Философия всеединства В.С.Соловьева. - раздел Культура, Место и роль философии в системы духовной культуры Религ-Ная Фил В Соловьева (1853-1900) Была Выражен В Виде Опред Системы Взгля...
Религ-ная фил В Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядовв кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-ва, природы и бога. Идея богачел-ка или божеств природа чел-ка. Его свободы ответ за свои дела. Идея об осуществ цапрства бож ша Земле. Идея миров мудрости, кот хар-тся понятием софия. Гл идея – всеединства. Речь идет о един-ве чел-ва, кот изначально облад общими родовыми кач-вами. Имея единую природу (от Бога) и данную богом душу чел-во тем не менее расколол на мн народы, нации, рассы, кот вражд др с др на полит эконом и религиозн почве. С. счит что фил должна способствоваьб воссоединен чел-ва через объедин кл-р и религии всех народов. В этом проявл идея соборности на мир уровне. По С. воссоедин чел-ка долно происход в услов торжества христ-ва, кот будет принято боьшинством населен планеты. Выступ за объединене катол-ва, протестанцизма и правос-вия, как ветви внутри христ-ва. Он писал о победе христ-ской идеи в буд, ког «все челов-тво сольется в единую и неразд-ную вселенск церковь». Фил всеедин ориент не только на сближение всего народа, но и на сближен чел-ка и природы, а гл о сближен чел-ваа и бога. Это возможно лишь если чел-во будет жить в соответ с учением и заповед бога. Конечн рез-том развит мира будет утвержд царства Божия, воссоед мира со своим творцом, т.самым бует восстанов абсолют всеединство. С. развил учен о софии, как мир мудрости, кот. Явл основой всеедин, объедин людей на принципах истны, добра и красоты. На этих полож основ фил любви и нравствен Вл.Сол. Принциы всеед отмеч и теорией познания (гносеолог) С. Он счит, что познан мира чел-ка и бога должно носить целостн хар-ер. В нем соед: опыт людей, наука, интуитив созерцание, мистич восприят мира, вера. Фил и наука значимы лишь в единстве с религ верой. При этом знание о реальн мире дает наука, о дух мире – фил, о боге – верой.
Соловьев. Основные принципы фил-и С-ва: 1) Главная цель - создание философской системы, основанной на "цельном знании" ® в России рождается философия всеединства. С-в считает, что эмпирическая теория не явл-ся полной. Ни одно внешнее явление не может быть познано вне отношений к другим явлениям, а эти отношения могут быть познаны только средствами мышления, но необычного. Эмпирическое и рациональное познание должно дополняться внутренним познанием, которое явл-ся следствием абсолютного бытия - веры. Истинное знание - результат эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. 2) Мир, бытие - абсолютное становящееся, бог - абсолютное сущее. Только проникшись чувством абсолютной любви можно подняться до бога. Для С-ва материя - результат первоначального греха. 3) Бог - абсолютное, сверхчеловеческое ® ему открыта область личного бытия, состоит из 3-х элементов а) дух, б) разум, в) душа. 4) бог - любовь в рамках святой троицы и отношении к миру. 5) Человек - вершина творения. 6) Мир в своем развитии проходит 2 этапа а) до человека - эволюция природы, б) человеч-я деятельность - история. Создается 5 уровней: царство минералов, растений, животных, человеческое, божье. В божьем - принцип всеобщего добра. 7) Думает как славянофилы. Но на востоке - бесчеловечный бог, на западе - безбожный человек. Преодолеть это способен русский народ. Россия воссоединит распавшиеся народы ® воссоединение бога с человечеством.
35.В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев о «русской идее».
Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьёвым. В дальнейшем это понятие было рассмотрено Бердяевым. Оно вкл-т: особенности рус. средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы русского социализма. В работе Бердяева «Русская идея», он выступил против идеи евразийства, что судьба России связана с идеями христианства. По Бердяеву русская фил-я показала, что русская и европ-я культуры не совместимы. Русскому духу свойственны – радикализм и нигилизм. Уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем по европейски воспитанные русские интеллигенты. Поэтому большевизм стал судьбой России. Коммунизм в России никогда не будет побеждён силой. Он будет преодолён путём духовного перерождения и религиозного покаяния и возрождения.
Соловьев о русской идее. В развитии народов, и в частности в истории России Соловьев видел 2 стороны. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства того или иного народа, а снацинализмом – всё негативное с точки зрения христианской морали. Национализму, разрушающему народ он противопоставли принцип христианского самопожертвования, т.е. жертвенность и благо во имя других народов. По мнению Соловьева, два велкиких подвига в российской истории – призвание варягов для образования русского государства и реформы Петра I. Национальное самоотречение дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно-исторической задачи. На новом этапе развития российского общества Соловьев под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковью, которая должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России. Соловьев таким образом пытался решить проблему кризиса православия, но не находил понимания ни в официальных и религиозных кругах, ни среди интеллигенции.
В книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" ,"Русская идея" Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз находившая за долгую историю России практическое воплощение. Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали не только себе свободу, но и освобождали от порабощения другие народы. Так что мессианская идея ортодоксального марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация русской мессианской идеи.
Все темы данного раздела:
Место и роль философии в системы духовной культуры.
Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора
Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)
Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные:
1. Существует ли окружающий на
Философия и наука.
Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количест
Функции философии.
На значение философии лучше всего указывают ее функции:
1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и
Материализм и идеализм как основные направления в истории философской мысли.
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направле
Проблемы познаваемости мира. Агностицизм и его аргументы.
Важный философский вопрос заключается в том, познаваем ли мир и различные процессы в нем – физические, биологические, экономические и т.д. Научная философия всегда отвечала на данный вопрос положит
Противоположность диалектики и метафизики как способов познания и мышления.
Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее
Учение Платона о бытии, душе и познании.
Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существование 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красо
Человек и космос в античной философии.
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рас
Элементы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона и Аристотеля.
Диалектика- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, само понятие диалектика возникло в хо
Жизнь и философствование Сократа.
СОКРАТ. Афинянин - собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабочей демократии. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а
Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Атомизм предполагал существование бесконечного множества, допуска
Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. (По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным.) Если вещ
Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм.
Средневековая философия, представляет собой три единства: содержание, методов и цели.
Содержание определяется принципом теоцентризма («теос»-Бог). Данный принцип утвердился в филосо
Основные философско-эстетические концепции античности (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур).
Протагор-софист-софисты обучали не конкретным знаниям, а знаниям необходимым человеку для общественной жизни (политической). Сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Ч
Рационалистическая философия XVII века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, все
Философия Древней Индии.
в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпически
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддиз
Философия и мировоззрение.
Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией
Философия Древнего Китая.
. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв.
Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.
В такие периоды особ-но важно:
а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или
Социально-философские учения эпохи Просвещения.
Выступая против теологического объяснения общественных процессов, французские просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Из этого принципа они выводили
Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский).
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно
Философские идеи русского консерватизма (К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев).
под консерватизмом поним социал-фило концепции, обосновыв необходимость сохранен и поддерж исторически сложив-ся форм госуд-ой и общ-ной жизни, ее морал, право, религиоз и семейных основ. Вл
Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева. Свобода и творчество.
Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, связан с человеком, смыслом его быти
Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) – писатель, мыслитель. Религиозный экзистенциалист.
Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о
Диалектика свободы и ответственности человека
Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдание. Человек должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, св
Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
- одна из теорий локальных цивилизаций.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871)
Единой всемирной ци
Русская философия, ее особенности и основные этапы развития.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов, происходивших н
Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил (Хейдеггер, Сартр, Камю). Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и лично
Иррационализм как направление философии (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд).
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной зак
Л.Фейербах о сущности религии.
§1. Л.Фейербах о сущности религии.
Теология как антропология. Представление о боге как обожествленном существе человека. Основа религии -- чувство зависимости человека и его эгоизм. Причин
Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.
Славянофильство и западничество - противоположные течения русской социально-философской мысли, сложившиеся в напряженной полемике конца 30-40х гг. XIX в. о месте России в мировой истории. В центре
Понимание диалектики в философии Гегеля. Законы диалектики.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило в своем развитии; что развитие происходит не по замкнутом
Диалектико-материалистическая философия марксизма.
В материалистической диалектике человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило на
Философия истории Гегеля.
Поскольку история человечества есть проявление мирового духа, развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также ес
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел
Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)
Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг.
Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор св
Критическая философия И.Канта (задачи, основные проблемы и понятия).
периода в творчестве И.Канта:
1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).
2. Критический
Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.
Учение о «вещи в себе»(или о сущности и явлен
Система и метод философии Гегеля.
Виднейший представитель немецкой классической философии – Гегель (1770-1831 гг.). Его великий вклад в философию заключается в том, что он впервые представил природу, общество и духовный мир людей в
Новости и инфо для студентов