Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии Магия И Ритуал.
Магия И Ритуал. 1) Закон Подобия – Можно Прои...
Магия и ритуал.
Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды; начинают взаимодействовать дальше еще долгое время.
Функция магии - обществ.магия как средоточение силы. Магия исцеляющая, уничтож. врага, укрощ. прир.сил. Природа магии – вера человека в то, что существует причинно следств. Связь ( кровно-родств. Связи – в них существ. все) . Раз человек часть природы он может на нее повлиять. Магия полно опис. у Малиновского. Переход к рулигии – человек разуверился что может все.
Неразрывная связь магии и ритуала. Магические действия осуществл. в ритуале. Ритуал погребения – именно с него начинается наиболее полное осознание потустороннего влияния. В ритуале главное точно его соблюсти. Магия выполняет связующую функцию в общ. И природной системе и помогает ему объяснить систему взаимосвязей и в ней адаптироваться и еще на нее воздействовать, выживание человека.
Симпатическая магия. Взаимодействие двух объектов. Берутся обрезки костей, волос, лепится куклу – ее уничтожают – уничтожение человека.
Согласно Дж.Фрезеру – исследователю магии, симпатическая магия - основана на убеждении в существовании связи между любым предметом реального мира и происходящими в нем событиями. Симпатическая магия включает гомеопатическую (имитативную, подобную) и контагиозную магию (закон соприкосновения (заражения)). Оба принципа относятся к симпатической магии в силу использования одного принципа – передачи воздействия через магическую субстанцию.
Гомеопатическая магия - магия, при которой, воздействуя на предмет при помощи определенных магических процедур, ожидают аналогичного влияния на другой предмет, связанный с первым. Закон подобия. Наиболее известны ритуалы «кукольной» магии. Слепив из воска человекообразную куклу, делающий ритуал маг уверен, что, пронзив сердце куклы иглой, он добьется раны у жертвы.
Однако не всегда используется один принцип магии. Если восковое подобие будет содержать волосы жертвы, кровь, зуб или часть ткани одежды, то есть, то что входило в контакт с «жертвой», то это будет уже использование и контагиозной магии тоже.
Контагиозная магия.Основана на том, что вещи, раз пришедшие в соприкосновение, сохраняют связь на расстоянии. Примером этой магии может быть использование крови, ногтей, зубов, волос в колдовстве разного рода (связь между волосами и ногтями человека и самим человеком).
47. Особенности возникновения и характер мифологического сознания.
Условия и закономерности возникновения древнего мифологического сознания сводятся к следующим:
- освоение территории, необходимой для безопасного проживания и гарантированного пропитания;
- постоянная угроза "чужого" мира и потребность ценностного самоопределения в "иллюзорной" форме;
- эмоциональная доминантность и неустойчивость психики древнего человека;
- "ночное сознание", складывающееся из переживаний бодрствования и сновидений;
- способность эмоциональной рефлексии (позитивной самооценки) и символического выражения оценок.
Для современного человека мир явлений природы есть главным образом "оно", для древнего человека мир рассматривался как равноправный партнер и участник отношений. Можно выделить такие этапы в развитии древнего мифологического сознания в его отношении к миру:
- мир есть "я", он отождествляется с субъектом сознания, человеком, не различающим границ своего тела и мира (целостное мифологическое сознание);
- мир есть "ты", живой равнозначный и равноправный собеседник, такой же субъект сознания и действия (начало разложения мифологического сознания, потому что человек уже начал отделяться от мира);
- мир есть "оно", инертный объект отношения и действия, познания и преобразования (многомерное рационализированное сознание).
Все темы данного раздела:
Предпосылки формирования научной антропологии, основные этапы ее развития.
Как научная дисц-на. Возникла в англоязычной среде. Основы современной культурной антр-и заложены в эп. Великих геогр. Открытий. Направление иссл-я культуры примитивных обществ и народов. К сер.19
Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19
Общая характеристика диффузионизма как направления в КА.
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение&q
Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо
Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф
Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры.
Основной тезис или идея - замена изучения
Психоаналитический подход к изучению культур.
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы
Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол
Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр
Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает
Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир
Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов
Этнопсихологическое направление в американской этнографии. Э.Сепир, Р.Бенедикт, М.Мид, А,Кардинер.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАв этно г р а ф и и, направление в этнографии США, господствовавшее в 30- 40-х гг. 20 в. Глава школы - психиатр А. Кардинер, последователи - этнографы Р. Линтон, Р. Бенедикт
Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло
Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм
Антропогенез. Основные этапы процесса антропогенеза. Критерии человека.
Антропогенез — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке). ча
Моноцентрическая и полицентрическая гипотезы происхождения человека
Этапы эволюции чел.1.40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный . Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных . 2.2
Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в
Научные теории антропогенеза.
Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны
Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.
Факторы расогенеза: естеств
Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов.
Эпоха неолита: у
Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики
Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.
Эпоха Верхнего/ Позднего палеолита – конец формирования вида Homo Sapiens. Складываются все признаки соот-щие чел-ку (морфологические): прямохождение, сформировавшийся мозг с абстрактным мышлением,
Формы и основания обмена в архаичных об-ах. Дарение, потолач, рыночный обмен. (1)
Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографи
Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.
На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).
Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл
Исторические формы брака и семьи.
Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн
Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,
Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →
Политическая организация архаичного общества и происхождение власти.
Ситуационное лидерство- лидер решал внутри род,межрод конфликты, нарушение табу. Вождество основано на принципе ранжирования – различия в
Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации.
На стадии ППО организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Вместе с тем, развитие … способствовало началу иерархизации органов коллективной власти. Появились и нов
Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв
Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому
Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение
Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства.
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью.
Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к
История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства.
Палеолитическое искусство - искусство позднего палеолита, основанное на анимизме и тотемизме, характерной чертой которого является стихийный реализм: - закрепляет коллективный жизне
Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.
Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии
Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.
Современная этническая картина мира.
6. Этнические константы — бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческ
Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции.
Этни
Специфика глобализации в культуре по сравнению с другими сферами общественной жизни.
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста ку
Новости и инфо для студентов