Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии
Помимо Материальных Достижений: Неандертальцы (...
Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, каменные ножи, резцы, буравчики и т.д. - всего археологи насчитывают не менее 60 видов орудий неандертальцев. Hовая техника обработки камня позволяет выделить времена неандертальцев в особую эпоху - средний палеолит (Мустьерскую эпоху). Неандертальцы научились с помощью жил животных привязывать каменные ножи к длинным прямым палкам. Т.о. получились копья - первые орудия, состоящие более чем из одной детали. Изменилась и тактика охоты. Неандертальцы стали специализиpоваться на одном виде животных. Благодаря чему охотники лучше узнали повадки звеpей. Они научились готовить на огне не только мясо, но и ранее несъедобные вещи - зерна злаков, напр. А из шкур они уже делали настоящую одежду, выкроенную из отдельных кусков шкур, скрепленных между собой.
У неандертальцев были и духовные. У них появились искусство и pелигия. Искусство неандертальцев было очень примитивным - повторяющиеся знаки на камнях, весьма несовершенный орнамент (например в пещере де Л'Азе, Франция). О наличии религиозных верований свидетельствуют появившиеся у неандертальцев обряды погребения. Так возле пещеры Шанидар, в горах Северного Ирака, найдена могила неандертальца, усыпанная букетами цветов.
О существовании зачатков искусства у неандертальца можно судить по некоторым находкам. Так, в Венгрии в пещере Тита была найдена кость, которой придали овальную форму, на нескольких камнях в этой пещере изображены волнистые линии. Неандертальцам приписывают ритмические нарезки на костях - прототип орнамента, плиты с углублениями (возможно, в них разводили природные пигменты для боевой раскраски тела), "карандаши" из двуокиси марганца.
Поскольку у неандертальцев уже были обряды, магии, ритуалы, можно предположить, что зачатки искусства у неандертальца были связаны с ними. Возможно, что вначале были обрядовые действия с тушей убитого животного, позже - с его шкурой, наброшенной на камень или скалу, т.н. "натуральный макет": на выступ набрасывали шкуру убитого зверя и сверху клали голову. Позднее сооружали постамент - символ фигуры зверя - для головы, а в позднем палеолите делали грубую лепку тела зверя без головы, покрывали шкурой и скрепляли с головой. Все эти акты включали в себя элементы охотничье-промысловой магии. Резьба на костяных ножах и дубинках, как и усыпание могилы цветами, свидетельствует о развитии эстетического чувства. Это скорее не произведения искусства, а показатели усложнения психики, духовной жизни неандертальцев.
Неандертальцам были св-ны и зачатки гуманизма - они защищали и сохраняли жизнь стариков и инвалидов. В пещере Шанидар найдены останки однорукого неандертальца, к-рый после утраты верхней конечности прожил еще много лет, благодаря заботе соплеменников.
Кроманьонцы: культура и искусство
Культуру кроманьонцев (40 тыс. л.н.) отличает огромное разнообразие форм орудий (ножи, копья, дротики, скребки, шилья, проколки и др.). Широко распространяются орудия из кости, техника изготовления каменных орудий усложняется. Разнообразие типов орудий говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы уменьшалась. В это время человек умел сшивать жилами шкуры животных и изготовлять из них одежду и жилье.
Возникновение искусства. О первом расцвете таланта кроманьонцев повествуют древние пещеры Европы. Рисунки пещеры Ласко во Франции имеют возраст 17 тыс. лет. Это был конец ледникового периода, и по рисункам в Ласко и других пещерах Франции видим, как ледниковая фауна (шерстистый носорог, мамонт, северный олень) постепенно замещается фауной умеренной зоны (дикий бык тур, зубр, благородный олень и т.д.). Пещера Альтамира в Испании покрыта фресками с изображениями оленей, зубров, туров, кабанов. Люди проникали в туннели пещер, освещая дорогу огоньками каменных светильников с растопленным животным жиром. И там в отдаленных проходах и залах, добираться до которых приходилось часами и нередко ползком, они покрывали стены рисунками. В качестве красок использовали красную, коричневую и желтую охру, а для черного цвета - древесный уголь и марганцевую руду. Кисточками служили палочки с расщепленными на волокна концами, иногда рисунок просто выцарапывался. Изображались отдельные животные и даже целые охотничьи сцены; пейзаж отсутствовал. Известны также костяные статуэтки людей, животных, украшения. Сравнительно недавно на Украине были открыты музыкальные инструменты из костей мамонта.
Точно не известно, что побуждало этих людей рисовать. Некоторые рисунки, возможно, входили в культовый обряд или имели маги-чекое назначение: изображения животных как бы заклинали природу помочь в охоте на них, другие - обучали охоте.
Искусство как общественный вид деятельности оказало серьезное влияние на эволюцию человека, потому что в искусстве сочетаются труд, мышление и речь. Многие произведения искусства, видимо, просто удовлетворяли зарождающиеся эстетические потребности первобытных людей, рисование само по себе давало им радость.
К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...
Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19
Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо
Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф
Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры.
Основной тезис или идея - замена изучения
Психоаналитический подход к изучению культур.
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы
Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол
Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр
Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает
Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир
Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов
Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло
Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм
Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в
Научные теории антропогенеза.
Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны
Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.
Факторы расогенеза: естеств
Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов.
Эпоха неолита: у
Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики
Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл
Исторические формы брака и семьи.
Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн
Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,
Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →
Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв
Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому
Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал.
Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;
Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение
Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.
Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии
Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.
Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции.
Этни
Новости и инфо для студентов