рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.

Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители. - раздел Культура, Место и роль философии в системы духовной культуры Славянофильство И Западничество - Противоположные Течения Русской Социально-Ф...

Славянофильство и западничество - противоположные течения русской социально-философской мысли, сложившиеся в напряженной полемике конца 30-40х гг. XIX в. о месте России в мировой истории. В центре дискуссии вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу.

Славянофилы считали православие началом всей русской национальной жизни и делали упор на самобытный характер развития России. Лидеры – Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин.

Гл. фактором, влияющим на исторический процесс, мог быть только сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории. Экон., полит. и др. факторы вторичны и определяются более глубоким духовным фактором – верою. Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственно. Результат: реформация и возникновение протестантизма. Католицизм и протестантизм, противопоставив единство и свободу, исказили дух первоначального христианства. Только православие восприняло и сохранило, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христ-ва о тождестве единства и свободы. Они ввели новое понятие – «соборность» - свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного пути к спасению.

В результате слияния духовных ценностей православия с народной жизнью сформировался «дух народа». В качестве народа выступает не просто население, а люди, объединенные общей исторической судьбой и общими духовными ценностями. Нация - духовное явление.

Структурной единицей организации русской жизни они считали общину, гл. характеристикой которой явл. самоуправление. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны => неприемлемость европ. форм жизни для России, т.к. Россия – страна с великой историей и самобытной культурой. Признавая сложность и драматичность русской истории, они не проповедовали возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях. Болезненные явления русск. истории не могут быть преодолены внешними заимствованиями.

Западникиосновывались на идеях европ. Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же истор. пути, которыми шла Зап. Европа. Представители - мыслители разных убеждений, в т.ч. либералы, радикалы, консерваторы. Их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русск. жизни, требование демократизации обществ. жизни.

Чаадаев в «Философских письмах» писал о мировом (Божественном) разуме, Провидении, определяющем всю челов. историю. По его мнению, народы Европы живут в подлинной истории. Существование же России в миров. истории лишено смысла, потому что Провидение покинуло русский народ. В то же время, т.к. у русск. народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отсталость от Зап. Европы дает возможность свободного выбора своего истор. пути.

Либеральное западничество. Представители философского кружка по рук-вом Станкевича, гл. целью которого явл. изучение немецкой философии (гл. Гегеля).

Грановский и Кавелин выступали за рациональное реформирование общество без «крайних мер» (революционного пути). Их идеал – установление «самодержавной республики». По их мнению, исторический прогресс неприемлем вне нравственного развития личности, обладающей свободной волей. => Смысл русск. истории закл. в становлении и укреплении «начала личности, что должно было в конечном итоге привести к подлинному сближению России с Зап. Европой и постепенному упадку патриархального (феод.) строя в России.

Революционно-демократ. направление: Белинский, Герцен, Огарев. Они рассматривали философию как средство обоснования своих полит. идеалов для преобразования российск. действительности не только на основе просвещения и науки, но и революционными методами. Основа: от диалектики Гегеля до материализма Фейербаха. Социализм – идеал наиболее разумного общества.

Белинский считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. Герцен разрабатывает концепцию «русского социализма», в основе которой лежит русская община. Наиболее радикальный представитель западничества – Бакунин, проповедовавший идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом, неизбежность социалистической революции, «полное и всеобщее разрушение» путем анархической революции для создания нового общественного устройства, основанного на началах самоуправления, автономии и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Место и роль философии в системы духовной культуры

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ Йога означает сосредоточение ее основателем считается мудрец Патанджали II... Этическое учение И Канта... Иммануил Кант родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге Его отец ремесленник был достаточно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место и роль философии в системы духовной культуры.
Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)
Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий на

Философия и наука.
Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количест

Функции философии.
На значение философии лучше всего указывают ее функции: 1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и

Материализм и идеализм как основные направления в истории философской мысли.
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направле

Проблемы познаваемости мира. Агностицизм и его аргументы.
Важный философский вопрос заключается в том, познаваем ли мир и различные процессы в нем – физические, биологические, экономические и т.д. Научная философия всегда отвечала на данный вопрос положит

Противоположность диалектики и метафизики как способов познания и мышления.
Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее

Учение Платона о бытии, душе и познании.
Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существование 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красо

Человек и космос в античной философии.
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рас

Элементы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона и Аристотеля.
Диалектика- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, само понятие диалектика возникло в хо

Жизнь и философствование Сократа.
СОКРАТ. Афинянин - собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабочей демократии. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Атомизм предполагал существование бесконечного множества, допуска

Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. (По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным.) Если вещ

Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм.
Средневековая философия, представляет собой три единства: содержание, методов и цели. Содержание определяется принципом теоцентризма («теос»-Бог). Данный принцип утвердился в филосо

Основные философско-эстетические концепции античности (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур).
Протагор-софист-софисты обучали не конкретным знаниям, а знаниям необходимым человеку для общественной жизни (политической). Сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Ч

Рационалистическая философия XVII века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, все

Философия Древней Индии.
в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпически

Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддиз

Философия и мировоззрение.
Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией

Философия Древнего Китая.
. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв.

Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.
В такие периоды особ-но важно: а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или

Социально-философские учения эпохи Просвещения.
Выступая против теологического объяснения общественных процессов, французские просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Из этого принципа они выводили

Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский).
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно

Философия всеединства В.С.Соловьева.
Религ-ная фил В Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядовв кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-ва, природы и бога. Идея богачел-ка или божеств природа чел-ка. Е

Философские идеи русского консерватизма (К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев).
под консерватизмом поним социал-фило концепции, обосновыв необходимость сохранен и поддерж исторически сложив-ся форм госуд-ой и общ-ной жизни, ее морал, право, религиоз и семейных основ. Вл

Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева. Свобода и творчество.
Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, свя­зан с человеком, смыслом его быти

Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) – писатель, мыслитель. Религиозный экзистенциалист. Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о

Диалектика свободы и ответственности человека
Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдание. Человек должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, св

Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
- одна из теорий локальных цивилизаций. Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871) Единой всемирной ци

Русская философия, ее особенности и основные этапы развития.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов, происходивших н

Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил (Хейдеггер, Сартр, Камю). Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и лично

Иррационализм как направление философии (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд).
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной зак

Л.Фейербах о сущности религии.
§1. Л.Фейербах о сущности религии. Теология как антропология. Представление о боге как обожествленном существе человека. Основа религии -- чувство зависимости человека и его эгоизм. Причин

Понимание диалектики в философии Гегеля. Законы диалектики.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило в своем развитии; что развитие происходит не по замкнутом

Диалектико-материалистическая философия марксизма.
В материалистической диалектике человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило на

Философия истории Гегеля.
Поскольку история человечества есть проявление мирового духа, развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также ес

Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел

Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)
Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг. Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор св

Критическая философия И.Канта (задачи, основные проблемы и понятия).
периода в творчестве И.Канта: 1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.). 2. Критический

Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания. Учение о «вещи в себе»(или о сущности и явлен

Система и метод философии Гегеля.
Виднейший представитель немецкой классической философии – Гегель (1770-1831 гг.). Его великий вклад в философию заключается в том, что он впервые представил природу, общество и духовный мир людей в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги