рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие - раздел Культура, НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Внедрение Новых Технологий, Переструктурирование Эконо­мики, Сокращение Занят...

Внедрение новых технологий, переструктурирование эконо­мики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единствен­ную форму неотчужденного бытия. Последняя в большей степени характерна для молодежной среды, где происходит формирование новых форм духовности, и на место ценностей протестантской эти­ки и «религии труда» приходят восточные мистические учения, ориентированные на освобождение импульсов подсознания, бес­предельное расширение возможностей человека, превращение его в центр мироздания.

Тем самым происходит своеобразный возврат к архетипам «мистического участия» и «психологической идентичности». В общесоциальном плане предпосылки для такого возврата связаны с переходом от культуры «модернити», понимаемой как рациона­лизм, индустриализм и сциентизм Нового времени, к постиндуст­риальному обществу, культуре постмодерна. Специфика культуры и менталитета постмодерна, в отличие от модерна, - отход от тех­нократической рациональности, которая перестает быть главным, конституирующим основанием культуры. Постмодерн ищет реше­ния, в отличие от модерна, не только в рациональном научном зна­нии, но и в иррациональных тайнах человеческой психики, он тре­бует соединения точных универсальных знаний с относительными и локальными идеологическими, религиозными, этическими, эсте­тическими ценностями1.

Решающим объективным условием отмеченных изменений являются процессы, происходящие в производстве. Практика под­тверждает высокую эффективность принципа «гуманизации» в сфере «высоких технологий». Прежде всего накапливаемые эмпи­рические данные о функционировании «малолюдных» компьюте­ризированных производств во всех странах свидетельствуют об их «субоптимальной эффективности» по сравнению с традиционными, их дисфункциях, сбоях, снижении качества и недоиспользовании мощного технического потенциала в результате недооценки роли живого труда2. Следовательно, труд должен быть организован так, чтобы каждый работник мог реализовать свою субъективность. Под натиском этих отрезвляющих фактов начался пересмотр места че­ловека в современном производстве с гибкой автоматикой. Меняет­ся баланс его функций, когда он все меньше непосредственно про-

1 См.: Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйственной и
предпринимательской деятельности. - С. 264.

2 См.: Вильховченко Э.Д. Технократические тупики... - С. 129.


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ__________________

изводит, но все больше контролирует, корректирует, оптимизирует, короче, обеспечивает новый способ производства общественного богатства современными научными знаниями, которые овеществ­лены в технологии и персонифицированы в нем самом.

В этой связи начаты поиски альтернативной технократизму оптимальной комбинации возможностей сегодняшней техники и способностей человека. Этот поиск все больше исходит из призна­ния человека не просто важным, но ключевым ресурсом процесса производства и агентом НТР, необходимости непрерывного пере­обучения и профессионализации работника, формирования его но­вой мотивации к труду и участия в производстве. Всемерное разви­тие человеческих ресурсов рассматривается как новый социальный «культурный вызов технократизму в преддверии постиндустриаль­ного общества. При этом меняется и сама концепция «человеческих ресурсов» - ее центральным компонентом становится антропоцен­трическая ориентация»1.

В масштабах общества лишение наемного большинства экзи­стенциальной наполненности современной трудовой деятельности вместе с ее духовным потенциалом в 80-е годы начало перерастать из академической проблемы в предмет общественной борьбы, уси­ливая критику технократических путей развития производства профсоюзами, общественностью, учеными-гуманитариями за рост «зоны отчужденного труда» на новом этапе НТР, демотивацию и деморализацию работников, «антипроизводительность» и социаль­ную пагубность «электронного эквивалента конвейера». Эти важ­ные сдвиги в производстве и в общественном менталитете подгото­вили отход от технократизма, концептуальный и практический. Сегодня больше, чем 10 лет назад, признаются ценности долговре­менной эффективности производства и человека как ее незамени­мого компонента, пагубность ставки на техноцентризм и бездум­ную политику новаций, важность организационной модели труда и производства как предваряющего условия их технизации. Во вто­рой половине 80-х годов возродился интерес к таким принципам гуманизации и нового антропоцентризма, как альтернативное структурирование труда из операций и функций в сторону его ус­ложнения, наделение рабочих ответственными полномочиями, а также присвоение ими заново знаний и информации и снятие соци­альных барьеров интеграции всех категорий наемных работников при компьютерном интегрировании производства. В этой связи на Западе, в частности, в рамках программы научно-технических

' Вильховченко Э.Д. Технократические тупики... -С. 128.


3.5. Инновационное предпринимательство как механизм
_____________ формирования экзистенциальной аскезы

оценок и прогнозов Европейского экономического сообщества раз­виваются исследования проблем развития «антропоцентрических производственных систем»1.

3.5. Инновационное предпринимательство

как механизм формирования

экзистенциальной аскезы

В инновационном обществе предпринимательство образует вместе с хозяйством некую динамично развивающуюся устойчи­вую систему - народно-хозяйственный комплекс, что собственно и обусловливает высокий динамизм этого общества (см. схему 3.3). Хозяйство живет в рамках идеи воспроизводства в соответствии с естественно-природными циклами. Предпринимательство связано с идеей прогресса и развития. Оно «не частично, а полностью осно­вывается на инновации, результатом такой его организации высту­пает новый (не существовавший ранее) товар или же товар с прин­ципиально новыми характеристиками, свойствами или даже сфера­ми использования»2, или новая область деловой жизни. Предпри­нимательство по самой своей природе отрицает народное хозяйст­во, поскольку стремится его изменить. Но и народное хозяйство отрицает предпринимательство, противопоставляя развитию вос­производство и функционирование. «Хозяйственные события под­готавливаются и инициируются хозяйственными предпринимате­лями, а осуществляются хозяйствующими субъектами»3. Народное хозяйство существует благодаря предпринимательству, как его продукт, а предпринимательство без народного хозяйства теряет смысл.

В этой связи предприниматель предстает как своеобразная ан­титеза менеджеру, он работает в неструктурированном окружении, где все время происходят быстрые изменения. «Классический предприниматель» создает новые блага, ориентирован на нетради­ционное решение вопросов по внедрению новых технологий, про­дуктов и услуг, осуществляет поиск «новых комбинаций» управле­ния производством. По И.Шумперу, роль предпринимателя отлича­ется от роли капиталиста и рабочего. Предприниматель изначально

1 См. об этом: Вильховченко Э.Д. Технократические тупики...- С. 131.

2 См.: Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятель­
ности // Социс. - 1994. -№ 2. - С. 19.

3 Казарновский А.С. О становлении народного хозяйства и понятии
«собственность» // Вопр. методологии. - 1991. -№ 3. - С. 41.


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ__________


I^xeJoI^xeJ )

Схема 3.3. Хозяйство и предпринимательство в инновационном обществе

не имеет капитала и не продает свой труд, зато он имеет организа­торские и лидерские способности, обладает инициативой, способ­ностью идти на риск. Используя кредит, предприниматель мобили­зует факторы производства и осуществляет инновационную дея­тельность1. Предприниматель живет тем, что творчески создает новые виды потребительских ценностей, расширяет и улучшает производство, привлекает к работе новых людей, обогащает и по­полняет источники, из которых черпаются средства на улучшение благополучия.

Предпринимательство базируется на четырех моментах: предпри­нимательской ситуации, предпринимательской идее, воле предпринима­теля и риске.. В отличие от предпринимателя, менеджер (хозяйственник) действует в рамках налаженной системы, устоявшейся управленческой иерархии. Занимаясь производством и поставкой на рынок традицион­ных товаров, он стремится поддерживать и не менять сложившейся сис­темы управления и организации. Для фирм, созданных предпринимате­лями, такой стиль управления оказывается непригодным. Особенно это характерно для внутрифирменного'предпринимательства, которое, как правило, вступает в непосредственное взаимодействие со сложившейся системой управления в организации: оно ломает устаревшие планы и формы работы, заставляет изменить ее прежние структуры, меняет нор-

' См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М, 1982.-С. 146.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА... центр социальной адаптации и переподготовки кадров... А А Гордиенко С Н Еремин Е А Тюгашев...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.
Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7

Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1. Но экзист

Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринуди­тельная координация через рынок. Происходит разрыв между соци­ально-культурной и экономической жизнью индивидов. В резуль­тате возникае

Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детермини­рованность разума никакими предпосылками, кроме свойств и ха­рактеристик изуч

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
идеологию потребления и новую философию общественных ценно­стей, меняющих приоритеты развития современного производства1. Таким образом, вслед за исчерпанием чисто экономических моти­вов

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы долж­ны ей следовать»'. Этот факт ярко фиксирует «парадокс Запада», который «состоит в том, что сформированный им принцип плюра­лизма - диа

Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития дан­ного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития эконо

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Одна­ко внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека. Как уже отмечалось, возникающая

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
оритетного развития той части технико-технологической базы кон­кретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти те

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, кото­рой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человече­ского быти

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1. Меняется и характер материального производства: целью его в

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенци­альные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии инди­видов перв

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и ини­циация которых являют

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсаль­ную укорененность в диалектике Вселенной. Само по себе производство

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для лю­дей, строящих свое благополучие не на основе развития материаль­но-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопле­ния и использов

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
Неопределенность будущего, риск обусловливают специфиче­ское экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоя­тельства, порождаю

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувст­венном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» зн

Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного пони­мания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при

Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государ­ство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту

Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходит­ся 50-70% валового национального продукта и более 50% осваи­ваемых ноу-хау'. Кроме необходимости незаконного «подкармливания»

Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности. Очевидно, что предпринимательству в России без соответст­вующей поддержки трудно рассчитывать

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально ис­пользовать кадровый потенциал науки для перехода к инновацион­ному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участника­ми технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с произ­водственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре­ зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан­ совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически­ ми

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусиру­ют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. На­оборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификацион­ные, социальн

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгород­ка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствую­щий вопрос фирм опер

Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8 7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8

Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно свя­занное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких техно­логий в целом.

Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал эко­номического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук

Мотивация инновационной деятельности
Таблица 5.5 Оценка причин, побудивших к созданию собственной фирмы   Причина Количест- Средняя  

Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организа­ции, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%): 1. Фундаментальные разработки....................................

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет ос­тановлена, но не

МАЛОЕ ИННОВА ЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
шись из природной среды, он устремился в космос артефактов. Этот искусственный мир диктует свои законы: стремясь распола­гать сущим как благом, человек воплощает в результатах деятель­ности, в ее п

С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действую

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в то

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
линарных исследований, связи науки с образованием и производст­вом, возникло потому, что первопроходцы эпохи М.А.Лаврентьева смогли вложить в фундаментальные принципы СО АН социокуль­турный смысл,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги