Реферат Курсовая Конспект
Средневековая философия - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Европейская Средневековая Философия. Развитие Философской Мы...
|
Европейская средневековая философия. Развитие философской мысли периода Средневековья было пронизано проблемами религии и носило ярко выраженный религиозный характер. Церковь монополизировала процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции церкви.
В истории средневековой философии выделяется два этапа: патристика (V–Х века) и схоластика (XI–XV века). Под патристикой обычно понимают совокупность теологических, философских и социально-политических доктрин христианских мыслителей поздней античности и раннего средневековья. Схоластика представляет собой тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.
Главной фигурой средневековой философии позднего периода является Фома Аквинский (1225–1274) –выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии – истины откровения. Бог есть предельная полнота бытия, конечный объект и источник всякой истины, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией.
Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога:
1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю, т. е. к Богу.
2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина, т. е. Бог.
3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом.
4. Для измерения степени совершенства всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т. е. Бог.
5. Все существующее в мире обладает определенной степенью целесообразности, поэтому должна существовать последняя и главная цель – Бог.
Учение Фомы Аквинского было высоко оценено христианской церковью, которая причислила его к лику святых.
Номинализм и реализм. Многие характерные особенности средневековой философии проявились в споре реалистов и номиналистов, который возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, а также в связи с вопросом о природе универсалий.
Под реализмом в средневековой философии понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее.
Противоположная точка зрения, получившая название номинализм, отрицает онтологическое значение общих понятий и утверждает, что они существуют не в действительности, а лишь в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия – это только имена, не обладающие никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для отдельных эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не «до», а «после» вещей.
Проблема души и тела.В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли два тесно связанных между собой христианских догмата – о боговоплощении и воскресении во плоти. Согласно первому догмату, Сын божий воплотился в человека, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение. По другому догмату, человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем телесном облике, ибо душа не может существовать вне тела.
Первым мыслителем, попытавшимся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век), который считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух даруется человеку Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное «Я», она является в нас началом индивидуальности и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело – душе. Но в силу двойственности души ее низшая часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога, не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, от злоупотребления божественным даром – свободой.
На основе такого подхода к решению проблемы соотношения души и тела возникает религиозный аскетизм, ставивший своими целями воспитание плоти и ее подчинение высшему духовному началу.
Проблема соотношения разума и веры. Для средневековых мыслителей важно было обосновать истинность христианской религии, христианского мировоззрения. Соответственно, оформились два подхода к решению данной проблемы: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм.
В первом направлении отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека. Аврелий Августин разработал концепцию гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к вере: с помощью разума и с помощью откровения. В системе Августина решающее значение имеет откровение, а идеалом являются послушный религии разум и подкрепленная разумом вера.
Представители религиозного свободомыслия отстаивали права и возможности человеческого разума, максимальную самостоятельность рационально-философского исследования, что нашло свое выражение в теории «двух истин», главный смысл которой заключался в утверждении независимости науки и философии от теологических догматов. Свою версию концепции гармонии веры и разума выдвинул Фома Аквинский, который провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Наука и философия относительно самостоятельны от теологии, но в случае конфликта между ними решающими являются истины откровения, которые превосходят любые рациональные доказательства.
Представители религиозного антиинтеллектуализма в свою очередь полагали, что рассудочный подход к религии, содержащий в себе момент принудительности и обязательности для Бога, исключает творческое начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны законам разума, Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой. Чтобы прийти к Богу, нужно забыть все, что знал, забыть даже вообще, что существует знание. Антиинтеллектуализм культивировал среди приверженцев религии слепую и бездумную веру. Его представители рассматривали античную культуру как ложные, противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного назначения – спасения своей души.
Мусульманская философия. Суфизм. Ислам также разнообразен, как христианство и буддизм. Это отразилось и во взглядах мусульманских философов. Здесь можно встретить и взгляды, близкие к рационализму (калам, мутакаллимы, фаласифа), и течения мистического толка (суфизм). В основе самого ислама лежит откровение. Согласно исламу, Мухаммад доводил до своих учеников стихи (аяты) Корана после нахождения в состоянии транса, в котором, по его утверждению, эти слова, произнесенные какой-то неведомой силой, запоминались им на всю жизнь.
Идея познания мира через божественное откровение особенно сильно развивается суфизмом. Это мистико-аскетическое течение в исламе сыграло большую роль в его эволюции и распространении среди неарабских народов. В частности, следы деятельности суфийского братства Накшбандия явно прослеживаются в духовной жизни татар и народов Дагестана. Известно, что золотоордынский хан Берке принял ислам через суфиев ордена Кубрави.
Бог рассматривается в суфизме и как конечная цель познания и творчества, и как конечный пункт развития человека. При этом Бог и мир нередко отождествляются, что сближает онтологию суфизма с пантеизмом. «Смысл единобытия – это единство и единственность того, в чем всякое существующее существует, а это Аллах всевышний», – писал Мухаммад аш-Шунунбабили[40]. Так же считал и известный суфий Ибн Араби: «Всевышний предстает перед людьми в постоянно меняющихся образах, как этого требует Его Сущность»[41].
Учителями суфизма разработана целостная система самосовершенствования человека, заключающаяся в его восхождении от одной «стоянки» (макама) к другой на пути к Богу. На первой ступени духовного становления, называемой шариатом, от ученика требуются знание и неукоснительное соблюдение всех норм ислама. «Держись крепко шариата, друг мой, ибо ты можешь достичь Пути познания только через посредство шариата, точно так же ты приблизишься к истине (хакика) только через посредство тариката (второй ступени на пути к Богу). Шариат – это корень, тарикат – ветвь, а хакика – плод. Не следует думать, что ты найдешь плод иначе, как через посредство существования корней», – так в характерной для суфизма образной форме обосновывает необходимость этой ступени для развития человека суфий ар-Рутби[42]. Прохождение этой базовой стоянки обязательно во всех суфийских орденах, ибо здесь приобретаются необходимые для дальнейшего совершенствования навыки: умение подчиняться строгой дисциплине, нравственное очищение, элементы аскетической практики, обретение устойчивых ценностных ориентаций и невосприимчивость к имиджам массовой культуры. Только после этого учитель определяет способность ученика двигаться дальше – к тарикату (стоянке мудрости), где допускается критический взгляд на догмы ислама. Ислам здесь рассматривается уже как один из возможных вариантов движения к Богу. Аль-Халладж (857–922), например, учил, что различные религии – это «ветви одного ствола дерева, имеющего одни корни», за что был казнен ортодоксальными исламскими правителями своего государства. Ибн Араби говорил, что все верующие правы в своей вере, но все ошибаются в одном: они считают, что поклоняются Богу в его полноте, принимая одно из проявлений Бога за его сущность. Полное же восприятие Бога дается лишь в мистическом опыте, доступном для тех, кто достиг хакиката – последней ступени человеческого совершенства.
Путь к этой ступени самый сложный и трудный – немногие его могут одолеть. Он насыщен специальной и жесткой аскетической практикой, целями которой являются уничтожение в себе прежней личности, духовное и психическое перерождение. «Человек, не умерев в одном, в другом не родится» – метко заметил основную задачу этого этапа Пути тюркский шейх Азизаддин, живший в XIII веке[43].
В результате многовековой практики суфиями разработаны эффективные методы саморегуляции, с помощью которых достигается вмешательство в процессы, происходящие на самых глубоких уровнях существования организма. Этим, думается, можно объяснить «чудеса», творимые суфиями при коллективных радениях (зикрах): глотание горящих углей, живых ядовитых змей, протыкание своих жизненно важных органов острыми предметами, исцеление больных прикосновением руки и т. п.
Онтология суфизма признает существование отличающихся от зримых вещей духовных сущностей, восприятие которых начинается, по утверждению суфиев, в конце второй стоянки – тариката. Этот мир идей или чистых, нематериальных форм является промежуточной реальностью, расположенной между материальным миром и Истинной реальностью (Богом). Последнюю нельзя выразить формально-логическими средствами, здесь более эффективны средства искусства, но и они недостаточны. Более того в суфизме существует запрет на точное изложение испытанного в трансе состояния. Видимо, это вытекает из суфийской методики индивидуального обучения, основанной на принципе «каждый идет к Богу своим путем и Бог является каждому по-разному».
Теория познания суфизма строится на идее, что источником подлинного знания является душа человека, тождественная по своей сути с Богом. Настоящее познание есть самопознание, настоящая жизнь есть самосовершенствование. Истину надо искать в себе. «Знай, что ключ к мистическому познанию Всевышнего кроется в мистическом познании своей души. Поэтому было сказано, «кто познал себя, тот уже познал своего Господа», – пишет Газали – один из самых авторитетных суфийских ученых[44]. А вот как наставлял дервиша (человека ставшего на суфийский путь) Азизаддин Насафи: «дервиш, знание начальное и конечное сокрыты в тебе, все, что ищешь, ищи в себе, зачем ищешь вовне? Знание, которое через уши достигает твоего сердца, то же, что и вода, взятая тобой из чужого колодца и вылитая в свой, высохший, но вода та не задержится. Кроме того, что она не задержится, она скоро загниет, и родятся на свет из нее тяжелые и невыносимые недуги. Дервиш, эта болезнь превратится в гордыню и умножит любовь к чину... Дервиш, каким бы человек не был, все равно внутри его есть колодец воды, но он не явен. Следует очищать колодец и воду делать явной»[45].
Видно, что теория познания суфизма слита не только с этикой, но и с главной проблемой антропологии – вопросом о смысле человеческого существования. И ответ на этот вопрос суфии дают чисто теософский: настоящая жизнь, скрытая от многих, возможна только на пути к Богу с целью слияния с ним. Здесь суфизм очень близок к философской традиции буддизма и йоги. Не зря некоторые исследователи суфизма называют его мусульманской йогой.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ВВЕДЕНИЕ... Ключевое место в системе мировоззрения отведено философии ориентированной на осмысление фундаментальных проблем...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая философия
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов