Реферат Курсовая Конспект
ЭТИКА - раздел Культура, Министерство Культуры Российской Федерации Федеральное Государственн...
|
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра культурологии
Содержание
1. Учебная программа……………………………………………………….4
2. Методические рекомендации для преподавателя………………………25
3. Методические указания для студентов:
(1)Режим и характер различных видов учебной работы, общие указания
по изучению учебного курса…………………………………………….29
(2) Темы семинарских занятий……………………………………………..32
(3) Самостоятельная работа студентов…………………………………….40
(а) Список первоисточников для подготовки к коллоквиуму……………40
(б) Темы для самостоятельного изучения………………………………….43
(4) Темы контрольных работ для студентов заочного отделения……….. 51
(5) Вопросы к зачету………………………………………………………... 68
(6) Персоналии……………………………………………………………… 70
(7) Термины и понятия……………………………………………………. 73
1. ЭТИКА: Учебная программа для студентов специальности 031401 «Культурология», специализации «Художественная культура», квалификации «Культуролог»
ВВЕДЕНИЕ
Курс по выбору «Этика» читается на 2 курсе дневного и заочного отделений специальности «Культурология» и 3-4 курсах дневного и заочного отделений специальности «Социально-культурная деятельность». Его основная направленность состоит в побуждении нравственного сознания личности к рефлексии и самоопределению, поэтому центральным в предлагаемом курсе является раздел, содержащий материал по истории этических учений и нормативно-аксиологической проблематике. Основное внимание в нем сосредоточено на проблемах нравственного идеала, ценностей современного человека.
Курс этики читается в объеме 140 часов (из них 70 – аудиторных), и включает два раздела: 1) научно-теоретическая этика; 2) нормативно-аксиологическая этика.
В первом разделе дается научное освещение сущности, происхождения, структуры нравственности, поведенческой стороны морали, проблем нравственного выбора и др. Для этого привлекается отечественная и зарубежная литература по этике, социальной этологии, социобиологии, эволюционной биологии, социологии нравственности, истории и этнографии. Раздел рассчитан на решение следующих учебных задач: 1) формирование научных представлений о морали и нравственности; 2) овладение материалом, дающим возможность сопоставления идеальной, ценностной и реальной, поведенческой сторон нравственности; 3) демонстрация проблемности этического знания; 4) осмысление сложности и глубины вопросов нравственного воспитания личности; 5) формирование у студентов вкуса к научной проработке проблем этики.
Целью второго раздела является формирование у студентов представлений о развитии европейской мысли в ее поисках нравственно идеальной личности, нашедших отражение в философских произведениях и литературной моралистике. Он решает следующие задачи: 1) ознакомление с панорамой западноевропейской этической мысли в период античности и средневековья; 2) формирование проблемного видения этических и нравственных вопросов, умения связывать в мышлении историю и современность; 3) анализ содержания исторически меняющихся систем реальных нравственных ценностей, практикуемых тем или иным обществом. Такой анализ является сложной задачей, так как ценностные ориентации той или иной культуры не получили полного рефлектированного отражения в памятниках этической мысли, и ее решение требует обращения к широкому кругу историко-культурных источников. В данном разделе решается также важнейшая задача нормативно-аксиологической этики − рефлексия ценностей современного научно-технического общества, к которому относится и Россия.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в третьем (шестом для специальности СКД) семестре в форме коллоквиума по классическим этическим текстам. Итоговой контроль знаний проходит в форме зачета по основным темам и вопросам курса, на котором учитываются также результаты работы студента на семинарских занятиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем курсов | Количество часов | ||||
Всего | В том числе | |||||
лекц. | сем. | СРС | ||||
Введение в этику. Предмет и задачи этики. | ||||||
Раздел 1. Научно-теоретическая этика | ||||||
Сущность нравственности. Мораль и нравственность в системе социальной регуляции поведения человека | ||||||
Общее строение и функции нравственности | ||||||
Онтологические основания нравственности | ||||||
Социальная этология высших позвоночных. | ||||||
Социоантропоэтология, проблема агрессивности человека | ||||||
Проблема происхождения нравственности и морали | ||||||
Эгоизм-альтруизм в природе человека | ||||||
Социально-психологические механизмы регуляции поведения человека | ||||||
Сексуальное поведение человека и его регуляция | ||||||
Семейная нравственность | ||||||
Среда обитания и нравственность. Отклоняющееся поведение в городских сообществах | ||||||
Коллективизм и индивидуализм | ||||||
Нравственная жизнь личности. Проблемы морального выбора | ||||||
Проблемы нравственного воспитания | ||||||
Нравственность и религия | ||||||
Нравственность и политика | ||||||
Нравственность и наука | ||||||
Итого | ||||||
Раздел 2. Нормативно-аксиологическая этика | ||||||
Понятие идеала, источники познания нравственных идеалов. | ||||||
Ценностные основания и общий очерк развития античной культуры. Диалектика сущего и должного в античной предэтике | ||||||
Сократ – идеальный герой античной философии | ||||||
Индивидуалист-наслажденец (гедонист-киренаик, Эпикур и эпикурейцы) | ||||||
Киник. Стоик | ||||||
Идеальный гражданин полиса – гармонически развитая, деятельная личность | ||||||
Мудрец – трансценденталист (Платон, неоплатоники) | ||||||
Ценностные основания и общий очерк развития средневековой европейской культуры | ||||||
Святой, подвижник христианского благочестия | ||||||
Рыцарский идеал Средневековья | ||||||
Мирянин (проблема народных, крестьянских идеалов) | ||||||
Категории добра и зла (проблема нравственной направленности природы человека) | ||||||
Гуманизм как принцип обоснования нравственности | ||||||
Экология и мораль | ||||||
Социально-нравственное содержание категории справедливости | ||||||
Счастье и дружба | ||||||
Любовь и семья | ||||||
Итого: | ||||||
Всего по курсу | ||||||
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Научно-теоретическая этика
Тема 1. Введение в этику. Предмет и задачи этики
Философский и научный статус этики. Соотношение этики, «моралеведения», социальной психологии и социоантропоэтологии. Различие направленности философской, нормативно-аксиологической и научно-теоретической этики.
Прикладная этика в системе этического знания. Проблема нравственного воспитания как основная проблема прикладной этики.
Тема 2. Сущность нравственности. Мораль и нравственность в системе социальной регуляции поведения человека
Понятие моральных норм и ценностей. Виды норм. Ценность как результат разрешения субъект-объектного противоречия. Институциональная и неинституциональная регуляция поведения. Обычаи, традиции, мораль, право: общее и особенное. Сущность морали как императивно-оценочного отношения к действительности. Основные категории морали: долг, совесть, ответственность, свобода выбора.
Тема 3. Общее строение и функции нравственности
Нравственное сознание и нравственная практика. Нормы и ценностные представления − основной субстрат общественного морального сознания, иерархия норм. Индивидуальное моральное сознание, его структура: подсознательный, эмоциональный, рациональный, волевой, праксеологический уровни. Гносеологическая характеристика элементов индивидуального нравственного сознания. Нравственная практика. Поступок и привычное поведение. Структура поступка.
Тема 12. Среда обитания и нравственность. Отклоняющееся поведение в городских сообществах
Психология и экология, отношение между ними. Влияние среды на социальное взаимодействие. Территориальное поведение человека. Проблема перенаселения. Экологическая психология личного пространства. Жизненная среда и дети.
Отклоняющееся поведение в городских сообществах: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, фантастическое, нарцисстическое, аутистическое поведение человека: факты, теории, прогнозы.
Тема 14. Нравственная жизнь личности. Проблемы морального выбора
Моральный выбор личности, структура выбора. Потребности, ценностные ориентации, моральный мотив, действие, оценка.
Свобода выбора. Детерминизм и индетерминизм в этике. Понятие морального конфликта, его признаки: альтернативность, личностный характер.
Долг, совесть ответственность − основы индивидуальной нравственности.
Тема 18. Нравственность и наука
Различие науки и нравственности: гносеологический анализ. Возникновение проблемы соотношения нравственности и науки. Судьба науки 1930-1940-х годов, возникновение Пагоушского движения. Дискуссии о современной биологии, медицине и нравственных проблемах современной науки.
Раздел II. Нормативно-аксиологическая этика
Тема 19. Понятие идеала. Источники познания нравственных идеалов
Нормативно-ценностная природа культуры. Аксиология, основные аксиологические концепции. Понятие ценности, структура оценочного отношения. Мораль как нормативно-оценочная система. Соотношение философской этики и морали. Предмет и задачи философской этики, краткий исторический экскурс в развитие этики. Понятие «совершенства», «совершенствования». Цель, ценность, идея как формы самодетерминации будущим. Целеформирование и целереализация. Идеализация как гносеологический исток идеала. Нравственный идеал как целостный образ совершенной личности. Функции идеала. Анализ сущности и методов самосовершенствования человека. Значение нравственного самосовершенствования.
Тексты культуры как источник познания идеалов. Философско-этические, литературно-моралистические произведения. Значение различных видов искусств как источника идеалов совершенства человека.
Тема 27. Святой, подвижник христианского благочестия
Греховность и святость как полюса нравственного сознания средних веков. Коптская традиция благочестия и отшельничества. Христианский подвиг по данным литературы первых веков христианства (Макарий Египетский и др. ).
Теория и практика нравственного совершенствования. «Добролюбие», «Откровенные рассказы странника духовному отцу». Теория и практика «умного делания» (молитва Иисусова).
Тема 31. Гуманизм как принцип обоснования нравственности
Проблема «мирового» Ренессанса в отечественной литературе (Конрад, Нуцубидзе). Исторические формы гуманизма. Гуманизм и ХХ в. Изменение характера труда, урбанизация, технократизм. Современные гуманистические концепции: Д. Хаксли, Н. Н. Моисеев, А. Швейцер, А. Печчеи.
Особенности обоснования добра в гуманистических концепциях. Проблема кризиса гуманизма в русской и западной философии: Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Р. Гвардини.
Тема 33. Социально-нравственное содержание категории справедливости
Исторические модификации справедливости: античность, Средневековье, буржуазная эпоха. Понятие справедливости (Аристотель, Поль Лафарг, современные трактовки). Справедливость и равенство. И. А. Ильин о справедливости. Экономический строй и справедливость – социализм, либерализм, социально ориентированная рыночная экономика. Справедливость как личная добродетель. Справедливость и гуманизм. Современные западные концепции справедливости.
Тема 34. Счастье и дружба
Понятие счастья, его разновидности. История понятия счастья. Факторы и источники счастья. Гедонизм, эвдемонизм как концепции счастья. Эпикурейский идеал счастья. Психологический анализ переживания счастья (концепция В. С. Дерябина): удовольствие, веселье, радость, счастье.
Историческое развитие дружбы. Данные зоопсихологи. Античная дружба. Воинское братство и рыцарский идеал дружбы. Романтическая дружба. Дружба и современная культура. Психология дружбы. Дружба и возраст: детство, юношество, дружба взрослых.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Раздел 1.
Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека / под ред. М. Л. Бутовской. − М.: Научный мир, 2006. − 275 с.
Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. − 2-е изд. , доп. − М.: Мысль, 1985.
Архангельский Л. М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. − М.: Мысль, 1985.
Блюмкин А. А. и др. Нравственное воспитание: философско-этические основы. − Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990.
Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения. − СПб.: Изд-во С. –Петербург. ун-та, 2001. − 494 с.
Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. − Фрязино: «Век 2», 2004. − 365 с.
Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). − М.: Научный мир, 2004. − 440 с.
Валеев Д. Ж. Происхождение морали. − Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1981.
Вейнингер О. Пол и характер / пер. с нем. − М.: ТЕРРА, 1992. − 480 с.
Вейнингер О. Последние слова / пер. с нем. − Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. − 255 с.
Вичев В. Мораль и социальная психика / Пер. с болг. − М.: Прогресс, 1978.
Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / пер. с англ. − СПб.: Питер, 2004. − 208 с.
Гороховская Е. А. Этология: рождение научной дисциплины. − СПб.: Алетейя, 2001. − 224 с.
Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974
Гусейнов А. А. Мораль // Общественное сознание и его формы. − М.: Политиздат, 1986. − С. 144-202.
Гусейнов А. А. Понятие морали // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2003. − Вып. 4. − С. 14-22.
Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / пер. с англ. − СПб.: Питер, 2001. − 368 с.
Дерягина М. А. , Бутовская М. Л. Этология приматов. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. − М.: Ymca press, 1996.
Дробницкий О. Г. Моральная философия: Избр. труды. −М.: Гардарики, 2002. − 523 с.
Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. − М.: Наука, 1977. − 333 с.
Дубинин Н. П. , Карпец И. И. , Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). − М.: Политиздат, 1982. − 304 с.
Ефимов В. Т. Эгоистический альтруизм // Философские науки. – 1990. − № 5. – С. 32-39.
Ершов П. М. Искусство толкования. В двух частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика. − Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. − 591 с. с.
Зорина З. А. и др. Основы этологии и генетики поведения. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. − 383 с.
Карпинская Р. С. , Никольский С. А. Социобиология: Критический анализ. − М.: Мысль, 1988.
Кобзев А. И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. − М.: Глав. ред. вост. лит-ры, 1983. − С. 207-213.
Колесов Д. В. Нравственность и пол: Психологические аспекты: учебно-методич. пособие. − М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2000. − 227 с.
Колесов Д. В. Биология и психология пола. − Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2000. − 175 с.
Кон И. С. Введение в сексологию − 2-е изд., доп. − М.: Медицина, 1989. – 336 с.
Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). − М.: Наука, 1988. – 270 с.
Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя − М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Короленко Ц. П. Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. − М.: Новосибирск: Наука, 1990. − 224 с.
Кропоткин П. А. Этика: Избр. труды. − М.: Политиздат, 1991. − 496 с.
Лазар М. Г. Этика науки. − Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 126 с.
Максимов Л. В. К проблеме определения морали // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2002. − Вып. 3. − С. 61-74.
Максимов Л. В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2003. − Вып. 4. − С. 14-22. .
Мечников И. И. Этюды оптимизма. − М.: Глав. Редакция лит-ры на иностр. языках изд-ва «Наука», 1988. − 328 с.
Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. − М.: Советская Россия, 1989. − 640 с.
Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. − 2-е изд. , перераб. и доп. − М.: Политиздат, 1990. – 222 с.
Моральный выбор / под общ. ред. А. И. Титаренко. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 344с.
Моррис Д. Голая обезьяна: Человек с точки зрения зоолога / Пер. с англ. − СПб.: Амфора, 2001. − 269 с.
Моррис Д. Людской зверинец: Изучение городского животного, выполненное классическим зоологом / Пер. с англ. − СПб.: Амфора, 2004. − 387 с.
Новоженов Ю. И. Филетическая эволюция человека: Учебное пособие. − Свердловск: Свердловский пединститут, 1983. − 87 с.
Новоженов Ю. И. Таинственное либидо: Социобиологический анализ человеческой сексуальности. − Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. − 768 с.
Палмер Д. , Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens/ − СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. − 382 с.
Панов Е. Н. Бегство от свободы. Индивидуальное и коллективное в природе и человеческом обществе. − М.: Лазурь, 2001. − 637 с.
Панов Е. И. Этология человека: возникновение и проблемы развития // Биология в познании человека. − М.: Наука, 1989. − С. 36-54.
Плюснин Ю. М. Проблема биосоциальной эволюции. − Новосибирск: Наука, 1990. − 239 с.
Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев: учеб. пособие. − Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. − 392 с.
Рязанцев И. П. , Завалишин А. Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ). − М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2006. − 455 с.
Свинцов В. И. Люди и крысы // Вопр. философии. – 1992. – № 8. – С. 184-19
Симонов П. В. Искрящие контакты // Новый мир. – 1971. − № 9. – С. 188-205.
Симонов П. В. , Ершов Ю. Г. Происхождение духовности. − М.: Наука, 1989.
Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.: Политиздат, 1992.
Скрипник А. П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 98-115.
Скрипник А. П. Бытие, логос и нрав // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2002. − Вып. 3. − С. 99-117.
Смит А. Теория нравственных чувств / пер. с англ. − М.: Республика, 1997. − 351. с.
Титаренко А. И. Нравственный прогресс. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. – 176 с.
Титаренко А. И. Критерий нравственного прогресса. − М.: Мысль, 1967. – 190 с.
Топилина Т. Д. Проблема биологических основ нравственного сознания // Философия пограничных проблем науки. − Пермь, 1975. − Вып. VII. − С. 143-165.
Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. − Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 216 с.
Филатов Д. П. Норма поведения, или Мораль будущего с естественноисторической точки зрения // Путь в незнакомое: Сб. II. – М.: Сов. писатель, 1974. – С. 371-415.
Филиппов Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для вузов. − М.: Издательский центр «Академия», 2004. − 544 с.
Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – 243 с.
Чалидзе В. Иерархический человек. Социобиологические заметки. − М.: ТЕРРА. − 220 с.
Черноушек М. Психология жизненной среды / пер. с чеш. − М.: Мысль, 1989. – 174 с.
Шишкин А. Ф. Человеческая природа и нравственность. − М.: Мысль, 1979. − 268 с.
Энгельгардт М. А. Прогресс как эволюция жестокости. − 2-е изд. − Новосибирск: Сова, 2006. − 327 с.
Эвола Ю. Метафизика пола / пер. с фр. − М.: Беловодье, 1996. − 444 с.
Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы / РГГУ, Ин-т культурной антропологии; отв. ред. М. Л. Бутовская. − М.: Старый Сад, 1999. − 488 с.
Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. − М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. – 544 с.
Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. – М.: Тайдекс Ко, 2004. − 303 с.
Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. − 1971. − № 10. − С. 193-213.
Human ethology: Claims and limits of a new discipline / Ed. by the Werner − Reimers − Stiftung. − Cambridge univ. Press; Paris, 1979. − XIX, 764 p.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема 5. Счастье и дружба
1. Понятие счастья.
2. Источники и условия счастья.
3. Психология счастья.
4. Дружба в культурах прошлого и в настоящее время.
Литература
Альберони Ф. Дружба и любовь / пер. с ит. – М.: Прогресс, 1991.
Аргайл М. Психология счастья. – М.: Прогресс, 1990.
Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Л.: Наука, 1980. – С. 99-182.
Дубко Е. Л. , Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – Гл. 2.
Зацепин В. И. Счастье как проблема социальной психологии. – Львов: Вища школа, 1981.
Категории человеческого существования: Вып. 5. Страдание и счастье: Реф. сб. – М.: ИНИОН РАН, 1992.
Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1987.
Льюис К. Любовь // Вопр. философии. – 1989. – № 8. – С. 123-132.
Монтень М. Опыты: в 3 кн. – М.: Наука, 1979. – Кн. 1. – Гл. 28.
Нешев К. Этика счастья / пер. с болг. – М.: Знание, 1982.
Слово о счастье: Книга интервью. – Харьков: Прапор, 1977.
Соловьева Г. Г. Загадка счастья: Опыт филос. размышления. – Алма-Ата: Жалын, 1983.
Татаркевич В. О. О счастье и совершенстве человека / пер. с польск. – М.: Прогресс, 1981.
Цицерон. Лелий, или О дружбе / Избр. соч. – М.: Худ. Лит. , 1976. – С. 386-416.
Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1974. – С. 31-57.
Шаменкова Л. Счастье – какое оно? Очерки. – М.: Известия, 1984.
Этическая мысль. – М.: Мысль, 1988. – С. 258-281.
Самостоятельная работа студентов
Раздел 2. Христианская этика
1. Августин. Исповедь. – М.: Гендальф, 1992; или то же: М.: Канон, 1997.
2. Льюис К. Любовь // Вопросы философии. – 1989. – № 8. – С. 107 – 149.
3. Льюис К. Страдание // Этическая мысль. 1991. – М. , 1991. – С. 374 – 438.
4. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения: В 2 т. – М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник, 1994. – Т. 1.
Раздел 3. Этика Нового времени
1. Бентам И. Введение в основание нравственного законодательства. – М.: РОССПЭН, 1998.
2. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории // Карлейль Т. Теперь и прежде. – М. , 1994. – С. 5 – 198, 369 – 383.
3. Ларошфуко Ф. Максимы; Паскаль Б. Мысли; Лабрюйер Ж. Характеры. – М.: Худ. лит-ра,1974.
4. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / пер. с лат. – М.: Наука, 1989. – С. 5 – 266.
5. Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М.: Мысль, 1974. – С. 5 – 42, 64 – 331.
6. О любви и красотах женщин: Трактаты о любви эпохи Возрождения / сост. В. П. Шестаков. – М.: Республика, 1992.
7. Смит А. Теория нравственных чувств. – М.: Республика, 1997.
8. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. – М.: Наука, 1979.
9. Честерфилд Ф. Письма к сыну // Честерфилд Ф. Письма к сыну. Максимы. Характеры. – М. , 1978. – С. 5 – 233, 257 – 282.
10 . Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости // Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л. , 1991. – С. 5 – 176; или издание: Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992. – С. 5 – 18, 260 – 420.
11. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М. , 1986. – С. 5 – 68, 90 – 217.
Раздел 4. Зарубежная этика XX века
1. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М. , 1998. – С. 3 – 60.
2. Моруа А. Письма к незнакомке; Письма к молодому человеку // Сенека.
3. Честерфилд. Моруа. Если хочешь быть свободным. – М. , 1992. - С. 113 – 220.
4. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М. , 1995. – С. 273 – 596.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.
6. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1986; или то же: Киев: Ника-Центр, 1998. – С. 189 – 384.
7. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Иметь или быть? – Киев, 1998. – С. 97- 186; или издание: Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 109 – 178.
8. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973; или издание: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992.
Раздел 5. Отечественная этика
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990.
2. Бердяев Н. А. Назначение человека. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1998. – С. 5 – 252.
3. Домострой. - М.: Сов. Россия, 1990. – С. 5 – 24, 111 – 198.
3. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993.
4. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Наш современник. – 1991. - № 6. – С. 164 – 180; № 7. – С. 166 – 182; или издание: Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. – М.: Русская книга, 1994. – Т. 3. – С. 227 – 338; Ильин И. А. Соч.: В 2 т. – М.: Моск. филос. фонд: Изд-во «Медиум», 1994. – Т. 2. – С. 305 – 471.
5. Кропоткин П. А. Этика. – М.: Политиздат, 1991.
6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Дет. лит-ра, 1989.
7. Лихачев Д. С. Раздумья. – М.: Дет. лит-ра, 1991.
8. Смысл жизни: Антология / сост. Н. К. Гаврюшин. – М.: Изд. группа «Прогресс- Культура», 1994.
9. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. – М. , 1988. – Т. 1. – С. 3 – 580.
10. Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. – М.: Факториал, 1998.
Литература для самостоятельного изучения
1. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – С. 266-269, 273-282, 282-293.
2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С. 165-184.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С. 248-259, 272-285.
4. Марк Аврелий. Размышления. – Л.: Наука, 1985.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Лукрецию. – Кемерово: Кн. изд-во, 1986.
Вопросы для самопроверки:
1. Как объясняется название школы стоицизма?
2. Какова аргументация сведения счастья к добродетели в этике стоицизма?
3. Что такое «надлежащие действия»?
4. Какими чертами характеризуется образ мудреца в стоицизме?
5. Считаете ли Вы, что этика стоицизма жизненна и практична?
В чем заключаются общие особенности римского стоицизма в сравнении с греческим?
6. Почему Ф. Энгельс назвал Сенеку «дядей христианства»?
7. Марк Аврелий как мыслитель является пессимистом. В чем он видит опору и оправдание жизни?
Тема 24. Идеальный гражданин полиса – гармонически развитая, деятельная личность (этическое учение Аристотеля)
1. Биография Аристотеля.
2. Предмет и задачи этики в учении Аристотеля.
3. Понятие высшего блага.
4. Учение о нравственных добродетелях.
5. Социальность этики Аристотеля.
6. Первая эвдемония (блаженство как созерцательная деятельность).
7. Идеал добродетельной личности у Аристотеля.
Этические учения таких крупных мыслителей как Платон, Аристотель, не до конца будут понятны без знакомства с их жизнью. Многие моменты их философии объясняются особенностями биографии, социальной и политической обстановки. Именно поэтому изучение этики Аристотеля целесообразно начать с популярной биографической книги А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи, в которой много пишется о бурной политической жизни Аристотеля, об особенностях его стиля, об отличии его метафизического учения от Платона и многое другое.
Ввиду сложности языка сочинений Аристотеля, в том числе этических, изучение его этики необходимо начать с ее изложения в учебнике А. А. Гусейнова и Г. Иррлитца.
План изучения этики Аристотеля представляет собой современную систематизацию. Аристотель впервые разработал этику как особое философское учение о нравственности. Он подчеркивал практическую природу нравственности и полемизировал с идеями Сократа о добродетели как форме знания. Из практического характера нравственности вытекали такие же особенности этики, цель которой заключалась не столько в знании о добродетели, сколько в обосновании практических путей ее достижения. Этическая проповедь, по мнению Аристотеля, требует встречного движения личности, ее готовности к нравственному совершенствованию. Следует обратить внимание и на особенности этического знания в сравнении с другими видами знания - меньшая мера точности, невозможность однозначных предписаний.
В учении о высшем благе Аристотель пытается сформулировать признаки этого понятия. В их числе он выделяет такие:
- высшее благо – это предпосылка нравственного совершенствования;
- высшее благо есть высшая цель всей деятельности; оно тождественно счастью;
- блаженство, счастье заключается в деятельности, сообразной с добродетелью;
- добродетельна же та деятельность, которая соответствует соразмеряющему разуму.
Все эти конспективные тезисы глубоки по содержанию и требуют обдумывания применительно к собственному жизненному опыту, лишь в этом случае они становятся понятными и обретают смысл.
Учение Аристотеля о добродетелях подразделяется на учение о добродетели вообще и о частных добродетелях. Для его понимания нужно иметь в виду, что древние греки понимали это слово не чисто моралистически, а имели в виду любое совершенное качество, например, высокое мастерство горшечника или воина определялось как соответствующая добродетель. Аристотель рассматривает такие признаки добродетели как:
- мера разумного и аффективного в данном качестве;
- воспитуемость, искусственность добродетели в отличие от врожденных качеств, например, избежания боли;
добродетель как середина между крайними качествами души (мужество – «середина» между трусостью и безрассудством);
- произвольность и преднамеренность добродетельного поступка (иначе свобода выбора и борьба мотивов в поступке).
Кроме общего учения о добродетели, Аристотель рассматривает десять частных, наиболее важных на его взгляд, добродетелей. Их описание во многом не утратило интереса и для нашего времени.
Из других аспектов этики Аристотеля следует обратить внимание на ее гражданственность, социальность. Этика рассматривается им как часть политики государства по формированию идеального гражданина. В этом ее коренное отличие от позднейших этических систем (Эпикур, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
Несмотря на серьезные отличия этики Аристотеля от учения Сократа и Платона, между ними много и общего. Это проявляется в его идее «первой эвдемонии» (высшего счастья). Речь идет о том, что из всех видов добродетельной деятельности Аристотель больше всего ценит научно-созерцательную деятельность, и приводит убедительные аргументы в доказательство ее преимущества. Это мало чем отличается от платоновской позиции.
В итоге рассмотрения со всех сторон понятия «этического» Аристотель обобщает свои мысли в образе идеальной добродетельной личности. Реалистический характер аристотелевского идеала созвучен потребностям нерелигиозного, деятельно ориентированного индивида современной эпохи.
Литература для самостоятельного изучения
1. Аристотель. Евдемова этика; О добродетели // Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С. 506-531.
2. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С. 112-148.
3. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. – М.: Детская литература, 1982.
Вопросы для самопроверки:
1. Как связаны политическая деятельность и этическое учение Аристотеля?
2. В чем состоят особенности этики как особой философской дисциплины?
3. В чем значение понятия высшего блага личности для ее нравственного совершенствования?
4. Связь понятий высшего блага и эвдемонии со строением души у Аристотеля?
5. Каково отличие преднамеренности от произвольности добродетели в учении Аристотеля?
6. Согласны ли Вы с трактовкой десяти конкретностей добродетелей Аристотелем?
7. В чем Аристотель видит преимущества первой эвдемонии?
8. Черты идеальной личности в этике Аристотеля.
Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Тема 1. Античная этика
Список литературы для реферирования
Тема 2. Христианская этика
Список литературы для реферирования
Августин. Исповедь. – М.: Гендальф, 1992; или то же: М.: Канон, 1997.
Льюис К. Любовь // Вопросы философии. – 1989. - № 8. – С. 107 – 149.
Льюис К. Страдание // Этическая мысль. 1991. – М. , 1991. – С. 374 – 438.
Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения: В 2 т. – М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник, 1994. – Т. 1.
Тема 3. Этика Нового времени
Список литературы для реферирования
Бентам И. Введение в основание нравственного законодательства. – М.: РОССПЭН, 1998.
Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории // Карлейль Т. Теперь и прежде. – М. , 1994. – С. 5 – 198, 369 – 383.
Ларошфуко Ф. Максимы; Паскаль Б. Мысли; Лабрюйер Ж. Характеры. – М.: Худ. лит-ра,1974.
Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Пер. с лат. – М.: Наука, 1989. – С. 5 – 266.
Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М.: Мысль, 1974. - С. 5 – 42, 64 – 331.
О любви и красотах женщин: Трактаты о любви эпохи Возрождения / сост. В. П. Шестаков. – М.: Республика, 1992.
Смит А. Теория нравственных чувств. – М.: Республика, 1997.
Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. – М.: Наука, 1979.
Честерфилд Ф. Письма к сыну // Честерфилд Ф. Письма к сыну. Максимы. Характеры. – М. , 1978. – С. 5 – 233, 257 – 282.
Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости // Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л. , 1991. – С. 5 – 176; или издание: Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992. – С. 5 – 18, 260 – 420.
Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М. , 1986. – С. 5 – 68, 90 – 217.
Тема 4. Зарубежная этика XX века
Список литературы для реферирования
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М. , 1998. – С. 3 – 60.
Моруа А. Письма к незнакомке; Письма к молодому человеку // Сенека.
Честерфилд. Моруа. Если хочешь быть свободным. – М. , 1992. - С. 113 – 220.
Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды
Карен Хорни и Эриха Фромма. –М. , 1995. – С. 273 – 596.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.
Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1986; или то же: Киев: Ника-Центр, 1998. – С. 189 – 384.
Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Иметь или быть? – Киев, 1998. – С. 97-186; или издание: Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 109 – 178.
Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973; или издание: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992.
Тема 5. Отечественная этика
Список литературы для реферирования
Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990.
Бердяев Н. А. Назначение человека. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1998. – С. 5 – 252.
Домострой. - М.: Сов. Россия, 1990. – С. 5 – 24, 111 – 198.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993.
Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Наш современник. – 1991. - № 6. – С. 164 – 180; № 7. – С. 166 – 182; или издание: Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. – М.: Русская книга, 1994. – Т. 3. – С. 227 – 338; Ильин И. А. Соч.: В 2 т. – М.: Моск. филос. фонд: Изд-во «Медиум», 1994. – Т. 2. – С. 305 – 471.
Кропоткин П. А. Этика. – М.: Политиздат, 1991.
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Дет. лит-ра, 1989.
Лихачев Д. С. Раздумья. – М.: Дет. лит-ра, 1991.
Смысл жизни: Антология / сост. Н. К. Гаврюшин. – М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994.
Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. – М. , 1988. – Т. 1. – С. 3 – 580.
Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. – М.: Факториал, 1998.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
Тема 1. Нравы и нравственность в культурах Древнего Ближнего Востока
План
1. Мир повседневности восточного человека. Общая характеристика нравов.
2. Идеальный человек в культурах Ближнего Востока. Мир его ценностей.
Список литературы
Вейнберг И. П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. – М.: ГРВЛ, 1986.
Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время: Очерки. – М.: Наука, 1983.
Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид (Массовое сознание римского Египта). – М.: ГРВЛ, 1988.
Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / пер. с фр. – М.: ГРВЛ, 1989.
Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации) / пер. с англ. – М.: ГРВЛ, 1980.
Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М. , 1971.
Франкфорт Г. и др. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека / пер. с англ. – М.: ГРВЛ, 1984.
Тема 2. Люди, нравы, обычаи Древней Греции
План
1. Мир повседневности древних греков. Общая характеристика нравов.
2. Идеалы и ценности древних греков.
Список литературы
Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету
греческой цивилизации. – СПб.: Алетейя, 1998.
Античная цивилизация / отв. ред. В. Д. Блаватский. – М.: Наука, 1973.
Быт и история в античности / отв. ред. Г. С. Кнабе. – М.: Наука, 1988.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польск. – М.: Высшая школа, 1988.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков /пер. с фр. – СПб.: Алетейя, 1995.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / пер. с нем. – М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997.
Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. – СПб.: Марс, 1995.
Латышев В. В. Очерки греческих древностей: В 2 т. – СПб.: Алетейя, 1997.
Лисовый И. А. , Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 1996.
Марру А. -И. История воспитания в античности (Греция) / пер. с фр. – М.: ГЛК Ю. А. Шичалина. – 1998.
Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.-- С. 39 – 71.
Нильсон М. Греческая народная религия / пер. с англ. – СПб.: Алетейя, 1998.
РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Тема 9. Счастье и дружба
План
1. Понятие счастья.
2. Источники и условия счастья.
3. Психология счастья.
4. Дружба в культурах прошлого и в наше время.
Список литературы
Альберони Ф. Дружба и любовь / пер. с итал. – М.: Прогресс, 1991.
Аргайл М. Психология счастья. – М.: Прогресс, 1990.
Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Л.: Наука, 1980. – С. 99 – 182.
Дубко Е. Л. , Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: МГУ, 1989. – Гл. 2.
Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / пер. с польск. – М.: Прогресс, 1981.
Этическая мысль. 1988. – М.: Политиздат, 1988. – С. 258 – 281.
Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1987.
Цицерон. Лелий, или О дружбе // Цицерон. Избранные сочинения. – М. , 1974. – С. 31 – 57.
– Конец работы –
Используемые теги: этика0.039
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭТИКА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов