Реферат Курсовая Конспект
Тема IV. Знаковые системы культуры - раздел Культура, СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 1. Тексты Культуры И Проблема Их Понимания Го...
|
1. Тексты культуры и проблема их понимания
Говорить о семиотике культуры, значит, представлять ее как знаковую систему, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и какой-то специфический духовно-душевный смысл. Понимать какую-то культуру, значит, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать "тексты", составленные из них. В семиотике культуры под словом текст понимается не только письменное сообщение, но любой культурный объект - художественное произведение, религиозный обряд, обычай, принятая манера одеваться, стереотипы поведения и проч., рассматриваемые как носитель информации.
Как уже отмечалось, плодами истории являются как цивилизация, общая для всех и способная переноситься из страны в страну и строиться, так и культура, которая вырастает, как дерево, обладающая национальной спецификой. Культуру нельзя построить. Равно как нельзя построить дерево. Цивилизацией современные народы сближены, культурами различены. Возможность взаимопонимания народов обеспечена единой цивилизацией. Но как возможно понимание иной национальной культуры? Или, как говорит семиотика, культурного текста, созданного иным народом?
Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры. И в этом смысле элементарная социализация включает стихийное усвоение родной семиотики. Гораздо труднее усвоить тексты чужой культуры. Язык чужой культуры уникален и в высшей степени своеобразен. И подобно тому, как трудно перевести на свой родной язык поэтические тексты из иноязычной лирики, так же трудно понять (в широком смысле слова - почувствовать, уловить значение, выявить тонкое отличие) тексты иной культуры как таковой. Но перевод иноязычных текстов возможен. Понимание, пусть и в чем-то ущербное (а, нужно признать, оно всегда чуть ущербное) возможно. Уточнение же текста происходит и осмысливается культуролагими в качестве диалога культур. Для понимания нужно знать семиотику конкретной национальной культуры.
Казалось бы, все можно решить с помощью перевода. Ведь всегда можно подыскать что-то в своем родном языке, что соответствует первоисточнику. Но тут мы сталкиваемся с серьезной проблемой, ибо перевод текста на твой язык суть одновременно незаметная адаптация его в твою родную культуру. А вот общение с иностранцем обнаруживает наше непонимание.
По этому поводу культуролог Г. Гачев пишет:
"Но с чем постоянно сталкиваешься в общении? Все произносят одни и те же слова - и на политических конференциях, и на международных научных симпозиумах, а ведь люди из разных культур разумеют под ними очень разные вещи. Знаки - те же самые: "бог", "права человека", справедливость", "закон", время", пространство", "секс", "хороший вкус", "художественное" и т.п., но понимание, комплексы представлений и идей, что залегают под этими знаками, различны, а иногда и противоположны. И как могут быть одинаковыми представления, например, о "свободе" у англичанина, который датирует традицию личных гражданских свобод еще с "Великой хартии вольностей" 13 века и для кого "свобода" значит self-madeness, самостроительство и самоответственность, сдержанность и самообуздание, способность владеть собой и условиями своего существования, - и у русского, или, как говорят ныне, "россиянина", который только вышел из патерналистских режимов империи и социализма и который может понимать свободу, прежде всего, как развязывание внешних уз и удержей, как волю вольному и что теперь все дозволено?.. Или о рыночной экономике: как могут вкладывать одно и то же понятие в эти слова американец, у которого его цивилизация уже при ее основании почти четыре века назад строилась на этом принципе свободными индивидами и с тех пор постоянно развивалась в одном этом направлении, совершенствуя этот тип производства, - и тот же самый россиянин, кто после почти века коллективно-социалистической экономики и воспитания, находится сейчас в понимании о том, что есть рынок, даже не на нуле, а в минусе?.. Но и напротив: понятия о "братстве", "товариществе", "самопожертвовании за родину" - тут русский американцу сто очков вперед даст. Или в беседе по душам" и о "высших материях", о "смысле жизни", не считаясь со временем, не переводя его в деньги. Беда же - в том, что об этой разности разумеемого и подразумеваемого под одними и теми же терминами и словами в большинстве случаев и не подозревают. Чтобы мнимое взаимопонимание максимально приближалось к действительному, надо делать поправку на национально-историческую систему понятий и ценностей, т.е. учитывать, что представитель другого народа может видеть мир несколько иначе, чем я".
Но в чем конкретно состоит эта специфика национального видения? Ответ на вопрос поможет получить культурология, изучающая ментальность народов мира, выявляющая общее и специфическое в национально-культурных текстах. Но прежде, чем мы займемся ею, попытаемся разобраться в типологии знанковых систем, которые используются в системе общечеловеческой коммуникации.
2. Типология знаковых систем
Семиотика достигла огромных успехов в деле освоения знаковых систем. Все многообразия знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее предмет, исследовательское поле.
Любая наука, накопившая достаточно знаний о предмете, пытается их классифицировать. Классификация позволяет установить разумный порядок в том, что наука исследует. А там где есть порядок, там удобно работать. Упорядоченный космос, как полагал Аристотель, - объект, доступный познанию. Этим он отличается от хаоса, познание которого невозможно.
Современная семиотика обнаруживает два рода знаков - естественные и искусственные. Среди искусственных (знаков культуры) различают 5 видов. Если их расположить «в направлении их удаления от естественных, мы получим следующий ряд:
1) - функциональные,
2) - иконические,
3) - конвенциональные,
4) - вербальные (естественные языки),
5) - знаковые системы записи.
Первые три вида отличны от двух последних, которые носят отчетливо выраженный системный характер. Учитывая данные обстоятельства, мы рассмотрим данные виды отдельно друг от друга в двух главах.
2.1). Пойдем по порядку и сначала охарактеризуем ту область, которую составляют естественные знаки.
Под естественными знаками понимают происходящие в природе события. Само событие (природный предмет) не является знаком самого себя. Событие становится таковым тогда, когда указывает на какое-либо другое событие и рассматривается в качестве носителя информации о нем. Чаще всего естественные знаки являются частью какого-то целого, принадлежат к этому целому, и потому информируют о нем. Естественные знаки - это знаки признаки. Например, дым можно трактовать как знак огня. Высокая температура - знак болезни. Клок рыжей шерсти на ветке - знак того, что здесь пробегала лисица. Чтобы понимать естественные знаки нужно знать природу. Знаток конкретного природного ландшафта свободно читает книгу природы, подобно тому, как великий сыщик Шерлок Холмс раскрывал преступления по следам, оставленным преступником. Приметы погоды, следы зверей - знаки, которые многое могут сказать опытному в их расшифровке человеку. Дерсу Узала, герои Фенимора Купера, Сетона Томсона и др. великолепно знали природу и читали ее знаки.
Русская литература своему своеобразию во многом обязана наблюдениям охотников и рыбаков - не профессионалов, труд которых тяжел и неблагодарен, а любителей. Те охотятся, как это не странно, из любви к природе. Эта согревающая душу любовь, выраженная на бумаге, дает несомненно значимые художественные результаты.
Справедливо полагают, что отечественная проза выросла из аксаковских наблюдений природы. Сергей Аксаков был первым на пути поэтизации русской природы. И знаменит он, в том числе, двумя произведениями, которые к художественной литературе прямо и не относятся ("Записки об ужении рыбы", "Записки оружейного охотника Оренбургской губернии"). Это скорее записки наблюдателя природы. Но записки столь точны, оригинальны и столь проникнуты любовью к предмету, что они перерастают в художество. Ибо по верному замечанию Ивана Тургенева, он так писал о птицах и рыбах, что, казалось, - они сами о себе говоря, сами рассказывают нам свою жизнь.
Вот фрагменты из "записок об ужении рыбы":
Глава "Язь". "Без всякого сомнения, … самое драгоценное время для ужения язей - раннее утро. Тут они берут задолго до восхождения солнца, так что, только сидя лицом к заре и то наклонясь к земле, можно различать наплавки. Только истинный охотник может вполне оценить всю прелесть этого раннего ужения… При торжественной тишине белеет восток и гонит на юго-запад ночную темноту, предметы выступают из мрака, яснеют; но камыши стоят еще неподвижны, и поверхность вод не дымится легким паром: еще долго до солнца… Вдруг начинаете вы слышать, сначала издали, бульканье подымающихся со дна пузырей: это воздух, выпускаемый через ноздри крупной рыбою… Это верный знак, что идут язи… Пузыри выскакивают ближе, вы уже их видите… Сейчас начнется клев… Язь берет верно и прямо утаскивает наплавок в воду; подсечка должна быть скорая, решительная и не порывистая. Язь - одна из сильных рыб и на удочке ходит очень бойко…" .
А вот фрагмент из главы "Щука":
"Присутствие щук можно легко угадать по внезапному прекращению клева плотвы и другой некрупной рыбы и еще вернее по выпрыгиванию из воды мелкой рыбешки, которая как дождь брызжет во все стороны, когда щука с быстротою стрелы пролетает под водою. Выудивши щуку, много две, на одном месте, надобно перейти на другое место и так далее; то же должно сделать, ежели пройдет с полчаса, и щуки не берут: это верный знак, что их нет поблизости".
Данные описания природы - помимо прочего, суть обнаружение духовности в ней присутствующей. Духовность, проявляющая себя вовне, образует знак. Но это уже не тот знак, который указывает на то, что «вот-вот начнется клев», этот знак связан с эстетикой, красотой природы. Его улавливает художник, а семиотик изучает художественный текст.
Умение понимать и использовать естественные знаки являлось жизненно необходимым свойством первобытной культуры. В процессе развития цивилизации данное умение постепенно утрачивается, ибо для цивилизованного человека оно перестает быть практически необходимым, точнее, жизненно необходимым. И если деревенская культура еще и сегодня в какой-то степени сохранила его, то городская - фактически утратила. Зарыбленный пруд, егерь, который покажет где и как ловить, купленная в магазине удочка… стали знаками современного рыбака. Но "книга природы", как было сказано чуть выше, обладает еще и весьма существенным духовным смыслом. Этот смысл ярко проявляет себя в частности в искусстве.
Первобытные культуры не знали концепцию естественной причины. События природы рассматривались мистически. Человек обнаруживал, как сегодня принято говорить, фантастическое содержание природы. Естественный знак имел ряд уровней содержания - несколько значений. Он был иерархичен, а следовательно, предполагалась разная степень посвященности в дело его расшифровки. Примером может послужить способ предсказание будущего древними египтянами.
Итак, группа зорких египтян наблюдает за птицами. И вот они замечают, что одна из птиц исчезла (знак!), т.е. провалившись во временную дыру. Затем, когда птица возвращается из будущего, один из египтян достает лук и стреляет. После этого тело несчастной птицы поступает в распоряжение жрецов, которые определяют, будет ли урожай. Сделать это просто - если зоб птицы заполнен зерном (знак!), то урожай будет, ну а если птичка оказалась голодной (зоб пустой), то… запас пшеницы нужно приберечь для будущих трудных времен. Идея использование данных естественных знаков опирается на египетскую концепцию вечного, повторяющегося бытия: прошлое, будущее, настоящее сосуществуют.
В завершение отметим - построением систем естественных знаков занимается наука, опирающаяся на обобщение долгого пути развития практики. Примером может послужить знаковая система медицинской диагностики. Базируясь на сведениях, накопленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и систематизирует разнообразные признаки-знаки (симптомы) болезней.
2.2. Функциональные знаки
Само понятие идет от слова "функция". Функция суть отношение элементов в системе. Когда говорят о функциональных знаках, имеют в виду человеческую деятельность как систему. В системе деятельности легко обнаруживается отношение - практическая функция предметов (в этом аспекте функциональные знаки близки природным). Деятельное отношение дровосека с деревом включает в себя такой элемент как топор ("Вдали раздается топор дровосека…"). Топор помогает срубить дерево - в этом его практическая, утилитарная функция. Но одновременно топор - знак дровосека, знак культуры определенного века (медный, бронзовый, железный топор, знак того сюжета, который отображен Н. Некрасовым и т.д.).
Приведем примеры:
- Так, обнаруженное в кургане археологом оружие - функциональный знак, свидетельствующих о том, что в нем захоронен воин.
- Обстановка в квартире - комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности граждан (впрочем, тут нужно учитывать, что для верной интерпретации нужны дополнительные сведения о духовном мире хозяев, ведь возможна приверженность их к аскетизму, традициям национальной культуры; также они могут отдавать дань моде, наконец, вся эта роскошь, выставленная напоказ, может быть дешевой подделкой).
- Подбор книг на книжной полке "говорит" о вкусах хозяина (тут опять же следует помнить, что подбор может быть случайным, или книги оставлены по наследству и остаются на полке в память о родителях и проч.).
Пример социальной зависимости функциональных знаков:
Во времена Хрущева была предпринята попытка специализации райкомов партии. Поскольку партия была руководящим и организующим звеном жизни, райкомы, в целях лучшего выполнения данных функций, попытались ориентировать на специфическое производство - так появились городские, точнее, промышленные и сельские райкомы. Но возникли сложности, связанные с тем, что промышленность стала проникать в сельские районы. Кроме того, многие селяне ездили в город, где работали на предприятиях. Райком же занимался не только хозяйственной деятельностью. Партия контролировала и другие сферы, вмешивалась в интимнейшие вопросы жизни (многообразие функций).
Анекдот. Женщину побил муж-партиец. Она пошла жаловаться по старой привычке в райком партии. Но, вдруг, в приемной ей задают вопрос - "а чем он вас побил". Женщина в недоумении - "побил и побил, примите меры". Но вопрос оказался не праздным. Ибо если этот жестокий супруг побил жену кнутом (кнут - знак сельскохозяйственного производства), то дело подлежит рассмотрению в сельском райкоме. Если же он воспользовался камнем (булыжник - оружие пролетариата) или каким-то иным орудием промышленного производства - то городского.
Функциональные знаки обладают некоторой степенью семантической неопределенности, многозначностью. Например, гаечный ключ. Его практическая функция ясна. Но он используется людьми разных профессий, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, как мужчинами так и женщинами. И в этом смысле природные, естественные знаки с точки зрения семантики (их значений) обладают большей степенью определенности, чем функциональные. И это не случайно. Ибо культурные знаки вообще вариативны, в связи с тем, что человеку имманентна большая степень свободы, чем другим природным деятелям. Но, даже часто ошибаясь, современный человек лучше ориентируется в искусственной, культурной среде, чем в природе.
Итальянский фильм "Сеньор Робинзон". Герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо приобщает своего друга-дикаря к той культуро-природной гармонии, которую он создал на острове. Остров Робинзона - маленькая Англия. Он, Робинзон - самостроящийся, самодостаточный, сам себя делающий человек, создающий культуру. Современный итальянец - сеньор Робинзон - суть продукт искусственной цивилизации. В природе он беспомощен. Он не способен создавать цивилизацию, а может лишь в ней существовать. Культура местных жителей - уже не дикарей - гармонична их родной природе, но не понятна сеньору. И он выглядит в ней как беспомощный дикарь. Ничего не знает. Ничего не умеет. Получает от вождя жену в качестве няньки или мамаши воспитательницы.
Функциональные знаки несут информацию, которая связана с той функцией, которую они выполняют в деятельности человека. Разгадка событий прошлого опирается на анализ функциональных знаков. Так, деятельность сыщиков, следователей опирается на анализ прежде всего функциональных знаков. Шерлок Холмс умел это делать. Но когда методом Холмса пытается овладеть доктор Ватсон, из этого ничего не получается. Тут нет мистики - Ватсону недостает способности наблюдателя и знания жизни. Любая деталь социокультурного окружения может многое сказать сыщику. На первом этапе важно отметить максимальное количество деталей, знаков. Но знаки семантически многообразны, и на втором этапе сыщик, опираясь на знание жизни, пытается охватить все смысловое поле каждого знака и воссоздает многовариантный образ реальности, связанной с расследуемым событием. На третьем этапе сыщик строит картину преступления - из семантических вариантов выбирается одно значение, дополняющее другими, т.е., из многих вариантов воссоздается наиболее правдоподобная картина происшедшего преступления.
В качестве функционального знака выступают не только предметы, но и действия людей. Ибо действие указывает на содержание деятельности. Действие наглядно проявляет это основное содержание, являясь частью или сопровождающим элементом его. Примеры:
Собака - замерла и подняла хвост - знак того, что видит перепелку. . Учитель - водит пальцем по алфавитному списку учеников - будет спрашивать. Отец снял ремень - будет воспитывать. Он оделся и взял ключи от гаража…. Охотник поднял ружье…. Неплохой пример: отец пришел выпившим - будет проверять выполнение домашнего задания.(шутка).
Важно отметить, что в едином целом часть (элемент) выполняет какую-то функцию, а следовательно, является знаком этой функции и целого как такового. Поэтому производственная техника является примером системы функциональных знаков.
2.3. Иконические знаки
Иконические знаки принципиально отличны от функциональных и естественных. Икона в переводе с греческого буквально значит изображение. Иконические знаки суть знаки-образы. Главная черта иконического знака - его сходство с тем, что он обозначает. Иконические знаки не являются символами в прямом смысле этого слова - они суть изображения. Сходство между иконой и изображаемым событием может быть большим или меньшим. Амплитуда их сходства с предметом, ими обозначаемым, колеблется от изоморфизма (соответствия всех элементов и отношений) до схематической условности.
Иконические знаки по общему правилу создаются искусственно. В предметах, которые называют , знаковая функция является главной. Этим иконические знаки отличаются от функциональных и естественных. Там иначе, так знаковая функция на втором плане, сопутствует другим.
Образы различаются по степени своей похожести на оригинал. Наибольшей степенью похожести обладает фотография. На другой стороне ряда - условные изображения, имеющие схематический характер: знаки - рисунки, обозначающие переходы, эскалаторы, мужской и женский туалеты. Использовать ту степень похожести для обозначения последних, которая свойственна фотографии, неуместно, ибо знак будет восприниматься как рекламный плакат (шучу). Если же туалет обозначать принятым у нас способом - буквами "М" и "Ж", то возможны разные варианты путаницы: "М" - мадам (это на Западе); интересно обозначают украинцы - у них мужчина это человек, а женщина - жинка. В любом случае, истолкование подобных знаков иностранцами затруднительно, поэтому используют близкое к схеме изображение.
Фотография в паспорте - знак предельно приближенный к отображаемому предмету. Точность изображения, адекватность знака предмету в данном случае связана с функцией документа, в котором используется знак. Фотография должна подтвердить, что данный документ принадлежит конкретному лицу. Иной смысл имеет точность изображения событий в искусстве. Здесь художник пытается точно передать красоту изображаемого, увековечить мгновение, в которое ландшафтная красота выразила себя наиболее ярко и зримо. В данном случае знаковый характер произведения искусства уходит на второй план. Да, с точки зрения семиотика, реалистический пейзаж является иконическим знаком реального природного ландшафта. Но для художника, для эстетического восприятия знаковая его функция несущественна. Ею даже можно пренебречь. При восприятии такого рода искусства на первый план выходит непосредственное созерцание и любование красотой.
Итак, предельная жизнеподобность искусства не является выражением потребности к символизации, знакообразованию. Знаковость (в том числе иконичность) тяготеет к упрощению, схематичности. Искусство же есть выражение, прежде всего, индивидуального бытия, как пишут современные философы - "идеи индивидуального". Но, как и в любом индивидуальном предмете, в произведении искусства присутствуют некие общие идеи, выражение которых усиливает его знаковый аспект и делает семиотический его анализ небесполезным. С другой стороны известная условность художественного языка, особенно ярко проявляющая себя в так называемой современной живописи, предполагает, что в процессе восприятия произведения искусства, мы должны как-то раскодировать имеющуюся информацию - видеть и понимать то, что в произведении изображено, т.е. интерпретировать знаки.
Нельзя не отметить тот факт, что знаки-образы содержат в себе элемент условности, понимание которой в свою очередь "культурозависимо". Условность образов играет особенно важную роль в искусстве. Понять художественный образ, разобраться в том, что и как художник изображает, - это задача, которую подчас приходится решать лишь с помощью предварительной подготовки, суть которой вхождение в мир культуры, м.б. точнее, в мир художественного языка.
Исключительный интерес в плане понимания художественной интерпретиции (истолкования) представляет процесс "перевода" знака из одной системы искусства в другую. Например, существует известный иконический знак-образ Санкт-Петербурга - контур Петропавловской крепости. Данный контур можно изобразить, выявив главные смысловые его точки. Будучи перенесенным на нотный стан, данный контур даст изображение "мелодии города", где звуковысотные характеристики будут выражать отношение точек архитектурного сооружения по высоте. Относительная протяженность звуков отображает пропорцию горизонтальных линий архитектурного сооружения. Если в среднем голосе поместить равномерную фигурацию, например шестнадцатыми нотами, то подобие знаков рисунка и нотного отображения будет достаточно наглядным. Петербург в нотном отображении будет соответствовать своему рисунку-контуру (иконический знак!). В то же время и звучание рисунка (воспроизведение нот) будет также иконическим знаком, но выраженным в системе иного художественного языка. И о таком переводе желательно предупреждать слушателей-зрителей, как делал это, например Рихард Вагнер, использующий в своих гениальных операх систему лейтмотивов. Все это может стать предметом художественного отображения в киноискусстве: когда живой образ крепости, погружаясь в сумрак, превращается в иконический знак, который в свою очередь начинает звучать, а видеоряд воспроизводит партитуру, в которой ясно проступают черты крепости. И вдруг возникает портрет самого "петербургского поэта" Александра Блока, и на фоне тихой музыки звучат его стихи. Превращение знака в живое искусство имеет, несомненно, эстетический смысл, как оживление спящей красавицы. Но и превращение жизни в вечный символ также эстетично (волшебно) само по себе (пример взят автором из фильма, посвященного А. Блоку, а музыку к нему написал композитор Ю. Красавин).
Превосходно данный процесс одухотворения, эстетизации знака отображен Николаем Гумилевым в его единственном стихотворении, посвященном Санкт-Петербургу. Им мы и завершаем рассмотрение вопроса:
В Константинополе у турка
Валялся, скомкан и загажен,
План города Санкт-Петербурга –
В квадратном дюйме триста сажен.
И снова я как бы в тумане,
Мне снова больно, взор мой влажен…
В моей тоске, как и на плане, -
В квадратном дюйме триста сажен.
2.4. Конвенциональные знаки
Конвенциональные знаки, в отличие от других, возникающих стихийно, создаются искусственно в том смысле, что люди договариваются приписывать им определенное содержание-значение. Слово конвенция в переводе с латыни буквально значит - соглашение, договор, условие. Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам (хотя это и не исключено для конвенциального знака) - он служит обозначением предмета (точнее, события) "по условию", потому что люди условились считать его знаком этого предмета.
Таким образом, конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять только знаковую функцию.
Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок, красный крест на машине скорой помощи, "зебра" на пешеходном переходе…
Существуют три основных сорта конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.
1). Сигналы - знаки извещения или предупреждения. Простейший пример сигнала - знаки светофора, предупреждающие гудки автомобиля, поезда, теплохода. Данные сигналы осваиваются быстро, ибо постоянно применяются на практике. Впрочем, практика, учитывая реальную опасность, о которой предупреждает сигнал, не слишком хороший путь освоения данных знаков. Ибо первый опыт столкновения с сигналом и его значением может стать для человека и последним. Тут уместно вспомнить предупреждение из кулинарной книги: "Все грибы съедобны, но некоторые только один раз". Поэтому сигналам об опасности учат - в семье, в школе, на производстве.
Но нужно также учитывать, что, например, сигналы "гражданской обороны", быстро и легко усваиваются во время войны в условиях постоянной опасности, ожидаемой опасности. В мирное время, несмотря на постоянные напоминания, они как-то легко забываются, что вполне объяснимо.
С помощью сигналов организуется деятельность больших коллективов. Они обладают отчетливым ценностно-эмоциональным смыслом: ненавистный гудок, зовущий на работу; неприятный и всегда преждевременный звонок на урок, но долгожданный - с урока…
Существуют сигналы, связанные с профессиональной деятельностью, значение которых известно специалистам. Примером данных сигналов служат флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы.
2). Индексы - условные обозначения каких-либо событий, предметов. Они имеют компактный, легко обозримый вид. Применяются эти знаки для того, чтобы выделить данные события из ряда других. Иногда их подбирают таковыми, чтобы их внешний вид подсказывал то, что они обозначают.
Примеры - различного рода значки в схемах, графиках. Туристическая карта Флоренции, Рима, Лондона, в которой вырисовывают особо значимые объекты. Данные объекты являются вполне узнаваемыми рисунками, например, Собор "Санта Мария дель Фьери" во Флоренции, "Давид" Микеланджело там же, Тауэр - в Лондоне. Таким образом индексы переходят в иконические знаки и, как будет показано чуть ниже, в символы.
3). Символы - это знаки, которые не только указывают на определенный объект, но и несут в себе дополнительный смысл - они выражают некоторые понятия, связанные с толкованием данного объекта. Впрочем, слово "символ" часто употребляется не только в данном смысле, но также для обозначения всякого знака вообще, т.е. - как синоним слову "знак", но в данном разделе будет исследовано первое определение данного понятия.
Примеры символов в узком смысле слова: эмблемы, гербы, ордена, знамена.
Символ имеет двухслойное строение. Его внешний слой - наглядный образ некоего объекта, а вторичный - мысленно связанная с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него, и всегда обладающая высокой степенью конкретности). Вторичный, собственно символический слой, может обладать сложной структурой, содержать смысловые слои разного уровня. Символ обозначает понятия разной степени общности и абстрактности - об единичных, индивидуальных до абстрактно-общих.
Связь внешнего облика символа с его глубинным смыслом (символическим значением) хотя имеет конвенциональный, условный характер, но не является чисто случайной. В основе ее лежит некоторое иконическое сходство: символы своим внешним видом напоминают о каком-то конкретном воплощении выражаемых ими идей, между обликом символов и содержанием этих идей возникают наглядные ассоциации (см. примеры с наглядным обозначением объектов на карте). Таким образом, символы имеют не только конвенциональный, но и иконический характер. Как писал в связи с этим Ф. де Сессюр, символ "не до конца произволен": весы могут быть символом справедливости, поскольку иконографически содержат в себе идею равновесия, а телега - нет".
(Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 101.)
Размышляя над примером Ф. де Сессюра, нужно отметить, что символ может сочетать иконографию с функциональностью. Тут многое зависит от национально-культурной конкретики. Так, если мы телегу представим как дроги, которые являются функциональным знаком погребального обряда, то телега-дроги есть символ высшей справедливости, которая в христианской культуре связана со смертью. Почему современная фемида использует в качестве символа весы? Да потому что знаки вообще, подобно естественному языку, во многих случаях формируются стихийно. Потому что греческая культура возрождалась в Европе несколько раз и проч. И вообще - в зале суда, который исторически связан с греко-римской архитектурной традицией, уместно поставить соответствующую античной традиции скульптуру. Ну, действительно - не тащить же в зал телегу? Хотя в поэзии символ смерти "телега-дроги" вполне уместен. Вспомним из школьной программы - "Забытую деревню", что написал Некрасов.
То же самое можно говорить о кресте. Крест является исключительно символом конвенциальным для человека иной, нехристианской религии. Евреи, например, будут настаивать на конвенциальном его происхождении. Но если Христос был. Если он был распят и потом воскрес, то функциональный, а также иконический смысл знака не будет вызывать сомнения.
Нельзя не упомянуть, что конвенциальные знаки обладают национальной спецификой. В романе нашего земляка Степанова - "Порт Артур" есть запоминающий эпизод, прекрасно эту специфику иллюстрирующий. Роман посвящен событиям русско-японской войны 1905 года. Атакующие русский порт японцы выдвинули ультиматум - сдавайтесь. Командующий обороной Порт Артура предложил в ответ нарисовать им фигу-дулю (конвенциональный знак, символ). Но один из знающих японскую культуру офицеров указал на то, что дулей японские проститутки заманивают клиентов в свои любовные сети. И японцы данный знак - русское "нет" - могут трактовать не совсем так, как хотелось командующему.
В завершении, в качестве иллюстрации разберем один из главных символов советского государства - "серп и молот". Вспомним его: серп и молот на фоне Земного шара, восходящего солнца; данные элементы обрамлены снопами созревшей пшеницы. Историкам известно (факт подтвержден археологией), что честь изобретения растениеводства принадлежит женщинам. Металлургия всегда была мужским занятием. И соответственно этому серп - символ женского труда, женщины; молот - мужского, мужчины. Данный смысл символа талантливо раскрывает скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница". Союз рабочего и колхозницы - мужчины и женщины, устремленных вперед по пути прогресса к новым свершениям. Символ также отображает основные ценности пролетарского государства: равенство мужчины и женщины - вместе стоят на пьедестале; вместе в ногу идут. В то же время нельзя забывать, что марксистская идеология была пролетарской, т.е. полагала, что единственным прогрессивным классом является пролетариат. Марксизм культивировал классовый подход. Отрицая государство как единый организм, ибо классовый интерес его разрушает, марксизм крайне преувеличивал классовое единство (в его основе лежит фактор экономический). Новое государство строится на едином интересе двух классов - рабочих и крестьян. И те и другие трудящиеся. Но до революции крестьянин был "мелким собственником", т.е. стихийно формировал у себя, как об этом писал В.И. Ленин, эгоистическую психологию. И в этом смысле он противопоставлялся пролетарию, который был "стихийным коллективистом", социалистом. До революции пролетариат и крестьянство сближало лишь то, что они трудятся и подвержены эксплуатации. Пролетариат эксплуатируется буржуазией. Крестьян эксплуатирует помещик. Свергнуть эксплуататоров - их общий интерес. После революции крестьянство стало кооперативно-колхозным. Крестьяне начали формировать социалистическую психологию в коллективном труде. Появился новый фактор единения. И этот фактор носил не отрицательный характер, а положительный - объединение осуществляется в ходе строительства нового общества, а не в деле борьбы с эксплуататорами. И данный знак - серп и молот - является символом этого нового объединения, объединения всех трудящихся в едином государстве.
Но у символа есть еще один - древний, скрытый смысл. Молоток - символ масонов, вольных каменщиков, т.е. - символ строителей "Нового храма". Этот храм - новое государство, новый социалистический строй. Казалось бы, серп не при чем. Но нельзя упускать, что масонское движение упорно продвигало идею равенства мужчин и женщин. В женском масонском движении (так называемые "феминистки") ко времени революции в России состояло около 20 миллионов человек (конечно во всем мире). И совмещение этих факторов отразилось в символе нового социалистического государства.
Итак, символ отражает следующие понятия - труд, строительство нового, справедливого царства, равенство мужчины и женщины, единое государство рабочих и колхозников, наследие масонских идеалов и феминистических бредней… Для полноты картины нужно вспомнить, что серп и молот располагался на фоне Земного Шара (тут идея пролетарского интернационализма, имеющего планетарный характер). Восход Солнца символизирует рассвет новой жизни. Сверху расположена "звезда Соломона" - это уже иудейский символ. Некая весть о Новой жизни.
Эту картину обрамляют снопы колосьев - два класса = два снопа - общность соединенных индивидов. Символ классового единства личностей. У итальянских фашистов использовался сходный символ - вязанка хвороста. У нас снопы пшеницы. Данный символ наследует центральный эпизод "жития святого князя Даниила Московского", согласно которому св. Даниил собрал своих сыновей, раздал каждому по прутику и предложил этот прутик сломать. Сыновья легко справились с заданием. Тогда Даниил собрал прутики в единый сноп-веник и предложил сломать его. Ни у одного из сыновей не получилось. Выводы делайте сами.
Но этот знак - "сноп пшеницы" - имеет еще и другой существенный смысл. Он символизирует богатство, плоды сотрудничества людей, классов; он символ богатого урожая.
Уже из приведенного примера ясно, что содержание символа складывается исторически. Со временем в нем на первоначальный смысл наслаиваются новые смыслы. Глубинный историко-культурный смысл такого символа может быть понятым только тем, кто знает его происхождение (генезис) и бытование в различных культурах.
Заключая раздел, отметим, что наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному конкретному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные знаковые системы, связанные с разного рода обрядностью (религиозно-культовой, похоронной, свадебной, праздничной и пр.).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В Б Храмов... СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема IV. Знаковые системы культуры
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов