рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциалистская концепция человека

Экзистенциалистская концепция человека - раздел История, Проблемы человека в истории философии Основной Смысл Экзистенциальной Трактовки Человека Решительно И Безапелляцион...

Основной смысл экзистенциальной трактовки человека решительно и безапелляционно был выражен Ж.-П. Сартром. Человек – это ничто, у человека нет “природы” – эти слова стали почти крылатыми.

Согласно экзистенциализму, человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с каким другим видом сущего. Человеческую реальность нельзя понять, обратившись к каким бы то ни было мировым процессам и объектам, любые аналогии здесь неправомерны. Сартр заявляет, что возникновение человеческой реальности есть событие, к которому неприменимы никакие причинные объяснения. Отсюда одна из первых конкретизаций тезиса “человек – это ничто”: ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, невозможно провести никакой непрерывной эволюционно-исторической линии постепенного превращения нечеловеческого мира в человеческую реальность. Человеческое бытие – это и есть как раз прерывание непрерывности и взаимосвязанности мировых процессов и совершенно иной способ детерминации.

Осознание своей уникальности есть, по Сартру, основной смысловой и конституирующий момент человеческого бытия. Поэтому “начало” собственно человеческого – это интуитивно-очевидное понимание и переживание того, что человеческое бытие не есть объект наряду с другими объектами. Человеческая реальность определяет саму себя целиком, и ее единственная “зависимость” от мира состоит только в том, чтобы быть отличным от мира, не быть вещью, не стать объектом.

Человеческое бытие, таким образом, неопределимо. Ничто не-человеческое не властно над человеческим, человек – causa sui, причина самого себя, это, наконец, свобода. Свобода характеризуется Сартром в негативных терминах: это всегда свобода “от” – от мира, от общества, от других людей и даже от самого себя (никакой поступок, согласно Сартру, не предопределяет дальнейшего поведения, прошлое в любой форме не властно над человеком).

«Свобода» и «ничто» выступают в сартровской философии как взаимосвязанные термины: человек свободен именно потому, что у него нет “природы”, которая могла бы предопределить его к определенному способу поведения и жизнедеятельности. Только от самого человека зависит, каким он будет (какое “что” родится из “ничто”) и каков будет мир, в котором ему придется жить. Таков основной смысл знаменитого сартровского тезиса: «существование предшествует сущности».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы человека в истории философии

Проблемы человека в истории философии... Философские проблемы антропосоциогенеза... Природа человека Биологическое направление в трактовке человека...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциалистская концепция человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблемы человека в истории философии
Древнегреческая философская антропология несет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Поворот к собственно антропологической проблематике в Античности с

Философские проблемы антропосоциогенеза
Выделение человека из животного мира – столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного мом

Природа человека
Проблема определения природы или сущности человека приобрела новую актуальность в начале XXI века. В прошлом столетии эта проблема благодаря усилиям позитивистов и экзистенциалистов представлялась

Биологическое направление в трактовке человека
Акцент на биологической природе человека делает социобиология. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э. О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». Пр

Социологизаторские концепции человека
Суть социологизаторской концепции человека можно свести к следующему тезису: человек – существо сугубо социальное. Разумеется, сторонники этой концепции признают наличие биологических факторов, опр

Психоаналитическая антропология
Психоаналитическое видение человека выходит за рамки классической философии в осмыслении внутренней природы, движущих сил и жизнедеятельности человеческого существа. На протяжении многих веков чело

Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
О жизни и смерти размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели литературы и искусства, педагоги и медики. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступае

Биологический подход к жизни
Первое измерение – биологическое, ибо эти состояния являются по сути дела различными сторонами одного феномена. Давно уже была высказана идея панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселе

Специфика человеческой жизни
Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека

Бессмертие
Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия. Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки, продукты его деятельнос

Смысл человеческой жизни
Смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям – христианству, исламу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги