Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.
Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии Эпоха Верхнего/ Позднего Палеолита – Конец Формирования Вида Homo Sapiens. Ск...
Эпоха Верхнего/ Позднего палеолита – конец формирования вида Homo Sapiens. Складываются все признаки соот-щие чел-ку (морфологические): прямохождение, сформировавшийся мозг с абстрактным мышлением, развитые верхние конечности; исп-ние огня→ изменение питания→ изменение строения челюсти и т.д.
Это повлекло большие изменения в организации общества. Чел-к был умелым, его техническая вооружённость в борьбе с природой сделала возможным сущ-ние относительно постоянных хоз-х коллективов. В тоже время требовалось эффективное исп-ние, совершенствование и передача по наследству орудий и навыков труда.
В праобщине б/ невозможна преемственность в изготовлении орудий труда. Осущ-ние такой преемственности – это уже К-ный опыт. Праобщина уступила место родовой общине.
Родовая община – первая форма общественной орг-ции людей, сформировавшая чел-кий коллектив – общество, члены кот-го б/ связаны м/у собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции.
Начало формирования материального хоз-ва.
Экзогамия - запрет брачных отношений м/у членами родственного коллектива в эпоху п/б-го строя – первые нормы регулирования брачных отношений.
Единицей отсчёта был признан материнский род. Род от первого женского предка – единый род. Внутри него невозможны брачные отношения. Род – первая форма организации.
Родовая община делится на:
1 – раннеродовая община;
2 – позднеродовая община.
РАННЕРОДОВАЯ ОБЩИНА (РРО)
Верхний палеолит. РРО хар-ся в экономическом смысле простым присваивающим хоз-вом, хар-ным для низших охотников, рыболовов и собирателей. => Примитивные родовые отношения. Ни во времени, ни в простр-ве эта стадия не была однообразной и продолжалась 25 000 лет. За это время в 3-4 аза расширился ассортимент орудий труда, особенно эффект-х составных микролитических орудий (использовали острые пластины, к палке, копью прикрепляли наконечник - вот и составное орудие).
Большое значение имело изобретение лука и стрел в эпоху мезолита. Лук появляется прежде всего в Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Океании. => 2 грани м/у двумя этапами охотничьей деят-ти: раньше охотились при помощи загона или при помощи построения ямы, куда загоняли животное; а с изобретением лука стало возможным преследование зверя, выслеживание. У некоторых народов лук заменяла духовая стрелометательная трубка.
Важнейшей инновацией стало изобретение орудий для морского зверобойного промысла – сети, крючки, гарпун и ср-во передвижения – лодка.
Разделения труда не было. Медленно появ-ся специализации: охотники, собиратели. В 18-22 годы – это уже опытный чел-к. Учитывались половозрастные хар-ки – возможности ч-ка: мужчины – охота, женщины и дети – собирательство. => Рост производительности труда. Начинается трудовая специализация. Были опытные охотники, собиратели и т.д.
Продолжительность жизни б/ незначительной – всего 18-22 года.
На этом этапе начинает прояв-ся пространственная вариативность производственной деят-ти. Для общин в Северных и Умеренных широтах собирательство играло меньшую роль, чем в Субтропиках и Тропиках. В северных широтах – более обширный ассортимент каменных орудий; в Тропиках – больше деревянных и бамбуковых орудий. В сев. широтах – рано начинают строить жилища; в Тропиках – долгое время обходятся без постоянных жилищ.
В Мезолите – хозяйство и материальная К-ра испытывают значительные изменения.
ПОЗДНЕРОДОВАЯ ОБЩИНА (ПРО)
Переход к ПРО связан с дальнейшим развитием производственных и соц-х отношений, с переходом к производящему хоз-ву.
Человек освоил множество новых приемов действия, почувствовал себя в ситуации обмена, осознал выгоду от всего этого, + накапливался опыт наблюдения за окружающим миром. Это привело к складыванию целого комплекса предпосылок, которые привели в итоге в рез-те длительного сложного процесса, прошедшего в своём развитиии неск-ко этапов, к процессу становления производящего хоз-ва, в отличии от присваивающего (тип хозяйства, когда человек присваивает при помощи созданных им орудий труда пищу, которую он находит в готовом виде в природе; характерен для п/б общества РРО).
Производящее хозяйство - тип хозяйства, при котором люди научились сами производить пищу и прочие необходимые для жизни предметы обихода; хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Переход к производящему хозяйству позволял прокормить большее количество людей в племени и создавал условия для дальнейшего развития человеческого общества.
К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...
Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19
Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо
Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф
Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры.
Основной тезис или идея - замена изучения
Психоаналитический подход к изучению культур.
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы
Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол
Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр
Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает
Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир
Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов
Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло
Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм
Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в
Научные теории антропогенеза.
Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны
Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.
Факторы расогенеза: естеств
Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов.
Эпоха неолита: у
Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики
Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл
Исторические формы брака и семьи.
Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн
Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,
Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →
Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв
Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому
Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал.
Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;
Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение
Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к
Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.
Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии
Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.
Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции.
Этни
Новости и инфо для студентов