рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава IV Бусидо Ценности самурая

Глава IV Бусидо Ценности самурая - раздел Культура, Самурай в японской культуре Глава Iv Бусидо Ценности Самурая. По Самым Разным Причинам - Островное Положе...

Глава IV Бусидо Ценности самурая. По самым разным причинам - островное положение страны, горные цепи, отделяющие один район от другого, сильные семейные и клановые связи, наконец, специфика исторического развития - японское общество в течение длительного времени оставалось сословно-замкнутым.

Начиная еще с эпохи Хэйан, все слои населения - от придворной аристократии до париев, все сословия и профессиональные группы подчеркивали и охраняли присущие собственно им и только им отличительные черты, причем порой весьма агрессивно.

Но именно в период Токугава, когда в стране господствовали самураи, замкнутость и кастовость, всегда занимавшие в мировоззрении воина одно из первых мест, стали частью философии общественной жизни и управления и достигли своего наивысшего воплощения.

О мироощущении самурайского сословия мы можем судить по дошедшим до нас сочинениям, которые большей частью представляют собой внутренние уставы и правила домов и кланов. Эти обрывчатые завещания, написанные высокопоставленными вассалами и главами домов, отражают понимание их авторами места самураев в обществе и сущности воинского духа. По форме они представляют собой сугубо доверительные советы и наставления, часто изложенные в виде максим.

Естественно, что различный социальный статус и личные воззрения конкретных людей привели к появлению разных концепций и идей относительно того, что значит быть самураем. Определенное влияние на эти сочинения накладывало время и место их создания, хотя в них во всех прослеживается ряд общих тем. Так, например, когда при Токугава в стране воцарился мир и вчерашним воинам суждено было стать управляющими, счетоводами и секретарями, самураям пришлось переосмысливать и свои ценности, и свою роль в обществе.

Некоторые из этих сочинений, изначально не предназначавшихся для чужих глаз, впоследствии были опубликованы, и именно по ним мы можем судить о том, что самураи думали о самих себе. Пожалуй, самое знаменитое из подобных сочинений - Хагакурэ любимая книга великого писателя и самурая двадцатого века Мисима Юкио 1925-1970 , написанное в начале восемнадцатого столетия преданным вассалом одного из влиятельных западных даймё. В это время, век спустя после воцарения Токугава, самурайское сословие усиленно приспосабливалось к непривычной для себя мирной роли, старалось не утратить и аутентичного самурайского духа. Еще одно сочинение - Будосёсинсю, или Кодекс самурая. Оно было создано за тридцать-сорок лет до Хагакурэ и принадлежит кисти Дайдодзи Юдзана Си-гэсуки.

Наиболее же известной западному миру является книга Инадзо Нитобэ Бусидо душа Японии. Именно благодаря ей слово бусидо вошло в западный лексикон. Она написана в начале нашего столетия и рисует несколько романтизированный и идеализированный портрет самурая, одновременно пытаясь подогнать традиционные ценности самурая под западные этические стандарты.

На основе доступных нам документов и исторических материалов можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что называть ценности самурая кодексом, как это сделал Нитобэ, пожалуй, слишком сильно. Они не были едиными для всех, и никогда никем официально не утверждались ценности самурая в огромной степени зависели от клана, которому он служил, и времени, в которое он жил. В лучшем случае, существовали какие-то общепринятые правила поведения в обществе.

При режиме Токугава некоторые самурайские обычаи, например, ритуалы и установления, связанные с сэппуку самоубийство, стандартизировались. К этому можно добавить существовавшую еще с незапамятных времен предрасположенность японской культуры к тщательной регламентации социального этикета в целом. Данную модель поведения едва ли можно называть собственно этикой, как это пытается делать Нитобэ.

Гораздо более точным суждением о природе бусидо нам представляется характеристика, данная Роджером Эй-мсом Бусидо, сущностью которого является решимость умереть, нельзя считать этической системой в строгом смысле слова По сути, оно не выражает ни какой-либо особенной модели поведения, ни нормативных стандартов. Наоборот, бусидо свободно от каких бы то ни было скрытых предписаний в отношении заданных верований или ценностей. Конечно, следовавший бусидо самурай выбирал ту линию поведения, которая наиболее соответствовала господствующей морали, или, точнее, он рождался в такой социальной обстановке, когда выбор этот был предопределен. Таким образом, само слово бусидо , Путь воина, нуждается в пояснениях.

Буси изначально называли воинов, принадлежавших к высшим слоям общества. Соответствующая китайская идеограмма состоит из двух компонентов, общий смысл которых интерпретировался по-разному. В любом случае, в Китае данный термин обозначал принадлежность к высшей касте, в руках которой находилось управление.

И в Китае, и в Японии необходимыми составляющими облика благородного человека считались два начала - ученость и военное искусство. Слово буси впервые появляется в Секи Нихонги завершена в 797 году в следующем пассаже Светлейший владыка император сказал Ученые люди и воины - это те, кого ценит народ. Слово же бусидо как официальное обозначение должной модели характера и поведения воина, которое иногда кратко определяют как верность, самодисциплина, хладнокровие, вошло в обиход лишь в конце шестнадцатого столетия, перед началом мирной эпохи Токугава.

Термином самурай - которым уже в наше время стали называть всех воинов подряд - начали пользоваться в десятом веке. Тогда так называли профессиональных солдатов невысокого звания, находившихся на службе у государства, но отнюдь не всадников-аристократов, описанных в Хэйкэ моногатари. Однако со временем, когда изменились и социально-политический климат, и армия в целом, слово самурай практически полностью вытеснило слово буси. К периоду Токугава 1600 1867 - эпохе единоличного правления сёгуна верховного полководца и его сторонников - самураем называли всякого, кто имел право носить два меча, за исключением разве что самураев высшего ранга - даймё. ВЕРНОСТЬ ГОСПОДИНУ И КЛАНУ Летом 1600 года Токугава Иэясу покидал окрестности Киото и отправлялся со своей армией на восток.

Потом он вновь вернется на запад и победит в решающем сражении при Сэкигахара.

Но на время восточного похода кто-то должен был прикрыть его тыл от наступавшего с запада противника. Единственным препятствием на пути продвижения последнего был замок Фусими, который принадлежал преданному вассалу Иэясу по имени Тории Мототада 1539-1600 . Иэясу не мог дать ему много воинов, но Мототада решительно отказался и от того, что предлагал Иэясу, сказав, что и в десять раз большее войско не сможет спасти замок. Он заверил своего господина, что со своими немногочисленными воинами будет стоять насмерть до последнего человека, дабы выиграть время.

Они расстались Иэясу поспешил на восток, а Мототада стал готовиться к смерти. В своем завещании, написанном в ночь после ухода армии Иэясу и адресованном сыну, Мототада говорит, что самурай не может позволить себе даже подумать о том, чтобы отказаться принять смерть во имя своего господина, если в этом возникает необходимость. Пожертвовать собственной жизнью ради господина - вот неизменный принцип преданности вассала.

Мототада выражает надежду, что своим поступком он укрепит сей принцип среди всех воинов страны. Затем он сделал необходимые приготовления. Атака началась 27 августа. Мототада со своими людьми оказал отчаянное сопротивление и продержался десять дней. Но среди его воинов нашелся предатель, который поджег замок изнутри и тем самым пробил брешь в оборонительных порядках. Воины советовали Мототада сразу же покончить с собой, но он ответил, что настал час отблагодарить их господина Иэясу за доброту и милости и отдать за него жизни.

Он открыл ворота и во главе отряда в триста всадников бросился на осаждавших замок. Он атаковал пять раз, пока рядом с ним не осталось лишь десять человек - все остальные погибли. Враги позволили Мототада совершить сэппуку. Мототада сдержал данное господину обещание он задержал наступавшего с запада противника. Иэясу получил десять драгоценных дней, которые, быть может, и оказались решающими. Битва при Сэкигахара была выиграна.

Но каким бы примером бесконечной преданности господину, скрепленным подписанным кровью завещанием, ни являлся поступок Мототада для воинов его поколения, после того, как Токугава победил в сражении при Сэкигахара и в стране воцарился мир, возникла настоятельная необходимость изменить философию самурая в связи с новыми сложившимися реалиями. Как должны были две высших добродетели самурая - абсолютная преданность господину до последнего вздоха и постоянная готовность к смерти - проявляться в скучных и обыденных обязанностях, таких как управление хозяйством или ведение счетов? Здесь, говоря об обязанностях, мы вступаем в сферу социальных взаимоотношений, ценности которой и поныне сохраняют свое влияние в японском обществе, в сферу он, гири и гиму. Он - это чувство благодарности и признательности человека по отношению к тем, кто занимает более высокое по сравнению с ним социальное положение, но оказывает ему внимание и почести.

Он включает в себя благодарение и соответствующее поведение за добро, оказанное человеку буддами, Небом, божествами, родителями, учителями и господином.

Причем этой благодарности всегда будет недостаточно. Гири и гиму означают примерно то же самое. В целом, они подразумевают все социальные обязательства в зависимости от полученных милостей человек может иметь что-то особенное, за что он должен возблагодарить, но, кроме этого, существуют еще и обязательства вежливости, юридические обязательства и т. п. Несомненно, что для самурая самым важным являлось отношение он к господину все его прочие обязательства вытекали из этого, центрального, и определялись им. Стоит заметить отношение он к господину, выражавшееся в первую очередь в абсолютной ему преданности, имело определенные внешние границы, но было поистине беспредельно по своей внутренней напряженности.

Абсолютная преданность распространялась только на непосредственного господина, главу семьи или даймё клана она не затрагивала взаимотношений между самими даймё. Даймё не считали свои соглашения друг с другом столь же обязывающими. Большинство подобных соглашений выражались в заключении браков, имевших целью выгоду, выживание, обретение земель, власти и т.п. Впрочем, бывали и исключения из этого ряда, когда союзниками становились даймё, принадлежавшие к одному клану.

Но в целом, повторим, дело обстояло так выбирался вероятный победитель будущих сражений и столкновений, и с ним заключался договор, который мог закрепляться браками или взаимным обменом заложниками.

Вот почему военная история Японии изобилует подобными временными альянсами, которые легко прерывались или меняли свой характер, если ситуация становилась иной. Так, Иэясу победил при Сэкигахара не в последнюю очередь потому, что имел своего человека в лагере врага. Этот даймё заключил с Иэясу тайное соглашение в надежде на особые привилегии после прихода Токугава к власти и обязался напасть в разгар битвы на своих сторонников с правого фланга. Его предательство, совершенное на второй день сражения, подорвало боевой дух армии западных кланов и обеспечило победу Иэясу. Сегодняшний дружественный даймё завтра может стать смертельным врагом! Итак, главным и первостепенным из всех обязательств самурая было отношение он к его непосредственному господину.

Обязательство перед господином стояло в одном ряду с долгом перед родителями и буддами оно считалось бесконечным и несоизмеримым с полученным благом. Обязательства же гиму и гири вполне измеримы и должны быть тщательно исполняемы! Оно не могло быть исчерпано за всю жизнь и не прекращалось до последнего вздоха, а в эпоху Токугава, когда миграция между сословиями была запрещена, превратилось в вечное и передаваемое из поколения в поколение! Именно тогда вышел указ сёгуната, запрещающий вассалам по собственной воле уходить из жизни после смерти господина.

Они обязаны были служить дому своего господина, они, их дети и внуки. Чувство преданности и долга перед господином имело экономические и эмоциональные корни. О первых прямо говорит Хагакурэ Когда я служил господину, я ни в малейшей степени не заботился о собственном благе в отличие от более молодых современников автора. Поскольку все исходило от моего господина, я не имел возможности ни обрести что-то, ни потерять Уйти со службы отдав ей все свои силы и совершить сэп-пуку - вот наилучший исход для вассала. Вассал в буквальном смысле всем принадлежал господину - своими землями, своим жалованием, своим имуществом и даже одеждой, которую он носил.

В период Токугава некоторые самураи низких рангов тайно подрабатывали ремесленниками, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Это было строго запрещено, но бедные или находившиеся в стесненных обстоятельствах даймё смотрели на это сквозь пальцы. Самурай - который более не был воином - имел единственную возможность изменить собственный статус он мог по своей воле либо будучи смещенным со службы стать ронином, воином без господина, и перебиваться случайными заработками.

Таким образом, преданность господину являлась просто-напросто единственным средством к существованию. Однако другой источник верности вассала - эмоциональный - порой перевешивал экономический. Существовало такое понятие, как узы верности, которое не утратило своей значимости и в наши дни. Работник сохраняет верность компании, ее президенту и своим непосредственным начальникам - этот порядок усердно культивируется и воплощается в жизнь крупными компаниями. Ямамото Цунэтомо 1658-1719 , автор Хагакурэ, был вассалом клана Набэсима на крайнем западе Японии.

В 1700 году его господин умер, и Цунэтомо, как преданный вассал, желал покончить с собой, чтобы последовать за господином. Но закон запрещал ему сделать это, и тогда он стал буддийским монахом, сочтя сей путь наилучшей альтернативой для верного слуги. Вот что он пишет о своем сильном чувстве преданности к покойному господину У меня нет ни малейшего желания достичь состояния будды, хоть это и противоречит моему теперешнему положению буддийского монаха.

В сердце моем глубоко запечатлено лишь одно искреннее желание, одна непоколебимая решимость - семь раз возродиться самураем Набэсима и управляющим нашего клана. Клан Набэсима, клан господина, стал для Цунэтомо родным кланом-семьей. Вот поистине самые крепкие из всех уз, привязывавших вассалов к господину, источник любви и почтения самурая к семье его господина и остро ощущаемого долга из поколения в поколение служить ей! В какой же форме они должны предстать в мирное время? Самураю следует исполнять повседневные обязанности, какими бы рутинными они ни казались как то несение стражи, домашние работы, административные дела с мыслью о том, что у него есть лишь один этот день, аккуратно и добросовестно, с почтением, как если бы он стоял перед господином. И тогда он не совершит ошибок Цунэтомо. Те же, кто ворчат по поводу якобы утомительных обязанностей, считая их наказанием и, быть может, тоскуя по минувшим романтическим временам доблести и отваги, на самом деле являются не воинами, а лишь конюхами и презренными слугами в обличий самурая Дайдодзи. Если для господина и его клана настанут трудные времена, вассалы должны делить с ним все тяготы и лишения.

Так, если даймё будет оказана честь оказать помощь сёгунату в каком-нибудь строительстве и он сочтет необходимым снизить жалованье вассалов, преданный самурай не должен проявлять недовольства Дай-додзи. Вассалы не должны также скупиться на траты, если речь идет об участии господина и его войска в каком-нибудь военном параде.

Ведь если они будут выглядеть хуже других, это станет позором для господина на всю жизнь.

В трудный период все вассалы, старые и новые, обязаны быть бережливыми, носить одежду из хлопка и бумаги зимой, а летом - катабира из хлопка или пеньки, есть неочищенный рис и мисосиру суп из бобов, колоть дрова и носить воду и заставлять жену готовить и делить все тяготы и лишения. Самурай может даже заложить запасной меч и шкатулку жены. Самурай не имеет права и подумать о том, чтобы жаловаться на сокращение жалования Дайдодзи. Кроме того, самурай не должен своим вызывающим поведением в общественных местах провоцировать стычки, ибо в таком случае он может бесславно погибнуть. Жизнь же его принадлежит не ему, а господину.

Вся она, без остатка, должна быть отдана службе. Самурай может расстаться с ней лишь для того, чтобы последовать за господином после его смерти. Самурай, искренне преданный своему господину, всегда будет ставить его благополучие выше собственного.

Он не будет осуждать своего господина перед другими людьми, а тем более перед посторонними, даже если господин совершил ошибку. Все внутренние дела клана не должны выноситься наружу. Никогда не поставит он во главу угла личную карьеру, счастье и процветание господина для него превыше всего, и он будет продолжать честно исполнять свой долг, даже если его заслуги останутся незамеченными. Цунэтомо, будучи уже старым человеком, вспоминает, с каким чувством он служил своему господину в молодости Я хотел служить молодому господину и думал, что попрошу об этом, когда он окажет мне честь и вызовет меня. Днем и ночью я с нетерпением ждал этой минуты. Наконец, как-то вечером молодой господин вызвал меня, и я немедленно отправился к нему. Господин сказал мне, что я явился очень быстро и что более никто не пришел.

Он был искренне рад моему приходу и оказал мне великую милость. Слова его так глубоко вошли в мое сердце, что я никогда не смогу забыть их. В последующем я понял, что в почитании и любви к господину никто не сравнится со мной. Я утешал себя одной только этой мыслью и целиком посвящал себя службе, не обращая внимания ни на свое низкое положение, ни на отсутствие у меня способностей.

Поэтому, когда господин умер, обо мне стало известно многим. Давать господину советы, а особенно предлагать прямо противоположное тому, что намеревается сделать господин, считалось проявлением крайнего неуважения, особенно если совет этот исходил от человека невысокого звания.

Если вассал будет прямо перечить господину, он только укрепит последнего в его неправильном суждении. Любое мнение надлежит высказывать как бы невзначай. Если же самурай имеет низкий ранг, что не позволяет ему обращаться непосредственно к господину, он должен сказать обо всем старшим вассалам. Если преданный самурай видит, что господин следует заведомо порочному совету плохого человека, льстеца и лицемера, и ничто не может разубедить его, он обязан доложить об этом старшим вассалам и убить такого советчика, будучи готовым взять ответственность на себя. Нитобэ полагает, что подобный поступок считался самураями единственно правильным и порой заканчивался самоубийством совершившего его Когда господин делал что-либо неправильное, долг верного вассала состоял в том, чтобы всеми возможными способами попытаться объяснить ему его ошибку.

Если же это ни к чему не приводило, оставалось только дать событиям идти своим чередом. Порой самураи прибегали к последнему способу воззвать к разуму и совести господина - они подтверждали искренность своих слов кровью совершали сэппуку. В дальнейшем мы особо поговорим о том, какое значение имело сэппуку ритуальное самоубийство для самураев.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Самурай в японской культуре

Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология моральные нормы, этические принципы в… Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее… Это сословие самураев Японии. Самураи - одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава IV Бусидо Ценности самурая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I Начало эпохи самураев
I Начало эпохи самураев. Хэйанская эра, отмеченная относительным спокойствием и высоким уровнем буддийской культуры, длилась около трех столетий 900-1200 . Конец ей положил приход к власти военных

Государство самураев
Государство самураев. Мечта многих могущественных даймё прошлого, наконец, стала реальностью. Древний идеал кланов, которые все до единого признавали духовного правителя императора, и всей достаточ

Крах Сёгуната
Крах Сёгуната. Последние годы сёгунского правления в девятнадцатом веке сотрясали один правительственный кризис за другим. В конце концов это привело к отречению сёгуна от власти в 1867 году

Глава II Самурайский меч
Глава II Самурайский меч. Со всей определенностью можно утверждать, что воина делает оружие. В Японии же самурая сделал меч. Меч создавал его душу, формировал его образ жизни, его боевое искусство,

Боевое оружие и мастерство
Боевое оружие и мастерство. Нарождающееся военное сословие впервые предстает перед нами на страницах Хэйкэ моногатари, в которой описываются события конца двенадцатого столетия. Мы видим, что будущ

Типы мечей
Типы мечей. Ученые, занимающиеся историей японского меча, сообщают нам, что первые мечи были прямыми по форме, заточенными лишь с одной стороны, имели длину от двух до четырех футов и были предназн

Как делался меч
Как делался меч. По всей видимости, первые японские мечи представляли собой закаленные железные пластины в форме лезвий. Однако вскоре на смену мягкому металлу пришла сталь. Конечно, сталь п

Вторичные процессы
Вторичные процессы. Перед тем, как меч получит заказчик, изделие проходит, особенно в наши дни, еще несколько уже менее важных этапов обработки. Некоторые из них выполняет сам кузнец, некоторые - д

Честь и гордость самурая
Честь и гордость самурая. Несомненно, что самураи, как только они осознали себя отдельным сословием, со всей серьезностью относились к своему высокому предназначению. Особенно это касается периода

Манеры и внешний вид самурая
Манеры и внешний вид самурая. Воины тринадцатого столетия, эпохи регентства Ходзё, были в глазах двора грубыми, нецивилизованными восточными варварами. Но, что интересно, они хотели оставаться таки

Обязанность и право на месть во имя сохранения чести семьи
Обязанность и право на месть во имя сохранения чести семьи. При определенных обстоятельствах самурай просто обязан был отомстить за зло - чаще всего за смерть одного из членов семьи, дабы спасти св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги