Реферат Курсовая Конспект
Средневековые философы: жизнь и идеи - раздел Философия, Введение ...
|
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая читателям книга «Средневековая философы: жизнь и идеи» является продолжением популярной серии книг для чтения по истории философии, начатой изданием её первого выпуска «Античные философы: жизнь и идеи» (Новосибирск, 2011).
Для большинства наших читателей Средневековье, его культура вообще и философия в частности – наименее известный и наименее понятный пласт мировой истории. У многих людей нашего времени всё ещё сохраняется стереотипное представление о средних веках, сложившееся ещё в Новое время, как о периоде, где вследствие тоталитарного господства католической церкви и инквизиции время остановилось, а мысль застыла в своей неподвижности. Но это не так.
Именно в XII – XIII вв. в Европе возникают первые университеты – в Италии, Испании, Англии, Франции, в том числе Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский и другие, где помимо теологических факультетов были и факультеты, дававшие светское образование, в частности, медицинское и юридическое. Но и до открытия университетов существовали риторические и теологические школы, где под спудом религиозной теологии и религиозных догматов билась живая мысль, пробивая дорогу положительному знанию и философии. Именно история философии, которая говорит не о частностях, а об общих и важных тенденциях и процессах, даёт наиболее полное и глубокое знание о том, как развивалась культурная и научная мысль в средние века, о путях развития самой философии.
А путь этот был весьма тернистым. Мыслители данного периода были глубоко верующими людьми, они не покушались на библейские догматы и теологические доктрины. Но они хотели с помощью разума прояснить содержание веры, сделать религиозные постулаты понятными, а потому и более убедительными для верующих. Драма мыслителей этого времени заключалась в том, что они хотели быть одновременно и теологами, и философами.
Но теология и философия представляют собой различные типы мышления. Поэтому философское содержание в творчестве многих средневековых мыслителей оказывалось более радикальным, чем их теологическая составляющая. Она вырывалась за рамки теологии, и философы оказывались в состоянии противоречия с теологией и с самими собой. И они жестоко расплачивались за это. Их изгоняли из университетов, обрекали на молчание, запрещая преподавать и писать, подвергали суду инквизиции, заключали в тюрьмы и даже убивали. Их книги подвергались публичному осуждению, запрещались и сжигались (причем Абеляра, например, присудили к собственноручному сожжению своей книги).
Но неслучайно говорят, что мысль нетленна. Окутанная теологическим коконом, философия Средневековья тем не менее сумела сформулировать и отчасти разработать такие идеи и принципы, которые стали основой для возникновения, стремительного и блестящего развития философии Нового времени.
Составители пособия надеются, что представленные в книге философы, их жизнь и идеи дадут читателям достаточно полное представление об интенсивности и напряжённости духовной жизни Средневековья.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЕРСОНАЛИИ
Заключение
Идеи Тертуллиана оказали не просто значительное, но конституирующее влияние на христианскую теологию. Прежде всего, это касается проблемы истолкования центрального для христианства догмата о Троице. Именно Тертуллианом введено понятие Божьих ипостасей и сам термин «Троица», ему же принадлежит формулировка принципа триединства Бога. Фундаментальная для христианской теологии концепция Троицы оформляется во многом благодаря усилиям Тертуллиана (при безусловном наличии содержательных предпосылок как в Св. Писании, так и в мифологической традиции). Помимо указанных фундаментальных оснований христианской теологии, многие более частные её классические элементы также генетически восходят к работам Тертуллиана. Так, ему принадлежит перечень семи смертных грехов (трактат «О стыдливости»). Тертуллиану же принадлежит ставшая ортодоксальной трактовка и критика многих раннехристианских ересей.
БОЭЦИЙ
(ок. 480 – 524)
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций – римский философ, поэт, государственный деятель, богослов. Жил в один из самых трудных периодов европейской истории – в период крушения античной цивилизации и вступления Западной Европы в эпоху раннесредневекового варварства. Как философ он видел свою задачу в том, чтобы латинизировать и гармонизировать греческую философию (Платона, Аристотеля, неоплатоников), укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. На латинском Западе считался Отцом Церкви, вплоть до XIV в. почитался как «summus philosophus» – «наш главный философ». Для латинского Средневековья Боэций – один из главных наставников в античной философии и логике, один из создателей схоластического метода.
Бертран Рассел писал: «На протяжении огромного периода, охватывающего два предыдущих и десять последующих столетий, я не могу назвать ни одного европейского учёного мужа, который был бы в такой же мере свободен от суеверия и фанатизма, как Боэций… Его взгляд на мир был величественным, беспристрастным и возвышенным. Боэций составил бы украшение любого века, но для того века, когда он жил, он являлся особенно поразительной фигурой».
Жизнь
Северин Боэций принадлежал к высшей римской знати, происходил из знаменитых родов Анициев и Манлиев, давших стране выдающихся полководцев и государственных деятелей. Отец философа служил консулом и префектом претория, его дед сражался бок о бок с Аэцием, победителем гуннов на Каталаунских полях, а затем разделил его участь, пав от руки наёмных убийц.
Боэций рано осиротел. Его усыновил знатный патриций, консул, а затем – глава сената и префект Рима Аврелий Меммий Симмах. Боэций очень любил Симмаха и питал к нему глубочайшее уважение. Ещё юношей он женился на дочери Симмаха – Рустициане, что ещё больше укрепило их отношения. О жене и тесте, а также о своих сыновьях философ тепло и благодарно отзывался в своей книге-исповеди «Утешение философией». О Рустициане он, в частности, пишет, что скромностью, целомудрием и другими добродетелями она во всем подобна отцу, а сам Симмах характеризуется как тот, чьи деяния служат «украшению человеческого рода».
Боэций получил блестящее образование, учился предположительно или в Александрии, или в Риме, или в Равенне, столице остготского короля Теодориха. Как представитель высшей римской знати, Боэций должен был пройти курс обучения, конечно, в лучших латинских школах, сначала грамматической, затем – риторической. Помимо этого он мог в частном порядке, как это было принято в среде богатых римлян, обучаться философии и математическим наукам у наёмных греческих учителей под наблюдением того же Симмаха.
Но главным источником знаний Боэция послужила, по-видимому, всё-таки та домашняя библиотека, о которой он пишет в «Утешении философией». О составе этой библиотеки можно в какой-то степени судить по тем авторам, которых он цитирует в своих сочинениях: Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Александр, Порфирий, Фемистий, Викторий, Августин, Евклид, Птолемей и др.
Уже в молодые годы он отличался незаурядной учёностью. В 20 лет им написан цикл трактатов по арифметике, астрономии, музыке, геометрии.
При короле Теодорихе Боэций сделал прекрасную карьеру: в 510 г. он уже консул, затем – принцепс римского сената, в 522 г. – magister officiorum – первый министр королевства. Тогда же почётными консулами назначаются два его малолетних сына. Это была вершина его политической карьеры.
В 523-524 гг., после получения королем доноса о тайных письмах, якобы отправленных императору Юстиниану I, Боэция и Симмаха обвиняют в государственной измене, приговаривают к тюремному заключению, а затем – к казни. Обвиняли Боэция в том, что он, во-первых, стремился вернуть Риму утраченную свободу; во-вторых, пытался защитить сенаторов путём сокрытия документов, уличающих их в оскорблении Теодориха; в-третьих, занимался магией и осквернял святыни. В первых двух обвинениях Боэций признался.
В 524 г. Боэций был казнен в Павии. Булава варвара положила конец жизни «последнего римлянина». Согласно преданию, прах философа и крупного политического деятеля был погребён в Тичинском кафедральном соборе, откуда его перенесли в собор Святого Петра в Чельдо. Спустя несколько столетий Данте созерцал здесь его могилу. Вскоре был приговорён к смерти тесть Боэция – единственный защитник.
Наследие
Основной своей задачей Боэций считал переводческую и комментаторскую деятельность. Он проделал огромную работу, переведя на латинский язык значительную часть «Органона» Аристотеля. Это составило фрагмент запланированного им дела – дать латинские версии и прокомментировать все сочинения Платона и Аристотеля, чтобы показать внутреннее единство величайших философских систем античности. До XII в. труды Аристотеля Западная Европа знала преимущественно по переводам и комментариям Боэция. Ему не удалось осуществить этот грандиозный проект. Но кроме перевода «Органона» Боэций написал комментарии к «Введению» Порфирия в «Комментарии» Аристотеля, затем комментарии к «Топике» Аристотеля и к «Топике» Цицерона. Хотя в данном случае Боэций выступал лишь в качестве комментатора и систематизатора античного наследия, значение его деятельности трудно переоценить: эти работы, по сути дела, стали основой средневековой учёности.
Литературное наследие Боэция составляют более двадцати произведений, которые можно распределить по четырем тематическим группам.
В первую группувходят учебные пособия по «свободным наукам». Боэций сыграл большую роль в развитии концепции семи свободных искусств, первый набросок которой был дан Марциалом Капеллой. Боэций чётко разделил эти искусства на две категории. В первую из них вошли грамматика, риторика и диалектика, которые получили название «трёхпутье» («trivium»). Эта группа содержала собственно гуманитарное знание. Во вторую группу входили последующие четыре искусства, составившие «четырёхпутье» («quadrium»). Это – арифметика, геометрия, астрономия и музыка, которые давали знания, относящиеся, в основном, к природе.
Боэций планировал создать краткие и доступные латинские руководства по «квадриуму». До нас дошли два из них: «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке», написанные на классическом латинском языке, отмеченные точностью формулировок и чёткой интерпретацией положений. Эти трактаты надолго определили развитие средневековой системы образования, став самыми популярными учебниками. «Наставление к арифметике» – учебное руководство в двух книгах, которое помимо специально-математического материала включает и компактно выраженную философию числа – какую могло создать только мышление пифагорейцев и неоплатоников. Здесь говорится, что изучение математических наук есть необходимая предпосылка успешного овладения философским знанием. Что касается «Наставления к музыке», то еще в XV в. теоретик музыки Адам из Фульды упрекал учеников: «Несчастные, позорно не знать, что сказал Боэций в своих "Наставлениях к музыке!"». В Оксфордском университете по этому трактату обучались вплоть до XVIII столетия.
Вторая группа–это сочинения по логике, включая переводы, комментарии и трактаты.
Третья группа– теологические работы: «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества», «Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанциально», «Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными» и «Против Евтихия и Нестория».
В теологических трактатах Боэций наиболее ярко проявил себя как самостоятельный философ. В них он попытался с помощью философского метода решить некоторые проблемы, специфические для христианской теологии, например, тринитарную (о толковании Троицы) и христологическую (учение о Христе). При этом философ активно использовал инструментарий формальной логики, в связи с чем Боэция часто называют отцом средневековой схоластики. Проблема cущности и cуществования, одна из коренных проблем средневековой философии, также затрагивается Боэцием.
Ипоследняя группа включает единственное художественно-философское произведение «Утешение философией», которое во всех отношениях является итоговым.
Онтология
Боэций был идеалистом и платоником. Но он относился к тому редкому типу мыслителей, которые искали в философии прошлого не столько ошибки и заблуждения, сколько крупицы истины, извлекая их из всех систем и не обращая внимания на противоборство школ.
Философию Боэций рассматривает как род, а её виды составляют теоретическая и практическая философия. Видами практической философии, в свою очередь, являются этика, политика и экономика; теоретическая философия подразделяется на теологию, физиологию и науку от интеллигенциях (духовных сущностях) и человеческих душах.
Боэций первым разрабатывает на латыни терминологию бытия и строгую систему онтологии. В существующей вещи Боэций различает «бытие» и «то, что есть». Бытие, абстрагируемое мысленно от всякой конкретной существующей вещи, есть её целевая причина, ибо всё сущее стремится быть. Следовательно, бытие есть высшее благо для всего сущего. Но поскольку опыт учит, что не все вещи благи, а логика свидетельствует, что никто не стремится к тому, чем уже обладает, постольку необходимо заключить, что бытие и то, что есть – разные вещи. Таким образом, чистое («простое») бытие – Благо – составляет высший онтологический уровень, благодаря причастности которому существует все, что существует – Бог.
Только в Боге бытие и то, что есть, тождественны. По Аристотелю, то, что есть, может существовать в другом или сказываться в другом (акциденции), либо существовать самостоятельно (субстанции). Самостоятельно существующая вещь как носитель акциденции, называется субстанцией, а как самостоятельно (т.е. не применительно к другому) существующая – субсистенцией. То, чем является данная вещь, суть её бытия, и на аристотелевском языке – форма, обозначается у Боэция как эссенция – сущность. Синоним сущности – эссенции – «природа» («Природа есть видовое отличие, образующее всякую вещь»).
К числу субстанций, т.е. носителей привходящих признаков (акциденций), относятся как самостоятельно существующие субсистенции – индивиды, так и общие понятия (роды и виды), которые Боэций назвал «универсалиями» – общностями или целостностями.
На проблему общего и единичного и их соотношение, существуют ли они самостоятельно или только в мыслях, указал ещё Порфирий во «Введении» к «Категориям» Аристотеля. Но как самостоятельный объект изучения проблема универсалий вошла в средневековую схоластику именно через Боэция.
Комментируя Порфирия, он столкнулся с тремя вопросами: 1) универсалии, т. е. роды и виды, – животное, человек – существуют или нет? 2) насколько они телесны? 3) если они бестелесны, то едины ли с чувственным? Порфирий только указал на эти вопросы, но ответов на них не дал. Боэций предельно чётко формулирует проблему об онтологическом статусе универсалий, указывает на все связанные с ней трудности и оставляет её нерешённой.
Но в разных сочинениях философ всё же предлагает, правда, разное решение проблемы универсалий. В «Комментарии к Порфирию» он в духе Аристотеля утверждает, что общее находится в чувственно воспринимаемых вещах, хотя мыслится отдельно от них. А в трактате «О Троице», напротив, в духе платонизма указывает, что общее существует вне материи, а индивидуальные вещи никоим образом ему непричастны. Указав на все три возможности решения проблемы (номинализм, реализм и концептуализм), он всё же воздержался от явного предпочтения какой-либо из них, оставив вопрос открытым. В XII в. один поэт так характеризовал отношение Боэция к Платону и Аристотелю в споре об универсалиях:
А Боэций всё сидит, спором изумлённый,
Внемля каждого из них речи умудрённой,
Одинаково двоих судит благосклонно,
Не стараясь разрешить спор определённо.
Впоследствии именно сформулированная Боэцием проблема положит начало спору об универсалиях.
Наконец, Боэций выделяет ещё один способ бытия: личный. Если некое сущее относится к классу субстанций; если формальное бытие, или природа, включает отличительный признак разума; если оно существует самостоятельно, то оно называется «лицом». Такой способ бытия присущ Богу, ангелам и людям. В Боге, единственном и абсолютно едином, все модусы бытия совпадают: в нём бытие тождественно тому, что есть, и тому, что он есть, т. е. сущности и природе; он субсистенция и лицо. Такая совершенная полнота бытия во всех отношениях есть вечность. Вслед за Плотином Боэций трактует вечность не в связи со временем, а онтологически – как особый модус бытия. «Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни, это с очевидностью явствует при сравнении её с временными явлениями», – утверждает философ.
Логика
Боэций по праву считается создателем средневековой логики в Западной Европе. Его учебники по логике легли в основу преподавания этого предмета в средневековых школах. Он перевёл и переделал также математические сочинения Никомаха, Архимеда, Эвклида и Птолемея и написал пять книг о музыке.
До XII в. логика развивалась на основе идей и принципов, заключённых в его трудах, которые складываются из переводов, комментариев и самостоятельных трактатов. Логические работы Боэция построены по тому же принципу, что и «Наставления»: даже когда это просто переводы, по своему содержанию они являются почти всегда адаптацией и компиляцией каких-либо греческих источников. Это, разумеется, не исключает присутствия в творениях Боэция и его собственных мыслей, иногда вполне самобытных.
Для Боэция логика, или диалектика, – это умение правильно строить умозаключения и рассуждать. «Простыми элементами» логики, по мнению Боэция, являются слова. Однако не просто слова, как таковые, но слова, обладающие обозначающей функцией, являющиеся частью высказывания. Целью логики, как инструмента философского познания, является проверка утверждений на истинность и нахождение ошибок в аргументации.
«Утешение философией»
Эту последнюю работу Боэция можно считать вершиной его творчества. Она была написана в тюрьме перед казнью. «Это книга-откровение, это итог философских и логических изысканий, итог поэтических опытов, итог научной и политической деятельности, итог жизни», – отмечает автор одного из исследований о Боэции Г.Г. Майоров («Судьба и дело Боэция»).
Стилистические особенности этой книги – выражение её содержания в форме, объемлющей большое разнообразие литературных приёмов и жанров; сочетание в ней исповедального и моралистического настроения с напряжённейшей работой аналитического ума – говорят о том, что перед нами – книга-завещание. Это плод последних раздумий большого мыслителя-гуманиста, почитающим своим долгом в трагической ситуации приближающейся собственной смерти поделиться с другими для их пользы всем накопленным опытом жизни, опытом мышления и творчества.
Книга написана в виде диалога между заключённым в темнице Боэцием и философией, частью стихами, частью прозой, и по своему содержанию довольно тесно примыкает к античным образцам. В ней трудно найти христианские элементы, речь идёт только о том утешении, которое может доставить человеку философия, независимо от религии. В связи с этим до сих пор идут споры – не язычник ли написал «Утешение». Одно время даже допускалось существование двух Боэциев – автора богословских трактатов и автора всего остального. На сегодня этот вопрос снят.
Из пяти книг «Утешения» первая напоминает исповедь, вторая – моралистическую диатрибу, третья – сократический диалог, четвертая и пятая – теоретический трактат.
В «Утешении» затрагиваются многие метафизические и этические проблемы. В частности, Боэций пишет о переменчивости земного счастья, о единственном вечном и прочном благе, которую доставляет человеку добродетельная жизнь. Им высказывается мысль, что злой человек несчастлив, зло само по себе есть уже наказание. А добродетель – благо, и Боэций старается доказать, что счастье – награда добродетели – заключается в ней самой. Боэций размышляет о предопределении и судьбе, свободе воли и происхождении Вселенной. Здесь он пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы не существует. С другой – свобода человека и его воли все-таки существуют, а это подрывает способность Бога прозревать будущее. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание наших будущих действий, их предвидение не является причиной этих самых действий. И Боэций наставляет человека уклоняться от зла, устремляя свое сердце к добродетели, а ум – к истине.
Заключение
Боэций достиг славы универсального учёного, проявившего себя в свободных науках (грамматике, риторике, диалектике) ещё при жизни. Но слава истинного философа и выдающейся исторической личности пришла к нему только после его смерти. Первым, кто именно так оценивал значение Боэция, был византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, который сказал о нём, что он «превзошел всех других римлян и чужестранцев своими деяниями в философии и справедливостью».
Что касается «Утешения философией», то это была не только одна из самых читаемых и обсуждаемых латинских книг Средневековья, но ещё была и книга, сыгравшая свою особую роль в формировании национальных европейских культур: английской, провансальской и итальянской.
Еще в IX в. англо-саксонский король Альфред Великий, покровитель просвещения и поэт, перевёл эту книгу на староанглийский язык. Войдя в английскую литературу с благословения и при прямом участии легендарного короля, книга надолго сохранила значение вдохновляющего образца и примера для подражания. Среди переводчиков и подражателей «Утешения» значатся такие имена, как Чосер, Томас Мор и королева Елизавета Тюдор. Прямо или косвенно «Утешение» повлияло на Шекспира. В шекспировской драматургии и поэзии обнаруживается тот же лейтмотив, что и у Боэция: непредсказуемые превратности судьбы и величие возвышающегося над судьбой свободного человеческого духа.
В итальянской литературе влияние «Утешения» прослеживается с момента её появления. Отчетливо оно выразилось у Данте, который использовал приемы Боэция в философском трактате «Пир», подражал ему в «Новой жизни», а в «Божественной комедии» поместил в Раю, увековечив его в стихах.
– Конец работы –
Используемые теги: Средневековые, философы, Жизнь, Идеи0.068
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековые философы: жизнь и идеи
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов