рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А. М. ГОРЬКИЙ

А. М. ГОРЬКИЙ - раздел История, История литературы конца XIX - начала XX вв (1868-1936) Роль М. Горького В Литературе Xx В. Тру...

(1868-1936)

Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, В. Г. Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением. Значение художника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Горького любили люди, чьи имена внесены в священный список создателей русской культуры.

Современники Горького никогда бы не поверили, что настанет время и его будут обвинять в тяжких грехах против литературы и ее творцов. Ныне такая пора, к сожалению, пришла. Писателю приписывают стремление к политизации художественного процесса, его наследию отказано в эстетической ценности: оно низведено до иллюстрации моментов революционного движения. А Горького-человека подозревают чуть ли не в поддержке сталинских репрессий начала 30-х гг. Дух злой иронии витает вокруг его личности и творчества.

Столь жестокая несправедливость имеет, однако, объяснимые истоки. За последние годы сложилось весьма распространенное и остро негативное отношение к социалистической революции. Как автор романа "Мать", глава I съезда советских писателей Горький подвергся особенно резким нападкам. Был и другой побудитель развенчания, более частного порядка. Ныне у нас, наконец-то, изданы воспоминания многих русских эмигрантов. Их вполне естественная болезненная реакция на послереволюционную Россию и ее литературу богато оснастила позицию некоторых наших современников. Горького (среди других писателей) в ироническом, мягко говоря, свете представил, скажем, И. А. Бунин. Печально, потому что автор воспоминаний в корне перетолковал их прежние, весьма близкие отношения и свои собственные хвалебные отзывы о многих горьковских произведениях.

И все же, как представляется, главная причина нынешней критики Горького лежит глубже. Многие десятилетия, искажая факты, массовая печать делала из него некую мифическую фигуру: непогрешимого оракула, управляющего литературным процессом, поучающего своих собратьев по ремеслу, предсказателя исторических событий, будто специально рожденного лишь для (*158)пропаганды революционной борьбы и диктатуры пролетариата. Сочинения Горького непростительно и грубо социологизировались. Всплеск злого раздражения и направлен теперь против этой трудолюбиво слепленной и действительно пренеприятной маски.

Горький не имел ничего общего со скучной "сказкой", измышленной идеологами от литературы. Он был чужд умозрительности, ищущим и заблуждающимся, увлекающимся и разочаровывающимся, стремящимся к широкому общению и одиноким в душе человеком. А идеалы его, в частности, выраженные романом "Мать", восходили к тому, что было дорого для каждого российского художника,- к мечте о духовном возрождении мира. Но пришел писатель к этой мечте своим, трудным путем.

Среди образных понятий Горького есть одно, особенно ярко определяющее его ранние, детские впечатления,- "пестрая жизнь". Именно контрасты, странные, влекущие к разгадке, поразили маленького Алешу Пешкова. Первый из них возник, когда ребенка после смерти его отца, М. С. Пешкова, умершего от холеры, перевезли к деду В. В. Каширину. Разумная, добрая и веселая атмосфера в родном доме сменилась смутной, полной ссор, драк обстановкой в каширинском доме.

В 1884 г. Пешков уехал в Казань с надеждой (неосуществившейся) устроиться учиться. В Казани он познакомился с интересной и новой для себя средой - студенчеством, толстовцами, народнически настроенной интеллигенцией. Здесь юноша впервые услышал речи о любви к людям, служении народу. Но и в них не нашел той правды, что тяжко угнетала сознание. Самочувствие Пешкова было настолько безысходным, что в декабре 1887 г. он решил оборвать свою жизнь, оставив печально-ироническую записку: "В смерти моей прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце". Опасную рану (сквозной прострел легкого) залечили, хотя она дала легочную чахотку, попытку самоубийства Пешков расценил постыдной слабостью, а "зубная боль в сердце" осталась на долгие годы.

Через несколько месяцев после ранения Пешков поехал в село Красновидово с внутренне близким ему М. А. Ромасем, отвергшим народническую идеализацию крестьянства, стремившимся к пробуждению темных масс деревни. Здесь под руководством Ромася Пешков обучал грамоте мужиков и сам знакомился с некоторыми книгами по философии, социологии, естественным наукам. А когда их пропагандистская деятельность окончилась горьким финалом - поджогом книжной лавки, Пешков добрался до Каспия и устроился там в рыболовецкую артель.

С этого периода и началась необычная, "двойная" жизнь молодого человека. Он настойчиво учился. На первых порах ему помогали нижегородец Н. 3. Васильев, умный, начитанный студент-химик, его жена 3. В. Васильева, переводившая некоторые сочинения на русский язык. Пешков, окончивший всего два класса нижегородской школы, не без труда, но упрямо осваивал (*159)наследие древних мудрецов (Платона, Аристотеля, Спинозы), философию Канта, Гегеля, Шопенгауэра, позднейшие труды Ницше, Фрейда, одно время в начале 1890-х гг. вел "философский дневник". И бесконечно много читал классических и новых произведений, книг по истории и искусству. В Нижнем Новгороде, основном месте своего жительства, он посещал народника Н. Е. Каренина, познакомился с В. Г. Короленко.

Эту весьма напряженную интеллектуальную деятельность Пешков постоянно прерывал для своих скитаний по Руси, исходил ее среднюю полосу и южные районы. По пути становился грузчиком, рыболовом, рабочим мастерских, то вливался в поток богомольцев или безработных, ищущих себе пристанище, жил в ночлежных домах среди бродяг и воров.

Своеобразным был его облик тех лет: простоватое лицо, откровенная, не лишенная грубых слов речь, абсолютно раскованное, иногда комичное поведение и приковывающие к себе оригинальностью, серьезностью суждения и поступки. Неоднородной была деятельность. Пешков принимая активное участие в городских демонстрациях и волнениях. Вместе с тем помогал множеству благотворительных обществ: "Любителей физики и астрономии", "Поощрения высшего образования", "Любителей художеств", "Защиты женщин".

Жизнь в необычайно смелых масштабах и глубоких противоречиях переживал совсем еще молодой нижегородец. В этой способности он уже проявил себя художником. Немудрено, что творчество стало смыслом, счастьем и нелегкой заботой его существования.

Первый рассказ "Макар Чудра" под псевдонимом М. Горький был напечатан в тифлисской газете "Кавказ" в сентябре 1892 г. Затем основная масса ранних произведений публиковалась в волжских изданиях - газетах. Ненадолго (февраль 1895-май 1896) Горький стал постоянным сотрудником "Самарской газеты", переехав в этот город. А с конца 90-х гг. для прозы писателя открылись многие журналы. К 1898 г. появились два тома "Очерков и рассказов" М. Горького. Стремительно и уверенно шел он по трудной дороге творчества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История литературы конца XIX - начала XX вв

История литературы конца XIX начала XX вв... М Просвещение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А. М. ГОРЬКИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НА ТРУДНЫХ ДОРОГАХ ИСТОРИИ
(*3)Русская литература конца XIX - начала XX в. - что это за период? Довольно короткий, но напряженный и очень важный, самостоятельный по значению. Новое, родившееся на рубеже столетий поколение пи

ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ РЕАЛИЗМА
(*10)Л. Толстой определил "три побудительные причины" для "всякой деятельности человеческой": "чувство, разум и внушение". Гармония, следовательно, была возможна при с

О ВРЕМЕНИ ЯЗЫКОМ КРАСОК И ЗВУКОВ
(*19)С 1880-х гг. русская живопись стала отходить от принципов "передвижничества" (демократического направления, психологического реализма И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В

СПОР О РЕАЛИЗМЕ НАЧАЛА ВЕКА
(*31)Первое острое столкновение по этому вопросу относится к периоду, когда "молодая литература" набрала силу, появились крупные произведения А. Куприна, Л. Андреева, М. Горького, Ив. Бун

РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ
(*36)Реалистическая литература, созданная писателями нового поколения в конце XIX - начале XX в., - большой и неоднородный пласт русской словесности. Общее стремление - проникнуть в глубинный смысл

А. И. КУПРИН
(1870-1938) Проза Александра Ивановича Куприна сразу вызвала интерес читателей и критики и скоро получила на редкость широкое признание. Молодой автор был замечен - не каж

Quot;ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ". ПРОЗА 90-х гг.
Беспредельные человеческие возможности и неспособность их реализовать - вот что волновало писателя. В заметке "Фольклор и литература" он расшифровал свое представление о причинах такой дв

Quot;О ТОРЖЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА, О СИЛЕ И ВЛАСТИ ЕГО". ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В работах о Куприне сложилась давняя тенденция: видеть в прозе этого периода упадок общественно значимых мотивов, чуть ли не рафинированное эстетство писателя (кстати, он не был единственным, кого

И. А. БУНИН
(1870-1953) (*127)Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойденных высот в своем искусстве, первым среди русских писателей получил

В ПОИСКАХ КРАСОТЫ. ТВОРЧЕСТВО 1890-х- НАЧАЛА 1900-х гг.
Яркая индивидуальность Бунина весьма быстро проявилась в поэзии и прозе. Но ранняя пора его творчества вызвала весьма прохладные отзывы. По достоинству не оценена она и сейчас: ей отказано в филосо

СУДЬБЫ РОССИИ. ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- НАЧАЛА 1910-х гг.
С 1907 г., как сообщал Бунин, жизнь с ним делит В. Н. Муромцева, а "жажда странствовать и работать" овладевает им "с особенной силой", 37-летний писатель обретает семейное счаст

ЧЕЛОВЕК В "ЦИВИЛИЗОВАННОМ" МИРЕ. ТВОРЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1910-х гг.
С выходом в свет "Деревни", рассказов той же темы к Бунину пришла заслуженная литературная слава, хотя в кругу специалистов он был признан раньше (ему были присуждены Пушкинские премии, а

Quot;ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ И ОБИДА ЗА ЧЕЛОВЕКА" ПРОЗА 1890-х гг.
С осени 1898 г. завязывается переписка, затем дружеские отношения М. Горького с А. П. Чеховым. Молодой писатель видел в старшем идеал художника, личности и со всей искренностью поверял ему свои ого

К "ЖИЗНИ, КРАСИВОЙ, БОДРОЙ,ЧЕСТНОЙ". ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В момент внутренних борений, пошатнувшейся уверенности в близком преображении жизни Горький сблизился с А. В. Луначарским, А. А. Богдановым, В. А. Базаровым и другими членами группы отступивших от

Л. Н. АНДРЕЕВ
(1871-1919) (*189) С первых шагов в литературе Леонид Николаевич Андреев вызвал острый и неоднородный интерес к себе. Начав печататься с конца 1890-х гг., к серед

ПРОЗА РУБЕЖА ВЕКОВ
На "Средах" Андрееву дали меткое прозвище, "переселив" по его же просьбе с "Ново-Проектированного переулка" на "Ваганьково кладбище". Так был зафиксирован ин

ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод. Одно из самых, видимо, болезненных переживаний было вызвано заметным спадом интереса к его сочинен

А. М. РЕМИЗОВ
(1877-1957) (*214)На исходе лет своих Алексей Михайлович Ремизов писал: "...мне легко будет рассказывать о себе, о своих литературных "закрутах", условно на

СУДЬБЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ И МОДЕРНИЗМ
(*232)Литературные течения, противостоящие реализму, долгие десятилетия после 1917 г. - да и сейчас случается - именовались унизительно "упадочническими", декадентскими. Термины "дек

СИМВОЛИЗМ
В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые "стар

ФУТУРИЗМ
(*264) За месяц с небольшим до появления акмеистических деклараций, в декабре 1912 г. вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся программной статьей русских футури

У ИСТОКОВ ТВОРЧЕСТВА
(*276) Двадцатисемилетний Валерий Яковлевич Брюсов поделило однажды фантастическим желанием: "Как нашему Брюллову1, мне хочется воскликнуть: "Дайте мне свод небесный,

В ПОИСКАХ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНИ
Наследие Брюсова велико и разнообразно. Но в развитии его поэзии и прозы есть строгая логика. Справедливо мнение Д. Максимова, считавшего, что у Брюсова "стихия страсти и порывание (*282) к та

ЭВОЛЮЦИЯ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
Размышления Брюсова о судьбах духовной культуры определили и другие лейтмотивы в его поэзии. Однажды он воскликнул: "Я не хочу прошлого! Я хочу будущего, будущего! (*288) Только разве прошлое

ПОЭТ И МЯТЕЖНОЕ ВРЕМЯ
Революцию 1905 г. Брюсов принял двойственно. В октябре он писал: "Я вовсе не чужд происходящему на улице и уже попадал под казачьи пули, но считаю, что мое настоящее место за письменным столом

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МОТИВОВ
О сборнике "Семь цветов радуги" критика писала: автор "раскрепощает в себе человека "из плоти и крови". Думается, такой вывод, говоря мягко, запоздал. "Плоти и крови&q

МИР ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ
На всем протяжении своего творческого пути Брюсов занимался художественной прозой. Собственно, с нее и начались опыты юного писателя еще на гимназической скамье. Тогда он тяготел к жанру увлекатель

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ
(1886-1921) Николай Степанович Гумилев прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Огульно обвиненный в антисоветском заговоре, он был расстрелян. Пог

А. А. БЛОК
(1880-1921) (*307) "Где же вы, родные сердца, отчего вас так мало, отчего вы не пойдете за чистым, глубоким, может быть, частями "безумным", зато частями от

ЛИРИКА НАЧАЛА 900-х гг.
В ранних стихах Блока "Она" - образ скорее собирательный. Правда, некоторые произведения обращены к Ксении Михайловне Садовской. Но чувства к ней все-таки лишены напряжения. Душе

ПОЭЗИЯ 1904-1908 гг.
В марте 1904 г. А. Блок писал С. Соловьеву: "...во мне что-то обрывается и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как никогда прежде". И затем пояснил: &q

ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- 1910-х гг.
С юных лет волновали Блока вопросы о смысле сущего, позиции человека в мире. В конце 1900-х гг. стремление обрести "трезвость белого дня (желание слушать, учиться, определиться)" возросло

АННА АХМАТОВА
(1889-1966) (*357)Анна Ахматова (псевдоним Анны Андреевны Горенко) вошла в литературу сразу - с появлением ее первого сборника стихов (1912), высоко оцененного поэтами-сов

В. В. МАЯКОВСКИЙ
(1893-1930) (*367)Имя поэта всегда воспринималось как знамя нового искусства. Потому он не знал равнодушия: сразу обрел страстных поклонников и не менее страстных ниспрове

РЕКОМЕНДУЕМАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Русская литература конца XIX - начала XX в.-М., 1968-1972.-Т. 1-3. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX в.- М., 1975. Судьбы русского реализма начала XX в.- Л., 1972. И

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги