Реферат Курсовая Конспект
Этика и экономика: взаимная эвристика и анализ ограничений - раздел Культура, ЭТИКА БИЗНЕСА Исходя Из Экономической Этики Мораль И Хозяйс...
|
Исходя из экономической этики мораль и хозяйство и соответственно их научные формы отражения, этику и экономику можно понимать как взаимную эвристику и анализ ограничений. Хотя напряжение между обеими углами зрения приводит к многочисленным тернистым проблемам, но оно одновременно является условием творческого решения проблем для того, что может создавать наполненная человеческая жизнь в обществе с другими людьми. При этом инициатива может принципиально исходить от обеих сторон; как правило, одна сторона берет на себя динамическую, подгоняющую вперед часть (эвристика), другая пытается предпринять адаптацию к имеющимся средствам или к состоянию морального самосознания людей (анализ ограничений).
Если мораль и этика идут вперед, если они развивают идеалы и утопии правового общества и самореализации людей, то экономика призвана обрабатывать не все возможные, а только важнейшие в свете этих норм, идеалов и утопий вопросы: этика действует как эвристика экономики, а экономика как относящийся к ней анализ ограничений, который призван производить морально релевантное знание. Часто лишь спустя десятилетия, столетия выясняется, что нечто является экономически намного более разумным, чем предполагалось вначале; во многих отношениях это объясняется тем, что со временем удавалось разработать соответствующие новым идеям институциональные установления. Этика часто навязывает экономике темы, которые позднее становятся естественными проблемами хозяйства и экономики, или она стимулирует обращение экономики к таким морально чувствительным темам. Примерами этого могут быть демократия с равным правом голоса, социальная политика, участие в принятии решения на рабочем месте вплоть до положения человека как субъекта и коллективного стиля руководства, проблем окружающей среды, реструктуризации долгов развивающимся странам и многое другое. Другие действительные или только предполагаемые морально мотивированные идеалы не выдерживают – по крайней мере до сих пор – экономического испытания, как, например, требование одинакового дохода для всех и индивидуального права на труд; экономика указывает на эмпирические обстоятельства и теоретические причины того, что соответствующие ожидания останутся только иллюзиями.
Анализ ограничений такого типа часто проводится экономикой таким образом, что он легко попадает в недоразумения, ибо он интерпретирует этические задания как экономические преимущества в широком смысле слова. Существующие сегодня различные теоретические положения экономической теории морали понимают мораль как общественный капитал, который в соответствии с теорией общественных благ подлежит особым условиям производства и сохранения, имеет оправдание в экономических преимуществах для всех. Говоря экономически, моральные нормы являются инвестициями в сотрудничество между людьми, которое должно или может принести чрезвычайные производительные преимущества для всех. Таким образом, нормы следует понимать не как ограничение индивидуальной свободы, как считают определенные направления либерализма, а как обеспечение еще большей свободы, когда создается требуемая долговременной деятельностью надежность взаимных поведенческих ожиданий. Тем самым можно экономически интерпретировать моральные нормы, как и конституции, институты, социальный порядок в целом. Также возможно интерпретировать экономически то устремление к нормам, которое всегда выдвигают на передний план богословы и философы: нормы могут приносить боль, они ограничивают возможности деятельности. Но они делают это, чтобы открыть в долгосрочной перспективе и для всех более и выше оцениваемые возможности деятельности. Так можно экономически интерпретировать даже моральные идеалы и утопии: они являются предложением, требованиями более серьезных инвестиций в общественное сотрудничество. Однако такие инвестиции необходимо тщательно проверять на возможность их осуществления, на их смысл и их стоимость.
Роли могут быть распределены и наоборот: хозяйство и экономика могут развивать новые возможности (эвристика), и теперь этика фигурирует как инстанция, которая проверяет эти возможности на их совместимость с моральным самосознанием общества и направляющими традиционными моральными идеями – справедливое общество, образ человека в самом широком смысле (анализ ограничений). Самыми известными примерами тому являются рынок и конкуренция, моральное качество которых для всех, особенно для морально чувствительных людей, до сих пор не подкреплено аргументами, что приводит к выраженной сдержанности таких людей против рынка и конкуренции. В настоящее время таким примером может служить генная технология. Стандартной формулой в связи с этим всегда является то, что человеку не все разрешено из того, на что ему доступно технически, экономически и пр. Именно для таких проблемных контекстов экономическая этика имеет особое значение, она обоснованно показывает моральное качество новых возможностей и устанавливает таким образом связь с моральным самосознанием общества. Без соответствующего этико-экономического объяснения, возможно, были бы значительные сложности с общественным признанием многих разработок современного общества.
Этика и экономика в значительной степени зависят друг от друга. Они достигают именно тогда большей комплексности, когда не сводятся друг к другу в том или другом направлении: чтобы использовать это напряжение требуется взаимный перевод различных, также следующих различным методическим стандартам, типов речи. Когда этические соображения не могут быть экономически реконструированы, результатом является взаимное непонимание. Этот перевод предполагает высокую чувствительность к видению мира из перспективы иной науки.
Согласно пониманию предъявленной позиции, современная экономика как исторически (А. Смит), так и систематически вытекает из этики. Это видно из того, что в любой экономический анализ необходимо ввести только два измерения, чтобы вновь обратиться к этике: временное и социальное измерение. Если речь уже идет не о краткосрочных, а о долгосрочных соображениях пользы, и, кроме того, речь идет не об индивидуальных соображениях пользы, о пользе для общественности, то мы оказываемся в самом центре дискуссии по этическим вопросам. Дифференцирование наук часто делает эти связи невидимыми. Задачей экономической этики является разъяснение этих взаимосвязей. Основополагающую модель отношений этики и экономики можно характеризовать как перевод при сохранении, даже использовании разницы двух способов речи. Это означает, что не может быть ни доминирования этики над экономикой, ни сведения этических рассуждений до экономических расчетов.
Необходимо также обратить внимание, что функциональное рассмотрение морали в современном обществе и основанное на функциональном рассмотрении обоснование морали должно значительно отличаться от внутренней точки зрения морали в том виде, как она есть у морально действующего. Это участь современного общества – быть в состоянии видеть и обрабатывать один и тот же феномен в различных аспектах, не умея связывать различные перспективы в единую картину. В этом отношении теории внутренней точки зрения морально действующего человека, т. е. что-то вроде феноменологии морального сознания, являются необходимым дополнением к функциональному рассмотрению морали, в свою очередь не имея возможности быть сведенными к функциональным размышлениям. С точки зрения народного хозяйства предпринимательское стремление к прибыли было функционализировано для моральной цели; мы увидим, что в противоположность этому с точки зрения отдельного хозяйства функционализировано может быть выполнение морального стандарта для увеличения прибыли предпринимателей. Продуктивность современного общества основана именно на многообразии перспектив, которое непременно приводит к напряженностям, но разработка которых принципиально продуктивна. Это означает, что наряду с разработанным здесь функциональным рассмотрением морали не может подвергаться сомнению ни ценностное преимущество солидарности или «коммуникативной рациональности», ни легитимность этики в смысле феноменологии морального сознания. Акцент сделан здесь скорее на вопросах внедрения, ибо в развитии современных обществ в этих вопросах совершены особые и значительные смещения проблем.
ТЕМА 3. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
В научно–методической литературе отсутствует четкое определение понятия «деловое общение». Многие зарубежные авторы, а вслед за ними и отечественные исследователи связывают деловое общение в основном с коммерческой деятельностью и описывают различные формы общения в сфере бизнеса. Наиболее емким и полно раскрывающим сущность, с нашей точки зрения, представляется следующее определение.
Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.
В данном определении подчеркивается цель делового общения — организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами деятельности людей. Необходимо помнить, что участники делового общения, — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.
Как отмечают авторы «Психологии типов личности», деловое общение может быть необходимым(без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно); желательным (определенные межличностные контакты способствуют более успешному осуществлению задуманных планов); нейтральным (межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению поставленных задач); нежелательным(общение между определенными лицами затрудняет достижение поставленной цели).
В зависимости от различных признаков деловое общение можно разделить на следующие виды:
1) контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);
2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);
3) устное – письменное (с точки зрения формы существования языка) и др.
К основным функциям делового общения относят:
1) информационно – коммуникативную (прием и передача информации);
2) регулятивно – коммуникативную (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности);
3) аффективно – коммуникативную (передача эмоционального отношения).
В.К. Белолипецкий отмечает следующие специфические особенности делового общения.
Прежде всего это регламентированность,т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты поведения, которые определяются должностными правами и обязанностями работника, традициями данного коллектива, видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными обычаями.
Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время беседы, переговоров, на приеме, за столом; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д. Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать.
Знание правил делового этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Нарушение этикетных норм может привести к нежелательному результату в процессе общения, например, можно поставить человека в неловкое положение.
Регламентированностьвключает в себя также соблюдение речевого этикета. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить отношения, придти к взаимопониманию, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.
Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Деловые люди знают цену времени, стараются использовать его рационально и обычно расписывают свой рабочий день по часам и минутам. Поэтому, как правило, деловые встречи имеют строгий регламент. А чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.
Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, «играем» различные роли. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и частным лицом, и официальным представителем какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью.
Порой люди, связанные между собой родственными, дружескими, товарищескими, интимными отношениями, забывают об этом. В присутствии других сотрудников, посторонних лиц они ведут себя фамильярно, переходят на «ты – общение», используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.
Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс,. и тем самым обеспечивает его эффективность.
К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат.Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает удел неудачников (увольнение с работы, расторжение контракта, финансовые убытки и др.). Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, соблюдение нравственно-этических норм и принципов, адекватное поведение. Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).
Поскольку деловое общение связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области (производство, управление, медицина, транспорт, юриспруденция и т. д.), от его участников требуется хорошее знание языка своей специальности. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной специальности и разных, а также специалисты с неспециалистами.
Структура делового общения
В структуре общения исследователи выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан с обменом информацией словесными (знаковыми) средствами. Аффективный компонент связан с обменом информацией на эмоциональном уровне. Поведенческий компонент характеризует общение с позиции взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению.
Рассмотрим характеристики каждой из выделенных сторон общения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Тема Природа и сущность этики... Тема Эволюция этических подходов к хозяйственной деятельности...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика и экономика: взаимная эвристика и анализ ограничений
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов