Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития - раздел Культура, НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Человека, На Которых Только И Может Базироваться Объективное Знание Природы. ...
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детерминированность разума никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов: Природа исследуется так, как если бы человека в момент познания еще (или уже) не было. Здесь мышление как бы со стороны обозревает объект, постигая таким путем его истинную природу. Данная установка исходит из положения, что объект познания представляется стационарным и его можно расчленить на производные части. Происходит абстрагирование от исторически обусловленного субъекта и его собственной материальной деятельности. Возникает образ абстрактно мыслящего гносеологического субъекта, который занимается наукой не ради жизни, а ради знания, т.е. воплощает собой бытие гносеологической абстракции. Поскольку происходит абстрагирование от мировоззренческих аспектов, касающихся связи познания и самопознания, индивидуальное своеобразие творческой деятельности человека в расчет не принимается.
Становясь условием и основанием развития техники, опосредствующей связь человека с природой, такая наука ориентируется на развитие естественно-природного (субстратного) содержания техники, абстрагируясь от ее влияния на природу и человека. Тем самым возникающее единство науки и индустриального производства (реализуясь через «живую систему машин») лишь увеличивает господство прошлого труда, придает масштабность и всеобъемле-мость воздействию человека на природу в соответствии с характерным для индустриального общества принципом производства ради производства.
Такое единство науки и материального производства в индустриальном обществе предполагает все более жестокую привязку самой науки к обслуживанию потребностей и запросов индустриального производства, что влечет за собой появление специфических форм институциализации науки, в которых доминирует фабричный тип разделения труда, надличностные объективированные способы ее функционирования и развития. Наука превращается в некий аналог собственно материального производства. Деятельность ученых все более специализируется, становится частичной и строится по образцу фабрики с характерной для нее внешней формальной организацией и соответствующим типом управления. Основная часть работников большой науки (научных сотрудников) мало чем отличается от наемных работников, занятых в материальном производстве, поскольку «даже добившись значительных результатов в узкой области своей профессиональной деятельности,
Глава 2. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕНОГО МИРА
они лишаются возможности охватить всеобщее содержание этой деятельности»1. Научный труд, являющийся, по сути, всеобщим трудом, реализуется в социальных формах совместного труда, всеобщее содержание которого воплощается в деятельности управленческих структур. Но и управление в большой науке оказывается формальным, бессодержательным, т.е. бюрократическим, и не может выходить за пределы общего менеджмента, а отсюда - втягивание науки в систему стоимостных отношений, которые в принципе чужды научной деятельности как всеобщему труду.
Эти процессы усиливаются в связи с мировыми войнами, когда такому управлению придается централизованный характер, обеспечивающий интенсификацию исследований, нужных для военных целей. Традиционное отношение к науке сменилось в XX в. прагматическим взглядом на науку как насредство решения военно-политических, народно-хозяйственных и социальных задач. При этом в развитии науки уменьшается вес внутринаучных факторов -таких как методологические регулятивы, рост теоретического знания, и увеличивается значение тех приоритетов, в которых заинтересовано общество2.
Неэквивалентный обмен с его экономической рациональностью обусловливает формирование «культуры современности»3, для которой характерны устремленность к экономическому росту, нарастающая с повышением уровня жизни, конкурентное начало в борьбе за экономический рост. Утверждаются представления о беспредельных потребностях и их бесконечном удовлетворении с помощью все увеличивающегося богатства, когда благ становится все больше и больше, а технологии делаются все лучше и лучше. С этим связывают воедино также сплав науки, человеческое благополучие, всеобщее образование и индивидуальную свободу. Прогресс предполагает быструю унификацию, универсализацию и стандартизацию окружающего мира. Все страны движутся от архаических форм организации с их несообразностями и неразумием к истинно-
1Злобин Н.С. Изменение места и роли науки в мировом социально- историческом процессе // Социальная динамика современной науки. - М, 1995.-С. 179.
2 См.: Огурцов А.П. Научный дискус: власть и коммуникация (допол нительность двух традиций) // Филос. исслед. - 1993. - № 3. - С. 42.
3 См.: Eisenstadt S.N Reappraisal of Theories of Change and Modernisa tion // Social Change and Modernity / Eds. H.Haferramp, N.J.Smelser. - Univ. California Press, 1992. - P. 412-429.
Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.
Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7
Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1.
Но экзист
Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринудительная координация через рынок. Происходит разрыв между социально-культурной и экономической жизнью индивидов. В результате возникае
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенциальные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии индивидов перв
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и инициация которых являют
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсальную укорененность в диалектике Вселенной.
Само по себе производство
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для людей, строящих свое благополучие не на основе развития материально-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопления и использов
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Внедрение новых технологий, переструктурирование экономики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единственную форму неотч
Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного понимания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при
Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту
Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходится 50-70% валового национального продукта и более 50% осваиваемых ноу-хау'.
Кроме необходимости незаконного «подкармливания»
Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности.
Очевидно, что предпринимательству в России без соответствующей поддержки трудно рассчитывать
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально использовать кадровый потенциал науки для перехода к инновационному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участниками технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с производственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически ми
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусируют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. Наоборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификационные, социальн
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгородка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствующий вопрос фирм опер
Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8
7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8
Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно связанное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких технологий в целом.
Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал экономического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук
Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организации, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%):
1. Фундаментальные разработки....................................
С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действую
Новости и инфо для студентов