Философские идеи русского консерватизма (К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев). - раздел Культура, Место и роль философии в системы духовной культуры Под Консерватизмом Поним Социал-Фило Концепции, Обосновыв Необходимост...
под консерватизмом поним социал-фило концепции, обосновыв необходимость сохранен и поддерж исторически сложив-ся форм госуд-ой и общ-ной жизни, ее морал, право, религиоз и семейных основ. Влияние на становление русского консерватизма оказали мыслит Томас Карлеш, Эдмунд Берк, Жозеф де Местра. На философском уровне —Леонтьев (1831 — 1891) и Победоносцев (1846—1907). Впервые идею многообразия типов культур изложил Данилевский, разработ сист осн типов культур и объяснив механизм их возникнов, развит и смены в ходе мировой истории. Дан. пришел к выв, что подобно тому, как в природе сущ-ют различ типы организ животных и растений, в чел-ской истории сущ-ют различ типы кул-тур. Под культурно-историч типом он поним историческое развитие. Содерж всемирн истории составл, по Дан. развитие 10 типов культур: египетской, китайской, индийской древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Славян тип кул-ры, кот принадл будущее, согласно Дани., находит в процессе становления. Дан. отмеч что каждая цивилизация вырабатыв преимуществ свой вид духовной деятельности. Он различает 4 вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую. Исходя из анализа этих видов деят-сти он рассматривает основ типы цивилизаций. 1-ые цивилизации — египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую —подготовительными, т.к. они не проявили ни 1 из сторон общечел-ской деят-ти. В них все было «в смешении: религия, политика, кул-ра, обществ-экономичя организация». следующ цивилиз достигли более выс уровн во всех сферах деят-сти, но больше в какой-то определ области. Религия была «всепроникающим началом» в еврейской цивилиз; худож-культ-ная деят-сть получила развитие в греческой; политическая— в римской цивилизации. Т.к. в этих цивилиз была развита 1 определ деят-сть, он назыв их «одноосновными». Цикл развития культурно-исторического типа представлен след образ: 1)бессознат-ый период, в кот народы буд культурного типа находятся еще на уровне «этнографического материала» и когда формир психич облик народа; 2)период гос-ного становления, в ходе кот народы сост полит независимые образования; 2)период цивилизации, в кот народ становится культурноисторич типом и проявл свою деят-сть во всех направл. Первые 2 пер длятся тысячелетия, тогда как пер цивилизации сравнительно краток. После пер расцвета цивилиз наступ и период застоя. 1 из наиболее глубоких рус мыслит 19 в. К.Н. Леонтьев был антидемокр и антипрогрес. Он разработал оригинальную социал-философ концепцию консерватизма. Концепция Л. носит глубоко системный хар-ер. Связ природу и чел-ка, мир его кул-ры, Л. сформул органическую теорию развития. Органич разви, по Л., явл сложным процессом, полный цикл кот включ в себя след этапы: первичной простоты; цветущей сложности; вторичного смесительного упрощения. Начал этапом развит выступ первичная простота, т.е. состояние системы, в кот не выявились еще все заложенные в ней возможн. Перех от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цвет сложность - высшая точка развит. В кажд органич системе заложен механизм саморазруш и при достижен высшей точки развит начинается переход о цвет сложн к вторичному смесительному упрощения, кот процесс проявл в: ослаблении единства между частями; разрушении сложной иерархической струк-ры и уравнивании част др с др; отпадении частей от един целого. Итог распад, разложение, гибель системы. На основе этой схемы Л. обосновал идею цикличности развития госуд-тв, народов, кул-р. Достигнув расцвета, своей высшей точки, общ-во постепенно переходит к нисходящей линии развит, где разнообразие смен-тся однообраз, рез-те чего постепенно угасает способнь к кул-му творч-ву и данное общ-во перестает сущ-ть. Теор органич циклич разв-тия Л стала философ основ историософских построен русс консерваторов.В русском консерватизме идеи прогресса, демократии и либерализма подверг развернутой критике как с позиций органического подхода (Леонтьев), так и с религиозно-нравств позиций (Победоносцев). Выдвиг Л. идеи цикличности развития находились в прямом противореч с популярнв то время концепциями прогресса. Идеи прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу, рассматрив Л. как иллюзорные. В рус консерватизме дана не только критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейные основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функц-вания. К.П. Победоносцев наход такой образ для характеристики демократии, как «великая ложь нашего времени». Демократ безнравств, т.к. основ на лжи, а «что основано на лжи, то не может быть право». Он показыв, что идея народовл очень привлекат но в основе своей ложная, и весь опыт истории свидетел о том, что эта идея никогда не воплощ в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ, а политическая элита. Перспективы будущего развития России проанализированы К.Н. Леонтьевым. 1-ый: тихое, медленное разложение византийских начал путем демократизации. Россия в таком случае пойдет подражател путем, потеряет свое «национальное лицо» и растворит в западноевроп кул-ре. Россия перестанет сущ-ть как великое госуд-во, превратив в заурядную демократ республику на задворках Европы. «Социализм, т. е. глубокий и отчасти насильственный экономич и бытов переворот, теперь, видимо, неотвратим, по крайней мере для некотор части челов-ва». Социалистич идеи, по его мнен, ненаучны. Социоалист-ских пророков сменят социалист диктаторы, а сам социализм будет оформлен как гос-ная религия.
Все темы данного раздела:
Место и роль философии в системы духовной культуры.
Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора
Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)
Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные:
1. Существует ли окружающий на
Философия и наука.
Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количест
Функции философии.
На значение философии лучше всего указывают ее функции:
1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и
Материализм и идеализм как основные направления в истории философской мысли.
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направле
Проблемы познаваемости мира. Агностицизм и его аргументы.
Важный философский вопрос заключается в том, познаваем ли мир и различные процессы в нем – физические, биологические, экономические и т.д. Научная философия всегда отвечала на данный вопрос положит
Противоположность диалектики и метафизики как способов познания и мышления.
Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее
Учение Платона о бытии, душе и познании.
Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существование 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красо
Человек и космос в античной философии.
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рас
Элементы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона и Аристотеля.
Диалектика- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, само понятие диалектика возникло в хо
Жизнь и философствование Сократа.
СОКРАТ. Афинянин - собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабочей демократии. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а
Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Атомизм предполагал существование бесконечного множества, допуска
Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. (По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным.) Если вещ
Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм.
Средневековая философия, представляет собой три единства: содержание, методов и цели.
Содержание определяется принципом теоцентризма («теос»-Бог). Данный принцип утвердился в филосо
Основные философско-эстетические концепции античности (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур).
Протагор-софист-софисты обучали не конкретным знаниям, а знаниям необходимым человеку для общественной жизни (политической). Сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Ч
Рационалистическая философия XVII века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, все
Философия Древней Индии.
в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпически
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддиз
Философия и мировоззрение.
Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией
Философия Древнего Китая.
. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв.
Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.
В такие периоды особ-но важно:
а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или
Социально-философские учения эпохи Просвещения.
Выступая против теологического объяснения общественных процессов, французские просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Из этого принципа они выводили
Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский).
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно
Философия всеединства В.С.Соловьева.
Религ-ная фил В Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядовв кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-ва, природы и бога. Идея богачел-ка или божеств природа чел-ка. Е
Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева. Свобода и творчество.
Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, связан с человеком, смыслом его быти
Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) – писатель, мыслитель. Религиозный экзистенциалист.
Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о
Диалектика свободы и ответственности человека
Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдание. Человек должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, св
Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
- одна из теорий локальных цивилизаций.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871)
Единой всемирной ци
Русская философия, ее особенности и основные этапы развития.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов, происходивших н
Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил (Хейдеггер, Сартр, Камю). Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и лично
Иррационализм как направление философии (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд).
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной зак
Л.Фейербах о сущности религии.
§1. Л.Фейербах о сущности религии.
Теология как антропология. Представление о боге как обожествленном существе человека. Основа религии -- чувство зависимости человека и его эгоизм. Причин
Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.
Славянофильство и западничество - противоположные течения русской социально-философской мысли, сложившиеся в напряженной полемике конца 30-40х гг. XIX в. о месте России в мировой истории. В центре
Понимание диалектики в философии Гегеля. Законы диалектики.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило в своем развитии; что развитие происходит не по замкнутом
Диалектико-материалистическая философия марксизма.
В материалистической диалектике человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило на
Философия истории Гегеля.
Поскольку история человечества есть проявление мирового духа, развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также ес
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел
Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)
Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг.
Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор св
Критическая философия И.Канта (задачи, основные проблемы и понятия).
периода в творчестве И.Канта:
1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).
2. Критический
Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.
Учение о «вещи в себе»(или о сущности и явлен
Система и метод философии Гегеля.
Виднейший представитель немецкой классической философии – Гегель (1770-1831 гг.). Его великий вклад в философию заключается в том, что он впервые представил природу, общество и духовный мир людей в
Новости и инфо для студентов