МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - раздел Культура, ЭТИКА Рекомендации Преподавателю Можно Подразделить На Три Части: 1) Требования К У...
Рекомендации преподавателю можно подразделить на три части: 1) требования к устной речи преподавателя, 2) принципы и методы преподавания курса, 3) особенности использования УМК по дисциплине «Этика» в преподавательской деятельности.
В первом случае речь идет об осознанном использовании основных форм употребления языка, а их четыре: описание, экспрессив (выражение чувств), оректив (внушение чувств) и оценка. Это помогает организации мыслительного процесса студентов на лекционном, семинарском занятиях, коллоквиуме и т. п.
При выстраивании курса нужно учитывать двойное функциональное назначение курса этики. С одной стороны, он нацелен на выполнение мировоззренческой функции, так как играет роль одного из важных инструментов смыслообразования для молодого поколения. Ознакомление со способами рефлексии этических мыслителей прошлого над смыслами нравственных проблем помогает молодым людям критически и сознательно отнестись к актуальному состоянию нравственности общества. С другой стороны, этика, как исторически первичная форма теоретического отношения к нравственности, содержит элементы научного знания о ней. Поэтому изучаемый курс должен быть нацелен также на прояснение исторических. социологических, гносеологических и, в целом, научно-теоретических аспектов этических систем, которые впоследствии вошли в современную дескриптивную этику.
Прежде всего, на лекциях и семинарах следует максимально использовать прием создания проблемной ситуации в связи с изучаемой темой. Это дидактический прием, не претендующий на формулирование собственно научной проблемы или проблемной ситуации. Задача этой первой стадии изложения темы состоит в том, чтобы обозначить непроясненные аспекты темы, и тем самым стимулировать познавательную установку студентов. Критерием удачности вводной части занятия являются вопросы студентов преподавателю или их отсутствие. Предлагаемый материал не должен значительно превышать исходный уровень знаний студентов, иначе возникает ситуация непонимания и неприятия.
На второй стадии занятия преподавателем самостоятельно или совместно со студентами выдвигаются «гипотезы» для решения проблемной ситуации.
Наконец, третья, основная часть занятия может быть посвящена проверке предположений-гипотез. В ходе решения этой задачи широко используются общенаучные методы в форме логических операций: анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, аналогия, сравнение и др.
Наряду с той общей схемой строения занятия, важно учитывать необходимость соответствующей культуры устной речи преподавателя. Необходимо варьировать формы устного изложения, которых выделяют, как правило, две: монологическая форма (рассказ, лекция, сообщение) и диалогическая (беседа). Необходимо иметь в виду и функции изложения материала: повествовательно-описательная и логико-доказательная функции.
Вторая, собственно методическая, сторона изложения материала и занятия в целом предполагает более или менее отчетливое различение подходов и методов преподавания. Можно выделить следующие методы.
Эвристический метод. Он предполагает, что преподаватель ставит проблему, формулирует противоречия в знании, помогает обнаружить и сформулировать проблемную ситуацию, делит изложение материала на постепенно усложняющиеся этапы, а студенты самостоятельно формулируют «новое» знание на каждом этапе. Структура эвристического метода соответствует обозначенным выше этапам развития мыслительной деятельности студентов на занятии.
Проблемный метод предполагает, что преподаватель начинает занятие и изложение материала с постановки вопроса. Затем, рассуждая вслух, высказывает различные предположения, разные точки зрения и обсуждает их со студентами. Можно рассказать о конкретных исследованиях, проведенных в данной области или конкретно по изучаемой теме, и тем самым сделать студентов мысленно соучастниками научно-философского поиска.
Принцип наглядности предполагает формирование понятий через непосредственное восприятие изучаемых явлений с помощью изображений. В этике этот прием играет значительную роль. Он может быть использован при изложении биографических сведений о том или ином мыслителе, при характеристике исторической эпохи, практической нравственной ситуации, сюжета литературного произведения и т. п. Среди наглядных средств можно выделить аудио и изобразительные (живопись, видео, ТВ, кино и т.п.), литературные,
Репродуктивный метод создает базу знаний. Преподаватель сам излагает материал, формулирует доказательства и выводы, сам акцентирует внимание на главных моментах, требуя от студентов простого воспроизведения сказанного преподавателем.
Продуктивный метод способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств у обучаемых. Можно использовать поисковый, проблемный и исследовательский методы для развития наглядно-образного, логического и творческого мышления
Организация обратной связи − наиболее трудная часть работы преподавателя. Например, опрос предполагает развитие языковой культуры и мышления, способности давать развернутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Главное в ответе студента − рассуждения, самостоятельный анализ, объяснение явлений.
Индивидуальный опрос(формы: беседа, тестирование)− полный, самостоятельный устный ответ. Оценка ставится за все качества ответа: знание фактического материала, логическую стройность изложения, выразительность и стройность языка. Преподаватель может использовать прием рецензирования другим студентом для активизации внимания, как отдельной группы студентов, так и всей группы, подготовку контрольных вопросов.
Комбинированный опрос дает возможность за небольшое время проверить знания студентов по большому разделу программы.
Самостоятельная работа приучает студента искать ответ на вопрос, читать специальную и художественную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям жизни и культуры, думать и искать, выдвигать гипотезы и догадки, искать доказательства и. опровергать контраргументы.
Одним из видов технологии процесса обучения является игра. Игра по своей природе представляет собой деятельность, человека – труд, познание, общение. Сущность игры − имитация, то есть деятельность, предполагающая создание относительно достоверной модели действительности.
В сценарии обучающей игры преподаватель определяет её трудовой репертуар, формирует задачи, стоящие перед студентами, исполняющими определенные роли, а также возможности импровизации.
Одной из современных форм технологии обучения, является дистанционное обучение. Компьютер в современных условиях обеспечивает наглядность информативного материала, обеспечивает высокую мобильность предъявляемой для осмысления учебной информации. Не порывая с чувственно-наглядным уровнем восприятия предъявляемой информации, студент получает возможность охватывать такие ненаглядно, нечувственно данные объекты как общности, системы. С помощью компьютера можно осуществлять контроль за усвоением студентами учебного материала, управлять текущим учебным процессом, проводить работу студентов с компьютером в режиме самообучения при обеспечении дозированной выдачи информации.
Наконец, о практическом использовании настоящго УМК. В нем наряду с учебной программой развернут дидактический аппарат, способствующий успешному самостоятельному освоению тем, благодаря методическим рекомендациям, а также вопросам-заданиям для самопроверки знаний по изучаемым темам. Последние носят как уточняющий, закрепляющий характер, так проблемный, что способствует развертыванию диалога педагога с группой во время аудиторной и индивидуальной работы.
Важнейший в дидактике высшей школы принцип проблемности в построении курса и в организации обучения предполагает: 1) активную и творческую работу студентов c выступлениями на семинарских занятиях с краткими научными сообщениями по наиболее дискуссионным темам этики, требующими от студентов умения формулировать и высказывать собственное мнение по тому или иному сложному теоретическому или практическому вопросу; 2) выступления в лекционной аудитории при обмене мнениями по актуальным вопросам, связанным с оценками прошлого и настоящего нравственности западного и русского человека, с отражением нравственной проблематики в текстах художественной культуры, которые должны сопровождаться приведением доказательств и аргументов в пользу высказываемых положений и т. д. Это, в свою очередь, предполагает предварительную самостоятельную работу студентов над «Вопросами-заданиями для самопроверки».
Значительную роль при освоении курса этики играет самостоятельная работа студентов с первоисточниками. В «Указаниях» для студентов имеется раздел, содержащий список важнейших источников по изучаемой дисциплине и методические указания по подготовке к сдаче коллоквиума. В конце помещены вопросы для подготовки к зачету, список персоналий и ключевых терминов по этике.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего... профессионального образования... Кемеровский государственный университет культуры и искусств...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Э Т И К А
Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов по специальности 031401 «Культурология», специализации «Художественная культура», квалификации «Культуролог»; специальности 071401 «Социальн
Тема 4. Онтологические основания нравственности
Основания нравственности в неорганическом и органическом мире. Тяготение и инерция. Системная организация мира неживого и живого, открытость-закрытость систем, порядок и хаос в развитии сист
Тема 5. Социальная этология высших позвоночных
Определение понятий: этология, социальная этология социобиология. Социология животных сообществ в науке XIX века, современные подходы. Этологические механизмы регуляции популяционного гомеостаза. С
Тема 6. Социоантропоэтология, проблема агрессивности человека
Социоантропоэтология как междисциплинарный комплекс: этология, социальная психология, семиотика, этнография, антропология и эволюционное учение. Основные концепции этологии в ранний период ее сущес
Тема 7. Проблема происхождения нравственности и морали
Проблема эволюционно-биологических предпосылок нравственности. Территориальный императив», лидерство и иерархия в сообществах высших млекопитающих.
Защитные механизмы от взаимной агрессии
Тема 8. Альтруизм и эгоизм в природе человека
Проблема морального зла в истории философской мысли. Основные трактовки нравственной направленности природы человека в философии Дальнего Востока. Европейская христианская культура: теодицея. Морал
Тема 10. Сексуальное поведение человека и его регуляция
Социальное, культурное и биологическое в сексуальном поведении человека. Биопсихосоциальные дисгармонии в сексуальности человека, их проявление в сексуальном поведении. Культурно-ис
Тема 11. Семейная нравственность
Эволюция форм семьи. Современная городская семья. Жизненный путь индивида. Возрастная стратификация общества, возрастной символизм культуры. Смена поколений и преемственность культуры. Половая соци
Тема 13. Коллективизм и индивидуализм
Исторические формы коллективности: род, семья, община, этническая общность, ассоциации. Исторические формы индивидуальности: личность в процессе развития европейской культуры. Идеологии коллективиз
Тема 15. Проблемы нравственного воспитания
Понятие и принципы нравственного воспитания. Субъект и объект нравственного воспитания. Роль примера, авторитета и традиции. Воспитательная роль философии, религии, искусства. Образованность и мора
Тема 16. Нравственность и религия
Функциональная общность и родство используемых регулятивных средств: священное и греховное, добро и зло. Позиция иудаизма, христианства, ислама: мораль − составная часть религии, данная через
Тема 17. Нравственность и политика
Соотношение нравственности и политики как проблема социально-философской мысли: Платон и Аристотель, Августин, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Кант. Гегель, современные идеи.
Нравственность,
Тема 21. Сократ – идеальный герой античной философии
Сократ (469-399) как моралист-просветитель. Нравственное совершенствование человека – программа Сократа. Анализ ценностного содержания жизни – основное направление философствования Сократа.
Тема 23. Киник. Стоик
Кинизм. Происхождение термина. Антисфен (ок. 450 – ок. 360), его взгляды в изложении Диогена Лаэртского. Автономность добродетели у киников. Совершенствование индивида в кинической этике. Борьба с
Тема 28. Рыцарский идеал Средневековья
Рыцарский этос. Истоки средневекового рыцарства в античности, варварском германском обществе. Рыцарская идея. Рыцарские ордена и рыцарские обеты. Подвиг и любовь. Историческая судьба рыцарских идеа
Тема 32. Экология и мораль
Производственно-экономические и нравственно-мировоззренческие корни экологического кризиса. Осмысление роли ветхозаветной и христианской идеологии в подготовке кризиса. Научно-техническая идеология
Тема 35. Любовь и семья
Любовь как достояние «человека культуры». Исторические модификации любви. Христианское понимание любви. Эротическая любовь. Эстетизация отношений. Идеи Стендаля. Отображение любви в литературе и ис
Темы семинарских занятий
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат осно
Тема 6. Любовь и семья
1. Любовь в истории культуры. Виды любви.
2. Психология любви.
3. Любовь и семья.
Литература
I-II.
Альберони Ф. Дружба и
А) Список первоисточников для подготовки к коллоквиуму
В списке литературы для коллоквиума 5 разделов с перечнем классических произведений философской этики и литературной моралистики. Выбрав из каждого раздела по одному произведению, н
Б) Темы для самостоятельного изучения
Структура курса этики подробно обосновывается во вводной лекции. Для пользования данным разделом Указаний достаточно помнить, что в учебном курсе этики выделяются научно-теоретический и нормативно-
Эпикур и эпикуреизм
1. Жизнь и сочинения Эпикура.
2. Этическое учение Эпикура:
а) высшее благо и удовольствие;
б) роль познавательной деятельности в достижении высшего блага (учение о необхо
Методические указания по выполнению контрольной работы
Тематика контрольных работ по курсу «Этика» предназначена для студентов отделения заочного обучения КемГУКИ, имеющих в учебном плане специальности данную дисциплину. Контрольные зад
Тема 3. Люди, нравы, обычаи Древнего Рима
План
1. Мир повседневности древних римлян. Общая характеристика нравов.
2. Идеалы и ценности древних римлян.
Список литературы
Тема 5. Рыцарский этос Средневековья
План
1. Принцип сословной чести как главный элемент средневекового морального сознания.
2. Истоки средневекового рыцарства.
3. Рыцарская идея.
Список литературы
Тема 6. Буржуазная нравственность
План
1. Принцип индивидуализма.
2. Ценностная ориентация на богатство.
3. Буржуазная «честность» – стержневой принцип морального сознания.
Тема 8. Проблема прогресса нравственности
План
1. Формирование и развитие идеи социально-нравственного прогресса.
2. Проблема критерия нравственного прогресса.
3. Критика идеи прогресса в XX веке.
Список
Тема 1. Категории добра и зла
План
1. Категории добра и зла в истории философско-этической и религиозной мысли.
2. Нравственная направленность природы человека как философская и научная проблема.
&nbs
Тема 3. Экология и мораль
План
1. Нравственные и мировоззренческие корни экологического кризиса.
2. Принципы экологической этики (современные концепции).
3. Экология культуры – нов
Тема 7. Любовь и семья
План
1. Любовь в истории культуры. Виды любви.
2. Психология любви.
3. Любовь и семья.
Список литературы
Альберони Ф. Дружба и любовь /
Тема 10. Смысл жизни
План
1. Понятие смысла жизни.
2. Развитие представлений о смысле жизни в истории культуры.
Список литературы
Зеленкова И. Л. Проб
Тема 11. Нравственное значение патриотизма
План
1. Содержание принципа патриотизма.
2. Понимание патриотизма в русской культуре.
Список литературы
Абрамов Ф. Чем живем-корм
Вопросы к зачету
1. Этимология и современное значение терминов «этика», «мораль», «нравственность».
2. В чем заключается различие между научно-теоретической, прикладной и философской этикой?
3. По
Персоналии
Аристипп (435 – 355 до н.э.)
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Бентам, Иеремия (1748 – 1832)
Бергсон Анри (1859 – 1941)
Бердяев Николай Александрови
Термины и понятия
Агапэ
Агрессия
Аксиология
Альтруизм
Апатия
Аскетизм
Атараксия
Бескорыстие
Биоэтика
Благо
Благоговение
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов