Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки.
Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки. - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Типы Сциентизма По Сфере Применимости И Хар-Ру Д-Вия:
1. Соц...
Типы сциентизма по сфере применимости и хар-ру д-вия:
1. Социологический С. – (берет начало в одно вр. с воз-м ФН) – это направл-е ФН и социологии 19-20 вв, предс-ли кот. ориент-т иссл-е соц. наук на методологию наук ест-х (игнор-ся специф-ка объектов изуч-я). Предс-ли: 1 этап – Кон, Спенсер, Тард, Гумплович, Уорд. 2 этап – Ландберг. 3 этап – Миллс, Уайт.
Этапы формирования С.С.:
1 этап – начало форм-я С.С. с 30г. 19в. до перв. четв. 20 в. Образ Н. связ-ся либо с физикой (конц-я механицизма), либо с биологией (органицим). Предс-ли механиц-зма: Керри, Кетле, Дж. Ст. Милль. Предс-ли органиц-зма: Спенсер, Шеффле, Дюркгейм, Парето.
2 этап – 20-50-е гг. 20 в. – этап форм-я С. как такового. Осн. ф-ма проявл-я – базирование на неопозитивистской, т.е. эмпиристской методологии и физикализме (Ламберг), ткж на стр-но-функцион-м подходе.
3 этап – 60-е гг. и по наст. вр. – технологический С. Акцент на прикладной социально-инженерной f соц. зн-я.
Осн. пр-пы совр. С.С.:
1) социолог не опр-т цели и пробл. иссл-я, это реш-т рук-во об-вом. 2) рук-ли об-ва получ-т от социологов данные, рекоменд-ции и прочее орудие технологич. Плана, кот. они м. применять или не применять. 3) для выработки св. рекоменд-й социологи д. полн-тью отказ-ся от ф-ких взглядов на об-во, ткж от самост-го опр-ния тенд-й обществ-го разв-я.
2. Культурологический С. – это мировоз-кая установка, согл. кот. Н. явл. высш. кул-ной ценностью, а прогресс Н. обусл-т весь соц. и кул-ный прогресс чел-ва. Н. основа к-ры.
3. Методологический С. – это гносеологич. уст-ка, согл. кот. либо м-ды Н. признаются ед-но возм-ми для позн-я, либо м-ды точных и ест-х наук признаются универс-ми.
Когда мы опр-м роль Н. в об-ве, мы придерж-ся 2-х крайностей: либо С., либо А. Эта бинарность неизбежна в мировоззр-и. Оппозиционность С. и А. проявл-ся и в науч. саморефлексии. Такая бинарность выраж-ся либо в ф-ме интернализма, либо экстренализма.
Интернализм – направл-е в историографии и т-рии разв-я Н., согл. кот. глав. движ-ю силу разв-я Н. сост. внутреннеприсущие ей внут. силы, ср-ва и закономерн-ти. В рамках И. Н. рассм-ся как саморазв-ся с-ма, не завис. от экон., тех-ки, политики, ф-фии и т.д. Предс-ли: Койэре, Холл, Росси, Герлак, Поппер).
Экстернализм – направл-е в ф-фии и историографии Н., согл. кот. Н. как с-ма зн-я и как соц. инст-т явл. имманентной, органич-кой частью социокул-ры и испыт-т с ее стор. существенное влияние как целого и как совок-ти отд. подсист-м (здесь проподает специф-ка науч. зн-я). осн. влияние на Н. оказ. экон., техника, политика и дух. к-ра. Невоз-но внут. причинами объяснить, например, созд-е геометрии как теор. с-мы зн-й. Предс-ли: Гессер, Бернал, Тулмин, Гачев, Косорева, Штемплер). Формы Э.: «грубый» (социологизаторский) – за кажд. круп. когн-й инновацией в Н. кроется некий социокул-й вызов; «мягкий» - за науч. зн-м и его разв-м кроется относ-ная самост-ть по отн-ю к социокул-ре и опосред-й х-р влияния социокул-ры на науч. зн-е, т.е. такое влияние все равно признается, оно опред-щее, др. дело, что не напрямую.
Исторические типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной ц
Общие пробл. ф-фии науки
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.).
Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-
Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле
Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм
Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо
Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо
Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский
Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище
Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой
Наука и ф-фия
На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа
Философия науки Мамардашвили
Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже
Гадамер о философии и герменевтики
Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к
Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени.
Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи
Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19
Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на
ФН и Ф. техники
Концепции:
1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука.
2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы.
3) Наука в целом развивалась
Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше
Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций
Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов