рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

СМЕЖНЫЕ ПРАВА - Конспект Лекций, раздел Искусство, Конспект лекций Защита интеллектуальной собственности и основы инженерного творчества   3.1. Понятие Смежных Прав   Смежными П...

 

3.1. Понятие смежных прав

 

Смежными правами называются права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение вообще не охраняется авторским правом (например, срок охраны истек, исполнятся произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют, по общему правилу, только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу эфирного и кабельного вещания.

Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.

Появление новых технических средств воспроизведения звуко- и видеозаписи на радио и телевидении поставило вопрос о необходимости решения проблемы охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, радио- и телевещательных организаций. До начала XX века выступление артиста или иного исполнителя могло остаться только в памяти у зрителя, поскольку его нельзя было зафиксировать. Однако начиная с 30-х годов возможности контакта исполнителя со зрителями и слушателями существенно увеличились. Фонограмма позволяла записать звук его голоса, кино - воспроизвести изображение. После выплаты одноразового вознаграждения исполнителю можно было многократно использовать запись в интересах третьих лиц без дополнительной оплаты.

Как только возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало доступным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересов субъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех, и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

Развитие воспроизводящей техники привело одновременно к широкому распространению "пиратства", а звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео- и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что они регламентируют использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя, требуя согласия соответствующих правообладателей.

В 1996 г. в Женеве был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Этот Договор открыт для присоединения только государствам - членам ВОИС. Он не затрагивает права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.

В соответствии с указанным Договором исполнители наделяются исключительными правами в отношении своих исполнений: запрещать или разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения незаписанных исполнений, запись своих незаписанных исполнений, прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности и др.

Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать: прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме; доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи; коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

права исполнителей;

права производителей фонограмм;

права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию самих прав. Общим у этих категорий является то, что они производны от авторских прав.

Очевидно, с учетом этого обстоятельства за нарушение смежных прав применяются правила ГК РФ об ответственности за нарушение авторских прав.

Смежные права могут переходить другим лицам по договорам и в порядке правопреемства.

 

3.2. Объекты смежных прав

 

Объектами смежных прав являются:

объекты прав исполнителей - результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей, режиссеров - постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

объекты прав производителей фонограмм на запись - звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания - передача в эфир или передача по кабелю радио- и телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Таким образом, объектами исполнительских прав являются исполнения как таковые, к которым относятся представления произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией, либо с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.д.). Исполнением признается также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения). В качестве одной из форм исполнения можно рассматривать постановку (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве).

Объектами смежных прав являются также звукозаписи и видеозаписи как со звуком, так и без звука, которые получили общее название "записи". Следует отметить, что сам термин не соответствует общепринятому в международной практике термину "фонограмма".

В широком смысле под фонограммой понимается любая запись звуков, тогда как в узком смысле - это фиксация вокального или инструментального музыкального исполнения.

Объектами смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю, созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организации. Передача как объект смежных прав предполагает наличие определенного творческого напряжения со стороны ее создателей, вот эти усилия создателя и требуют предоставления смежных прав. Иногда в понятие передачи входит и кодированный сигнал, который может приниматься пользователем только при наличии специального устройства (например, "НТВ плюс").

По своей правовой природе право на объекты смежных прав является исключительным. Это значит, что право на использование объектов смежных прав принадлежит указанным в Законе лицам (за отдельными изъятиями).

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

латинской буквы "Р" в окружности;

имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

года первого опубликования фонограммы.

 

3.3. Субъекты смежных прав

 

Закон четко выделяет категории субъектов смежных прав. К ним относятся исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

а) Исполнители

В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве исполнителями являются актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер - постановщик спектакля и дирижер.

В качестве исполнителей могут выступать только физические лица. При этом Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно возраста и дееспособности исполнителя. Вместе с тем действующее гражданское законодательство не регламентирует юридические взаимоотношения с пользователями несовершеннолетних исполнителей по поводу осуществленных ими исполнений.

Во многих случаях исполнение осуществляется не единоличным исполнителем, а коллективом исполнителей (оркестром, танцевальной труппой и т.д.).

Возможны ситуации, когда в уже сложившиеся коллективы исполнителей приглашают солистов со стороны для одного или нескольких исполнений. Такие солисты должны иметь равные права с другими членами коллектива в отношении исполнений, созданных с их участием.

Трудовой кодекс допускает с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с учащимся, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч. 3 ст. 63 ТК). Тем не менее трудовые договоры все равно должны заключаться с самими несовершеннолетними, а родители (опекуны, усыновители) и органы опеки и попечительства только дают согласие на заключение договора.

б) Производители фонограмм

Субъектом смежных прав на записи (фонограммы) является изготовитель записи, которым признается юридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующие обязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и (или) видеозаписи со звуком или без звука. При отсутствии доказательств иного изготовителем записи признается юридическое лицо или гражданин, наименование, имя или коммерческое обозначение которого указано обычным образом на экземпляре записи и (или) его упаковке.

При этом следует подчеркнуть, что производителями (изготовителями фонограмм) являются физические или юридические лица, которые осуществили или заказали первую звуковую запись какого-либо материала. В этом смысле их следует отличать от тех лиц, которые просто изготовили копию звуковой записи.

в) Организации эфирного и кабельного вещания

Организациями эфирного и кабельного вещания являются радио- и телевизионные станции, которые осуществляют трансляцию передач по воздуху или по проводам.

Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио- или телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц (далее - передача радио- или телевизионных сигналов). Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют охраняемые авторским правом произведения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи. Следует отметить, что сами по себе передачи в отрыве от произведений, звукозаписей и исполнений, в них содержащихся, не являются результатом творческого труда. Тем не менее законодатель решил распространить на организации, их создающие, законодательство о смежных правах.

В соответствии со ст. 35 Закона об авторском праве права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

 

 

3.4. Ограничение исключительных смежных прав

 

Закон допускает ограничение прав исполнителей (в частности, права на воспроизведение) в тех случаях, когда первоначальная запись была произведена с согласия исполнителя либо воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи.

Согласно ст. 42 Закона об авторском праве существуют следующие случаи использования объектов смежных прав без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания: свободное использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю. Кроме того, без согласия обладателя смежных прав и без уплаты им авторского вознаграждения допускается использование объектов смежных прав в целях обучения, научного исследования или цитирования, в личных целях. Если осуществляется свободное использование объекта смежных прав, то выплата вознаграждения требуется только при цитировании в информационных целях вещательной организацией фонограммы, опубликованной в коммерческих целях.

Субъекты прав на смежные права могут передать их другим лицам. Для этого они должны заключить соответствующие договоры. Особенность заключения данных договоров состоит в том, что нельзя уступить право на использование объекта смежных прав (например, звукозапись), не решив вопроса об авторских правах, а иногда и соответствующих смежных прав. Так, например, производители фонограмм не могут уступить права на использование фонограммы, не получив предварительного согласия автора или иного правообладателя на произведение, а также у исполнителя.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций Защита интеллектуальной собственности и основы инженерного творчества

высшего профессионального образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... БОРЩЕВ В Я... Конспект лекций...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ
  4.1. Правовое регулирование программ для ЭВМ   Бурное развитие электронно-вычислительной техники является одной из характерных черт современной научно-техниче

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  5.1. Понятие патентного права   Правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов осуществляется с помощью норм патентного права. При этом

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ
6.1. Понятие промышленных образцов   В условиях многообразия товаров, характерного для рыночной экономики, выбор того или иного товара зависит, прежде всего, от его качества.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ
7.1. Понятие полезной модели   Правовая охрана полезных моделей осуществляется в более чем 30 странах, и можно отметить тенденцию к расширению числа стран, предоставляющих та

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ (ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ)
  8.1. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания) и их виды   При многообразии форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной эко

НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА
  9.1. Понятие наименования мест происхождения товаров   Закон о товарных знаках впервые в нашей стране предоставил правовую охрану наименованиям места происхож

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
  Научное исследование – это есть изучение закономерностей развития явлений объективного мира и их объяснение. Понятие научного исследования не следует путать с понятием испы

Организация научно-исследовательской работы
В начале любого исследования надо определить цель и выбрать предмет исследования. Они должны соответствовать выполнению государственных планов, научно - технических программ, планов предприятий и т

Вероятностные оценки ошибок измерений
Абсолютная и относительная погрешности характеризуют единичное измерение. С целью уменьшения случайной погрешности измерение проводят многократно и используют вероятностно-статистические оценки пог

Статистическая обработка результатов многократных измерений
На практике приходится иметь дело не с генеральной совокупностью, а с конечной выборкой Х1,Х2,...,Хn. Для определения оценок

Ошибки косвенных измерений
В большинстве случаев измеряется интересующая нас величина не непосредственно, а косвенно, путем измерения одной или нескольких величин, от которых зависит искомая величина. Например, при измерении

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
В 20-е гг. XX в. английский статистик Рональд Фишер впервые предложил проводить эксперимент, варьируя одновременно всеми параметрами сразу, в отличие классического однофакторного эксперимента, в ко

Метод ортогонального планирования эксперимента Бокса-Уилсона
Математическое планирование эксперимента - это формализованная процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения задачи с требуемой точностью. Эта процедура

Объект исследования
Для представления о свойствах объекта, который целесообразно исследовать методом математического планирования, рационально использовать понятие о кибернетической системе "черный ящик", яв

Функция отклика
При изменении значений факторов изменяется величина целевой функции. Уравнение, связывающее целевую функцию с факторами, называется функцией отклика y=φ(x1, x2,…, x

Принятие решений перед планированием эксперимента
Перед планированием выбирают подобласть первого эксперимента. В задачах интерполяции определяется область факторного пространства, для которой интересно знать поведение объекта у =f(x1

Дробный факторный эксперимент
Полный факторный эксперимент требует избыточного числа опытов, если объект может быть описан линейной моделью. Следовательно, такой эксперимент характеризуется избыточным числом степеней свободы, к

Дробная реплика
В рассмотренном выше случае была проведена замена х1х2= х3 (а). Вместе с тем существует возможность замены -х1х2= х

Проведение эксперимента. Статистическая оценка его результатов
Перед началом эксперимента требуется строго сформулировать цель исследования (задача интерполяции или оптимизации), определить все значимые факторы, а также один единственный параметр оптимизации (

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Инженерный труд является по своей сути творческим и поэтому чрезвычайно важно научить специалиста методам решения творческих задач. Несмотря на то, что творчеству научить невозможно, привить интере

Методика преодоления тупиковых ситуаций
Методика преодоления тупиковых ситуаций применяется для нахождения новых направлений поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения. Здесь, как во многих других методах, широко и

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Для эффективного решения сложных изобретательских задач может быть использована эвристическая программа, позволяющая заменить перебор вариантов целенаправленным продвижением в район решения. Такая

Тактика изобретательства с использованием АРИЗ
Процесс изобретательского творчества начинается с выявлением и анализа изобретательской ситуации. Изобретательская ситуация - такая технологическая ситуация, в которой отчетливо выделена неудовлетв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги