рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биологическое направление в трактовке человека

Биологическое направление в трактовке человека - раздел История, Проблемы человека в истории философии Акцент На Биологической Природе Человека Делает Социобиология. Возникновение ...

Акцент на биологической природе человека делает социобиология. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э. О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». Представители социобиологии пытаются рассмотреть человека через призму различных, но, прежде всего, биологических дисциплин (эволюционная теория, популяционная генетика, этология, экология и др.). Была поставлена задача, по-новому подойти к проблемам морали, свободы и детерминизма, рациональности и культуры, социальной агрессивности и миролюбия, альтруизма и эгоизма и др. вопросам, которые до этого были в ведении гуманитарных наук.

В чем суть предлагаемых социобиологией идей? Уилсон формулирует два основных постулата. Первый постулат – у вида (включая человека) не может быть “трансцендентальных” целей, возникших вне его собственной биологической природы. Человека нельзя считать биологической машиной, но в нем есть биологические механизмы, не допускающие целей и социальных действий, противных его биологической природе. Второй постулат утверждает, что особенности природы человека – лишь малая часть свойства природы других видов; большинство стереотипных форм поведения человека свойственны другим живым существам, а во многих отношениях (например, в кооперации, разделении труда, альтруистическом поведении) люди уступают сообществам насекомых. Поэтому определить ценность или вред определяющих человеческое поведение врожденных характеристик можно, лишь проникнув “в самую сердцевину нашей гуманности”, глубоко изучив эволюцию социального поведения всех живых существ.

Важной с точки зрения социобиологов формой общественного поведения живых существ является поведение альтруистического и эгоистического характера. Альтруизм, полагают социобиологи, играет важнейшую роль в эволюции и неизбежно преобладает над эгоизмом. Популяции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых, прежде всего, заботятся о собственном благополучии. И хотя альтруистически настроенные особи нередко погибают, не оставив потомства, для их родителей и родственников создаются столь благоприятные условия, что “гены альтруизма” воспроизводятся более интенсивно.

То, что агрессивность – форма общественного поведения, характерная для всего живого и человека, сомнению не подвергается. Отчего же агрессивность сделалась атрибутом человека? По мнению социобиологов, причина в том, что в эволюции агрессивность выполняет адаптивную, наследственно закрепленную функцию. Основой реакций агрессии является способность каждой особи делить остальных особей на своих и чужих. Существует отбор особей на способность к отличению родственников и друзей от “чужаков”, по отношению к которым агрессивность была бы не только возможна, но и необходима. Социобиологи полагают, что в этом отношении люди подобны всем прочим организмам и даже превзошли их в способности координировать проявление внутривидовой агрессии – планомерно ведя войну.

Феномен деления людьми других людей на “своих” и “чужих” – факт этнического самосознания индивидов. Каждая этническая группа имеет свое самоназвание, причем представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза “мы” – “они”. Показать различия в отношении особей любого “дочеловеческого” уровня к “своим” и “чужим” – реальная научная задача.

Какова же в целом позиция социобиологии в вопросе о роли биологических и социальных детерминант в развитии человека? Процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура человека связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы человека в истории философии

Проблемы человека в истории философии... Философские проблемы антропосоциогенеза... Природа человека Биологическое направление в трактовке человека...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биологическое направление в трактовке человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблемы человека в истории философии
Древнегреческая философская антропология несет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Поворот к собственно антропологической проблематике в Античности с

Философские проблемы антропосоциогенеза
Выделение человека из животного мира – столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного мом

Природа человека
Проблема определения природы или сущности человека приобрела новую актуальность в начале XXI века. В прошлом столетии эта проблема благодаря усилиям позитивистов и экзистенциалистов представлялась

Социологизаторские концепции человека
Суть социологизаторской концепции человека можно свести к следующему тезису: человек – существо сугубо социальное. Разумеется, сторонники этой концепции признают наличие биологических факторов, опр

Психоаналитическая антропология
Психоаналитическое видение человека выходит за рамки классической философии в осмыслении внутренней природы, движущих сил и жизнедеятельности человеческого существа. На протяжении многих веков чело

Экзистенциалистская концепция человека
Основной смысл экзистенциальной трактовки человека решительно и безапелляционно был выражен Ж.-П. Сартром. Человек – это ничто, у человека нет “природы” – эти слова стали почти крылатыми.

Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
О жизни и смерти размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели литературы и искусства, педагоги и медики. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступае

Биологический подход к жизни
Первое измерение – биологическое, ибо эти состояния являются по сути дела различными сторонами одного феномена. Давно уже была высказана идея панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселе

Специфика человеческой жизни
Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека

Бессмертие
Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия. Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки, продукты его деятельнос

Смысл человеческой жизни
Смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям – христианству, исламу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги