рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ - раздел Образование, СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ     Когда У Тебя Есть Цель И Ты Уверен, Что Она С...

 

 

Когда у тебя есть цель и ты уверен, что она созвучна с духовностью и разумом — иди к ней, опираясь не на мнение окружающих — очень часто оно ошибочно, — а на голос твоей совести, души, разума, сердца. Ты самостоятелен в выборе средств. Но знай, что именно ты, а не кто-то другой, предстанет перед Богом и даст отчет за содеянное.

Всегда будь готов к этому…

88. И вот теперь, когда мы определили место разумного вещества в материальном мире, выяснили критерии истины и лжи, с позиций которых следует оценивать деятельность человечества, знаем биологические и психические возможности человеческого организма, мы можем вести речь о главном вопросе, которому посвящена эта книга. Мы приступаем к рассмотрению жизнепроявлений сущности человека.

В современной философии под категорией “сущность” понимают внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [88, 665]. Мы согласны с таким толкованием категории сущности и поэтому, приступая к рассмотрению вопроса о сущности человека и его жизни — о сущности человеческой жизни, заранее должны настроить себя и читателя на анализ внутреннего содержания человеческой жизнедеятельности, на рассмотрение всех многообразных и противоречивых ее форм в их единстве.

89.Вопрос о сущности человека емкий и масштабный. Сущность человека просматривается через антропогенез, историческое прошлое, фиксирующее этапы становления человеческого общества, через современные проблемы глобализации, экологии, психосинтеза. Сущность человека — это комплекс наиболее общих законов системы разумного вещества. Ее нельзя умозреть в целом только в экзистенциональном или в эмпирическом измерениях. Любое ее рассмотрение вне категории Единой истины, т. е. вне наиболее общих законов мироздания, приводит к ее искажению. Рассматривать вопрос о сущности человека нужно лишь опираясь на устоявшиеся истины, на фундаментальные законы.

90. Рассматривая вопрос о сущности человека, необходимо понимать, что речь идет не только об отдельном человеке и человеческом обществе, но и о человеке как состоянии материи. Именно знание закономерностей эволюционного перехода от одного качественного состояния материи к другому позволит дать ответ на волнующие каждого человека вопросы: “Зачем мы созданы? В чем смысл нашего существования?”

Когда мы анализируем эволюцию разумного вещества, то обнаруживаем бескомпромиссную борьбу нового состояния материи за выживание в материнской среде. Это сегодня сфера деятель­ности человеческого общества — ноосфера — доминирует над природой. Это сейчас каждый образованный человек может утвер­ждать, что свойства человеческой психики доминируют над биологическими свойствами организма и что человек в какой-то степени является продуктом эволюции психики. Но ведь было время,­ когда над человеком доминировала природа. Когда он полностью зависел от ее законов. Палеонтологические раскопки свидетельствуют о периодах, в которых человек с трудом мог противопоста­вить свой образ жизни образу жизни высших животных. И в истории остается еще множество темных пятен, скрывающих от нас­ то, как все-таки человек выстоял в этой борьбе, помогал ли ему кто в этом противостоянии с природой? Одни ученые склонны относить процесс антропогенеза на нашей планете к естественному процессу. Другие утверждают, что без помощи божественных сил человек не мог достичь таких высоких уровней совершенства. Третьи пытаются доказать, что за божественными силами скрываются боги из плоти и крови — инопланетяне, представляющие собой одну из высокоразвитых цивилизаций во Вселенной *.

Но кто бы ни стоял у истоков формирования нового состояния материи, факт остается фактом — человеческая цивилизация существует и последние пять тысячелетий развивается по законам (частично установленным наукой) существования разумного вещества. Для нас важно определить направленность развития чело­века, определяемую этими законами, ориентиры, к которым ведут­ нас по тернистой дороге или боги, или инопланетяне, или же ес­тественная эволюция. Ибо в этой направленности и скрыты ответы на вопрос о смысле человеческой жизни, о сущности человеческого существования.

91. Анализируя прошлое человеческого общества, мы обнаруживаем два очевидных факта. Первый: научно доказано, что в прошлом человек гораздо больше зависел от природы, чем в настоя­щее время. Второй: в современный период на Земле доминирует ноосфера — сфера существования человеческой деятельности. Биосфера — сфера существования мира природы — значительно утратила свое влияние на человека. Ее существование стало напрямую зависеть от антропогенного влияния. За относительно небольшой промежуток времени — всего лишь 50—60 тыс. лет — человеческое общество из подчиненного стало подчиняющим! Как объяснить этот феномен? Чем он вызван?

На мой взгляд, ответ созвучен вопросу о сущности человека. Ведь раскрытие процесса эволюции человека, понимание этапов становления системы разумного вещества напрямую связаны с сущностью человека. Именно здесь мы отыщем естественные корни борьбы человека — представителя нового состояния материи — за свое место в материальном мире, корни борьбы за полноценное существование будущей цивилизации.

92.Формированию системы разумного вещества предшествовало формирование системы косного (первичный этап становления материального мира) и живого веществ (вторичный этап становления материального мира). Каждый этап эволюции вещества сопровождался формированием переходных форм, на основании которых в последствии и происходила организация нового состояния материи. Согласно закона Реди—Вернадского, прямое возникновение дочернего состояния материи из материнского невозможно.

Возникнув на основе материнского состояния материи, дочернее состояние проходит три основных этапа. Первый: полная зависи­мость от материнского состояния, которая характеризуется “робкими” попытками дочернего состояния отстоять свое право на существование на фоне доминирующего влияния материнской среды. Второй: равноправное сосуществование материнского и дочернего состояний, для которого характерно довольно значительное развитие дочернего состояния, что позволяет ему противостоять влиянию материнской системы. И третий этап — это доминирующее влияние дочернего состояния на материнское. На данном этапе дочернее состояние по уровню внутреннего совершенства превосходит материнское и в силу этого начинает его ассимилировать, используя в своих целях его энергетические и иные возможности. Дочернее состояние готовится само стать материнским состоянием для организации очередного состояния материи.

Человечество — как одна из форм разумного вещества, прежде чем достичь современного уровня совершенства, прошло стадию Человека Примитивного, подэтапы перехода Человека Примитивного к состоянию Человека Эмоционального, стадию Человека Эмоционального и, наконец, достигло уровня подэтапов перехода Человека Эмоционального к состоянию Человека Разумного. Весь этот путь человечеству пришлось не только пройти, но и бороться за существование, доказывая свое право на жизнь.

93. Новое состояние материи возникает в ходе эволюции и в результате закономерной метаморфозы наиболее совершенных структур предшествующего, материнского состояния. Так, появле­нию живого вещества, мира природы, предшествовала закономерная эволюция структурных организаций системы косного вещества. Под воздействием объективных условий в системе косного вещества произошла реструктуризация некоторых его фундаментальных структур, в результате которой появились совершенно новые, ни с чем не сравнимые структуры. Особенностью этих структур стала их диссиметричность и избирательная способность к изотопам химических элементов *.

Возможно, в ходе эволюции неорганического мира возникали и иного качества структуры, но именно вещество, отличающееся диссиметричностью и избирательной способностью к изотопам химических элементов, обрело свою самостоятельность и доказало право на полноценное существование в материальном мире при доминирующей активности материнской системы — косного вещества. Это был лишь первичный этап. Прежде чем стать новым состоянием материи, биокосное вещество прошло миллионы лет развития и совершенства. Организация нового состояния материи возможна только при выходе дочернего состояния материи из подчи­ненного положения. То бишь первичные структуры живого вещества не просто закрепились в материнской системе и при определенных, благоприятствующих развитию внешних условиях получили право на существование, но и смогли использовать (ассимилировать) потенциальные возможности материнской системы в своем перманентном развитии. Произошло становление дочернего состояния материи — живого вещества — в материальном мире, в результате которого изменились приоритеты эволюции. На объектах с благоприятными условиями (пример — Земля) относительно незначительное количество живого вещества за определенное время смогло не только количественно увеличиться, но и изменить качественное состояние материального объекта: на базе косного вещества организовать систему живого вещества и обеспечить условия дальнейшей эволюции.

94.Все эти события предшествовали появлению человека. Мы рассматриваем их так подробно только потому, что формирование и развитие разумного вещества происходило подобным образом. Именно на основании изменений молекулярно-генетического уровня высших животных под влиянием эволюции началась качественная реорганизация нейронов и нейронных объединений, обеспечивающая более полное и всестороннее развитие взаимоотношений между нервной системой и материальной средой *.

Большинство новоявленных мутантов погибало, не выдерживая жесткой и бескомпромиссной конкуренции, но некоторые из них закреплялись в системе жизни. Причем эта возможность существования еще не означала обязательности перманентного развития мутантов. Допустимы были множество других вариантов: или медленная деградация, или относительная “консервация” на определенном уровне развития, до возникновения благоприятствующих дальнейшей эволюции условий. Такие условия могут не возникнуть, но могут и наступить. Естественное создание комплекса условий, благоприятствующих развитию мутантов, и есть одно из основных требований, обеспечивающих перманентное развитие переходной формы от материнского состояния материи к дочернему.

Изложенные события предшествовали организации переходной формы от живого к разумному веществу. Формирование и развитие психики произошло не мгновенно и комплексно. Этот процесс продолжается и поныне, причем находится не на последних стадиях, а где-то в середине пути. Человек, как представитель разумного вещества, начиная со стадии Человека Примитивного, постоянно отстаивает свое право на существование в материальном мире. При этом на первых этапах законы организации разумного вещества находились под “контролем” фундаментальных законов материнского состояния материи — системы живого вещества. По этой причине ни о каком доминирующем положении Человека Примитивного в мире природы не могло идти и речи. Человек Примитивный — это выходец из природы, в нем явно и бесспорно преобладает биологическое начало, а не психическое. Человек Примитивный в полной мере зависим от природы, но разумная сущность в нем уже проявляет себя, выводит его поведение из рамок стандартизированного поведения биологических организмов.

95. Таким образом, с первых этапов формирования разумного вещества наблюдается “борьба” законов организации разумного вещества с законами организации живого вещества. И в этой борьбе у человека не было другого выхода, как идти вперед, ибо движение назад или остановка в развитии были равносильны деградации и гибели. Поэтому всегда, когда возникала угроза бытию человека вообще, в действие вступали законы эволюции, которые еще больше актуализировали развитие нейронов и нейронных комплексов.

В итоге была создана искусственная среда (цивилизация), кото­рая постепенно изолировала биологическое начало человека от вли­яния внешней материальной среды, а нехватку естественных раздражителей, необходимых для полноценной деятельности организма и психики, компенсировала искусственными средствами. Уже со стадии Человека Примитивного начала просматриваться реорга­низация биосферы планеты в ноосферу, или иначе — начался пе­реход от доминирующего влияния законов системы живого веще­ства к преимущественному влиянию законов системы разумного вещества. Человек приступил к преобразованию природы.

Особенно сильные разрушительные процессы пришлись на стадию Человека Эмоционального. Разрушая устоявшиеся связи в материальной среде, Человек Эмоциональный не побоялся ее “гнева”, так как сила его разума, мощь материально-технической базы цивилизации были достаточно велики и человек мог опираться на них, полностью не осознавая того факта, что за его спиной стоит не просто сила сознания, а сила фундаментальных законов материального мира. А если в дальнейшем ход событий приведет к альтернативе: или жизнь, или разум, то верх возьмет сторона, за которой будет стоять прерогатива естественных законов, сила их фундаментальности.

96. Особенность развития системы разумного вещества такова, что, взяв начало из биогенной среды, она получила дальнейшее развитие, перешла на качественно новый уровень совершенства и, соответственно, приобрела большую актуализацию в материальном мире. Образовалась двоякая ситуация: как биологический организм, человек остался зависим от законов биогенной среды, как представитель разумного вещества, он в состоянии эту зависимость не только компенсировать искусственными средствами, но в дальнейшем, при более качественном развитии сознания, полностью ее минимизировать!

Как представитель разумного вещества, человек в состоянии создать такую искусственную среду, которая полностью заменит естественную среду обитания. Но это станет возможным только при достаточно высоком уровне развития психики. Противопо­ставление деятельности человека силе естественных законов не грозит человеку негативными последствиями только в том случае, если деятельность продумана и взвешена, соответствует законам организации и развития системы разумного вещества. Во всех иных случаях противопоставление чревато разрушительными процессами, отрицательно сказывающимися как на полноценном развитии самого человека, так и на его деятельности.

97.Анализируя историю цивилизации с позиции человека как нового состояния материи, не замечаешь накопленного благосостоя­ния, незначительными кажутся достижения в экономике, социаль­ной сфере. В глаза бросается прежде всего целенаправленное движение нового состояния материи к выживанию в материальном мире, которое для разумного вещества (как, впрочем, и для живого состояния материи) заключается в наращивании глубоко дифференцированной, устойчивой, мобильной и энергоавтономной системности.

Эволюционный путь от стадии Человека Примитивного к стадии Человека Разумного — это, с одной стороны, путь построения относительно независимой, саморазвивающейся, самовоспроизводящейся и многофункциональной внутренней системы разумного вещества. С другой стороны, это путь преобразования внешней среды, включения ее в систему разумного вещества. Чем качественнее и высокоорганизованнее внутренняя структура системы, чем теснее взаимодействие между ее внутренними дифференцированными частями, тем она устойчивее и независимее в материальной среде. Поэтому истинная сущность жизни человека заключена в продуктивной деятельности, направленной на качественную организацию структуры разумного вещества, на внутреннее его совершенствование.

Эта сущность человеческой жизни продиктована фундаментальными законами системы разумного вещества. Она не плод фантазии, а реальный, доказуемый факт, отчетливо просматривающийся в ходе анализа истории развития нового состояния материи. Человек должен жить не ради самой жизни как биологического существования, не во имя служения меркантильным целям. Он должен посвятить свою жизнь во имя развития и совершенствования цивилизации, системы разумного вещества, которая обеспечивает его полноценное существование и гарантирует жизнь его детям и будущим поколениям.

И не надо бояться звучности этих слов. Каждый из многомиллиардного населения Земли должен внести крупицу своего труда в организацию и развитие цивилизации, в развитие структуры системы разумного вещества. Эти вклады различны по своей емкости. Одни могут быть масштабными и значимыми, другие мелкими. Но все они есть воплощение творческого потенциала психики. Поэтому весь суммарный труд человеческого общества, за исключением результатов деятельности, не соответствующих Единой истине, необходим и в совокупности обеспечивает перманентное развитие цивилизации.

Каждый из нас, представителей человеческого общества, в глубине души должен благодарить всех тех, кто отдал свою жизнь во имя развития системы разумного вещества, во имя формирования достойных человека общественных отношений. Существование нашего поколения и любого другого зиждется на продуктивной деятельности предшествующих поколений. И чем полезней была их деятельность, чем весомей их вклад, тем проще и благодатнее нам жить. Нужно всегда ценить труд своих предшественников, не забывать о тех трудностях, с которыми они сталкивались. Ведь от того, насколько мы будем благодарны своим предкам, насколько почтительно к ним будем относиться, как к своей истории, настолько же продуктивными будут и наши действия. Нужно всегда с почтением помнить о прошлом, не покладая рук трудиться в настоящем, и светлая память в будущем нам гарантирована.

98.История цивилизации богата примерами полноценной реализации творческого потенциала психики в деятельности тех или иных личностей. При этом не все личности являются всемирно известными. На мой взгляд, не всегда степень известности соответствует реальному вкладу человека в историю цивилизации. Я считаю, что в этом вопросе самый главный судья — время. Только по прошествии определенного промежутка времени можно судить о реальном вкладе человека в судьбу другого человека и в историю цивилизации в целом.

В этом я убедился на собственном примере, когда очень близкий для меня человек, моя бабушка, Ирина Васильевна Тельная, ушла из жизни. Что удивительно, после ее смерти прошло уже много времени, смерть унесла других близких мне людей, но память только об этом человеке постоянно жива во мне и с каждым годом словно обновляется, оживает. Я понимаю, как много она сделала для меня, для формирования моего внутреннего мира. И пусть в масштабах цивилизации ее труд, вклад в развитие человеческого общества — словно капля в море, но я твердо знаю, что, помимо меня, еще пять-шесть человек так же свято берегут память о ней, понимая ее роль в своей жизни. И вот если бы каждый из нас оставлял после себя такой след, преемственность между поколениями была бы теснее и полноценнее. Развитие цивилизации происходило бы планомерно и направленно. Каждое поколение завершало бы и/или развивало бы деятельность, начатую предшествующими поколениями.

На мой взгляд, нужно стремиться прожить жизнь так, чтобы память о тебе была свежа долгие годы. И чем больше людей будут с благодарностью и теплотой вспоминать о тебе, тем ценнее на весах истории окажется твоя жизнь. Смерть — это Рубикон, который непроходимой чертой разделяет прошлое человека и будущее его души. Мне кажется, что страшно на одре смерти понимать бессодержательность своей жизни, ее пустоту и мелочность. Во всяком случае, лично я этого сильно боюсь. Я стараюсь распределять жизнь так, чтобы даже случайная смерть не застала меня врасплох. Чтобы я меньше жалел о несовершенном, о невоплощенном. И именно этот страх наполняет жизнь содержанием. Жизнь превращается в борьбу со временем. Ты стремишься максимально выразить себя в каждом часе, минуте, секунде. Ты боишься опоздать, не успеть воплотить намеченное. И этот страх не дает отвлечься на мелочи, на второстепенные вещи, хотя, может быть, они и приятнее, несут тебе мимолетное удовольствие. Но истинное удовлетворение от жизни ты получаешь только тогда, когда ты, наконец, достиг намеченного, сокровенного, во имя чего, в принципе, ты и решил жить. Это удовлетворение равноценно достижению мечты. Это и есть счастье.

Не каждый может похвалиться воплощением своей мечты в жизнь. Только идущий, ищущий осилит путь. А ведь жизнь нам дана один раз, и обидно, непростительно не реализовать этот шанс.

99.Как мы определили, истинная сущность человеческой жизни заключена в продуктивной деятельности, направленной на качественную организацию структуры системы разумного вещества, на внутреннее совершенство цивилизации. В качестве примера полноценной реализации истинной сущности человеческой жизни мне бы хотелось привести историю жизни Магомета (Мухаммеда), (ок. 570—632 гг.) — создателя исламской теологии и морали *.

Магомет родился в 570 г. в Мекке, в южной части Аравии. В то время это был отсталый регион, удаленный от центров торговли, ремесел и просвещения. С шести лет Магомет осиротел, рос и воспитывался в бедности. Согласно исламской традиции Магомет был неграмотным. К сорока годам ничто не предвещало ему великое будущее. Шло развитие внутреннего мира этого человека, формировалась его личность.

В тот исторический промежуток времени большинство арабов были язычниками и исповедовали многобожие. В Мекке, видимо, было небольшое количество иудеев и христиан, от которых, как предполагают исследователи, Магомет и узнал о едином Боге, повелителе Вселенной. Когда Магомету исполнилось сорок лет, он пришел к убеждению, что Бог (Аллах) говорит с ним посредством архангела (Гавриила) и сделал его, Магомета, своим избранником в деле распространения среди людей истинной веры. Около трех лет Магомет проповедовал новую веру в узком кругу родных и друзей. В 613 г. он начал выступать с публичными проповедями. По мере роста его популярности он лишался доверия властей Мекки и в 622 г., опасаясь преследований, бежал в Медину — город, расположенный в 200 милях к северу от Мекки.

Этот исход из Мекки, получивший название “хиджра”, стал поворотным этапом в жизни пророка. В Мекке у него были лишь немногочисленные последователи, а в Медине он приобрел такое влияние, что превратился, по сути, в неограниченного правителя. В результате возникших военных действий между Меккой и Мединой в 630 г. Магомет с триумфом возвращается в родной город. Последующие два с половиной года жизни пророка ознаменовались быстрым переходом арабских племен в новую веру. Накануне своей смерти в 632 г. Магомет уже был правителем всей Южной Аравии.

Таким образом, в историю цивилизации Магомет вошел как создатель исламской теологии и морали. Он сыграл основную роль в умножении числа верующих и был первым, кто воплотил принципы ислама в жизнь. Сверх того, пророк является автором мусульманского священного писания — Корана, книги, в которой записаны навеянные ему Богом истины. Все речения Магомета, вошедшие в Коран, были записаны еще при его жизни и вскоре после его смерти приобрели законченную и авторитарную форму. Коран не менее важен для мусульман, чем Библия для христиан, поэтому непосредственное влияние идей Магомета через Коран было огромным. На сугубо религиозном уровне, как я считаю,­ влияние Магомета на человечество было не меньшим, чем влияние Иисуса Христа.

Однако пророк был не только религиозным, но и светским лидером. Если учесть его роль как вдохновителя арабских завоеваний, то его можно считать едва ли не самым влиятельным политическим вождем всех времен [101].

Магомет — это реальная историческая личность, которая за свои шестьдесят два года обеспечила себе бессмертие тем, что дала импульс и определила вектор формирования новой культуры — мусульманской. Наряду с уже существующими: зороастризмом, буддизмом, христианством, конфуцианством, манихейством мусульманская культура не только прочно вошла в структуру цивилизации, но и выдержала испытание временем. И если иметь в виду, что у истоков каждого религиозного направления стояли конкретные исторические личности, то как не поверить в то, что фактор индивидуальности, личности в истории так же немаловажен, как и фактор социальной группы. Порой вклад отдельного человека в историю цивилизации равнозначен вкладу целого общества.

100.Развитие жизни человечества имеет пять глобальных и взаимо­зависимых направлений: накопительное, созидательное, защит­ное, сосуществования и распространения. Накопительное нап­равление заключено в развитии и совершенстве внутренних потенциалов системы разумного вещества. Это направление подразу­мевает прежде всего полноценное развитие психики и ее возможностей. Психика человека позволяет новому состоянию материи осуществлять перманентное развитие; за счет деятельности накапливать в себе необходимое количество энергии и вещества, чтобы тут же или в последствии использовать эти запасы на развитие той же накопительной или созидательной, защитной и других функций. Во вторую очередь, накопительное направление связано с развитием средств реализации творческого потенциала психики в повседневной жизни, с формированием и развитием техносферы.

Второе направление заключено в созидательных функциях человеческого общества. Речь идет о том, что на основании накопленного вещества и энергии человеческое общество должно возводить мощную структуру нового состояния материи. При этом дело не ограничивается построением внутренней структуры системы разумного вещества. Речь идет о создании системы разумного ве­щества Вселенной.

Третье направление заключается в развитии защитныхфункций нового состояния материи. Оно выражается в достижении более качественного состояния ноосферы планеты, более высокого уровня совершенства системы разумного вещества в масштабах планеты.

Четвертое направление заключается в организации полноценного взаимодействиячеловеческого общества как внутри собственной системы, так и с внешним материальным миром, с известными нам системами косного и живого вещества.

Пятое направление предусматривает продуманное и оправданное размножение, распространение разумного вещества в масштабах Вселенной. Материальный мир не ограничен масштабами нашей планеты. Наша планета есть структурная единица материального мира. Поэтому все явления на нашей планете есть следствие деятельности фундаментальных законов материального мира. Эти следствия ни в коем случае не носят абсолютно случайный характер, присущий исключительно нашей планете. Они универсальны для материального мира в целом и являются этапом его развития. Поэтому и деятельность земной цивилизации не может ограничиться масштабами планеты. Это противоречит фундаментальным законам эволюции разумного вещества. Развитие психики и системы разумного вещества обязательно предполагает внепланетную деятельность, продуманное и обоснованное размножение (транспортировку) разумного вещества в масштабах Вселенной.

101. Итак, резюмируем изложенное: истинное, сущностное предназначение человека состоит в осуществлении им продуктивной и конструктивной деятельности, направленной на обеспечение дальнейшего развития разумного вещества, в частности на внутреннее качественное совершенствования цивилизации и освоение Космоса. Это не догматическое утверждение, а итог комплексного изучения материального мира, развития косного, живого и разумного вещества.

Поиск истинной сущности человеческой жизни — это доминирующее направление философской мысли, глубинно связанное с определением и установлением допустимых границ человеческой деятельности. Деятельность, которая по форме и содержанию соответствует истинной сущности человеческой жизни, есть деятельность прогрессивная и положительная. Она соответствует диалектике фундаментальных законов мира и системы разумного вещества. Деятельность, которая не соответствует истинной сущности человеческого бытия, — это деятельность деструктивная и негативная, ведущая к деградации человечества. В свете этих положений определяются и истинные общечеловеческие ценности, каноны нравственности, критерии повседневного поведения, а также становится очевидной ложь многих устоявшихся “истин”, как, например, утверждение, что бытие определяет сознание.

На самом деле “бытие”, как, впрочем, и “сознание”, определяется фундаментальными законами материального мира. Первично не “бытие” и не “сознание”, первичны законы, определяющие и бытие, и сознание. Поэтому, зная эти законы, можно прогнозировать и планировать развитие и того, что называют бытием, и того, что называют сознанием.

А теперь перейдем к непосредственному рассмотрению пяти основных направлений развития истинной сущности человека, бытия, реализующихся через соответствующие функции деятельности.

102. Накопительная составляющая развития сущности человека дифференцируется на два основных поднаправления:

1) совершенствование психики и биологических возможностей­ организма;

2) совершенствование внешней деятельности.

Рассмотрим это подробно.

1. Накопительное направление развития сущности человека — это прежде всего совершенство “ядра” человека, его психики и биологических возможностей.

Ранее мы определили критерии развития и биологического начала, и психики с точки зрения их фундаментальных уровней (соответственно молекулярно-генетического и сознания), и тем самым заложили содержательную основу наших дальнейших исследований развития биологических свойств организма и психики. В этой главе нам необходимо определить, что должен делать каждый человек для того, чтобы истинные возможности организма и психики достигли в нем наивысших на данный момент уровней совершенства и позволили ему максимально реализовать себя в ходе онтогенеза — в отведенный ему законами жизни промежу­ток времени-бытия.

По своему содержанию гармоничное развитие биологических свойств организма и психики, как одно из двух поднаправлений накопительного направления развития сущности человека, первично и во многом определяет онтогенетическое развитие человека. Несмотря на явно выраженный момент индивидуализации, в данном поднаправлении накопительной составляющей сущности человека, в целом оно определяется рядом общих положений, задающих возможности развития качества субъекта как такового: недоразвитость, дебильность, инфантильность и т. п. (нижний уровень) и — талантливость, гениальность и т. д. (верхний уровень). Эти ка­чест­ва мобильны и перманентны. Так, для середины ХХ в. показате­­ли нижнего, среднего и верхнего уровня развития человека были одними, а к концу века они уже иные, с более высоким уровнем со­­вершенства. Сказываются накопительные и созидательные свойства биологического и психического начала, которые, в общем, осущест­вляют накопление прежде всего информации на уровне нейрон­ных объединений головного мозга. И именно количество накоплен­ной информации, а также качественная ее сторона дифференцируют ­психику на три условных уровня. Чем выше количественная и ка­чественная сторона сконцентрированной в психике информации, тем выше уровень развития человека, тем ближе он к показателям талантливости и гениальности.

Гармоничное развитие психики и биологических возможностей организма осуществляется в четыре этапа. Первый этап охватывает момент зачатия, период формирования и развития эмбриона и заканчивается рождением ребенка. В этот период формируется главным образом биологическое начало организма, осуществляется запуск, проверка и взаимосогласованность его наследственной программы. От того, насколько качественной окажется информация в хромосомах, полученных от родителей, и насколько качественно произойдет первичное формирование эмбриона, зависит будущее развитие ребенка. Очень важно учитывать состояние организма матери, ведь он (организм матери) в течение девяти месяцев непо­сред­ственно влияет на формирование и развитие эмбриона. По оценкам специалистов, не менее 10 % всех зачатий оканчивается спонтан­ными абортами, обусловленными генетической несовместимостью матери и плода [33]. Если в организме матери отмечены патологии, то очень высока вероятность того, что они скажутся на процессе развития плода. В настоящее время установлено, что многие хронические заболевания взрослых корнями уходят в детский возраст, а точнее, — в период формирования наследственных программ, формирования и развития биологического начала.

Второй этап берет начало с момента рождения ребенка и заканчивается в преддверии подросткового периода. За этот промежуток времени происходит формирование психики, работы подсознания. Этот этап осуществляется под влиянием общества, посредством воспитания и обучения.

Третий этап охватывает подростковый период и заканчивается периодом юности. Гармоничное развитие психики и биологических возможностей на этом этапе осуществляется так же, как и на предыдущем, под непосредственным влиянием воспитания и обучения, но вместе с тем через формирующееся и активно проявляющееся бессознательное начало психики. А именно – через само-воспитание и само-обучение. На этом этапе продолжается становление биологического начала, заканчивается формирование и начинается развитие подсознания (бессознательного начала психики), а также формируется нейронный уровень сознания. Самостоятельность подростка — это и есть ростки формирующегося сознания.

Четвертый этап охватывает все последующие годы зрелости. Он осуществляется преимущественно под влиянием самостоятельной работы сформировавшейся психики с информационной средой. На этом этапе биологические свойства организма, а также свойства психического начала достигают наивысшего совершенства. В это время обнаруживаются удачные и неудачные варианты организации нейронных комплексов мозга, возникшие в ходе предшествующих этапов становления психики.

Таким образом, до четвертого периода, до момента становления работы сознания, формирование человека как личности происходит под непосредственным влиянием внешней среды. К тому же, напомним еще раз, формирование свойств биологического начала зависит главным образом от наследственных программ, а формирование и развитие психики осуществляется под доминирующим влиянием общественных отношений, социальной среды, которая через процессы обучения и воспитания закладывает в нейронных объединениях головного мозга внутреннюю устойчивую информационную базу, через которую впоследствии и осуществляется восприятие индивидом мира.

Но после того, как нейронный комплекс мозга достигает определенного совершенства, которое позволяет ему организовать сначала простейшую (впоследствии — полноценную) сознательную деятельность, значение непосредственного влияния социальной среды на протекающие в психике процессы резко снижается. Взаимодействие внутренней среды с внешним миром продолжается, но приобретает иной характер — избирательный.После организации нейронного комплекса сознания сформировавшееся внутреннее “Я” человека уже не просто воспринимает навязываемую ему информацию, а целенаправленно и избирательно работает с ней. Увеличившаяся доля сознательной деятельности прямо пропорционально повышает значение личного участия, личной заинтересованности человека во взаимодействии с внешней средой. С четвертого периода гармоничного развития психики и биологических возможностей организма повышается роль самостоятельной деятельности субъекта, которая зависит исключительно от степени развития нейронного уровня, обеспечивающего функционирование сознания и, по сути, являющегося сознанием.

Основа гармоничного развития психики закладывается в ходе воспитания и обучения. Главное их влияние направлено на формирование “каркаса” внутреннего “Я” человека, а также его информационной базы, которая на уровне сознания формирует представление субъекта о состоянии внешнего материального мира, т. е. мировоззрение субъекта. От качества и полноценности воспитания и обучения зависит многое. Прежде всего, это: полноценность формирования и развития нейронного уровня сознания; ­отношение субъекта к общечеловеческим ценностям; глубина чувственного восприятия субъекта; полноценность взаимодействия между субъектом и внешней информационной средой; положительная или негативная направленность деятельности субъекта; полнота преемственности между поколениями и др.

Если влияние общества и социальной среды на гармоничное развитие психики и биологических возможностей организма носит планомерный и прогнозируемый характер и может корректироваться обществом, то второй, не менее (а может — и более) важный, фактор — фактор само-развития зависит прежде всего от­ внутреннего совершенства психики субъекта. Фактор саморазвития тоже может быть планомерным и прогнозируемым, но его планомерность и прогнозируемость исключительно субъективна и зависит прежде всего от того же внутреннего совершенства психики. Характерной особенностью гармоничного развития психики и биологических возможностей организма является то, что влияние воспитания и обучения — механизмов прямого влияния социальной среды — ограничивается порогом зрелости, т. е. длится в лучшем случае 25—28 лет. Остальной промежуток жизни субъект проходит, опираясь на заложенные внутренние потенциалы и сформировавшийся внутренний мир. От того, насколько богат и устойчив этот мир, зависит полноценность взаимодействия субъекта с материальной и информационной средой.

Иначе говоря, конструктивное влияние социальной среды в своем приоритетном и доминирующем значении ограничивается формированием каркаса внутреннего “Я” и первичным формированием внутренней информационной базы. Окончательное формирование и становление психики субъекта и соответственно личности в целом осуществляется исключительно в ходе самостоятельной работы каждого над развитием свойств своего биологического и психического начала. Ни процесс воспитания, ни обучения в идеальных вариантах не в состоянии сформировать гармонично развитую личность. Только самостоятельная деятельность, опыт, постоянная работа над самосовершенствованием подлинных свойств биологического и психического начала в конечном результате приводят к формированию устойчивой, высокоразвитой психики.

Самостоятельная работа над развитием свойств биологического и психического начала осуществляется:

а) на основании первично устоявшейся внутренней информационной базы;

б) за счет актуализированного глобального целеопределения;

в) за счет высокоразвитой активной сущности субъекта.

Вкратце рассмотрим перечисленные факторы.

а) Устоявшаяся информационная база, как мы отмечали, формируется в ходе целенаправленного воздействия социальной среды, осуществляемого через воспитание и обучение. В этом процессе нужно всегда учитывать, что формирование и развитие нейронных комплексов осуществляется поэтапно: на первом этапе происходит формирование молекулярно-генетического и органного уровней, на вто­ром — уровня подсознания, а на третьем этапе — уровня сознания. Так вот, влияние родителей, процесса воспитания и обучения прихо­дится главным образом на период формирования и развития уровня подсознания. От того, насколько полноценно сформируется этот нейронный комплекс, настолько гармоничной окажется бессознательная активность подростка. Например, если в период детства и подростковый период родители не “заложили” в ребенке элементар­ных норм поведения в обществе, то в последующие периоды жизни это будет проявлять себя в нравственной деградации и безкультурно­сти такого человека. Даже если в дальнейшем под давлением той же социальной среды произойдут изменения в поведении зрелого чело­века, то все равно на уровне подсознания (бессознательного начала)­ он будет всегда чувствовать себя неуютно в строгих границах этикета.­ Для него родными и близкими на всю жизнь остаются развязность и­ стремление к неограниченному своеволию в компании и обществе.

Важность полноценности формирования первичной информа­ционной базы заключается в том, что она влияет на формирование бессознательного начала субъекта, формирование и развитие нейрон­­ного комплекса подсознания. А так как сознательная деятельность находится в непосредственном контакте с деятельностью бессознательной, с работой подсознания, то, насколько цельно и в какой направленности будет сформирована первичная информационная база, с такой полноценностью и в той направленности будет осуществляться сознательная деятельность субъекта.

б) Актуализированное глобальное целеопределение — это заложенное на уровне бессознательного начала стремление субъекта реализовывать творческое начало психики в избранном направлении. Это своеобразная внутренняя потребность субъекта. В большинстве своем актуализированное глобальное целеопределение формируется в ходе воспитательного процесса и процесса обучения в подростковый период и период юности. Как таковая, актуализация целеопределения невозможна без: на первом этапе — бессознательного стремления, на втором — глубокого осознания субъектом важности этого шага, т. е. невозможна без самостоятельной работы формирующегося человека над развитием своего внутреннего мира. Только после того, как заложенный в субъекте внутренний мир (внутренняя информационная база) столкнется с внешним материальным миром один на один, без опеки педагогов и воспитателей, и когда это взаимодействие внутреннего мира с внешней информационной средой примет регулируемый и последовательный характер, только после этого можно судить о качестве сформированного внутреннего “Я” человека, о его перспективной направленности. И чем качественнее социальная среда через соответствующие механизмы сформировала в субъекте внутреннюю систему взглядов, тем полноценнее и объемнее окажется работа сознания и, соответственно, тем выше значение актуализации целеопределения.

Глобальная цель и вытекающие из нее частные цели не должны быть для субъекта формальными: вся деятельность субъекта, его поведение и поступки по своей сущности должны быть следствием, логическим завершением влияния его целеопределенности. Такая прямая зависимость деятельности человека от его целеопределенности соответствует тому фундаментальному закону, что делает деятельность психики автономной. Бытие не определяет состояние и направленность развития психики и психических процессов. Наоборот, психика в своем конструктивном совершенстве формирует направленность и степень активности взаимодействия сознания с внешним материальным миром. Когда актуализация глобального целеопределения достаточно высока, то вся жизненная активность субъекта, вся его деятельность подчинены достижению поставленной цели. Жизнь для субъекта приобретает четко определенный смысл. Из всего объема информации он выбирает и подбирает себе только ту, которая соответ­ствует его глобальной целеопределенности и облегчает достижение поставленных частных целей. В результате подобной избирательной активности деятельность обретает наиболее конструктивные и позитивные формы. Человек не отвлекается на решение второстепенных задач. Его умственная и физическая работа сконцентрированы на решении вопросов, актуализированных глобальным или частным целеопределением.

в) И последний фактор, характеризующий саморазвитие психики, заключается в высокоразвитой активной сущности субъекта, в его темпераменте. Темперамент — это характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Я не склонен считать, что активная сущность субъекта — это природный дар. При детальном рассмотрении этого вопроса мы вновь сталкиваемся с плоскостью молекулярно-генетического уровня, а именно формирования наследственных программ. Флегматики, холерики, меланхолики, сангвиники — все они корнями уходят в биологическое начало организма, в развитие его молекулярно-генетического уровня. Именно полноценность формирования наследственных программ, их развития определяет один из четырех основных типов темперамента, степень активной сущности субъекта. В этом случае зависимость развития психики от биологических корней — прямая и бесспорная. Насколько полноценно сформируются наследственные программы, настолько высокой окажется активность субъекта в осуществлении бессознательной и сознательной деятельности.

Но лишь полноценного формирования наследственных программ мало, ведь именно социальная среда обеспечивает условия для гармоничного развития таких программ. Активный образ жизни, правильное питание и некоторые другие факторы (о которых мы говорили) в своем последовательном и непрерывном влиянии гарантируют высокий жизненный тонус, здоровый образ жизни и постоянно высокий уровень активности организма. Иначе говоря, в результате всех этих мероприятий происходит полноценное развитие биологической сущности организма. Развитие сознания, психической сущности также обеспечивается за счет систематических непрерывных тренировок.

Но направление этих тренировок иное. Оно затрагивает работу энергетического цикла сознания, развитие механизмов, обеспечивающих сознательную деятельность. Эти тренировки выражаются в том, что человек должен систематически заставлять себя думать, анализировать свое поведение, итоги прожитого дня, недели, месяца, года. Мозг надо тренировать, дисциплинировать, приучать к аналитической работе. Сама по себе сознательная деятельность не прогнозируется наследственными программами, не передается по наследству. Это продукт влияния общественных отношений, но в гораздо большей степени — результат само-воспитания и само-развития.

Высокий показатель активной сущности психики заложен не только в полноценном формировании и развитии наследственных программ, но и в ежедневных тренировках, целенаправленном труде, использующем исторический опыт прошлого и современную материальную и информационную базу. Систематически тренируя память, используя богатейший материал различных отраслей наук, сознательно активируя генерирующую сущность ретикулярной формации, через чтение и общение развивая словарный запас (от которого напрямую зависят кодирующие и декодирующие возможности мозга), человек тем самым сознательно и целенаправленно развивает нейронные объединения энергетического цикла сознания. Чем регулярнее и последовательнее проводятся тренировки нейронных объединений больших полушарий, тем выше склонность мозга к сознательной деятельности, тем продуктивней и конструктивней работа мышления и тем соответственно позитивнее и значимее по своей сущности конечные результаты проводимой сознательной деятельности.

Гармоничное развитие психики и биологических возможностей организма невозможно рассматривать, пренебрегая направленностью сложившихся общественных отношений. Фактор благоприятствиясоциальной среды полноценному развитию личности очень важен по своей сущности. Не во всякой социальной среде возможно полноценное формирование и развитие личности. Если в социальной среде преобладают ограничивающие свободное развитие человека условия существования (диктаторский режим, деструктивность, расовая, национальная, религиозная и т. п. дискриминация), низкий уровень материального обеспечения (уровень жизни таков, что человек голодает, у него актуализированы естественные потребности в еде и т. п.), то ни о каком полно­ценном развитии психики и биологического начала организма не может идти и речи. Формирование и развитие психики людей в таких условиях происходит не за счет внутренних наклонностей, направленности наследственных программ, а под деструктивным влиянием внешней социальной среды, искаженного повседневного образа жизни.

История цивилизации богата примерами, когда даже в современный период при стечении ряда обстоятельств под давлением негативной внешней материальной среды человек не эволюционировал как сознательная личность, а регрессировал, опускался вниз. В качестве примера можно привести ситуацию недалекого прошлого Южно-Африканской Республики, когда подавляющее меньшинство белых людей расово подавляло, угнетало и эксплуатировало большинство чернокожего населения. Наблюдалась типичная картина рабовладельческого общества с небольшими дополнениями современности. На заре третьего тысячелетия просматривались события архаичного прошлого, которые указывали на наглядную деградацию (вырождение) изолированного общества. Из-за деструктивной и аномальной социальной среды, а соответственно — и повседневного образа жизни, люди не могут претендовать на высокую степень сознательной деятельности, так как совершенствование сознательной деятельности не только детерминируется наличием соответствующих экзистенциональных факторов, но и предполагает достаточно высокий уровень производственно-экономических отношений, материально-технической базы общества.

Гармоничное развитие психики и биологических возможностей организма реализуемо только тогда, когда на повестке дня не стоят вопросы таких насущных потребностей организма, как потребности в еде, одежде, тепле, крыше над головой. Сегодня человек может полноценно работать над совершенствованием психики только тогда, когда у него есть дом, современное средство передвижения, разработанное по последнему слову техники электрооборудование, необходимая для творческой работы компьютерная техника, т. е. когда у него есть соответствующая материально-техническая база. И вот когда этот комплекс материально-технического обеспечения дополняет полноценно сформированный в ходе влияния социальной среды и саморазвития внутренний мир субъекта, только в этом случае развитию внутренних программ ничего не мешает. Все преграды устранены. Последнее слово остается за самим субъектом.

Любой, даже незначительный раздражитель, вызванный несоответствием материально-технической базы субъекта с уже существующей и всеми признанной в повседневном образе жизни материально-технической базой провоцирует чувство дискомфорта и отвлекает от планомерного достижения глобальной цели. В этой связи особо отметим, что для Человека Эмоционального материально-техническое обеспечение играет очень важную роль. На уровне Человека Эмоционального принято даже самовыражать свое внутреннее “Я” через достижение различных степеней материально-технического обеспечения, посвящать свою жизнь достижению меркантильных целей. Человек Эмоциональный в большинстве своем посвящает отведенную ему жизненную активность не разрешению масштабных творческих целей, а достижению ни к чему не обязывающих и практически не выражающих внутреннюю сущность субъекта степеней материально-технического обеспечения. И подобное положение обусловлено уровнем развития Человека Эмоционального.

Резюмируя рассмотрение первого аспекта накопительной функции человеческой жизни, заключающегося в гармоничном развитии психики и биологических возможностей организма, скажем следующее. Первое: гармоничное развитие биологического и психического начала организма до периода зрелости зависит от целенаправленного и полноценного влияния социальной среды, осуществляемого через процессы воспитания и обучения. Второе: начиная с подросткового периода и в дальнейшем все больший акцент делается на самостоятельную работу субъекта по разви­тию свойств его биологического и психического начала. Третье: гармоничное развитие психики — это главным образом полноценное развитие нейронных объединений уровня сознания — внутреннего абстрактного образа, ретикулярной формации, памя­ти, волевого механизма и речевых центров. Четвертое: гармоничное развитие биологического начала организма обеспечивается систематическими физическими тренировками, правильным питанием и здоровым образом жизни, исключающим вредные для организма привычки (курение, наркотики, алкоголь и т. п.). Пятое: для того, чтобы вести речь о гармоничном развитии психики и организма в целом, нужно создать соответствующие социальные условия, высокоразвитую материально-техническую базу, гарантирующую перманентное развитие субъекта.

2. Вторым аспектом накопительной составляющей развития сущности человека является совершенствование внешней деятельности людей. Это поднаправление накопительной составляющей сущности человека практически полностью зависит от полноценности формирования и развития биологического и психического начала.

В своей совокупности конечные результаты активности психики, материализованные через деятельность, представляют собой достояние человечества. Каждый отдельно взятый промежуток времени (секунда, минута, час и т. д.) характеризуется конечным вкладом многомиллиардного человеческого сообщества в эту копилку достояния цивилизации. В результате происходит накоплениепродуктов человеческой деятельности, ценность которых заключается не только в форме и содержании, но и в их энергетической ем­кости.

Дело в том, что любой конечный продукт человеческой деятельности имеет энергетическое значение. Для системы разумного вещества законы термодинамики так же актуальны и всесильны, как и для любого предшествующего состояния материи. Жизненная активность человека, его внутренний энергетический потенциал не растворяются в пространстве, а воплощаются через деятельность в конечном результате труда. Творческий потенциал психики материализуется в определенную форму, ценность которой заключается в двух величинах: содержательной основе и энергетическом потенциале. Чем больше внутренней энергии человек вложил в свой труд, тем ценнее и значимее этот труд на весах истории.

В свою очередь, материализованный энергетический потенциал отдельно взятого человека суммируется с аналогичными проявлениями творческого потенциала других людей и образует суммарный энергетический потенциал накопления цивилизации, который по своей сущности является движущей силой эволюции системы разумного вещества. Если с этой точки зрения посмотреть на историю человеческого общества, то можно заключить следующее: чем выше энергетический потенциал конечного продукта деятельности отдельно взятого человека, тем весомее значение суммарного потенциала накопления, тем, соответственно, выше темпы эволюции системы разумного вещества. Чем больше представителей человеческого общества будут реализовывать внутренние свойства своей психики в достижении той или иной цели, тем весомее окажутся достижения в этой области.

В этой связи нам необходимо рассмотреть роль и значение сознательной деятельности, направленной на достижение глобальных и частных целей, так как именно от этого значительно зависит второе поднаправление накопительной составляющей развития сущности человека, связанное с организацией непосредственно самой деятельности субъектом.

Роль и значение сознательной деятельности наглядно просматривается в истории развития цивилизации. Чем выше уровень созна­­тельной деятельности, тем выше степень совершенства человека и­ общества в целом. Собственно, непосредственно о сознательной деятельности мы можем говорить только с наступления стадии Человека Эмоционального, когда на основе высокоразвитых нейронных объединений подсознания произошло формирование, а впоследствии и развитие нейронного комплекса сознания.

Сознательная деятельность — это прежде всего целенаправленная работа высших структур мозга с информационной средой. Здесь речь идет не о рефлекторном, а о корреляционном взаимодействии психики с материальным миром. Если рефлекторное взаимодействие привязывает работу психики к состоянию внешней материальной среды, так как зависит от наличия внешнего стимула, то при сознательной деятельности такая зависимость исчезает. В работе психики преобладают внутренние стимулы-раздражители, которые осуществляют работу преимущественно с внутренней информационной базой, с информацией в нейронных объединениях памяти. Таким образом, при сознательной деятельности психика взаимодействует с материальной средой по собственному сценарию, пребывая в состоянии практически полной независимости от последней.

При рассмотрении полноценности сознательной деятельности к ней предъявляют следующие требования:

а) систематичность;

б) устойчивость информационной базы;

в) склонность к восполнению информационной базы и ее прогрессивной реорганизации;

г) логическая последовательность умозаключений;

д) целенаправленность: четкая ориентация на достижение глобальной и частных целей.

Вкратце рассмотрим их.

а)Использование возможностей сознания от случая к случаю — это признак хаотичной деятельности субъекта, его внутренней неорганизованности и непоследовательности. Систематичность сознательной деятельности дисциплинирует мозг, направляет и стимулирует работу психики.

б)Устойчивость информационной базы очень сильно влияет на полноценность сознательной деятельности. Внутренняя информационная база занимает очень важное место в работе сознания и психики в целом. Именно здесь в ходе систематической работы сознания формируются устойчивые связи, которые позволяют ему осуществлять целенаправленную деятельность.

Формируя у подрастающего поколения устойчивость информационной базы, общество тем самым защищает себя от серьезных деструктивных проявлений, связанных с неконтролируемым и непоследовательным поведением нового поколения. Самое страшное происходит тогда, когда новое поколение, не соизмерив своих сил и возможностей, пытается разрушить старые устои и на их месте воздвигнуть новые. Это так называемые революции, одной из причин возникновения которых является отсутствие устойчивости внутренней информационной базы.

в)Пополнение информационной базы и ее прогрессивная реорганизация очень важны для наращивания качества сознания. Качество сознательной деятельности тем выше, чем больший объем условной и ассоциативной информации в ней задействован. Поэтому пополнение качественно новой информацией нейронных объединений сознания, построение новых устойчивых связей между нейронами – это крайне важный процесс.

Совершенство психической деятельности обусловливается полнотой взаимодействия всех блоков внутренней информационной среды. В процессе этого взаимодействия создается новая ассоциативная информация. Наиболее качественное пополнение информации происходит в ходе сознательной деятельности, когда информация усваивается нейронными объединениями долговременной памяти и внутреннего абстрактного образа. Поэтому так важно актуализировать в субъекте постоянную сознательную деятельность.

г)Важным требованием, предъявляемым к сознательной деяте­льности, является четкая логическая последовательность умозаключений. Необходимо постоянно стремиться, чтобы сознательная деятельность протекала в русле исключительной объективности и непредвзятости. В основании принятых решений должна лежать бесспорная истина, опирающаяся на фундаментальные законы. Последовательность умозаключений обеспечивает преемственность деятельности и, соответственно, более высокую ее продуктивность. Последовательность умозаключений позволяет прогнозировать развитие. Чем четче будет логическая последовательность умозаклю­чений, тем более прогнозируемой становится деятельность, тем меньше вероятность ошибок и непредсказуемых, негативных последствий.

д)Перечисленный комплекс требований, предъявляемых к сознательной деятельности, замыкает четкая ориентация на достижение глобальной и частных целей. Сознательная деятельность должна иметь четкую предопределенность и опираться на актуализированную глобальную цель и реальные частные цели. Не имея четко обусловленной направленности, сознательная деятельность теряет свою продуктивность. Мало того, результаты сознательной деятельности перестают иметь преимущественно прогрессивную направленность. Любая бесконтрольная (т. е. не оговоренная определенными правилами) деятельность несет в себе существенный элемент деструктивности. Целенаправленность и контроль являются теми необходимыми требованиями, которые исключают или, по крайней мере, ограничивают деструктивные проявления, тем самым дисциплинируют психику, повышая продуктивность деятельности.

Глобальные и частные цели формируются в период юности, во время формирования и развития уровня сознания. Как правило, они актуальны до последних дней жизни человека. Сознательная деятельность неотделима от глобальных и частных целей потому, что суть сознательной деятельности как раз и заключается в подборе и работе с информацией, предназначенной для воплощения в планируемойсубъектом деятельности. Без целеопределения сознательная деятельность не имеет логического смысла.

Глобальная и частные цели формируют направленность сознательной активности субъекта. Мало того, они стимулируют сознательную деятельность, повышая продуктивность работы мозга. Одно дело, когда субъект просто бесцельно размышляет, осуществляет непродуктивную творческую деятельность, другое дело, когда вся мощь сознания направлена на достижение определенного конечного результата, когда субъект осуществляет целенаправленную творческую деятельность. В первом случае коэффициент полезного действия сознательной деятельности субъекта незначителен, во втором случае, когда потенциал психики задействуется на решение актуализированного вопроса, конечный результат сознательной деятельности высок.

Итак, резюмируя изложенное о накопительной функции чело­веческой деятельности, отметим следующее. Первое: увеличение роли и значения сознательной деятельности зависит от стадии эво­люции системы разумного вещества. Рассматривая взаимодействие нейронного комплекса сознания с материальной средой, мы должны знать, что рассматриваем взаимодействие нового состояния материи с материнским и праматеринским состоянием материи. Второе: полноценная сознательная деятельность возможна только в том случае, если в основании ее работы будут лежать актуализированные глобальные и частные цели. Вне глобального и частных целеопределений сознательная деятельность, напомним еще раз, теряет прогрессивное значение и приводит к деструктивным для разумного вещества результатам. Третье: энергия творческого потенциала психики воплощается в конечном результате труда и в нем долгое время хранится. Четвертое: конечный результат труда отдельно взятого человека суммируется с адекватной реализацией творческого потенциала психики других людей, в совокупности образуя суммарное значение творческого потенциала разумного вещества (человеческого общества).

В качестве примера этого аспекта положительной сущности человеческой жизни я бы хотел привести некоторые сведения о Владимире Ивановиче Вернадском (1863—1945) *. О нем пишут: “Русский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Создатель ряда научных школ. Академик Петербургской академии наук (1912 г.), Российской академии наук (1917 г.), Академии наук СССР (1925 г.), первый президент Академии наук Украины (с 1919 г.). Профессор Московского университета (1898—1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Идеи В. И. Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развил традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса, В. И. Вернадский — один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов. Организатор и директор Радиевого института (1922—1939), Биогеохимической лаборатории (с 1928; ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН им. В. Вернадского)” [13, 123].

За этим весомым послужным списком скрыта насыщенная событиями жизнь Великого ученого. Я специально акцентирую внимание на биографии этого ученого при рассмотрении накопительной составляющей сущности развития человека, так как всю жизнь этот мыслитель совершенствовал себя, свой внутренний мир, накапливал и работал с информацией внутри себя, на уровне психики. И только после того, как эта творческая работа приобретала законченные, фактической базой подкрепленные конструкции, он начинал воплощать ее в жизнь.

Жизненный путь этого человека, несмотря на разносторонний круг его интересов, — это последовательная, прогнозируемая цепь событий, большая часть которых зависела от волевых решений самого В. Вернадского. Еще в студенческие годы он и объединившиеся в кружок “Братство” близкие по ду

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Категория “сущность” раскрывает внутреннее содержание предмета исследования в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место разумного вещества в материальном мире
1. Вопрос о происхождении человека — один из основных в истории философии. В древних китайской, греческой, индийской философиях мы отмечаем удивительное единодушие о путях происхож

Первая ступень
(эпоха палеолита)   ТАБЛИЦА № Микромолекулярный уровень Онтогенез       &

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
(эпоха мезолита)                  

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
(эпоха неолита)                  

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
(5—1 тысячелетия до н. э.)                 &

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
(1 тысячелетие до н. э. — 15 в. н. э.)               &n

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
(1500 — 3001 годы)                  

Рассмотрим в целом
                     

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги