Реферат Курсовая Конспект
Культуры и искусств - раздел Культура, Министерство Культуры Российской Федерации Федеральное Государственн...
|
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Факультет культурологии и социологии
Кафедра теории и истории культуры
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Эстетика и теория искусства
Санкт-Петербург
Содержание учебной дисциплины
Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
Раздел 1. Основные теоретические проблемы эстетики
Предмет эстетики. Цели и задачи курса “эстетика”. Основные формы работы по освоению курса. Характеристика основных современных учебников и учебных пособий по эстетике. Первоисточники по эстетике. Слово “эстетика”. Две исторические формы существования эстетики: эстетика как эстетическая мысль или “имплицитная эстетика” (В. Бычков) и эстетика как философская наука или “эксплицитная эстетика” (В. Бычков). А. Баумгартен – основатель эстетики. Историческое изменение предмета эстетики. От эстетики как науки о прекрасном - к эстетике как науке о выразительной форме. Философская эстетика и другие теоретические направления эстетики: психологическая эстетика, практическая эстетика, техническая эстетика, эстетика повседневности.
Основные эстетические категории. Основные эстетические категории и другие понятия эстетики. Выразительное, форма и стиль. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в природе, человеке, искусстве. Прекрасное и возвышенное как положительные эстетические ценности. Соотношение количества и качества в прекрасном и возвышенном, их соотнесенность с масштабом человека. Проблема философской интерпретации безобразного и низменного. Трагическое и комическое. Многообразие форм комического. Трагикомическое.
Эстетическое сознание. Структура эстетического сознания. Эстетическое чувство, его духовность и “бескорыстность” (“незаинтересованность”). Понятие “эстетическая дистанция”. Дистанцированность, отстраненность эстетических чувств. Чувство прекрасного как модификация чувства любви. Другие эстетические чувства.
Эстетический вкус. Вкус как система индивидуальных предпочтений. Эстетический и гастрономический вкус: общее и особенное. Эстетический вкус как утверждение свободы выбора в мире выразительных форм. “О вкусах не спорят”: личное (индивидуальное) и групповое (общественное) в эстетическом вкусе. Характеристики вкуса: тонкость / грубость, развитость / неразвитость (отсутствие вкуса), широта / узость, диапазон приемлемости. Историческая изменчивость требований к вкусу. Вкус культуры постмодерна.
Искусство. Слово “искусство”. Изменение смысла понятия “искусство” в ходе исторического развития европейской культуры. Автономизация искусства в эпоху позднего средневековья и Возрождения. Искусство как особый вид деятельности, результатом которой является артефакт, предназначенный для самодовлеющего созерцания. Критерии искусства. Образный характер искусства. Отличие образов искусства от документальных и научных образов. Верхняя и нижняя границы искусства: художественный авангард и массовое искусство. Искусство и художественная культура. Художественная культура как система социальных институтов, процесс производства, хранения, изучения и потребления художественных ценностей. Искусство в ХХ и начале XXI веков.
Художник. Личность художника. Ее “обыденная” и “художественная” ипостаси. Основные слагаемые творческой личности: талант и мастерство. Социальная атрибуция творческих достижений художника: гений, талант и остальные творцы искусства. Роль меценатов в судьбе творцов искусства. Генетические основы одаренности. Гендерный аспект художественной одаренности и таланта. Психологическая структура таланта. Этапы творческого процесса: от зарождения замысла до его воплощения.
Произведение искусства. Содержание и форма произведения искусства. Художественная форма, ее структура и функции в произведении. Внутренняя и внешняя форма. Элементы внешней формы, их знаковый характер. Содержание произведения искусства, его структура. Взаимоотношения содержания и формы.
Восприятие искусства. Художественное восприятие как сотворчество. Вариантная множественность и эталонная модель художественного восприятия. Содержательные уровни восприятия искусства: сюжетный, “геройный”, тематически-идейный (“авторский”). Фазы восприятия: предкоммуникативная фаза, собственно восприятие, посткоммуникативная фаза. Адекватность восприятия искусства.
Морфология искусства. Проблема классификации видов искусства. История вопроса. Виды классификаций: по способу отражения действительности, по способу существования, по формам восприятия искусства. Искусства изобразительные и неизобразительные, пространственные и временные, зрительные и слуховые. Синтез искусств. Ансамблевое взаимодействие видов искусства. Взаимовлияние видов искусства. Закономерности исторического развития видов искусства. Изменение состава видов искусства в связи с изменением представлений об искусстве. Проблема ведущего вида искусства исторической эпохи. Появление новых видов искусства.
Типология исторического развития искусства: школа, течение, направление, стиль. Школа в искусстве как группа учеников и последователей таланта или гения в искусстве. Школа как группа художников, творчеств которых объединяют общие идейно-эстетические и стилевые признаки. Географическая локальность школы и ее замкнутость в пределах одного вида искусства. Направление в искусстве как предельно широкий охват произведений разных видов искусства и разных стран, имеющих общие идейно-эстетические и стилевые признаки. Течение в искусстве как феномен промежуточный: между школой и направлением. Художественное направление как противоречивое единство художественных школ и течений. Стиль как общая для всех историко-типологических образований характеристика. Уровни стиля: от стиля художника до стиля направления, стиля эпохи. Стилевая эклектика и полистилистика. Основные направления, течения и стили европейского искусства с Х по ХХ века.
Раздел 2. История эстетики
Эстетика античности. Зарождение эстетической мысли в античной философии. Основные понятия античной эстетики: прекрасное, искусство, мера, гармония, калокагатия, мимесис, катарсис. Культ красоты и телесности в античной культуре. Эстетические идеи пифагорейцев: музыка (гармония) сфер, музыкальный этос. Эстетика Платона. Платон о прекрасном, об искусстве. Эстетика Аристотеля. Стагирит о прекрасном, искусстве, катарсисе. Эстетические идеи эллинизма.
Эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Общая характеристика эпохи средних веков и Возрождения. Основные сословия общества зрелого и позднего средневековья, соответствующие субкультуры и эстетика. Особенности эстетического сознания cредневековья, его связь с христианством. Представления о прекрасном, возвышенном, трагическом, комическом, искусстве в массовом эстетическом сознании и трудах теологов. Канонический характер религиозного искусства. Архитектура как ведущий вид религиозного искусства зрелого и позднего средневековья. Храмовый синтез искусств. Основные стили искусства: романский и готический. Эстетика Возрождения. Светский характер культуры. Гуманизм и антропоцентризм Ренессанса. Великие географические и астрономические открытия и их влияние на культуру и искусство Возрождения. Влияние науки на искусство Возрождения. Представления о прекрасном, возвышенном, трагическом. Изменение социального положения художника, социального функционирования и характера искусства. Система видов искусства Ренессанса, место в ней и роль изобразительного искусства. Ведущий жанр изобразительного искусства.
Эстетика XVII века. Эстетика XVII века как наука об искусстве. Основные направления и стили искусства XVII века. XVII век как "эпоха барокко". Барочное миросозерцание и его эстетические аспекты. Основные черты стиля барокко. Эстетические принципы барокко. Мир человеческих чувств в искусстве барокко. Барочная концепция остроумия. Основные черты классицизма как художественного стиля. Эстетические принципы классицизма. Эстетика реализма. Утверждение инновационного характера искусства в "Споре о древних и новых".
Эстетика XVIII века. Общая характеристика европейской культуры XVIII века. XVIII век как эпоха Просвещения и как Галантный век. Региональные варианты просветительского движения. Человек чувствующий и человек разумный в философии и эстетике Просвещения. Рождение эстетики как науки. Основные эстетические категории в интерпретации просветителей. Вкус – основная эстетическая категория просветительской эстетики. Публичные выставки и рождение художественной критики. "Салоны" Д. Дидро. "История искусств древности" И. И. Винкельмана – первая научная история искусств. Основные направления и стили искусства XVIII века. Идейные и стилевые предпочтения просветителей. Система искусств эпохи Просвещения. Театр и театральность в искусстве XVIII века.
Эстетика XIX века. Общая характеристика европейской культуры XIX века. XIX век как эпоха романтизма/позитивизма. Основные эстетические категории, "вкус" и "гений" в немецкой классической эстетике. Влияние идей И. Канта и Г. Гегеля на романтиков. Ф.‑В. Шеллинг – центральная фигура философии и эстетики романтизма. Личность художника и процесс художественного творчества в эстетике романтизма. Иерархия видов искусства и романтическая идея синтеза искусств. Психологическая, социологическая и искусствоведческая эстетика второй половины XIX века. У. Моррис и рождение дизайна.
Эстетика ХХ века. Эстетические принципы символизма и стиля «модерн». Эстетика повседневности в творчестве художников стиля «модерн». Русский и советский художественный авангард второй половины 1910-х – 1920-х годов. Эстетика модернизма. Проблема критериев искусства. Элитарная и массовая культура и искусство. Идейные и эстетические принципы искусства тоталитаризма. Искусство в условиях рыночной экономики. Эстетика постмодернизма. Эстетика повседневности в современной российской культуре.
Раздел 3. Искусство как система элементов: автор – произведение искусства – воспринимающий. Автор создает произведение искусства. Его связь с общественными условиями. Место произведения искусства в обществе. Особенности восприятия искусства. Система автор – произведение искусства – воспринимающий в контексте культуры.
.
Раздел 4. Социальные функции искусства. Утилитарная функция, воспитательная, познавательная, коммуникативная, оценочная гедонистическая, агитационно-пропагандистская, прогностическая, суггестивная.
Раздел 5. Морфология искусства. Классификация искусства в онтологическом аспекте, в гносеологическом аспекте, психологическом аспекте.
Раздел 6. Искусство в системе культуры. Искусство в системе форм общественного сознания. Искусство – зеркало культуры. Гуманитарная и гуманизирующая роль искусства в системе культуры. Стили в искусстве до Нового времени.
Раздел 7. Искусство в системе культуры. Стили в искусстве до Нового времени. Стили в искусстве Нового и Новейшего времени.
Раздел 8. Первобытное искусство.Истоки возникновения искусства. Существование древнейшего человечества во многих локальных формах. Духовная жизнь палеолитического общества. Переход от земледелия к скотоводству. Палеолитическое искусство в раннеродовом обществе охотников, собирателей и рыболовов. Раннеземледельческие культуры различных регионов мира.
Искусство эпохи палеолита. "Макароны и меандры". Скульптура, резьба, наскальная живопись. Эволюция изобразительных форм. Основные периоды развития первобытного общества и его художественной культуры: нижний и верхний палеолит. Эпохи Ориньяк, Солютре, Мадлен. Эпоха мезолита.
Отличие культуры эпохи неолита от мезолита.
Бронзовый век.
Век железа.
Раздел 9. Искусство Древнего Востока. Краткая характеристика понятия "Древний Восток" и история открытия памятников Древнего Востока в XVIII веке.
Художественная культура Древнего Египта. Обусловленность египетского художественного стиля заупокойным культом и культом личности фараона. Характерные черты художественной культуры додинастического периода, периода Раннего царства. Особенности художественной культуры Древнего царства: комплексность, синтез искусств, монументальность.
Эпоха Среднего царства. Развитие монументальной идеализирующей пластики, реалистического индивидуализированного портрета.
Эпоха Нового царства. Развитие заупокойного культа. Окончательный отрыв гробницы от храма. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Храмы богу Амону в Карнаке, Луксоре. Новая роль монументальной скульптуры. Амарнский период. Гробница Тутанхамона.. Поздний период, его эклектизм. Влияние завоеваний Александра Македонского на культуру Египта.
Раздел 10. Искусство Месопотамии. Искусство Двуречья и Ирана. Развитие городов (IV - первая половина III тыс. до н.э.). Основные художественные центры. Культура Шумера. Шумерская культура времени Гудеа (XXIII-ХХI века до н. э.). Искусство времени Аккада. Характерные черты аккадской культуры, ее отличие от шумерской. Художественная культура времени династии Ура, Древнего Вавилона. Ур-Наму и строительная деятельность царей III династии Ура. Зиккураты. Стилизация образа человека в скульптуре. Связи Двуречья с бассейном Инда. Художественная культура Древнего Вавилона (время Хаммурапи - конец III - первая половина II тысячелетия до н. э.). Возвышение Вавилона. Раскопки в городе Мари.
Строительство касситов. Храм касситского царя Карандаша в Уруке. Влияние климата и материалов на художественную культуру.
Искусство Ассирии (IХ - VII вв. до н. э.). Крупнейшие города: Ашшур, Ниневия, Калах. Дворец Ашшурназирапала в Каллахе. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад) близ Ниневии. Последний расцвет ассирийской художественной культуры - время Ашшурбанапала.
Искусство Ново-Вавилонского царства (VII-VI века до н. э.). Вавилон позднего времени. Храмовый ансамбль "э-сагила". Зиккурат "Э-теменанки" ("Вавилонская башня"). Дворец Навуходоносора.
Сиро-Финикия и Палестина как место общения двух ведущих культур - египетской и Двуречья и как связующее звено между Эгейским морем и Востоком. Хетты и Митанни (ХVIII-VIII века до н. э.)
"Плодородный полумесяц". Вопрос о так называемой хурритской культуре. Влияние Двуречья на северо-сирийские культуры и обратное воздействие.
Культура Урарту и древнейшего Закавказья (Древняя Армения, Грузия, Азербайджан (III-I тысячелетие до н. э.). Культура Ирана времени Ахеменидов (VI-IV века до н. э.) как пример позднего варианта синтеза и искусств Древнего Востока.
Раздел 11. Новые языки в искусстве в исторической динамике. Понятие «язык искусства», его особенности и отличия от других языков. «Непереводимость» языка искусства». Историческое развитие европейского и русского искусства как появление новых языков. Языковые революции в искусстве. Полилингвизм современной художественной культуры.
Раздел 12. Лидерство национальных школ в европейском искусстве. От эпохи к эпохе.Культурно-историческая неравномерность развития и доминирования европейских и русских национальных школ в разных видах и жанрах искусства. Художественные достижения Древней Греции. Художественные ценности культуры Древнего Рима. Художественные открытия религиозно-церковной, светской и народной культуры западноевропейского средневековья. Русская средневековая архитектура и иконопись. Доминирование Италии в европейском искусстве XV - XVI веков. Другие западноевропейские художественные школы и мастера. Рождение полицентризма художественной культуры Западной Европы в XVII веке (Италия, Франция, Испания). Художественные достижения западноевропейских стран в разных видах искусства XVIII века. Рождение новых европейских национальных школ XIX веке. Европейское и мировое значение русского искусства XIX века. Русский художественный авангард первой трети ХХ века. Достижения других национальных школ в первой половине ХХ в.
Раздел 13. Система художественного производства. Обучение, освоение основ профессионального мастерства (художественное образование). Получение статуса мастера. Получение импульса к созданию произведения. Роль заказчика или мецената в этом процессе. Создание произведения. Обнародование (первая публикация, исполнение и т. п.) произведения.
Раздел 14. Хранение, реставрация и экспонирование искусства. Способы хранения и экспонирования искусства. Различие этих способов в связи с особенностями видов искусства и исторической эпохой. От частных коллекций, оркестров, театров к публичным музеям, концертным залам, театрам. Появление способов записи и консервации тех видов искусства, которые их не имели до XIX века. Процессы музеефикации и массовизации искусства.
Раздел 15. Потребление искусства. Искусство и публика.Потребление искусства как способ социальной, в том числе социально-групповой идентификации. Соответствие статуса, культурной идентификации и художественного вкуса. Сохранение социальной и культурной иерархии (в том числе в художественных предпочтениях) в культуре постмодерна. Формирование и развитие вкуса. Роль публики в истории искусства. Мозаичность и полицентричность художественной культуры в эпоху постмодерна. Доминирования массовой культуры и массового художественного вкуса.
Раздел 16. Тексты об искусстве. Необходимость текстов об искусстве. Первые тексты об искусстве античности. Средневековые богословские тексты. Эстетика и теория искусства Возрождения. Теоретические принципы барокко и классицизма в трактатах XVII века. Рождение научной истории искусства и художественной критики в эпоху Просвещения. Художественные манифесты реализма и классицизма XIX в. Разнообразие жанров текстов об искусстве ХХ в
Раздел 17. Эстетика и теория искусства ХХ века.
Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | ||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||
1. | Философия | + | + | |||||||||||||||||
История | + | + | ||||||||||||||||||
История музыки | + | + | + | |||||||||||||||||
История исполнительского искусства | + | + | ||||||||||||||||||
История | + | |||||||||||||||||||
История искусства | + | + | ||||||||||||||||||
История эстрадной и джазовой музыки | + | + | ||||||||||||||||||
Музыкальная педагогика и психология | + | |||||||||||||||||||
Сольное пение | + | + | ||||||||||||||||||
Вокальный ансамбль | + | + | ||||||||||||||||||
Танец, сценическое движение | + | + | ||||||||||||||||||
Фортепиано | + | + | ||||||||||||||||||
Мастерство актера | + | + | ||||||||||||||||||
Композиция шоу-программ | + | + | ||||||||||||||||||
Основы современной хореографии | + | + |
Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Вид занятия | Тема занятия | Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.) |
1. | Основные теоретические проблемы эстетики | лекция | Предмет эстетики. Основные эстетические категории | 2/0,06 |
2. | лекция | Эстетическое сознание | 2/0,06 | |
3. | лекция | Искусство. Художник | 2/0,06 | |
4. | лекция | Восприятие искусства | 2/0,06 | |
5. | лекция | Морфология искусства. Школа, течение, направление, стиль в искусстве | 2/0,06 | |
6. | История эстетики | лекция | Эстетика античности, средневековья и Возрождения | 2/0,06 |
7. | семинар | Культ красоты и телесности в античной культуре | 2/0,06 | |
8. | семинар | Смех и комическое в культуре средних веков | 2/0,06 | |
семинар | Красота человека в искусстве Возрождения | 2/0,06 | ||
лекция | Эстетика XVII и XVIII века веков | 2/0,06 | ||
семинар | Эстетические принципы стилей искусства XVII века | 2/0,06 | ||
семинар | Проблема вкуса в эстетике XVIII века | 2/0,06 | ||
лекция | Эстетика XIX и ХХ веков | 2/0,03 | ||
семинар | Иерархия видов искусства и романтическая идея синтеза искусств | 2/0,06 | ||
семинар | Русский и советский художественный авангард второй половины 1910-х – 1920-х годов | 2/0,06 | ||
семинар | Эстетика повседневности в современной российской культуре | 2/0,06 | ||
Искусство как система элементов | Лекция | Автор – произведение искусства – воспринимающий | 4/0,12 | |
Автор – произведение искусства – воспринимающий | 4/0,12 |
Тестовые задания для текущего контроля успеваемости
Раздел 1. Основные теоретические проблемы эстетики
Основателем эстетики как самостоятель
ной философской науки является(Выберите один ответ)
Варианты ответов
Барокко, классицизм, сентиментализм, рококо развивались в европейском искусстве в
(Выберите один ответ)
Варианты ответов
Раздел 2. История эстетики
Кому из древнегреческих философов принадлежит высказывание: «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей. Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем». (Выберите один ответ)
Варианты ответов:
1. Гераклиту
2. Демокриту
3. Платону
4. Аристотелю
– Конец работы –
Используемые теги: культуры, искусств0.041
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культуры и искусств
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов