рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трагизм судьбы поэтов “серебряного века” . Трагедия страны

Трагизм судьбы поэтов “серебряного века” . Трагедия страны - раздел Литература, План 1. Главные Художественные Достижения В Поэзии На Рубеже Хiх И Хх Вв. 2....

План 1. Главные художественные достижения в поэзии на рубеже ХIХ и ХХ вв. 2. М. И. Цветаева 3. А. А. Ахматова 4. Н. С. Гумилев 5. С. А. Есенин 6. В. В. Маяковский 7. О. Э. Мандельштам Поэты “серебряного века” творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения.

Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия. Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. В конце 19 века русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века — с начала 1890-х гг. до октября 1917 г. — радикально обновились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась и литература.

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени отличался далеко не мирным характером общекультурной и внутри-литературной жизни, стремительной — по меркам 19 века — сменой этнических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приёмов. Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь — после пушкинской эпохи — вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее эта поэзия получила название “поэтического ренессанса” , или “серебряного века” . Главные художественные достижения в поэзии на рубеже 19 и 20 вв. были связаны с деятельностью художников модернистических течений — символизма, акмеизма и футуризма.

Символизм Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.

По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. Е. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.) . В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) , В. И. Иванов и др.) . “Вторую волну” символизма называют “младшим символизмом” . “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей.

При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным. Символ был главным средством поэтического выражения тайных смыслов, созерцаемых художников. Акмеизм Акмеизм (от греческого akme — высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистических теорий.

В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение — “Цех поэтов” . Руководителем “Цеха” стали Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий. Из широкого круга участников “Цеха” выделялась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, и В. И. Нарбут.

Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого мира. Акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописное четкость образов, точная композиция, отточенность деталей. В стихах акмеистов эстетезировались хрупкие грани вещей, утверждалось “домашняя” атмосфера любования “милыми мелочами” . Акмеистическая программа ненадолго сплотила самых значительных поэтов этого течения.

К началу первой мировой воины рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, и каждый из акмеистов пошел своим путем. Футуризм Футуризм (от латинского futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г когда вышел в свет первый футуристический сборник “Садок судей” (его авторами были Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников и В. В. Каменский) . Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве.

Важное следствие футуристических экспериментов — осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве — не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного воспитания. Само приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого. Нелегкие судьбы были у талантливых, интеллигентных, образованных людей, которые занимались наукой и искусством нашей страны.

М. А. Цветаева, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев,

В. В. Маяковский

Первое время она живет в Москве, ей предоставлена возможность заняться... Она — поэт русского национального начала. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын аре... Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано, а первые в печати ег...

литература” , преподавал в литературных студиях, читал лекции в институтах.

В 1919 году издает сборник стихов “Костер” , который считался одним из самых прекрасных и волнующих. В 1921 году выходит книга “Огненный столп” , посвященный второй жене Гумилева — А. Н. Энгельгард. Жизнь Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. “Преступление” Гумилева заключалось в том, что он “не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался” . Никаких других материалов, которые изобличали бы Гумилева в антисоветском заговоре, нет. Мотивы поведения Гумилева зафиксированы в протоколе допроса: пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте.

Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не позволили ему пойти “с доносом” . Свою жизнь Гумилев построил как приближение к идеалу Поэта: годы ученичества и строгой дисциплины, постепенное расширение и в то же время конкретизация мира его образов.

В своем последнем Гумилев сосредоточен на глубинных душевных движениях, связанных с острым переживанием современности и с чувством трагической тревоги. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное литературное наследие, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым — одним из лучших русских поэтов начала 20 века. Когда из темной бездны жизни Мой гордый дух летел, прозрев, Звучал на похоронной тризне Печально-сладостный напев.

И в звуках этого напева, На мраморный склоняясь гроб, Лобзали горестные девы Мои уста и бледный лоб. И я из светлого эфира, Припомнив радости свои, Опять вернулся в грани мира На зов тоскующей любви. И я раскинулся цветами, Прозрачным блеском звонких струй, Чтоб ароматными устами Земным вернуть их поцелуй. Есенин Сергей Александрович (1895 — 1925) Родился Есенин в крестьянской семье.

С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-клепевской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912) , который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игоревн” , поэзию Лермонтова, Никитина и Надсона.

Позднее на него оказали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции.

Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые” , хотя и “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта-самородка” , помог ему, познакомил с писателями и издателями. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916года выходит первая книга “Радуница” , в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво. Основой есенинского мировоззрения является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, — это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами. В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная” , смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные” . В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь — “царевною сонную” , к “веселой вере” , которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереби…” (1916) поэт как будто предсказывает революцию — “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями.

Отсюда стремление о всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из законов мира Есенина — это всеобщий метаморфоз (что позже привело поэта к имажинистам) . Люди, животные, растения, стихи и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих) , ее язык обнаруживает немало областей, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень” . В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенные в чувственные тона, — “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916) , “Запели тесаные дроги” (1016) . Но уже отчетливей проступают приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” . Меняется герой есенинской лирики — он то “нежный отрок” , “смиренный инок” , то “грешник” , “бродяга и вор” , “разбойник с кистенем” и т.д. Эта же двойственность определяет и образ “нежно хулигана” в стихах Есенина периода “Москвы кабацкой” (1924) . События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей.

В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” . Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву.

Там наконец-то выходит сборник “Голубень” , вобравший в себя стихи 1916 –1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918) , “Сельский часослов” (1918) . В 1919 году “Ключи Марии” , в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цель. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 — 1919 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918) . Оно развивается в двух планах: береза — девушка.

Читатель так и не узнает о ком это стихотворение — о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Берёзка в русской поэзии — символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога ” , "Песни, песни, о чем вы кричите? ", "Я покину. родимый дом ", "Закружилась листва золотая " и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922—1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению.

Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу ” , “Отговорила роща золотая ” , “Мы теперь уходим понемногу ” и др.) .” Не жалею” не зову, не плачу ) — (1922) — одна из вершин есенинской поэзии, Это стихотворение проникну то лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует “земными” образами, выписанными ярко и сочно Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIХ века (“о моя утраченная свежесть” ) и типично есенинское народно-человеческое “буйство глаз и половодье чувств” Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно временно.

Рядом с поэтическими деталями земного мира (“белых яблонь дым” , “страна березового ситца” , “весенней гулкой ранью” ) — образ мифологический, символический — образ розового коня. Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца.

Суть этого стихотворения — благодарственная песнь, благословение всего живого. Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой" во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня — это” Русь уходящая” . 06 этом свидетельствует его поэма “Сорокоуст” (1920) , сборники стихотворений” Трерядница” (1920) , “Исповедь хулигана” (1921) , "Стихи скандалиста" (1923) ,” Москва кабацкая” (1924) , “Русь Советская” (1925) “Страна Советская" (1925) , " Персидские мотивы" (1925) . Поэма "Анна Снегина" (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русы” . Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! (1920) Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930) Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдаде, среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки. События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта.

Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой. После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал Пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11 месяцев. Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи.

В ранних стихотворениях Маяковского появляются контуры лирического героя, который мучительно и напряженно стремится познать самого себя (“Ночь", “Утро", "А вы могли бы? ", "От усталости", "Кофта фата") . В стихотворениях "Нате! ", " Вам! ", "Ничего не понимаю", "Вот как я сделался собакой" реальное историческое содержание: здесь лирический герой сознательно стремится быть “чужим” в чуждом ему мире. Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска — сочетание правдоподобности и фантастики.

В 1913 году поэт работает над первым крупным произведением, своеобразным драматургическим вариантом ранней лирики — трагедией “Владимир Маяковский” . Б. Пастернак писал: “Трагедия называлась “Владимир Маяковский” . Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания” . Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится поэма “Облако в штанах” (первоначальное название “Тринадцатый апостол” ) . В этой поэме Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.

В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создает сатирические гимны (“Гимн судье” ,” Гимн здоровью” , “Гимн обеду” , “Гимн взятке” , “Гимн критику” ) . В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы “Война и мир” , “Человек” . Предчувствие грядущих революционных потрясений вселяло уверенность в скором осуществлении этих предсказаний.

Маяковский предугадал в “Войне и мире” моральный образ будущего, он верил, что человек будущего будет свободным. А в поэме “Человек” автор продолжает эту тему. Человек свободный, “настоящий” приходит на Землю, но она, “окаянная” , оковывает его, противопоставляя “океаны любви” , “золото ворот денег” . Герой поэмы страстно сопротивляется законам бытия, и в конце произведения чувствуется ощущение неизбежного, близкого краха старого мира. Маяковский восторженно противопоставлял Октябрьскую революцию: “Моя революция” , и это определило характер его творчества в послеоктябрьский период.

Он стремился дать “…героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи” . Он пишет стихи, славящие строительство коммунизма, советского человека, социалистическую Родину. В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом.

Заграничные стихи Маяковского — важная часть его творческого наследия. В 1918 году поэт пишет “Мистерию-буфф” , в 1921 — “150 000 000” , в 1923-1924 гг. — “IV Интернационал” . В В. И. Ленине Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека будущего и посвятил ему поэму “Владимир Ильич Ленин” (1924) . Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах “Клоп” (1928) и “Баня” (1929) , персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра.

В 1925 году поэт отправляется в Америку. Это была его шестая заграничная поездка. Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925-1926 годах: “Товарищу Нетте — пароходу и человеку” , “Блэк энд уайт” , “Стихи о советском паспорте” , “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", “Бродвей” и другие. В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму “Хорошо” , которая стола одним из крупнейших завоеваний социалистического реализма.

Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо” (1925) . Поэт не успел завершить задуманную поэму о пятилетке “Во весь голос” (1930) . Было написано лишь вступление. “Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу” , — так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. “Жизнь прекрасна и удивительна!” — таков мотив послеоктябрьского творчества Маяковского.

Но, подмечая в жизни ростки нового, прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще “очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг” . Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам. Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и говорил.

РАДОВАТЬСЯ РАНО Будущее ищем. Исходили версты торцов. А сами расселились кладбищем, придавлены плитами дворцов. Белогвардейца найдете— и к стенке. А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать. Стодюймовками глоток старье расстреливай! Сеете смерть во вражьем стане. Не попадись, капитала наймиты.

А царь Александр на площади Восстаний стоит? Туда динамиты! Выстроили пушки по опушке, глухи к белогвардейской ласке. А почему не атакован Пушкин? А прочие генералы классики? Старье охраняем искусства именем. Или зуб революций ступился о короны? Скорее! Дым развейте над Зимним— фабрики макаронной! Попалили денек-другой из ружей и думаем — старому нос утрем. Это что! Пиджак сменить снаружи — мало, товарищи! Выворачивайтесь нутром! (1918) Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938) Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию.

В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе” . Никогда и ни в чем не изменяя своему призванию, поэт вместе с тем позиции пророка, жреца предпочитал позицию живущего вместе с людьми, создающего насущно необходимое людям. Наградой ему были гонения, нищета, наконец, гибель.

Но оплаченные такой ценой стихи, в течение десятилетий не печатавшиеся, жестоко преследуемые, остались жить — и теперь входят в наше сознание как высокие образцы достоинства, силы человеческого гения. Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье коммерсанта, так и не сумевшего создать состояние. Но родным городом стал для поэта Петербург: здесь вырос, окончил одно из лучших в тогдашней России Тенишевское училище, затем учился на романо-германском отделении филологического факультета университета.

В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, печататься и в 1913 году выпустил первую свою книгу “Каменный” . Покинув вскоре город на Неве, Мандельштам еще будет возвращаться сюда, “в город, знакомый до слёз, до прожилок, до детских припухших желез” — но всякий раз возвращаться ненадолго. Впрочем, встречи со “столицей северной” , “Петрополем прозрачным” , где “каналов узкие пеналы подо льдом еще черней” , будут частыми — в стихах, порождённых и чувством кровной причастности своей судьбы судьбе родного города, и Преклонением перед его красотой, и ощущением значительности его роли в истории не только России, но — мира. Пробовать свои силы в поэзии Мандельштам начал, очевидно, в 1907—1908 годах, впервые его стихи были опубликованы в августовской книжке журнала “Аполлон” в 1910 году. Пройдёт совсем немного времени, и поэзия станет смыслом и содержанием его жизни.

Это был человек открытый, радостно идущий навстречу людям, не умевший ловчить, притворяться, а тем более лгать.

Никогда он не хотел торговать своим даром, предпочитая сытости и комфорту свободу: благополучие не было для него условием творчества. Несчастий он не искал, но и за счастьем не гнался. “Почему ты вбила себе в голову, что обязательно должна быть счастливой?” — говорил он, отвечая на упреки жены. Он искренне пытался вписаться в новую жизнь, вслушиваться в голос будущей вокруг жизни, но постепенно ощущал ее противодействие себе. Не раз оказывался он на грани гибели.

Так было, когда в 1919 году, спасаясь от голода, поэт уехал из Москвы; дважды по нелепым обвинениям Мандельштама арестовывали белые, и только благодаря счастливым обстоятельствам ему удалось спастись. Он не стал изворачиваться и в 1934 году, арестованный по обвинению в авторстве стихов, где были сказаны неслыханно резкие слова в адрес Сталина, не подумал хитрить, тем самым подписав себе смертный приговор. Едва ли сыскать в истории русской литературы поэта, судьба которого была бы столь же трагична, как судьба Мандельштама.

Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года вернулся в Москву, но не прошло и года, как он был вторично арестован по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности и отправлен в дальневосточный лагерь, где вскоре погиб. В официальной справке, полученной вдовой поэта, сказано, что он скончался 27 декабря 1938 года. В памяти тех, кто знал Мандельштама, он остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства.

В этом убеждают и его стихи, рожденные счастьем жить на земле, глубокими раздумьями о времени и человеке, трагическими метаниями в предчувствии настигающей его гибели. Они всегда глубоко человечны, одаривают читателя радостью встречи с истинным — высоким и прекрасным! — искусством: Уходят вдаль людских голов бугры, Я уменьшаюсь там — меня уж не заметят, Но в книгах ласковых и в играх детворы Воскресну я сказать, что солнце светит.

ВЕК Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Кровь-строительница хлыщет Горлом из земных вещей, Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней. Тварь, покуда жизнь хватает, Донести хребет должна, И невидимым играет Позвоночником волна. Словно нежный хрящ, ребенка, Век младенческий земли. Снова в жертву, как ягненка, Темя жизни принесли. Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет Человеческой тоской, И в траве гадюка дышит Мерой века золотой. И ещё набухнут почки, Брызнет зелени побег, Но разбит твой позвоночник, Мой прекрасный жалкий век! И с бессмысленной улыбкой Вспять глядишь, жесток и слаб, Словно зверь, когда-то гибкий, На следы своих же лап. Кровь-строительница хлещет Горлом из земных вещей И горящей рыбой мещет В берег теплый хрящ морей. И с высокой сетки птичьей, От лазурных влажных глыб Льется, льется безразличье На смертельный твой ушиб. 1922 Начало двадцатого века… Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен смести все. Но при грохоте оружия — Русско-японской, Первой мировой, других войн — музы не молчат.

Я вижу, я слышу, я чувствую, как бьются раскаленные сердца поэтов, чьи стихи ворвались ныне в нашу жизнь. Ворвались — и едва ли забудутся. “Серебряный век” — это время ярких метафор, неустанных поисков глубинного смысла слов, звуков, фраз. “Серебряный век” … Удивительно емкое слово, точно определившее целый период развития русского стиха.

Возвращение романтизма? Очевидно, в какой то мере и так. В целом же — зарождение нового поколение стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину, многие погибли под жерновами гражданской войны и сталинского безумия. Но права была Цветаева, воскликнувшая: Моим стихам, как драгоценным винам, — Настанет свой черед! И он настал. Многие сейчас все пристальнее смотрят на эти страницы, открывая для себя великие истины, зорко охранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза.

Мне радостно, что я среди этих многих.

– Конец работы –

Используемые теги: Трагизм, судьбы, поэтов, серебряного, века, Трагедия, Страны0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трагизм судьбы поэтов “серебряного века” . Трагедия страны

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Трагизм судьбы поэтов "серебренного века"
Но несмотря на все эти обстоятельства поэты попрежнему продолжали творить чудеса создавались чудесные строки и строфы.В конце 19 века русская… Не менее интенсивно развивалась и литература. Переход от эпохи классической… Символизм Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по…

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Тема ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА ТВОРЧЕСТВО А ПЛАТОНОВА Я здесь не существую Я только думаю... Самостоятельная работа... Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам...

Игорь Северянин - поэт серебряного века
Поэт иронизирует над обывателем, над эпохой, над самим собой и соб¬ственными мечтами, в конце концов. Не раз он сам себя на¬зывал «ироником», писал… Другая, столь же значительная,— лиризм. Поэтому существует и третья «версия» о… Северянин — это уже как бы прозвище, дополнительно вклю¬чающееся в имя. Оно так и писалось через дефис, как…

Рюрик Ивнев - поэт Серебряного века
Рюрик Ивнев это псевдоним МихаилаАлександровича Ковалева, родившегося в дворянской семье. Учась в Тифлисскомкадетском корпусе 1901-1908 , поэт… Знакомство с лучшими образцами русской и мировойклассики значительно расширяет… После окончании университета,выходит первая книга стихов - Самосожжение . Это была поэзия, далекая отжизни, полная…

Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века
Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину… Однако случилось обратное, и трагические уроки XX века заставляют нас не… Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени, исчерпанности того «вектора жизни», которым до сих…

Жизнь и судьба Игоря Васильевича Северянина в контексте "серебряного века"
Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их… Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали.Но несмотря на…

Гумилев Н.С. - поэт Серебряного века
Если сравнить “Огненный столп” и непосредственно примыкающие по времени написания и по духу к этому сборнику стихи с ранними творениями, то можно… В рассказе “Последний придворный поэт” молодой Гумилев описал возможную… Похожие на стихи городских поэтов, столь нелюбимых при дворе, они были еще ярче, еще увлекательнее, словно долго…

Поэзия "Серебряного века". Основные течения и взгляды на них
Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания — например, В. Маяковского (“На Парнасе серебряного века” ) , И Одоевцевой (“На берегах Невы” ) ,… Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это… Одни из символистов, такие, как Н. Минский, Д. Мережковский, начинали свой творческий путь как представители…

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

Жизнь и судьба поэта В. Высоцкого
Владимир Семнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в г. Москве, в семье военнослужащего. Детство его пришлось на военное время время Великой Отечественной Войны и… После победы, учба в школе, частые переезды от отца к матери, из Москвы в Германию. После окончания школы Володя…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам