Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы - раздел Культура, В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Неопределенность Будущего, Риск Обусловливают Специфическое Экзистенциальное...
Неопределенность будущего, риск обусловливают специфическое экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоятельства, порождающие тревогу и страх. С этим предприниматель должен считаться и этому он должен противостоять. «Он постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя тем, кто претендует на его успех и его ресурс»1. Очевидно, такие жесткие 1ребования к роли предпринимателя и обусловливают тот факт, что слой предпринимателей в развитом капиталистическом обществе очень тонкий - до 4% населения2. Тем не менее, как отмечалось, предпринимательский стиль поведения с характерным для него горизонтом поиска творческого подхода к делу, способностью нетрадиционных решений, обусловленностью базовыми (экзистенциальными) качествами, индивидуальным стилем делового поведения приобретает в инновационном обществе все большее распространение, становится императивом деловой жизни.
Что же касается ограниченного распространения способности постоянно находиться в маргинальных ситуациях, неготовности многих людей существовать в специфическом экзистенциальном состоянии, характерном для предпринимательской деятельности, то это, как представляется, связано с доминированием в современном обществе «массового человека» - человека без индивидуальности, «индивида без особых достоинств». В этой связи распространение предпринимательского стиля поведения обусловливается и опосредуется институционализацией механизма произвольного действия, в современном обществе, обеспечивающего производство и воспроизводство соответствующих индивидов на раннем этапе их онтогенеза.
Однако сфера воздействия предпринимательства на общество на инновационном этапе его развития не ограничивается только хозяйственной жизнью, равно как и способ воздействия не ограничивается «созидательным разрушением», понятым только как преобразование системы управления. Такое «разрушение» потому созидательно, что оно обеспечивает новое открытие традиционных культур, их органическое включение в процессы осовременивания. В результате не только складывается тенденция оествления хозяйства, возврата к его естественным основаниям, но и формируется новый механизм общественных трансформаций, в основе которо-
1 Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992. - С. 153.
2 Бизнесмены России: 40 историй успеха. - М, 1994. - С. 167.
Все темы данного раздела:
Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.
Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7
Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1.
Но экзист
Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринудительная координация через рынок. Происходит разрыв между социально-культурной и экономической жизнью индивидов. В результате возникае
Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детерминированность разума никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изуч
Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
идеологию потребления и новую философию общественных ценностей, меняющих приоритеты развития современного производства1. Таким образом, вслед за исчерпанием чисто экономических мотивов
Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы должны ей следовать»'. Этот факт ярко фиксирует «парадокс Запада», который «состоит в том, что сформированный им принцип плюрализма - диа
Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития данного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития эконо
Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Однако внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека.
Как уже отмечалось, возникающая
Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
оритетного развития той части технико-технологической базы конкретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти те
Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, которой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человеческого быти
Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1.
Меняется и характер материального производства: целью его в
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенциальные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии индивидов перв
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и инициация которых являют
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсальную укорененность в диалектике Вселенной.
Само по себе производство
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для людей, строящих свое благополучие не на основе развития материально-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопления и использов
Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Внедрение новых технологий, переструктурирование экономики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единственную форму неотч
Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувственном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» зн
Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного понимания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при
Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту
Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходится 50-70% валового национального продукта и более 50% осваиваемых ноу-хау'.
Кроме необходимости незаконного «подкармливания»
Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности.
Очевидно, что предпринимательству в России без соответствующей поддержки трудно рассчитывать
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально использовать кадровый потенциал науки для перехода к инновационному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участниками технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с производственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически ми
Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусируют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. Наоборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификационные, социальн
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгородка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствующий вопрос фирм опер
Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8
7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8
Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно связанное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких технологий в целом.
Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал экономического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук
Мотивация инновационной деятельности
Таблица 5.5 Оценка причин, побудивших к созданию собственной фирмы
Причина
Количест-
Средняя
Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организации, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%):
1. Фундаментальные разработки....................................
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет остановлена, но не
МАЛОЕ ИННОВА ЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
шись из природной среды, он устремился в космос артефактов. Этот искусственный мир диктует свои законы: стремясь располагать сущим как благом, человек воплощает в результатах деятельности, в ее п
С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действую
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в то
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
линарных исследований, связи науки с образованием и производством, возникло потому, что первопроходцы эпохи М.А.Лаврентьева смогли вложить в фундаментальные принципы СО АН социокультурный смысл,
Новости и инфо для студентов