Реферат Курсовая Конспект
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, Основы Философии...
|
ВВЕДЕНИЕ
Ключевое место в системе мировоззрения отведено философии, ориентированной на осмысление фундаментальных проблем человеческого бытия, вопросов, актуальных на протяжении всей истории развития человечества. Представляя собой совокупность основополагающих знаний о мире, человеке и обществе, философия, начиная с момента своего зарождения, обеспечивает «привитие» человеку понимания важности поиска истины, необходимости формирования установки на самореализацию, сохранения личного достоинства, проявления инициативности, ответственности и самостоятельности; достойного служения Отчизне и обществу. Особую роль философия призвана выполнить в системе высшего образования, выступая в качестве центрального элемента механизма трансляции социально-культурных ценностей, способствующих формированию и развитию у будущих специалистов собственного продуманного мировоззрения.
Известно, что планы реализуются людьми с их знаниями, умениями и убеждениями. Стремясь к объективному изложению материала, авторы тем не менее понимают, что персональный момент в этом учебном пособии неустраним, так как философские тексты не могут быть безликими, ибо претендуют на отражение глубинных проблем человеческой жизни.
Предлагаемое учебное пособие «Основы философии» построено на основе изложения учебно-методического и научного материала, с которым авторы работали продолжительное время в курсантской, слушательской и студенческой аудиториях. Выбор тем и содержания учебного пособия определили вузовские учебные планы и программы, а также контингент курсантов, слушателей и студентов, с которыми работали авторы.
В учебном пособии представлен широкой спектр философских направлений, позиций, взглядов. Если и можно говорить о его главной идее, то это, скорее, попытка подвести читателя к личностному выбору, самостоятельному ответу на основные философские вопросы. Каждый имеет право на свое обоснованное мнение по рассматриваемым в учебном пособии вопросам.
Опыт прежних десятилетий в преподавании философии предостерегает от всякого рода максимализма, поспешных обобщений, односторонности в рассмотрении философских текстов, и поэтому мы признаем опыт конкретной личности, уважительно относимся к самостоятельному поиску ответов на главные философские вопросы, которые, согласно И. Канту, звучат так: 1) что я могу знать?; 2) что я должен делать?; 3) на что я могу надеяться? и 4) что такое человек?
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И КРУГ
РЕШАЕМЫХ ВОПРОСОВ
«Что такое философия? – Самое значительное».
Плотин
Что такое философия? Жизнь человека характеризуется производством и накоплением знаний, которые нужны для решения возникающих в его жизни проблем. Знания бывают обыденными, религиозными, научными, художественными, техническими и философскими. Производством философских знаний занимаются философы.
Согласно легенде, первым назвал себя этим именем древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) – математик, искусствовед, неоднократный чемпион Олимпийских игр по борьбе. Когда его спрашивали «Ты кто, Пифагор?», он отвечал: «Философ». Это слово было неизвестно древним грекам, поэтому ему приходилось объяснять, что философ – это человек, стремящийся к мудрости[1]. Людей он делил на три категории в зависимости от их стремлений, и приводил в качестве примера тех, кто приходит на Олимпийские игры: 1) спортсмены, стремящиеся к победе; в обычной жизни им соответствуют те, кто стремится к славе; 2) торговцы, желающие заработать на продаже своих товаров; в жизни им соответствуют люди, стремящиеся к богатству; 3) зрители, желающие увидеть состязания людей, их силу и мастерство. Это и есть философы, говорил Пифагор. Им интересен сам человек, его стремления и возможности, мир, в котором он живет.
Но четкого определения предмета философии Пифагор не дал. Это сделал другой грек – Аристотель (IV в. до н. э.). Он считал философию «царицей наук», занимающейся поиском первопричин. Поэтому философию Аристотеля после его смерти стали называть «метафизикой» – наукой, следующей за физикой, описывающей принципы, на которых основана физика. Такое понимание философии как метанауки сохранилось и поныне, когда пытаются выяснить ее место в системе наук.
Обобщая философию античности, Плотин (III в.) впервые выдвинул ценностное (аксиологическое) определение философии, называя ее учением о самом значимом для человека. Продолжая эту традицию, в XX в. немецкие философы В. Виндельбанд и Г. Риккерт назвали философию наукой об общезначимых ценностях.
С таким пониманием философии во многом совпадает ее определение как теоретически оформленного мировоззрения, поскольку философия является видом мировоззренческого знания.
Мировоззрение и философия.Каждый из нас знает очень много: как завязать шнурок на кроссовке, доехать до места учебы, пожарить яичницу, решить уравнение с одним неизвестным, избежать неприятного разговора и т. д. Миллионами битов подобной информации заполнено наше сознание. Однако не все эти знания равнозначны. Многие из них мы храним в голове на всякий случай как храним гвозди и болты в ящике для инструментов. Но есть знания, определяющие нашу жизнь, придающие направленность нашим действиям, лежащие в основе нашего понимания мира, позволяющие оценивать свои и чужие поступки. Эти особые знания называют мировоззренческими, а их совокупность – мировоззрением. Содержание мировоззрения образуют взгляды человека на мир, на свое место в нем, ставшие убеждениями человека и основой его действий.
В процессе эволюции человека и общества менялось и мировоззрение. В истории культуры можно выделить три, заметно отличающиеся друг от друга, типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Несмотря на существенные различия, все они проникают друг в друга, в каждом в определенной мере содержатся элементы другого. Видимо, общее в них проявляется из-за того, что человеку всегда приходится решать одни и те же задачи, связанные с его существованием. Правда, меняются условия и средства решения этих вопросов, что отражается и в способах объяснения мира, но вопросы остаются. Они о том, что есть окружающий мир и человек, почему одни люди счастливы, а другие – нет, как правильно жить и как относиться к тем предписаниям, по которым нам рекомендуют жить, что есть благо, красота, смерть, истина и т. д. Указанные вопросы охватывают разные сферы человеческого бытия, и ответы на них образуют различные виды мировоззренческих знаний и оценок. К ним относятся научные и религиозные принципы, политико-правовые взгляды людей, их эстетические и нравственные ценности и идеалы, философские убеждения. Последние занимают особое место в мировоззрении. Н. В. Мотрошилова видит эту особенность в том, что «главнейшей функцией философии <…> является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей. Всеобщезначимых… не в том смысле, что они концентрируют в себе некие законченные истины, а в том, что не теряют смысла и значения проблемы-вопросы, находки и сомнения, великие прозрения и непреодоленные трудности, вызвавшие их к жизни»[2]. Э. Гуссерль называл философию наукой об истинных началах, истоках, корнях всего, чем интересуется человек. Если человек серьезно и систематически занимается решением подобных вопросов, считая их самыми значимыми, то он становится носителем философского мировоззрения. Встречается мнение, считающее этот тип мировоззрения высшей формой его развития, что вряд ли оправдано и восходит к идущей от Аристотеля традиции оценки философии как главной науки – «царицы наук»[3]. Можно предположить, что если о мировоззрении писали бы художники, то высшей формой мировоззрения они объявили бы художественное(поэтическое, эстетическое) мировоззрение, отличительными особенностями которого являются метафоричность, чувственность, эмоциональность.
Последние два типа мировоззрения не считаются историческими, основными, поскольку не занимали и не занимают в обществе господствующее место. Тем не менее, философские убеждения по причине их универсализма присутствуют в любом типе мировоззрения.
Причины множественности философских учений. Таким образом, делом философии является уяснение основ человеческого существования, поиск универсальных ценностей нашего бытия. По-разному представляя себе эти основы и ценности, все философы, однако, считают своей задачей уяснение их природы. Решая такую задачу, философия выступает синтезом всей духовной культуры, трансформируя ее содержание в знания об основных ценностях бытия человека. Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет. Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие – постижение сущности человека, третьи – познание Бога и путей к нему.
Немецкий философ И. Кант считал, что делом философии является поиск ответов на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Проблемы, возникающие при решении указанных вопросов, многосторонни: это и мера доверия мышлению и органам чувств, и выявление природы нормативного знания, и вопрос о смысле жизни. Ф. Энгельс считал основным вопросом философии решение проблемы определяющего начала в мире, полагая, что число этих начал можно свести к двум: материи и духу. Основная тема философских размышлений французского философа А. Камю – ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования.
Такие различия в определении круга исследуемых философией проблем и способов их решения породили сотни философских учений. Только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм, философская герменевтика, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм, структурализм, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология, персонализм, религиозная философия и др.
Большинство философских учений представляют собой определенную систему взглядов, но философия, взятая в целом как часть духовной культуры человечества, не является системой или стройным целостным учением. Это связано с тем, что она есть совокупность различных, в том числе и противоречивых, учений. Как нет математики вообще, а есть арифметика, геометрия, алгебра и т. д., так нет и философии вообще, а есть герменевтика, феноменология, философия жизни и т. д. Но, несмотря на различные формулировки вопросов в разных философских учениях, предметом каждого из них, в конечном счете, является постижение природы нашего существования, тех вещей, которые наиболее значимы для нашего бытия.
Характер философских взглядов человека в силу их значимости для него сильно влияет на круг задач, которые он ставит перед собой и пытается решить. История философии и науки показывает, что изменение философских ориентаций человека в корне меняет его понимание тех или иных положений науки, морали, политики, искусства. К примеру, представители философии лингвистического анализа многие мировоззренческие проблемы рассматривают как языковые и предлагают решать их через анализ применяемых в них терминов. Философы-экзистенциалисты считают, что все мировоззренческие вопросы должны решаться через призму переживания человеком конечности своего бытия, сопряженности этого бытия с бытием других людей и окружающих человека вещей. Такая философская установка окрашивает в тона чувственности, эмоционального напряжения все компоненты мировоззрения, глубоко пронизывая их идеей уникальности жизни каждого индивида. Своеобразную окраску политическим, эстетическим, нравственным проблемам, решаемым человеком, придают идеи религиозной философии.
Почему же философий так много? Дело в том, что мы отличаемся друг от друга не только цветом глаз, ростом, весом, но и условиями своего бытия. На жизнь каждого из нас влияют и доходы семьи, и качество жилья, состояние здоровья, возраст, профессия, круг друзей, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим. И еще многое другое. Некоторые из этих факторов случайны и преходящи, другие же могут влиять на нас очень долго и сильно, как, например хроническая болезнь или бедность. Последняя группа факторов и формирует то, что философы и социологи называют образом жизни человека. У каждого человека свой образ жизни, обусловленный экономическими, политическими, физиологическими, демографическими и другими условиями его существования. У части людей эти условия очень похожи, и под их влиянием у них складывается тождественный образ жизни. Люди, ведущие тождественный образ жизни, чтят одни те же ценности, придерживаются одинаковых политических взглядов. Иногда такое единство проявляется даже во внешнем виде, как, например, у рокеров или членов некоторых религиозных сект. Философские взгляды таких групп людей также в основном совпадают: одинаковые условия жизни ставят перед ними одинаковые мировоззренческие вопросы. Решая их в тождественных условиях и тождественными средствами, они получают тождественные результаты. И критиковать философские взгляды других людей равноценно критике их пола, возраста или профессии.
Основные проблемы философии. В зависимости от характера решаемых проблем в большинстве философских течений, в свою очередь, выделяется множество относительно самостоятельных областей исследования. А. Н. Чанышев – современный российский философ, писатель и поэт – в одной из своих работ указывает на 21 тему, волнующую философов. Это размышления о: 1) добре и зле; 2) причинной обусловленности вещей и явлений; 3) ценностях; 4) человеке; 5) началах всего существующего; 6) быте, обыденном; 7) знании; 8) нормах диалога и спора; 9) сокровенном (мистическом) знании; 10) мышлении и его законах; 11) процессах, лежащих между началами и концами; 12) целях; 13) Боге; 14) возможности постижении истины; 15) технике; 16) будущем; 17) субстрате, т. е. материале мироздания; 18) практическом опыте); 19) чувственно-прекрасном и безобразном; 20) конце света и других реальностей; 21) нравах[4].
Отдельные темы уже давно стали исследоваться такими философскими дисциплинами, как логика (учение о мышлении, нормах обоснования), этика (учение о нравах, добре и зле), эстетика (учение о прекрасном и безобразном), религиоведение (учение о Боге, конце света). Другие же стали предметом отдельных разделов философии:
v Онтология – учение о бытии. Главными вопросами онтологии являются: а) что такое этот мир, в котором мы живем, из чего он сделан и кто его сотворил?; б) что такое движение, пространство, время?; в) если мир материален, то что такое материя, а если в его основании лежит дух, то что такое дух?; г) развивается ли мир и что такое развитие? Последний вопрос отдельными философами рассматривается в специальном разделе философии – диалектике.
v Диалектика – учение о развитии. Основными вопросами диалектики являются: а) что такое развитие; б) является ли регресс развитием; в) если нет Бога, то что или кто заставляет неживой, живой, социальный мир совершенствоваться?; г) существуют ли общие законы, характеризующие развитие всех систем?
v Гносеология – учение о познании. Главными ее вопросами являются: а) способен ли человек к получению абсолютно объективного знания о мире?; б) как соотносятся практика и знание?; в) что такое истина?; г) какова мера участия чувств и разума в познании?; д) что такое научное знание? Последний вопрос нередко рассматривается в таком разделе философии как эпистемология.
v Эпистемология – учение о научном познании. Главные вопросы эпистемологии: а) что такое наука и как она связана с другими сферами общественной жизни?; б) какие особенности характерны для научного познания?; в) как взаимосвязаны эмпирический и теоретический уровни познания?; г) какие методы (способы) характеризуют эмпирическое и теоретическое познание?
v Философская антропология – философское учение о человеке. Ее центральными вопросами являются: а) если человек не создан Богом, то как он мог возникнуть?; б) человек есть биологическое или социальное существо?; в) в чем суть мышления и языка, являются ли эти феномены чисто человеческими?; г) в чем смысл человеческого существования?; д) что такое счастье?; е) обладает ли человек правом на смерть?
v Социальная философия – учение об обществе. Ее темы: а) основные сферы общественной жизни; б) кто и в какой мере может изменить общественное развитие (вопрос о субъектах истории); в) культура и субкультуры; г) техника и последствия технизации общественной жизни; д) глобальные проблемы современности. Часто в рамках социальной философии выделяют отдельное направление – философию истории.
v Философия истории – учение о развитии общества. Главные темы: а) проблема существования единого человечества, развивающегося по единым законам; б) особенности марксистской модели общественного развития; в) особенности теорий технологического детерминизма; г) особенность цивилизационного подхода к развитию общества; д) глобализация: «за» и «против».
v Аксиология – учение о ценностях. Основные ее вопросы: а) что такое ценность, она объективна или субъективна?; б) существуют ли общечеловеческие ценности?; в) существует ли иерархия ценностей?; г) как связана ценность с социальными, культурными, материальными факторами?[5]
Философия и наука. Частый ответ на этот вопрос, как правило, – «да». Но почему «да»? Как заметил один из крупнейших философов Нового времени Гегель, философия – это схваченная мыслью эпоха. Характерной чертой современной эпохи является господство научного типа мировоззрения над другими способами восприятия и понимания мира. Разработанность научных методов, наличие огромного числа людей, воспитанных на идеалах и нормах науки, сциентизация всех сторон общественной жизни – все это открывает большие возможности для развития философии как науки. В современном обществе совпадают и способы производства и функционирования философского и научного знаний: подготовка специалистов, формы оценки и стимулирования работы профессионалов, организация исследований, способы тиражирования полученного знания – в этом философия и наука практически не отличаются друг от друга. И у них еще много общего: обе являются формами производства знания, подчиняются общим законам развития духовной культуры, используют языки, отличающиеся от обыденного; философы часто пользуются принятыми в науке нормами и способами обоснования, а наука нередко решает вопросы философского характера. Некоторые работы известных физиков Н. Бора, Р. Карнапа, А. Эйнштейна больше похожи на философские трактаты, а известных философов Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Рассела можно одновременно называть и крупными математиками. Тем не менее, вопрос «Является ли философия наукой?» поднимается во всех серьезных исследованиях о природе философского знания. Почему?
Можно ли назвать наукой религиозную философию, представляющую собой часть религии? Разве религия является философией? А работы известных философов – А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра в большей мере являются художественными произведениями, чем философскими. Например, Камю не написал ни одной научной статьи, а вся его философия изложена в виде эссе и романов. Основатели философии жизни и экзистенциализма считали, что философия должна заниматься совершенно другими вопросами, нежели наука, и решать эти вопросы другими – вненаучными – средствами. Именно по этой причине М. Хайдеггер – один из авторитетных философов XX века – считал, что «философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой»[6].
Обобщая многочисленные споры на эту тему, можно сказать, что понятия «философия» и «наука» находятся в логическом отношении перекрещивания, т. е. их объемы частично совпадают. Совокупное философское знание состоит из различных, нередко даже противоположных течений. Некоторые из философских учений неотличимы от науки, полностью ориентируются на ее стандарты и отвечают всем критериям научности. Таковой, например, является философия логического позитивизма. А другие (религиозная философия, философия жизни, экзистенциализм и др.) считают, что философия и по предмету, и по методам представляет собой отличный от науки феномен. Понятно, что имеется взаимосвязь между любыми философскими и научными течениями: существуя в одном духовном пространстве, они не могут не влиять друг на друга. Не касаясь проблемы взаимоотношения науки и вненаучных форм философии, рассмотрим более подробно взаимосвязь науки и научно-философского знания.
Если рассматривать философию как науку, то сразу возникает вопрос об объекте философского исследования. Известно, что каждая наука имеет свой определенный «участок» реальности для исследования и объяснения. Каким же «участком» занимается философия?
Вот как в образной форме ответил на этот вопрос известный популяризатор науки А. Азимов: «Наука очень скоро стала походить на огромный сад, в разных уголках которого трудятся группы людей – каждая на своих делянках. В сад приходят все новые и новые работники, он разрастается и вместе с тем делянки становятся все меньше и меньше. Каждый садовод льнет к своему кустику, исследует его до последнего листочка, однако, ползая по клочку земли, он теряет возможность увидеть и понять то, что делают его соседи, не говоря уже о том, чтобы обозреть весь сад. Вот тут и приходит на помощь философия. Она представляет собой как бы вид с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире, о его закономерностях и взаимосвязях»[7].
Предложенный Азимовым образ философии позволяет представить ее в виде обобщающего результаты других наук знания, куда сведены наиболее значимые идеи всего научного познания. Предметом исследования философии в таком случае является мир в целом, мир как целое. Так понимал предмет философии русский философ М. Н. Ершов: «Каждая отдельная наука изучает мировую действительность в одном каком-либо разрезе, измерении. Философия имеет объектом размышлений мир как целое»[8].
Действительно, ни одна из существующих наук не претендует на создание общей картины мира, в которой были бы представлены все фундаментальные знания человечества. Этим весьма сложным делом занимается только философия, ориентированная на идеалы науки. Правда, создать стройную, непротиворечивую картину мира ей до сих пор не удалось. Но вины философов в этом нет: ведь им приходится конструировать картину мира из «полуфабрикатов». Дело в том, что еще ни одна наука до конца не разобралась в своем объекте исследования. И вряд ли когда-либо разберется, если исходить из постулата бесконечности и неисчерпаемости объектов, их свойств и отношений. Известный философ М. К. Мамардашвили объяснял невозможность создания законченной картины мира тем, что и философ, создающий ее, и сам мир, который он пытается понять, постоянно меняются. По этим причинам требовать от философов завершенной системы знаний о мире или каком-то его фрагменте может только человек, плохо знающий специфику научного познания. Тем не менее, философия, рассматриваемая в качестве науки, – это учение о мире в целом, учение, которое формирует у людей общую картину мира, не детализируя ее отдельные части.
Все науки условно можно разделить на три группы по степени обобщенности представленного в них знания: прикладные науки, фундаментальные науки и философия, рассматриваемая в этой системе как наиболее общая наука. Самую многочисленную группу в этой классификации образуют прикладные науки и научные дисциплины – их несколько тысяч. К ним, например, относятся агрономия, товароведение, хирургия. Знания, полученные при их изучении, можно сразу прикладывать к жизни, применять на практике. Поэтому многим они нравятся из-за их конкретности. Но этих знаний не всегда бывает достаточно для успеха в определенной сфере деятельности. К примеру, человек, работающий в области педагогики, неизбежно приходит к вопросам психологического и этического характера, к общей теории личности. Специалисту в области финансов и кредита трудно добиться полного понимания закономерностей развития своей сферы деятельности без знания общей экономической теории. Потребность в знаниях более общего характера вызвана необходимостью решения задач, не разрешимых средствами прикладных наук из-за ограниченности последних узкими рамками исследования.
Наиболее заметным носителем общетеоретических знаний являются фундаментальные науки. Их немного: математика, физика, астрономия, химия, биология, психология, социология и др. Любая из них включает в себя знания, которые применимы в соответствующей сфере исследования целой группы прикладных наук. Например, идеи общей психологии применяются и в инженерной, и дошкольной, и юридической психологии. Студенты-юристы изучают курс теории государства и права для того, чтобы при необходимости иметь возможность применить эти общеправовые знания при анализе проблем, возникающих в сфере уголовного, гражданского или международного права. Таким образом, фундаментальные науки дают прикладным ориентиры, представляя проблемы последних в более широкой системе отношений. Эту функцию фундаментальных наук называют методологической. Любую науку можно представить себе в виде совокупности методов.
Но при исследованиях, проводимых в области фундаментальных наук, неизбежно возникают следующие вопросы: «Насколько верны принципы, аксиомы, алгоритмы исследования, на которые опираются фундаментальные науки?»; «Почему они со временем меняются?»; «Как влияют вненаучные факторы на научные исследования?»; «Какова мера объективности научного знания?». Ни одна из фундаментальных наук специально этими вопросами не занимается. На них пытаются ответить философы-науковеды. В таком случае значительное содержание философии, называющей себя наукой, составляют обработанные ее методами и языком, проблемы фундаментальных наук. В рамках целостной философской системы они обобщаются и приобретают статус философского знания. Так, например, случилось с теорией эволюции Ч. Дарвина, физическим учением о пространстве и времени, идеями структурной лингвистики, психологической теорией интериоризации и т. д.
Приведенная классификация наук может быть изображена в виде конструкции, на вершине которой находится философия (научно-философское знание), основание образуют прикладные науки и дисциплины, а в середине пирамиды находятся фундаментальные науки:
Обобщающий характер научно-философского знания позволяет выполнять ему методологическую функцию по отношению к фундаментальным наукам.
Специфику методологической функции философии удачно объяснил армянский мыслитель Д. Анахт (V в.). Он говорил, что философия похожа на царя, который общается со своими подданными через своих князей. Под князьями Анахт подразумевал то, что мы называем сейчас фундаментальными науками, а под подданными – прикладные науки. Этот пример показывает, что философия взаимодействует в основном с фундаментальными науками. Поэтому она – прежде всего методология фундаментального научного знания. Методологическую функцию философия может успешно выполнять не только из-за концентрации в себе обобщенной общенаучной информации, но и благодаря насыщенности этой информации мировоззренческими знаниями вненаучного характера. В структуре философского знания проблемы науки соприкасаются с фундаментальными вопросами нравственности, религии, политики, искусства, что помогает более адекватно определить и оценить их место в жизни человека и общества.
Выводы:
1. Философия есть вид мировоззренческого знания. Мировоззрение есть совокупность знаний человека о мире, ставших его убеждениями и основой его действий.
2. Существуют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
3. Убеждения человека формируются в течение его жизни, и так как у людей разная жизнь, у них разные убеждения. Это касается и философских взглядов личности. По этой причине философских учений много и они не всегда совпадают.
4. Поскольку философий много (религиозная философия, экзистенциализм, позитивизм, прагматизм и т. д.), то не все они отвечают стандартам научности. Например, религиозная философия не является научной, а позитивизм – является таковой.
5. В сфере научного знания философия выполняет методологическую функцию, является методологией для фундаментальных наук. В то же время фундаментальные науки являются методологией для прикладных наук.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое мировоззрение?
2) Чем отличается религиозное мировоззрение от мифологического?
3) Какую функцию в структуре мировоззрения выполняет философское знание?
4) В чем специфика научного мировоззрения?
5) В чем причина многообразия философских учений?
6) Является ли философия наукой?
7) Чем отличаются прикладные науки от фундаментальных?
8) В чем отличие научно-философского знания от знаний, продуцируемых фундаментальными науками?
9) Каково значение научно-философского знания для правовых наук?
Тестовые задания к разделу I
1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период: 1) XII–X вв. до н. э.; 2) VII–VI вв. до н. э.; 3) III–II вв. до н. э.; 4) I–II вв. н. э.
2. Под философией понимают: 1) совокупность нравственных учений и норм; 2) жизненную мудрость; 3) систему религиозных учений о мире и человеке; 4) систему теоретических воззрений на мир и место в нем человека.
3. В отличие от науки, философия: 1) опирается на факты; 2) внутренне непротиворечива; 3) является систематизированным знанием; 4) постигает мир в его универсальной целостности.
4. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считаются предметом: 1) мифологии; 2) искусства; 3) истории; 4) философии.
5. Философия первоначально понималась как: 1) наука о человеке; 2) любовь к мудрости; 3) учение об абсолютной истине; 4) душа культуры.
6. Онтология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о человеке; 4) учение об обществе.
7. Гносеология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о человеке; 4) учение об обществе.
8. Философская антропология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о человеке; 4) учение об обществе.
9. Социальная философия – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о ценностях; 4) учение об обществе.
10. Аксиология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о ценностях; 4) учение об обществе.
11. Фундаментальные науки являются методологией для: 1) мифологии; 2) религии; 3) прикладных наук; 4) философии.
12. Философия, рассматриваемая как научно-философское знание, является методологией для: 1) мифологии; 2) религии; 3) прикладных наук; 4) фундаментальных наук.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Немецкая классическая философия
И. Кант. Без сомнения, рассуждает Кант, вне нашего сознания существует объективный мир – мир «вещей самих по себе» (мир сущностей). Этот мир, воздействуя на наши органы чувств, порождает в сознании образы и мысли – «мир явлений». Центральный вопрос познания – в какой мере соответствует «мир явлений» (т. е. наши знания о мире) «миру сущностей» (самому миру). Кант решает его в характерной для всего неклассического рационализма форме: ответить на этот вопрос невозможно, так как мы не знаем и не можем знать, что из себя представляет объективный мир. Почему? Потому что он всегда нам дан лишь через образы и мысли. Нам кажется, что мы сверяем наши знания о мире с самим миром с помощью практики. Но это иллюзия: речь в этом случае идет лишь о проверке одного знания (концептуального, теоретического) другим (чувственным). По сути, это проверка одних образов через другие. Мы обречены представлять мир таким, каким нам его рисует наше сознание. Ответить на вопрос, каков мир на самом деле, принципиально невозможно.
Из предшествующей традиции дедуктивного рационализма Кант считал достойной внимания лишь одну проблему – идею «безусловного» начала, на которое вынужден опираться разум при познании мира. При решении этого вопроса Кант воспроизводит по сути декартовскую концепцию «врожденных идей», трансформированную в ее философии до неузнаваемости. Если «врожденные идеи» Декарта имеют божественный характер, то Кант отказывается решать вопрос о происхождении априорных (доопытных) схем разума. Если у Декарта эти идеи имеют содержание, то Кант отводит им организующую (структурирующую) функцию в сознании. Такими «оформителями» чувственного мира человека Кант считает пространство и время, рассматриваемые им в качестве врожденных феноменов психики. Согласно этому учению, информация о мире, попавшая в сознание, организуется по его внутренним законам в некую целостность, которую мы и считаем миром. Поэтому принцип тождества бытия и мышления классического рационализма неверен: мы имеем право говорить лишь о структурах сознания, спроецированных на полученные при познании чувственные данные.
Появление этой философии открыло новую эпоху в истории рационализма, доведенную до логического завершения позитивизмом. Это был новый рационализм, который продолжал верить в силу разума и науки, но считал, что они должны быть очищены от ряда иллюзий, служивших источником многих ошибок. Задачу такой «расчистки» науки поставили перед собой Огюст Конт, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Конт назвал свое учение позитивной философией и оно, претерпев значительную эволюцию, дошло до нас под названием «позитивизм». В развитии позитивизма можно выделить три этапа: классический позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм. Объединяет их одно: как сделать науку более научной?
Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте(1762-1814). Фихте ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума – свободы, он стремится вывести и теоретический разум – познание природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного действия. Таким образом, философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активной практически деятельной сущности человека.
Исходное понятие системы Фихте – «Я», которое утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть: это самоочевидное суждение. Точно так же поступал Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность «Я»,у Фихте, основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира.
Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не-Я»; достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.
Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг(1775-1854). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы, как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъекта и объекта. Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих. Однако остается задача – из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений этого мира. Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания – интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а доступна только особым одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция,по Шеллингу, есть высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.
Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – видный представитель немецкой классической философии, который доводит до логического завершения идею пантеизма и дедуктивно-рационалистический метод. Лучшей иллюстрацией рационализма Гегеля может послужить следующий фрагмент из его «Философии истории»: «Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь, потому что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать как нечто особенное, лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей. Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина, и он является для самого себя тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность...»[50].
Для Гегеля не существует принципиальной разницы между разумом и природой: существует нечто единое – Абсолютная Идея, являющаяся по существу чистой мыслью, логикой. Эта Абсолютная Идея в своей эволюции последовательно проходит путь от неживой к живой природе, а от последней – к человеческому обществу, далее – к искусству, религии, философии. Достигнув своего высшего уровня развития в философии Гегеля, Абсолютная идея полностью осознает свою сущность, узнает свою историю, направленную на постепенное снятие своих отчужденных материальных и духовных обличий, стесняющих ее свободу. Поэтому и развитие природы, и развитие общества, и развитие религии подчинены единому алгоритму, заданному в виде законов диалектической логики. Законы природы и общества, согласно Гегелю, разумны, а вся история мира есть движение разума от своих низших состояний (материи) к высшим (философии). Постепенное одухотворение бытия есть генеральная линия всеобщего прогресса. Поэтому развитие общества тоже есть закономерное движение к идеальному состоянию, т. е. к строю, полностью основанному на нормах разума (позже эта идея была использована Марксом для создания теории коммунистического общества).
Итак, природа и социальная жизнь представляют собой варианты развития мысли, ее «инобытие». Поэтому природа и общество не могут развиваться как попало, они подчиняются логике разума, т. е. своей сущности. Как писал Т. И. Ойзерман, «традиционная идеалистическая формула – мышление первично, бытие вторично – трансформируется Гегелем в новое основоположение: мышление есть бытие, бытие есть мышление»[51]. Провозглашенный Спинозой панлогизм достигает у Гегеля высшей ступени развития: весь мир есть мысль, существующая в разных, в том числе материальных, «опредмеченных» формах.
Вопросы для самоконтроля
1) По какому признаку философов делят на материалистов и идеалистов?
2) Какие виды материализма Вам известны? Назовите 2-3 философов, придерживающихся идей стихийного материализма.
3) Что такое механический материализм и почему он появился?
4) В чем особенность диалектического материализма?
5) Что такое объективный идеализм? Назовите имена 2-3 философов, чью философию можно назвать объективным идеализмом.
6) В чем суть принципа гармонии веры и разума, проповедуемого философией неотомизма?
7) Почему мистицизм является идеализмом?
8) Что такое рационализм и в каких формах он существует?
9) Почему учения Декарта и Спинозы считают рационалистическими?
10) В чем особенность рационализма Гегеля?
11) Как решается вопрос об объективности знания в эмпириокритицизме, неопозитивизме и постпозитивизме?
12) Какую идею прагматизма Вы считаете центральной?
13) Почему философия жизни и экзистенциализм являются иррационалистическими учениями?
14) Какие философские проблемы Вы можете выделить в классическом психоанализе и неофрейдизме?
15) Какое понятие является центральным в философской герменевтике?
16) Каковы особенности философии постмодернизма?
Тестовые задания к разделу № II
1. Открытие материалистического понимания истории принадлежит: 1) Гегелю; 2) Канту; 3) Марксу; 4) Ницше.
2. К религиозным направлениям философской мысли относится: 1) марксистская философия; 2) неотомизм; 3) субъективный идеализм; 4) стихийный материализм.
3. Представителем стихийного материализма был: 1) К. Маркс; 2) П. Лаплас; 3) Демокрит; 4) Г. В. Плеханов.
4. Для материалистов характерен тезис: 1) дух первичен, материя вторична; 2) материя первична, дух вторичен; 3) дух и материя есть разные проявления одного и того же начала; 4) дух и материя являются самостоятельными, независимыми друг от друга началами.
5. Для идеалистов характерен тезис: 1) дух первичен, материя вторична; 2) материя первична, дух вторичен; 3) дух и материя есть разные проявления одного и того же начала; 4) дух и материя являются самостоятельными, независимыми друг от друга началами.
6. Представителем механического материализма является: 1) Демокрит; 2) П. Лаплас; 3) К. Маркс; 4) Г. В. Плеханов.
7. Для диалектического материализма характерно утверждение: 1) в основании всего лежит развивающаяся по своим собственным законам материя; 2) материя есть некое конкретное вещество (вода, воздух и пр.); 3) в жизни человека главное значение имеют материальные ценности; 4) в жизни человека главное значение имеют духовные ценности.
8. Представителем субъективного идеализма является: 1) Фалес; 2) Кант; 3) Гегель; 4) Эмпедокл.
9. Для субъективного идеализма характерен тезис: 1) Бог есть творец всего существующего; 2) мир для меня таков, каково мое сознание; 3) мир есть вечно развивающийся по законам диалектики дух; 4) мир есть материя и дух, где духу принадлежит главное место.
10. Одним из крупных представителей объективного идеализма является: 1) Демокрит; 2) Гегель; 3) Кант; 4) Маркс.
11. Попытку примирить науку и религию предпринимается в: 1) марксисткой философии; 2) философии Канта; 3) неотомизме; 4) стихийном материализме.
12. Учение, согласно которому основу человеческого поведения составляет разум, называется: 1) идеализмом; 2) иррационализмом; 3) материализмом; 4) рационализмом.
13. Представителями постпозитивизма являются: 1) Аристотель и Платон; 2) Т. Кун и К. Поппер; 3) Э. Гуссерль и Ж. Деррида. 4) О. Конт и Р. Карнап.
14. «Воля, чувства, инстинкты составляют основу человеческих поступков», – считают сторонники: 1) иррационализма; 2) наивного материализма; 3) рационализма; 4) постмодернизма.
15. Термин «пограничная ситуация» ввел в философию: 1) Ф. Ницше; 2) К. Ясперс; 3) Э. Гуссерль; 4) Ж.-Ф. Лиотар.
16. Основателем феноменологии считается: 1) Ф. Ницше; 2) К. Ясперс; 3) Э. Гуссерль; 4) Ж.-Ф. Лиотар.
17. Проблема понимания является центральной для: 1) философии жизни; 2) постпозитивизма; 3) феноменологии; 4) философской герменевтики.
18. Представителями неофрейдизма являются: 1) Ж.-Ф. Лиотар и М. Фуко; 2) Ж. Деррида и Э. Гуссерль; 3) М. Хайдеггер и Г.-Г. Гадамер; 4) К.-Г. Юнг и А. Адлер.
19. «Мир есть саморазвитие Абсолютной идеи», – считал: 1) К.-Г. Юнг; 2) Г. В. Ф. Гегель; 3) Аристотель. 4) Б. Спиноза.
20. «Знание не может быть абсолютно объективным, так как основывается на человеческих ощущениях», – считают представители: 1) марксизма; 2) монизма; 3) герменевтики; 4) эмпириокритицизма.
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
Вопросы для самоконтроля
1) Какой раздел философии посвящен анализу проблем бытия?
2) Что такое субстанция?
3) Что такое материя?
4) Может ли существовать движение без материи?
5) Является ли пространство субстанцией?
6) Как связаны материя и пространство?
7) Что такое пространство и время с точки зрения И. Канта?
8) В чем заключаются особенности толкования пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна?
9) Что такое развитие?
10) Как соотносятся понятия «движение и развитие»?
11) Чем отличаются понятия «прогресс» и «развитие»?
12) На каких принципах основывается диалектика?
13) Какой закон диалектики указывает на источник саморазвития?
14) Почему в диалектике развитие изображают в виде спирали?
15) Что в диалектике понимается под понятием меры?
16) Чем отличаются понятия «причинная связь» и «функциональная связь»?
17) Отличаются ли чем-то понятия «форма» и «структура»?
18) Что такое абстрактная возможность?
19) В чем отличие марксистской диалектики от гегелевской?
20) В каком законе диалектики выражена идея повторяемости в развитии?
Тестовые задания к разделу № III
1. Учение о бытии в философии называется: 1) аксиологией; 2) гносеологией; 3) онтологией; 4) эпистемологией.
2. Центральной категорией онтологии является: 1) знание; 2) опыт; 3) субстрат; 4) субстанция.
3. В классификации форм движения материи, данной Энгельсом, отсутствует такая форма движения как 1) биологическая; 2) планетарная; 3) физическая; 4) химическая.
4. Субъективисткую концепцию пространства и времени развивал: 1) Аристотель; 2) И. Кант; 3) И. Ньютон; 4) А. Эйнштейн.
5. Реляционную концепцию пространства и времени отстаивал: 1) Демокрит; 2) И. Кант; 3) И. Ньютон; 4) А. Эйнштейн.
6. Субстанциональную концепцию пространства и времени отстаивал: 1) И. Кант; 2) Аристотель; 3) И. Ньютон; 4) А. Эйнштейн.
7. Считал пространство субъективной формой психики: 1) Аристотель; 2) И. Кант; 3) И. Ньютон; 4) А. Эйнштейн.
8. Субстанциональной точки зрения на природу пространства придерживался: 1) Аристотель; 2) Демокрит; 3) И. Кант; 4) Б. Рассел.
9. Предметом диалектики является: 1) мир в целом; 2) общество; 3) человек; 4) развитие.
10. Основные законы диалектики были сформулированы: 1) Гераклитом; 2) Гегелем; 3) К. Марксом; 4) Ф. Энгельсом.
11. Марксистская теория развития называется: 1) идеалистическая диалектика; 2) материалистическая диалектика; 3) метафизика; 4) эклектика.
12. Источник развития объясняет диалектический закон: 1) единства и борьбы противоположностей; 2) взаимного перехода количественных и качественных изменений; 3) тождества бытия и мышления; 4) отрицания отрицания.
13. Утверждение о причинной обусловленности всех явлений называется: 1) антропологизм; 2) детерминизм; 3) номинализм; 4) реализм.
14. Философская позиция, согласно которой общее не обладает реальным существованием, называется: 1) антропологизм; 2) детерминизм; 3) номинализм; 4) реализм.
15. Приоритет целого над частью характерен для: 1) детерминизма; 2) номинализма; 3) структурализма; 4) холизма.
16. Отрицание случайного, абсолютизация необходимого приводят к: 1) реализму; 2) формализму; 3) фатализму; 4) холизму.
17. Наличие преемственной связи в развитии подчеркивается в законе: 1) единства и борьбы противоположностей; 2) взаимного перехода количественных и качественных изменений; 3) тождества бытия и мышления; 4) отрицания отрицания.
18. Отрицание всеобщего характера причинно-следственной связи называется: 1) агностицизм; 2) индетерминизм; 3) волюнтаризм; 4) фатализм.
19. Пытался доказать правильность индетерминизма: 1) А. Августин; 2) И. Кант; 3) Г. В. Ф. Гегель; 4) З. Фрейд.
20. С точки зрения диалектики, развитие: 1) характерно только для материальных систем; 2) присуще природе, обществу и сознанию; 3) наблюдается только в живых системах; 4) характерно только для социума.
21. Единство качества и количества есть: 1) граница; 2) время существования; 3) мера; 4) норма.
22. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития: 1) в виде волнового процесса; 2) как хаотического процесса; 3) в виде круговорота; 4) в виде спирали.
23. Качество предмета с точки зрения диалектики есть: 1) совокупность необходимых свойств предмета; 2) то, что можно измерить; 3) то, что никогда не изменяется в предмете; 4) внешние признаки предмета.
24. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики: 1) реализуются только в живой природе; 2) отражают саморазвитие абсолютного духа; 3) имеют универсальный характер; 4) являются теоретическими конструкциями, не обнаруживающие себя в объективной реальности.
РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Вопросы для самоконтроля
1) Какие аргументы «за» и «против» можно выдвинуть, оценивая дарвиновскую концепцию происхождения человека?
2) Кто впервые выдвинул идею, что труд преобразовал обезьяну в человека?
3) Можно ли называть человеком австралопитека, питекантропа, неандертальца?
4) В чем отличие понятия «личность» от понятия «человек»?
5) Что такое социализация?
6) Какие социальные факторы способствуют формированию делинквентного поведения личности?
7) Что такое гедонизм?
8) Отличаются ли понятия «цель жизни» и «смысл жизни»?
9) Что такое эвдемонизм?
10) Что такое альтруизм?
11) Какому пониманию счастья Вы отдаете предпочтение?
12) Чем отличается сознание от психики?
13) Что входит в содержание сознания?
14) Что такое мышление?
15) В чем суть теории интериоризации?
16) Когда и при каких условиях формируется мышление?
17) Какие факты указывают на взаимосвязь мышления и языка?
18) Какие факты указывают на то, что сознание является функцией человеческого мозга?
19) Как различают понятия «сознание» и «душа» религиозные философы?
20) Что такое идеальное?
Тестовые задания к разделу № IV
1. К биологизаторским концепциям сущности человека относится: 1) марксизм; 2) социал-дарвинизм; 3) феноменология; 4) экзистенциализм.
2. Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть: 1) герой; 2) индивид; 3) личность; 4) особь.
3. Социологизаторское понимание сущности человека характерно для: 1) дарвинизма; 2) марксизма; 3) теизма; 4) позитивизма.
4. Воля составляет сущность человека, считал: 1) Демокрит; 2) К. Маркс; 3) Р. Декарт; 4) А. Шопенгауэр.
5. Сторонником биологизаторской концепции человека является: 1) Платон; 2) Аристотель; 3) Ч. Ломброзо; 4) К. Маркс.
6. «Сущность человека формируется социальной средой», – считают сторонники: 1) биологического подхода; 2) натуралистического подхода; 3) психологического подхода; 4) социологического подхода.
7. Автором трудовой концепции происхождения человека является: 1) Аристотель; 2) Ч. Дарвин; 3) Т. Мальтус; 4) Ф. Энгельс.
8. Гедонизм – это: 1) учение Ге Дона; 2) стремление к счастью; 3) любовь к людям; 4) призыв наслаждаться жизнью.
9. «Смысл жизни – в служении людям», – считают представители: 1) альтруизма; 2) гедонизма; 3) марксизма; 4) эвдемонизма.
10. Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека с точки зрения представителей: 1) герменевтики; 2) неотомизма; 3) позитивизма; 4) психоанализа.
11. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в: 1) потустороннем мире; 2) преобразовании себя и общества; 3) самой жизни; 4) служении людям.
12. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется: 1) волей; 2) моралью; 3) нравственностью; 4) совестью.
13. Сущностью человека религиозные философы считают: 1) дух; 2) душу; 3) сердце; 4) сознание.
14. Вульгарные материалисты считают сознание: 1) видом духовного; 2) видом материи; 3) видом социального; 4) видом сакрального.
15. О соотношении мышления и языка можно сказать, что: 1) мышление возникает раньше языка; 2) язык возникает раньше мышления; 3) они возникают одновременно; 4) мышление существует автономно от языка.
16. К формально-логическим критериям правильности мышления относится: 1) альтернативность; 2) непротиворечивость; 3) провиденциализм; 4) субъективность.
17. В отличие от идеализма материализм рассматривает идеальное как: 1) идеал, к которому нужно стремиться; 2) Бога; 3) совершенного человека; 4) субъективный образ объективного мира.
18. В мышлении выделяются следующие уровни: 1) бессознательное; 2) восприятие; 3) разум; 4) рассудок.
19. Разделом философии, изучающим сознание и познание, является: 1) аксиология; 2) гносеология; 3) онтология; 4) этика.
20. Способность сознания объективировать возникающие образы, рассматривать их в качестве объективно существующих предметов, называется: 1) идеализацией; 2) интенциональностью; 3) пролиферацией; 4) верификацией.
21. Мышление ставят в полную зависимость от языка сторонники теории: 1) гедонизма; 2) неотомизма; 3) лингвистической философии; 4) лингвистической относительности.
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Предметом изучения социальной философии являются наиболее существенные элементы, свойства и отношения, составляющие содержание общественной жизни. Так как их существенность определяется автором той или иной теории общества, то социальная философия представляет собой совокупность различных, иногда даже противоположных учений о социальной реальности. Выбор проблем, включенных в содержание этого раздела и характер их решения, во многом определен существующей в отечественной философии последних десятилетий традицией и тем понятийным аппаратом, который широко представлен в научной и учебной литературе, использующейся в учебном процессе.
Кристаллизуя в себе общезначимые проблемы общественной жизни, социальная философия выступает методологической основой для экономической теории, политологии, теории и истории права, теории управления, этики, социальной психологии и через них оказывает влияние на содержание прикладных юридических, экономических, управленческих, психологических и педагогических наук.
Вопросы для самоконтроля
1) Что является предметом социальной философии?
2) Чем отличается социальная философия от других наук, изучающих общество?
3) Какую роль играет в обществе материально-производственная сфера? Назовите ее основные элементы.
4) Какие явления относятся к политическим?
5) Как связана политическая сфера общественной жизни с материально-производственной?
6) Что входит в духовную сферу общества?
7) Какими признаками обладает этнос?
8) Что такое класс и страт?
9) Чем определяется степень влияния личности на ход истории?
10) Какие две основные парадигмы характеризуют философию истории?
11) Кто является автором теории общественно-экономических формаций?
12) Что понимают марксисты под понятием «базис»?
13) Как называется период перехода от одной к другой общественно-экономической формации?
14) Какая главная идея теорий технологического детерминизма?
15) Какая сфера общественной жизни является ведущей в постиндустриальном обществе?
16) Кто является автором теории постиндустриального общества?
17) Какой термин использовал Н. Я. Данилевский для обозначения типа общества?
18) Как называется основная работа О. Шпенглера?
19) Что означает термин «цивилизация» в философии Шпенглера?
Тестовые задания к разделу № V
1. Структурными элементами материально-производственной сферы общества являются: 1) индивидуальное и общественное сознание; 2) партии и профсоюзы; 3) производительные силы и производственные отношения; 4) страты и классы.
2. Чем отличаются понятия «этнос» и «нация»? 1) это одно и то же; 2) нация является видом этноса; 3) этнос является видом нации; 4) этнос понятие научное, а нация – обыденное.
3. Автором теории пассионарности является: 1) Ю. Бромлей; 2) С. Брук; 3) Л. Гумилев; 4) П. Сорокин.
4. Экономическое определение классов принадлежит: 1) Л. Гумилеву; 2) В. Ленину; 3) П. Сорокину; 4) Ф. Энгельсу.
5. Главным политическим институтом является: 1) армия; 2) государство; 3) общество; 4) политическая партия.
6. Теорию социальной стратификации развивал: 1) Ю. Бромлей; 2) С. Брук; 3) Л. Гумилев; 4) П. Сорокин.
7. К формам общественного сознания не относится: 1) нравственное сознание; 2) политическое сознание; 3) религиозное сознание; 4) техническое сознание.
8. Г. В. Плеханов считал, что на ход истории сильнее всего может повлиять: 1) Бог; 2) государь; 3) богатый человек; 4) свободный человек.
9. Категории «возвышенное», «трагическое», «комическое»относятся к такой форме общественного сознания как: 1) правосознание; 2) нравственное сознание; 3) эстетическое сознание; 4) философия.
10. Коренные изменения в духовной жизни общества, смену ее базовых ценностей называют: 1) духовным кризисом; 2) мировоззрением; 3) надстройкой; 4) культурной революцией.
11. Раздел философии, изучающий общество называется: 1) антропология; 2) логика; 3) социальная философия; 4) философия политики.
12. По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была: 1) анархия; 2) война всех против всех; 3) коммуна; 4) первобытная община.
13. Для марксисткой философии истории характерным является: 1) материалистическое понимание истории; 2) категорический императив; 3) вера в вождя; 4) построение справедливого государства.
14. Основная категория исторического материализма, обозначающая тип общества на определенном этапе развития его способа производства: 1) корпорация; 2) эпоха; 3) общественно-экономическая формация; 4) цивилизация.
15. Какую концепцию общества развивали Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби? 1) теорию «технологического детерминизма»; 2) теорию «общественно-экономической формации и социальной революции»; 3) теорию «массового общества»; 4) теорию «локальных культур и цивилизаций».
16. Период перехода от одной общественно-экономической формации к другой в марксисткой философии называют: 1) реформой; 2) социальной революцией; 3) эволюцией; 4) перестройкой.
17. Концепцию локальных культур и цивилизаций не развивал: 1) А. Тойнби; 2) Гегель; 3) О. Шпенглер; 4) Н. Данилевский.
18. Мыслителем, развивавшим концепцию постиндустриализма, является 1) Д. Белл; 2) М. Вебер; 3) П. Сорокин; 4) О. Шпенглер.
19. Особенностью индустриального общества является: 1) ведущая роль сферы услуг; 2) ведущая роль церкви; 3) механизация производства; 4) развитие информационных технологий.
20. Автором произведения «Закат Европы» является: 1) К. Маркс; 2) Р. Арон; 3) К. Ясперс; 4) О. Шпенглер.
21. Считал цивилизацию «старостью» культуры: 1) Р. Арон; 2) О. Шпенглер; 3) А. Тойнби; 4) К. Ясперс.
22. Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальных благ является основой общественного развития, был: 1) Р. Арон; 2) К. Маркс. 3) Н. Я. Данилевский; 4) П. Сорокин.
23. С точки зрения креационизма главным источником социальных изменений является: 1) Бог; 2) креативная личность; 3) экономика; 4) политика.
24. Ученым, рассматривавшим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, был: 1) Аристотель; 2) Гегель; 3) А. Камю; 4) З. Фрейд.
25. Автором концепции «единого индустриального общества» является: 1) Р. Арон; 2) Гегель; 3) А. Тойнби; 4) О. Шпенглер.
26. Работу «Россия и Европа» написал: 1) Р. Арон; 2) Н. Я.Данилевский; 3) В. И. Ленин; 4) П. А. Сорокин.
27. Сторонники какого подхода считают, что общественное бытие определяет общественное сознание? 1) марксистского; 2) натуралистического; 3) религиозного; 4) феноменологического.
РАЗДЕЛ VI. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Вопросы для самоконтроля
1) В каком разделе философии исследуются вопросы познания?
2) Какая разница между понятиями «субъект познания» и «человек»?
3) Какую роль играет практика в познании?
4) В чем отличие классического и конвенциалистского определений истины?
5) В чем выражается относительность истины?
6) Чем отличается истинность высказывания от его правильности?
7) В чем выражается конкретность истины?
8) Может ли истина быть абстрактной?
9) В чем выражается субъективность истины?
10) Что такое эпистемология?
11) Чем отличается научное познание от обыденного?
12) Какие методы относятся к эмпирическим?
13) В чем суть аксиоматического метода?
14) Что такое идеализация и чем она отличается от абстрагирования?
15) Как связаны между собой методы исторического и логического исследования?
16) Что такое фальсификация и чем она отличается от верификации?
17) Что такое теоретический объект?
18) Какие эмпирические методы в большей степени применяются в правоохранительной деятельности?
Тестовые задания к разделу № VI
1. Философское учение о познании называется: 1) аксиологией; 2) гносеологией; 3) онтологией; 4) логикой.
2. Под абсолютностью истины в современной гносеологии понимают: 1) завершенность знания об объекте; 2) полноту знания об объекте; 3) то, что не изменяется в знании с течением времени; 4) идеал, к которому следует стремиться.
3. Согласно онтологической концепции, истина есть: 1) компонент учения о бытии; 2) объективно существующий образец; 3) материя; 4) знание, соответствующее объекту.
4. «Мир в принципе непознаваем», – утверждают сторонники: 1) диалектического материализма; 2) объективного идеализма; 3) субъективного идеализма; 4) стихийного материализма.
5. То, на что направлена познавательная деятельность субъекта, называется: 1) абсолютом; 2) законом; 3) материей; 4) объектом.
6. В каких суждениях отражена точка зрения агностицизма? 1) все наши знания, все научные теории – это лишь гипотезы; 2) я знаю, что ничего не знаю; 3) познание мира не может завершиться абсолютной истиной; 4) достоверное познание сущности вещей невозможно.
7. «Знание принципиально не может быть объективным», – утверждают сторонники: 1) марксизма; 2) позитивизма; 3) религиозной философии; 4) неотомизма.
8. Вопрос о том, способен ли человек познать мир, исследуется в: 1) антропологии; 2) гносеологии; 3) логике; 4) онтологии.
9. Учение, утверждающее первенство разума в познании и его независимость от чувственных восприятий, – это: 1) интуитивизм; 2) рационализм; 3) сенсуализм; 4) эмпиризм.
10. Понимание познания как отражения в сознании человека свойств предметов объективной реальности характерно для: 1) диалектического материализма; 2) объективного идеализма; 3) субъективного идеализма; 4) реализма.
11. Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть: 1) абсолютная истина; 2) объективная истина; 3) относительная истина; 4) субъективная истина.
12. Наряду с теоретическим уровнем в науке имеется уровень: 1) гуманистический; 2) биологический; 3) нравственный; 4) эмпирический.
13. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть: 1) конструирование; 2) моделирование; 3) наблюдение; 4) эксперимент.
14. Точка зрения, согласно которой опыт, а не теоретические рассуждения определяют сущность науки, называется: 1) прагматизм; 2) эмпиризм; 3) постпозитивизм; 4) трансцендентализм.
15. Согласно О. Конту, научность высказывания определяется ее опорой на: 1) мышление; 2) предшествующий опыт; 3) теорию; 4) факты.
16. Проблема отделения научного знания от ненаучного решалась в: 1) позитивизме; 2) религиозной философии; 3) прагматизме; 4) экзистенциализме.
17. Важнейшей отличительной чертой научного познания является: 1) использование методов; 2) опытная подтверждаемость; 3) практическая значимость; 4) стремление к истине.
18. Для науки характерна установка на: 1) наблюдение явлений; 2) описание явлений; 3) познание сущности явлений; 4) фиксацию явлений.
19. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, называется: 1) объяснение; 2) понимание; 3) осознание; 4) созерцание.
20. Способ достижения цели в процессе познания и освоения действительности называется: 1) методом; 2) мышлением; 3) представлением; 4) экспериментом.
21. Систематизированное знание о какой-либо предметной области называется: 1) концепцией; 2) теорией; 3) учением; 4) эпистемой.
22. Методологическая процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории при помощи их проверки эмпирическим данными, называется: 1) верификацией; 2) интерпретацией; 3) сублимацией; 4) фальсификацией.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М. : Проспект, 2010.
2. Бучило Н. Ф. Философия [Электронный ресурс] : электронный учебник / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. М. : КНОРУС, 2009.
3. Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник / В. Д. Губин. М. : Проспект, 2011.
4. Кармин А. С. Философия [Текст] : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. СПб. : Питер, 2010.
5. Марков Б. В. Философия для бакалавров и специалистов [Текст] : учебник / Б. В. Марков. СПб. : Питер, 2011.
6. Миронов В. В. Философия [Текст] : учебник / В. В. Миронов. М. : Проспект, 2009.
7. Нижников С. А. Философия [Текст] : учебник / С. А. Нижников. М. : Проспект, 2009.
8. Островский Э. В. Философия [Текст] : учебник / Э. В. Островский. М. : Вузовский учебник, 2011.
9. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст]. В 3 кн. / Б. Рассел. Новосибирск : Сибирское унив. изд-во, 2007.
10. Светлов В. А. История философии в схемах и комментариях [Текст] : учебное пособие / В. А. Светлов. СПб. : Питер, 2010.
11. Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник / А. Г. Спиркин. М. : Юрайт, 2010.
12. Спиркин А. Г. Философия [Электронный ресурс] : учебник / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. (Основы наук).
13. Философия [Текст] : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М. : Академический проект, 2009.
14. Философия [Текст] : учебное пособие / отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010.
15. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. В. Юдин; под ред. В. Н. Лавриненко. М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………... | |
Раздел I. Философия, ее предмет и круг решаемых вопросов….. | |
Что такое философия? – Мировоззрение и философия. – Причины множественности философских учений. – Основные проблемы философии. – Философия и наука. | |
Раздел II. История философии……………………………………… | |
§ 1. Историко-философский процесс. Критерии типологизации …… | |
Материализм и идеализм. – Рационализм и иррационализм. | |
§ 2. Философия Древнего Востока ……………………………………. | |
Буддийская философия. – Конфуцианство. – Даосизм. | |
§ 3. Античная философия ……………………………………………... | |
Древнегреческая философия доклассического периода. – Сократ. – Платон. – Аристотель. – Философия эллинистического периода. | |
§ 4. Средневековая философия ………………………………………... | |
Европейская средневековая философия. – Мусульманская философия. Суфизм. | |
§ 5. Философия эпохи Возрождения ………………………………….. | |
М. Монтень. – Н. Макиавелли. – Т. Мор. – Т. Кампанелла. – Я. Бёме. – Дж. Бруно. | |
§ 6. Философия Нового времени ……………………………………… | |
Р. Декарт. – Б. Спиноза. – Дж. Локк.. | |
§ 7. Немецкая классическая философия ……………………………… | |
И. Кант. – И. Фихте. – Ф. Шеллинг. – Г. В. Ф. Гегель. | |
§ 8. Философские направления XIX века …………………………….. | |
Философия жизни. – Классический позитивизм. – Эмпириокритицизм. – Прагматизм. | |
§ 9. Западноевропейская философия XX века ……………………….. | |
Классический психоанализ и неофрейдизм. – Христианская философия. Неотомизм. – Философский мистицизм. – Неопозитивизм. – Феноменология. – Философская герменевтика. – Экзистенциализм. – Постпозитивизм. – Постмодернизм в философии. | |
Раздел III. Философская картина мира…………………………… | |
§ 1. Учение о бытии ……………………………………………………. | |
Что есть бытие? – Картина мира, мировоззрение, онтология. – Учение о субстанции. – Дух как субстанция. – Материя как субстанция. – Движение. – Пространство и время. | |
§ 2. Учение о развитии ………………………………………………… | |
Понятие развития. – Всеобщие законы развития (гегелевско-марксистский вариант). – Категории диалектики как способы объяснения бытия. – Единичное и общее. – Форма и содержание. – Структура и элементы. – Часть и целое. – Необходимость и случайность. – Сущность и явление. – Возможность и действительность. – Причина и следствие. | |
Раздел IV. Философская антропология……………………………. | |
§ 1. Человек, его происхождение, сущность и смысл существования | |
Человек как продукт эволюции материи. – Биологическое и социальное в человеке. – Что такое личность? Понятие социализации. – Смысл жизни и счастье. | |
§ 2. Проблема сознания в философии ………………………………… | |
Что такое сознание? – Душа и сознание. Религиозный взгляд на сознание. – Сознание как отражение. Диалектико-материалистическая концепция сознания. – Проблема идеального. – Мышление и язык. – Роль общества в формировании сознания. – Сознание и мозг. | |
Раздел V. Социальная философия………………………………….. | |
§ 1. Общество как система …………………………………………….. | |
Сферы общественной жизни – Материально-производственная жизнь общества. – Политическая сфера общественной жизни. – Духовная жизнь общества. – Основные субъекты общественной жизни. – Этносы. – Классы. – Страты. – Личность как субъект исторического процесса. Роль личности в истории. | |
§ 2. Философия истории ……………………………………………….. | |
Критерии общественного прогресса. – Марксистский и немарксистский походы к анализу общественной жизни. – Общественно-экономические формации. – Концепции технологического детерминизма. – История как совокупность локальных культур. | |
Раздел VI. Теория познания…………………………………………. | |
§ 1. Проблема познания в философии ………………………………... | |
Основные парадигмы гносеологии. – Религиозное учение о познании. – Трансцендентальная традиция. – Диалектико-материалистическая концепция познания. – Субъект и объект познания. Проблема объективности знания. – Практика и познание. – Учение об истине. – Свойства истины. | |
§ 2. Научное познание ………………………………………………… | |
Особенности научного познания. – Уровни научного познания. – Методы научного познания. – Общелогические и эмпирические методы. – Теоретические методы. | |
Заключение ……………………………………………………………... | |
Список рекомендуемой литературы ………………………………….. |
Учебное издание
Рахматуллин Рафаэль Юсупович
Исаев Андрей Анатольевич
Янбухтин Раиль Маратович
Сухоплюев Павел Александрович
– Конец работы –
Используемые теги: основы, философии0.054
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов