рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические типы научной рациональности

Исторические типы научной рациональности - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Три Крупных Стадии Исторического Развития Науки, Каждую Из Которых Открывает ...

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цив-ции. Это – классич. Р.; неклассическая Р. и постнеклассическая Р. М/у ними сущ-т своеобразные "перекрытия". Каждый этап харак-ся особым сост-м науч. деят-ти, направленной на пост. рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект", то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, харак-ся различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке

На сайте allrefs.net читайте: 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические типы научной рациональности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие пробл. ф-фии науки
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Становл-е науки Нового Вр., роль ф-фии в этом пр-се. Эмпиризм и рационализм.
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Эмпиризм и рационализм
Осн. хар-ки эмпиризма:1) ед-ный источ-к зн-я – опыт. Зн-я приобр-ся в пр-се ж-ни. 2) ориентация на детальны йан-з чувств-го позн-я. 3) принижение или игнорир-е рац-го позн-я. 4) от

Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки.
Осн. хар-ки науч. зн-я. Важно, когда эти харак-ки присут-т в совокуп-ти. Наличие 9 хар-к свид-т, что зн-е действит-но научное. Объективность – осн. видом истины на

Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле

Многообразие новаций в развитии науки и проблема преемственности науч. зн-я. Перестройка оснований науки и изм-е смыслов мировоз-ких универсалий к-ры
Новации в науке (по степени значимости): 1. науч. открытия, 2. нов. т-рии, 3. нов. гипотезы, 4. иссл-кие прогр-мы, 5. нов. обл. науки (нов. направления), 6. нов. дисц-ны, 7. обновление ср-в и м-дов

Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище

Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой

Наука и ф-фия
На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа

Философия науки Мамардашвили
Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже

Рационализм и матем. идеал науч. зн-я. Методология дедуктивизма и ее подход к опред-ю крит-я науч. зн-я.
Рациональность –это тип мышл-я и соотв-го ему продукта, т.е. рац. зн-я, облад-го дискурсив-тью (сп-ть выраж-ся в языке), опред-тью пон-й и терминов, системн-тью, обоснов-тью, откр-

Пр-п фальсификацируемости в понимании науч. зн-я и реальная практика науки.
Фальсификационизм – противоположный подход к пр-пу В. Ф. в шир. см. – тоже самое что и Крит. рацион-зм, т.е. линия в постпозит-зме (осн-ль Поппер, предс-л

Гадамер о философии и герменевтики
  Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к

Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени. Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи

Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19

Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на

ФН и Ф. техники
Концепции: 1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука. 2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы. 3) Наука в целом развивалась

Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше

Лейбницианская идея матем-ки как учения о возможных мирах и универс-й науки как фил-кого исчесления
  Лейбниц (1646-1716) – нем. ф-ф, физик, математик, языковед 1666г. раб. «О комбинаторном иск-ве» - идея о созд-и матем. логики. 1669г. Соч. «Исповедание против пр-д

Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций

Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки.
Типы сциентизма по сфере применимости и хар-ру д-вия: 1. Социологический С. – (берет начало в одно вр. с воз-м ФН) – это направл-е ФН и социологии 19-20 вв, предс-ли кот.

Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги