождённого ребёнка, а когда тот вырос, отправил его учиться к Хирону, мудрому кентавру, воспитавшему многих героев.

Асклепий стал таким великим целителем, что говорили, будто он может даже оживлять мёртвых. Повелитель подземного царства мёртвых Аид жаловался богам, что Асклепий крадёт причитающиеся ему души. Зевс убил Асклепия ударом молнии, но одумавшись, возвратил ему жизнь, сделал его бессмертным и подарил место среди звёзд.

Особенно знаменит был Асклепий тем что умел исцелять через сновидения. Страждущий пришедший в храм, молился Асклепию в надежде увидеть целительный сон. Засыпая в стенах храма, он надеялся увидеть сон, посланный богом, который будет наполнен сведениями о причинах болезни и способах исцеления. Если пациент делал все подготовительные процедуры и ритуалы верно и достиг нужной степени чистоты и ясности сознания, то он видел такой сон. Иногда чтобы достичь результата пациент проводил в храме несколько месяцев. Когда нужный сон приходил сновидец был обязан записать его. Самое эффективное исцеление происходило если пациент и врач видели один и тот же сон в одно и то же время. Жрецы храма помогали разгадать сон, а после прописывали лекарство основанное на послании, заключённом в сновидении.

Сведения об общении с тонким миром во снах святых и адептов мировых религий, явления воспринятые ими во сне многочисленны и общеизвестны.

Люди современности по многим причинам в основном эту способность утратили, и теперь она воспринимается как исключение. Прогресс морали, технической и философской мысли незаметно, но неуклонно создали условия для ложного чувства отделённости и независимости от мира вообще, и от мира богов и архетипов в частности. Мы, современные цивилизованные люди, утеряли то, что являлось естественным для туземцев и аборигенов.

Так неужели умение раскрывать смысл сновидений так и останется привилегией избранных или посвящённых? А уделом большинства останутся сонники, не дающие полноценных ответов?

Как воспринять ту свою древнюю, многотысячелетнюю мудрость, что мы несём в себе? Как воскресить ту чуткость и восприимчивость, бережное отношение к окружающему миру, так свойственную древним? - Посредством снов, посредством работы со сновидениями. Можно и нужно восстановить эту способность, сначала с помощью специалиста, или в групповой работе, а после и самостоятельно.

Работа со сновидениями дело сложное и требует индивидуального подхода. Хотим предостеречь читателя – не злоупотребляйте толкованием снов при помощи сонников. В основном это только лишь уводит от восприятия смысла послания души в некие умозрительные прогнозы-предположения предназначенные для эго личности.

Предпочтительно для разгадывания посланий использовать методы, включающие в себя непосредственный контакт с образами сновидений, их проживание. Эти методы будут подробно приведены далее. Все образы сновидений, являются личными, имеющими отношение только к вам образами, значение которых вряд ли совпадёт с толкованием, принятым в той или иной аналитической школе будь то классический психоанализ, структурализм, юнгианство, те или иные оккультные школы. За самими образами, разумеется, стоят архетипы, но к ним нужно ещё найти путь. Для этого наилучшим и безопасным является ассоциативный метод, конечно, если вы не обладаете прямым видением. Воспользуйтесь методами, описанными в этой книге, методами которые обогатят кладовую глубинных воспоминаний и помогут соотнести их с архетипами, о которых так же пойдёт речь в этой книге.

Архетипы чаще всего посещают нас и говорят с нами, когда в нашей душе что-то расстроилось. Очень часто первое, что происходит в процессе активизации воображения – это «всплытие» наших глубоко укоренившихся проблем и комплексов. Значит, чтобы встать на путь активизации воображения, необходимы смелость и чувство ответственности. Это вовсе не игра. Но процесс может привести к обнаружению архетипического источника наших проблем.

Активизация воображения это гибкая техника, её можно использовать просто для создания «сна наяву», состоящего из образов дневной жизни, в котором так же можно входить в контакт с архетипами, проживать их и преображать себя и свой мир.

Для этого делать нужно практически то же что и при работе со снами – расслабьтесь освободите разум и погрузитесь внутрь себя. Сейчас не нужно восстанавливать картину сна – просто позволяйте образам являться вашему внутреннему взору. В большинстве случаев вам не удастся сразу встретить какой - либо персонаж или архетип. Скорее всего, вы увидите некий простой образ, например бабочку в полёте. Не позволяйте своему взору блуждать, иначе он просто будет перебирать образы, от бабочки к траве от травы к небу от неба к облакам и так далее. Не отпускайте образ бабочки до тех пор, пока не поймёте, зачем он явился и что означает.

При частой практике активизации воображения вы постепенно начнёте получать всё более сложные и яркие впечатления, будете встречаться с архетипами, которые являются в сновидениях и сможете беседовать с ними. Таким образом, у вас появится шанс лицом к лицу столкнуться со своими глубочайшими проблемами и их истоками.

Одна из главных задач сейчас это реабилитация души, возвращение её событиям, состояниям и образам исходной ценности, приятие того что в ней происходит. И это вовсе не точка зрения психоанализа, это точка зрения души.

Психика это вовсе не «бессознательное». Душа весьма разумна, самостоятельна, активна и более того весьма заинтересована в том, чтобы проявляться в человеке. Она постоянно находится в процессе взаимодействия с миром, создаёт сновидения и состояния, симптомы, фантазии и настроения, она чрезвычайно целенаправленна в стремлении чувствовать мир и тем самым жить. Воображение, то есть способность воспринимать и создавать образы, является основным инструментом и потребностью человеческой души. Именно посредством воображения человек может встретиться с глубинными образами, а задача терапевта заключается в создании условий для восприятия психического материала и обеспечение чёткого проживания заложенного в образах богатейшего и важнейшего смысла.

Терапия в данном подходе это, прежде всего, пробуждение воображения в человеке, или исцеление отношения к воображению.

В результате работы у человека развивается душевное, творческое чувство воображения. Здесь душевное есть такое качество фантазии, порождающие только те образы, которые действительно резонируют с глубинами и не закрывают душу от дальнейшего воображения. Надо отметить, что погружение в такие фантазии – совсем нелёгкое дело. Если человек действительно отпускает себя, и фантазирует, то потом часто пугается своих фантазий и стыдится их, он ведь не хочет видеть себя «таким». Это возможно только в самых сокровенных моментах, в молитве, на исповеди, между любовниками и друзьями, в творческом самовыражении.

Поэтому, чтобы не разрушить зачастую очень робкую откровенность души, терапия в данном случае должна быть образцом материнства, не по отношению к эго, а по отношению к образам.

Здесь мы сталкиваемся с фундаментальным недостатком знаний о душе не важно кого, хотя бы впервые сидящего перед вами пациента, или хорошо знакомого товарища, с которым вы решили пуститься в исследование какого-то давно известного состояния. Это не связано с качеством подготовки вас как специалиста или недостатком опыта. Просто душа всегда лучше знает, чего она хочет. Именно поэтому необходимо Активное Воображение. Оба, и терапевт и пациент получают возможность найти разгадку, следуя мудрости души, её изначальному устройству и устремлению, путешествуя по тем образам что она предлагает к осознанию и проживанию.

Вот пример работы: во сне или фантазии откроется дверь, и маленькая девочка войдёт с букетом тюльпанов. Дальше есть, к примеру, две основные возможности. Первая. Воспользоваться применяющейся в психоанализе системой толкований, и тогда можно «объяснить» пациенту – это твоя детскость и инфантильность, или твоя ещё не выросшая анима. В этом случае образ отправляется в копилку негативного, чтобы впоследствии это можно было исправить или вылечить, чем и занимается психоанализ. Но в этом случае теряется большинство смысла и жизненности, почти всё из спонтанно явленного душой образа.

Вторая. Сохранить «маленькую девочку», сохранить в цельности событие, феномен. Она то, что она есть – некое явление. Если в воображении не происходит никаких действий с вашим и её участием, то можно попробовать поиграть с ней, поговорить, предложить ей что-то. И главное отдавать себе отчёт в том, что рождается в вас в ответ на её появление. Вы растерялись, смутились, напряглись от её присутствия, или напротив, чувствуете наплыв тёплых почти религиозных переживаний? Или отеческие чувства?

Позвольте проявиться всем чувствам, наполняйте ими пространство где вы с ней находитесь и, в конце концов, возникнет сильное желание позволить образу говорить и действовать и голос девочки начнёт звучать сам и скажет почему она пришла и чего хочет.

Любое толкование сновидческого или фантазийного образного опыта требует от толкователя не только незаурядного личного опыта и вооружённости концептуальным багажом, но так же и приоритета логического разумного понятийного механизма над чувственным переживанием и опытом. Стало быть, в известной степени толкование убивает явление которое истолковывается.

С другой стороны, метод активного воображения работает с самим явлением. Образы и явления светят сами себе и вокруг, излучают свет и могут быть увидены. Когда мы толкуем их значение, мы затемняем этот свет, потому что делаем предположение о них, стоящее поверх самих образов, как бы ближе к нам. Оно-то и затемняет этот свет. Это вместо того чтобы позволить им говорить так, как они есть.

Терапевт должен быть безупречным реалистом, внимательным, чутким, даже предчувствующим слушателем, позволяющим происходить всему, что зарождается в воображении.

«Когда я просыпаюсь, даже если очень медленно, начинается попытка моего понимания и толкования сна. Я познаю, обращаю сон в понимание его, даже если и не хочу, и в этот момент сон блекнет. Он становится неясным и теряет свою понятность. Почему так случается? Почему внутренний поэт прячется от внутреннего критика?» (Д.Хиллман).

Всегда есть соблазн следовать этой инерции, привычке превращать рассудком чудо в обыденность, в плоскую проекцию. Задача консультанта это внесение сна в жизнь, удержание его «открытым». Приоритет сна настолько силён, что порой сновидец на время работы перестаёт иметь первостепенное значение. Происходит беседа больше со сном, чем с пациентом.

Разумеется, для нас современных цивилизованных образованных людей живущих в условиях ментального приоритета, является важным и понимание, концепция того что происходит. Здесь первостепенной является работа посредством языка, со словом образы описывающим. Необходима своеобразная игра со словами по свободным ассоциациям. Здесь нужно раскрыть значение образа, порой скрытое в этимологии слова и неожиданно раскрывающееся через ассоциативный ряд. Само слово в сновидении это не концепция, это образ, прибывший из глубины чувств и имеющий гораздо более широкий смысл, чем его словарное значение.

Собственно к логическому и концептуальному подходу требование одно – не претендовать на единовластную полноту контроля над душой. В остальном он может быть и есть чрезвычайно полезен.

Терапевтический подход зачастую проецирует «бессознательное» на психику именно пациента. То есть, пациент «не понимает» что происходит, а аналитик в силу своего статуса должен всё «понимать». На самом деле сознание и его содержимое плавают вокруг нас, соединяются, перемешиваются и душевные состояния не являются чьей-то личной собственностью, по большому счёту мы все проживаем некий общий набор состояний характерный для данной культуры и временной эпохи разнящийся для каждого лишь индивидуальными деталями. Поэтому иногда у пациента озарение, иногда консультант более сознателен, когда клиент в тупике тяжёлых чувств, а в другой момент сознание обоих находится в одном образе. Для аналитика важно выйти за пределы собственной субъективности, раскачаться и оторваться от своего «знания». Тут действует постулат: терапевт не знает всего, что знает душа пациента.

Предпочтительна и плодотворна своеобразная очарованность происходящим. Голова с думами о сложности ситуации отступает на второй план, прячется. Явленный душой образ влечёт, притягивает и, наконец, благодаря силе такого страстного но и покойного внимания аналитика получает дополнительную силу и раскрывается.

Ещё К.Г.Юнг, в отличие от многих теорий подчёркивающих обусловленность происходящего в сновидческой реальности внешними факторами: биологическим, семейным, социальным, предположил эти события самопорождающимися, хотя и включающими в себя вышеупомянутые причины. Фактически душа является не только простой движущей, но и творческой силой. Значит, подходить к ней и результатам её деятельности надо подходить с точки зрения прекрасного. С эстетическими критериями. Это так же является одним из критериев текущей работы – красиво или не красиво то, что вижу и чувствую, и то что происходит.

Творческая сила может создавать и разрушительные вещи, поэтому не следует всегда присваивать счастливое звучание слову «творческий». Тем не менее, человек является творческим изначально, творить, создавать нечто, как-то изменять себя и мир это фундаментальная потребность, такая же как, например, самосохранение или продолжение рода.

Человек изначальный есть по образу и подобию божьему, а значит творец, могущий творить в том числе и самого себя, как и отец – создатель.

Можно и нужно научиться творить себя в жизни, чтоб жить, будучи художником своей жизни, а не копируя в общем-то скучные, хоть и правильные образы, созданные моралью, наподобие школьного учителя или делового человека. Пользуясь активным или свободным воображением, мы можем изменить образ, в котором живём и, перестав быть тупым узким здравомыслящим и критичным, а вообразить и создать себя живым и сильным, видящим и чувствующим, со всеми выгодами и рисками этого состояния.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архетипическое Исследование Сновидений

На сайте allrefs.net читайте: "Архетипическое Исследование Сновидений"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сновидения, архетипы, душа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С.Петербург 2007
«Так или иначе, но Душа – едина. Присутствуя во всех частных душах, как бы погружаясь во все, она не утрачивает своей цельности подобно тому, как целостна и едина наука, состоящая из многих разд

Сновидения в нас и мы в сновидениях.
  Несмотря на знания, которыми веками полнится все возрастающее количество литературы о снах, сновидения всегда остаются личным таинством. Сны, приходящие к нам из царства Гипноса ли,

Мифологическое сознание
Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души. Соответственно, дальнейшие зарисовки будут излагаться от имени души. Земля – одуш

Общие инструкции к работе со сновидениями.
Первая трудность, с которой может столкнуться начинающий, это то, что он якобы не запоминает своих снов, ленится их записать (а записывать сны, если вы хотите работать с ними – обязательно) и потом

Перепроживание сновидений, простая техника.
  Задача Ведущего следить и помогать чтобы выполнялись следующие условия:   1. Сновидец всегда ведёт повествование от первого лица в настоящем времени. Это край

Сновидение Юрия.
Юрий: Я нахожусь в знакомом мне месте, оно почти такое же, как наяву. Песчаный карьер, сумерки, там должны состояться гонки. Присутствуют какие-то мужчины несколько зловещего вида.

Сон Лены.
Лена:Я присутствую на какой-то вечеринке. Все веселятся, звучит громкая музыка, и, как часто бывает в шумных компаниях, я чувствую себя несколько отстраненно. Я ищу небольшую компа

Перепроживание смерти во сне.
То что мы не хотим видеть в яви, приходит к нам во снах. И если немного присмотреться, сны дают смысл, атмосферу и направление работы с тем, что мы как душа или как личность отвергаем в яви.

Сон Николая.
Николай: Я с сестрой (похожей чем-то на мою жену, хотя сестры у меня нет) сижу в комнате. Похоже, что мы – дети лет десяти. Мы ждем маму. Смотрим телевизор. Дверей в квартире две.

Свободные ассоциации
  Для того, чтобы добраться до глубин души, до области, где обитают архетипы, которые и стоят за большинством образов сна, мы, при изучении сновидений, последовательно применяем неско

Сон Сергея.
Сергей: Я помню кусочек сна. Меня должны казнить. Выбирается способ – через утопление. Причем топить собираются в канале типа Обводного, только без набережной. Очень мелко, вода за

Сон Олега.
Олег: Происходит встреча одноклассников. Прошло почти двадцать лет. Кто-то стал солидным бизнесменом. Федор - такой же раздолбай, как и был в юности. Каждый немного рассказывает о

Работа с образами
Следующий этап. После того, как мы достаточно мощно раскачали воображение с помощью свободных ассоциаций, мы можем еще глубже проникнуть в смысл образов и более глубокие слои души. Для этого мы мож

А) на 2 стульях
Техника общения с образами с помощью двух стульев проста и, если у Сновидца не возникает сопротивления и других защитных реакций, она не требует от Ведущего специальных навыков. Дело в том, что в п

Сон Сергея.
Сновидец – Сергей, мужчина в возрасте 30, проходящий на работе испытательный срок. Ощущает себя в жизни экзаменуемым. Испытательный срок подходит к концу. В этот период ему приснился сон.

Б) со вживанием в образ
После того, как вы научились работать с образами в технике двух стульев, можно переходить к более быстрым техникам. Здесь Сновидцу не нужно уже пересаживаться со стула на стул. Его воображение уже

Сон Сергея.
Ведущий: Расскажи, пожалуйста, сон. Сергей: К сожалению, запомнилось только окончание сна. Мне приснилась бомба, заключенная в металлический каркас. Я как

В) с активным воображением
Технику говорения от имени образа можно комбинировать с самым простым вариантом – задаванию вопроса образу прямо в воображении. Вы просто задаете образу вопрос и ждете ответа. Опытные Сновидцы прим

Сон Алексея.
Алексей: У меня короткий сон. Бойцы спецподразделения работают в здании по уничтожению бандитов. Действуют очень смело. Работают они локально. Вокруг люди, и я в том числе, наблюда

Сон Стаса.
Стас: Сон приснился после семинара. В поезде, типа пригородной электрички, едут три человека: я, моя подруга и дядечка бомжеватого вида, который сидит напротив нас. Видно, что он н

Архетипы в сновидениях
Итак, мы активно расшевелили воображение методом свободных ассоциаций и диалогами с образами. Теперь мы готовы встретиться с глубинными силами, с источником сновидений – архетипами. Встреча с архет

Сон Максима.
Ведущий: Расскажи сон Максим: Какой-то крутой мужик преследует меня, обвиняя в убийстве его дочери и жены, которых я в действительности не убивал. Меня за

Сон Анатолия.
Анатолий:Я еду в чужой машине за рулем. У меня двое пассажиров, сын, взрослый парень лет 25 и его мать. Еду по правой полосе. Дорога плавно поворачивает налево. В тот момент, когда

Сон Константина.
Константин: Остров, типа кораллового рифа. Красота. Я там живу и наслаждаюсь. Там есть катер с самонаводящейся ракетой, единственное средство обороны этого острова. Женщина, хозяйк

Сон Михаила.
Ведущий: – Расскажи сон сначала, целиком, но сперва – контекст. Михаил: – Вчера была групповая работа, где был мой процесс, который прошел для меня сумбур

Перепроживание
М: Я залез в окно, присел, озираюсь, оглядываюсь по сторонам, вижу пустой коридор. Я крадучись и так пригнувшись немножко, продвигаюсь по этому коридору. Справа от меня стена, кото

Сон-архетипическое путешествие
Несколько лет назад у одного из нас (В.Л.) появилась сиддха – возможность приглашать архетипы на Магический Театр[1], а потом и просто «на» человека, которому нужны были некие переживания, информац

Сон Анастасии – архетипическое путешествие.
Анастасия: Этот сон приснился мне в 2003 году, когда я начала сознательно практиковать в области оккультизма и мистики. Я искала единомышленников, людей, с которыми мне было бы по

Сон – Архетипическое путешествие Игоря
Игорь: Сон этот приснился мне под утро. Предварительный контекст: у меня есть привычка мерить себе давление утром и вечером. Оно почти всегда нормальное, но само измерение стало уж

Кристалл сновидений
Отличной системой координат и формой для обобщения осознавания пространства сновидений является Кристалл Сновидений, разработанный Стивеном Капланом-Уильямсом. В структуре Кристалла - шест

Диана: Работа с «Кристаллом сновидений».
Ведущий: Давай начнем с вершины, которая называется "Путешествие". Закрой сейчас глаза и в течении одной-двух минут пусть проявляются все чувства, все ассоциации, образы

Сновидение Саши.
Саша: Описание сна. Я стою на берегу океана. Почему-то кажется, что это Австралия. Вокруг песок. Мощный ревущий океан. Волны обрушиваются на берег. Я поворачиваю голову направо и в

Работа с более активными интерпретациями Ведущего.
Для того, чтобы работа со сновидениями несла реальный эффект исцеления и внутреннего роста, большую часть работы должен проделывать Сновидец. Если Ведущий обладает богатым опытом и видением, он мож

Сон Ивана.
Иван: Интересно, что за день до того, как мне приснился этот сон, я обозначил для себя проблемную тему «Взаимоотношения с деньгами, чувственные, эмоциональные, страстные». Эта тема

Самоинтерпретация.
И, наконец, когда вы через несколько месяцев активной тренировки начнете улавливать механизмы работы со снами, вам откроется возможность самостоятельно интерпретировать и находить смысл в сновидени

Сон Виталия.
Снится мне двор моего детства рядом с домом родителей. Небольшая площадка, где в детстве мы играли в футбол. И я бегаю кругами по этой площадке, круг за кругом, круг за кругом. За мной наблюдают дв

Сон Игоря.
Что-то, связанное с артистами Олегом Далем и Савелием Краморовым… Как будто я уже три года как ушел от них, не закончив репетиции, и чувствую вину, но при мысли о возвращении – тревога и нежелание.

Послесловие. Постижение и освобождение.
В этой книге мы наглядно показали эволюцию творческого воображения, изначально присутствующего в каждом человеке и нуждающемся в раскрытии. Обретённые в процессе работы с образами сновидений навыки

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги