Реферат Курсовая Конспект
Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе - раздел Культура, В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Бражены И Концентрируются Основные Средства - Технологии, Ценности Природосов...
|
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития данного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития экономических взаимодействий становится диалог этнокультур. Такой диалог определяется в том числе и способностью данной культуры вызвать к себе интерес во всемирном межкультурном диалоге.
Этот социокультурный механизм развития синергетических мирохозяйственных связей, обусловливая становление общечеловеческой глобальной экономики, приводит к смыканию глобальных и локальных тенденций развития. Такое сочетание экзогенных и эндогенных факторов глобальной экономики подкрепляется императивами природосовместимой деятельности, исходящими от самой природы, объекты которой из-за глобализации социально-вещественных связей начинают проявлять свой все более субъектный характер. Выражается это в том, что взаимодействие человека и природы, реализуясь в конкретных точках биосферы в силу действия экологического императива, все больше зависит в глобальном плане от интегрального результата взаимодействия цивилизации с природой в целом. Иначе говоря, локальные события все больше воплощают в себе состояние биосферы в целом. В свою очередь, общее состояние биосферы вследствие накопления интегрального эффекта все больше зависит от единичных локальных событий, которые могут стать стимулом цепной реакции катастроф.
И тот факт, что локальные события все больше воплощают в себе состояние биосферы в целом, означает, что включаясь в системные связи, элементы (объекты) природы все определеннее проявляют не только свои социальные качества (несут в себе все больше человекомерных смыслов), но и свою природную системную «субъектность», которую теперь нельзя не учитывать. Тем самым актуализируется императив, фиксирующий тот момент, что каждый объект природы должен быть признан не только со стороны его включенности в мир человека, не только как объект этого мира, имеющий социальное качество, но и как носитель природной активности, т.е. сам по себе, как самостоятельная, самоценная сущность. Эта самоценность определяется его принадлежностью к природному целому, развивающемуся по своим внутренним законам. Это значит, что человек все больше имеет дело не просто с автономным объектом природы, редуцированным к тому же до простой вещи (как в техногенном производстве); он через этот объект взаимодействует со всей природой, причем и этот объект и вся
Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ______________
биосфера переходят в состояние бифуркации1, когда один неосторожный шаг человека может вызвать целую серию катастрофических последствий. Разворачивая свою экономическую деятельность в локальной точке мирохозяйственной системы, человек должен осуществлять ее не только сообразно императивам глобальной экономики, но и природосовместимым императивам, представленным как в глобальной (биосферной), так и в местной национальной (в пределе этнической) хозяйственной системе. Причем игнорирование эндогенных цивилизационных процессов может привести к катастрофе мировой экономики.
В этих условиях человек, чтобы обеспечить свое будущее, должен изменять собственные потребности, направлять свои действия сообразно тем требованиям, которые ставят объекты не только «своей», но и «чужой» природы, а через них и вся природа. Как отмечалось, природосообразность в деятельности каждого общества обусловлена его культурой как способом нахождения оптимального взаимоотношения со «своей» специфической конкретной природой. В этих условиях перспективный интерес каждого общества связан с развитием специфики (культуры) всех обществ, налаживанием сопряжения с ними на основе развития своих механизмов природосообразной деятельности. Это означает, что в современных природосоциальных комплексах востребуется субъектность, ориентированная к другому и интендированная к будущему, когда человек, действуя в конкретной природе, вынужден соизмерять свои действия относительно не только «своих» (своей природы и своих интересов), но и «чужих» природных объектов, он должен также соотносить свои действия с влиянием их будущих результатов (продуктов этих действий) на себя и на других людей (в том числе и на будущие поколения). Поэтому все локальные группы человечества (нации, этносы и т.д.), будучи пространственно локализованы, находятся в состоянии зависимости от природосовместимых действий друг друга. И эта их взаимозависимость не только неустранима, она предполагает другого, каждого и всех без исключения. Только взаимодействуя с другими и всеми как с самобытными образованиями, каждая нация сможет выжить.
Тем самым экологический императив как бы извне поддерживает социокультурный механизм развития синергеТических мирохозяйственных связей. В свою очередь, формирование синергети-ческих хозяйственных взаимодействий между странами обусловли-
См.: Моисеев КН. Взаимодействие природы и общества - глобальные проблемы // Вести. РАН. 1998. - Т. 68, № 2. - С. 170.
3.3. Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
вает становление тенденции превращения общей материально-технической базы в общечеловеческую. В данном процессе ключевую роль играет быстро формирующаяся инновационная сфера. Как было показано, в этой сфере в процессе синергетических взаимодействий ученого с производителем и потребителем, производитель, выступая в роли предпринимателя, востребовавшего малые традиционные технологии, а значит, и этнокультуру (этническую общность), инициирует взаимодействие науки с этнокультурой. Надо сказать, что рост экологических требований к общественному производству подготавливает науку к такому взаимодействию. Как известно, наука в техногенном обществе не просто изучает явления природы, в своей прикладной функции она изыскивает и отражает в теоретических построениях неиспользованные пути технологического применения ее объектов исходя из потребностей общественно-исторической практики. Экологический императив и процесс экологизации производства ориентируют науку, выступающую все более в качестве средства подготовки производства, на отыскивание путей такого технологического встраивания объектов природы в производственный процесс, который все больше соответствует имманентным тенденциям эволюции биосферы как целого, а также потребностям взаимосовместимого коэволюционного развития конкретной природы и конкретных обществ. При этом сам процесс выявления неиспользованных путей технологизации и социализации конкретной природы в контексте коэволюционного развития природы и общества в целом, без отрыва от реальных возможностей практики может осуществляться при взаимодействии с этнокультурой, поскольку предполагает возврат к первому опыту взаимодействия общества с данной природой (заключенному как раз в этнокультуре), а затем воссоздание истории живой предметной деятельности и прежде всего ее субъектных оснований (экофильных ценностей) в этой конкретной природе с целью организации и реализации современных форм природосовместимой производственной деятельности.
Собственно, в рамках определенной этнокультуры и существуют история определенного объекта природы и сам объект как имеющий социальное качество. В таком контексте регионализация науки, становление в ней элементов, обеспечивающих взаимодействие между совокупным социокультурным опытом человечества и конкретными этнокультурами, приобретают особое значение. Именно такое взаимодействие обеспечивает превращение общей для человеческой цивилизации индустриальной технико-технологической базы не только в общечеловеческую, но и в био-
Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
сферную. По самой своей природе биосферная технико-технологическая база должна позволять улавливать, угадывать и отражать тенденции развития биосферы в целом, а также изменения, которые могут возникнуть в данной конкретной ее части не только в аспекте получения соответствующих знаний (информации), а прежде всего (и в этом - новое качество) в аспекте формирования у людей соответствующих природоохранных ценностей.
В этой связи, чтобы обеспечить биосферный характер созданной человечеством общей социотехнической системы, необходимо осуществить ее реструктуризацию сообразно природосовместимым ценностям.
Такая реструктуризация предстает как увязывание в единое целое технологического процесса конкретной этнокультуры и соответствующей природной среды в контексте процессов, происходящих в биосфере в целом. Как было показано, именно в природо-социальных комплексах разворачивается процесс формирования способности к коэволюционному творчеству в его проективно-конструктивных вариантах у конкретных общественных субъектов. В свою очередь эта способность обусловливается, эмансипацией экофильных архетипов деятельности, автохтонных субъектов, малых групп и индивидов, возникающей, в частности, на основе эм-патийных состояний в процессе воссоздания конкретной истории взаимодействия данных субъектов с объектом (природой), воплощенной не только в материале природы, но и в культуре (этнокуль-туре) общности, которая освоила данную экологическую нишу.
Однако такое коэволюционное творчество, хотя и содержит в себе экзистенциальные (индивидуальные) предпосылки глобализации (учета биосферной «субъектности»), в своей инструментальной направленности имеет местный, локальный масштаб. Сопряжение с биосферной субъектностью обусловливается наукой, которая выступает репрезентом глобального масштаба. Однако таким репре-зентом наука становится в инновационной сфере. Именно инновационная сфера определяет формирование природосоциальных комплексов с биосферной субъектностью, ориентированной на синергию локального и глобального развития. Как отмечалось, в этой сфере малые инновационные предприятия совместно с наукой конституируют знание относительно конкретных потребителей, превращая его в личностно-ориентированное знание. При этом потребитель (или группа потребителей) со всей его системой ценностей, ожиданий, предпочтений по мере развития инновационных технологий имеет тенденцию становиться производителем для себя. Именно этот развивающийся в рамках инновационной сферы про-
3.3. Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
цесс обусловливает тенденцию постмодернизации. Как уже говорилось, постмодернизация есть процесс, в котором возникающие на основе информационных технологий технико-технологические достижения становятся как бы средством выявления и развития интересов и потребностей конкретных групп потребителей, специфических особенностей их национальной культуры (этнокультуры). По мере перехода от производства предметов первой необходимости к производству предметов, связанных с миром чувств, процесс нововведения все больше опирается на ценности, понимание полезности, характерное для данной культуры (в пределе этнокультуры).
В этой связи наука как средство подготовки производства также постмодернизируется. Такая постмодернизация связана с переходом от стратегически законодательного статуса знания к личностно-ориентированной науке. Будучи носителем универсально-применимого знания, наука опосредует формирование социо-технической системы. Тем самым она формирует материально-вещественные предпосылки для более глубокого проникновения в логику и сущность объектов природы, отображения биосферы как целого. В процессе информатизации общественной жизни она может решать определенные «проблемы формирования качественно нового интегрально-прогнозирующего интеллекта цивилизации»1, посредством наращивания технико-технологической базы такого интеллекта. Однако наука, выступая как универсально применимое знание, знание как полуфабрикат какой-то полезной вещи, который надо применить, не любопытствуя, как это сделано, не сможет в полной мере выявить заключенные в этнокультурах природоохранные ценности и знания (поскольку такое выявление предполагает как раз удовлетворение любопытства, как это сделано), не говоря уже о том, чтобы «приготовить» их для новых, ценностных синтезов, способных стать системным основанием развития современного природосохранного общества. Такие синтезы станут возможны тогда, когда наука, выступая как элемент инновационной сферы во взаимодействии с инновационным предпринимательством, становясь личностно-ориентированной наукой, будет обусловливать формирование соответствующих ценностных детерминант деятельности индивидов.
В этой связи подготовка производства, осуществляемая наукой, предполагает трансформацию всего общества, состоящую в
1 Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивость развития человечества. - М., 1993. - С. 62.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА... центр социальной адаптации и переподготовки кадров... А А Гордиенко С Н Еремин Е А Тюгашев...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов