Реферат Курсовая Конспект
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Исторической Основой Письменной Коммуникации, Как Было Уже Отмечено, Являются...
|
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усложняют (по сравнению с устной речью) процесс обращения письменных текстов в ходе коммуникации, куда входит
передача рукописного текста по назначению, его прочтение и верное понимание, а также хранение и переработка его содержания.
Общественный ход коммуникации, обеспечивающий движение и развитие письменных текстов во времени, требует введения особых правил — внешних правил словесности, ведающих обращением письменной речи. Для обеспечения применения этих правил общество создает специальные институты письменной словесности.
Письменная речь и устная речь существенно отличаются друг от друга с точки зрения характера их движения во времени. Движение устной речи во времени представлено "сменой реплик", т.е. диалогом, в котором одно высказывание является ответом на другое высказывание, а говорящий и слушающий оказываются объединенными во времени и пространстве. Правилам диалога подчиняется даже репродукция фольклорных текстов, поскольку и фольклорные тексты вызываются к жизни соответствующими репликами в ходе устного диалога, формируя традиционную жизнь языка и языкового коллектива во времени.
В силу того, что создание и получение письменной речи обычно происходит разновременно, получатель может отвечать на рукописную речь не в том порядке, в каком происходило получение текстов. Так, корреспондент, участвующий в переписке, не обязательно отвечает на письма в порядке их поступления. Если переписка интенсивная, то корреспондент отвечает, как правило, в порядке своей готовности дать ответ на вопросы и побуждения, содержащиеся в полученных письмах.
Это не следует смешивать с теми особыми случаями "смены реплик" в устной речи, когда реплика как бы отсрочена. Это может быть, например, в ситуациях, когда лицо, получившее устную реплику, не нашло подходящего ответа и лишь позднее при обдумывании прошедшего разговора увидело вариант его продолжения и спустя определенное время при удобном по его мнению случае высказало содержание этого ответа. Или когда поставленный в реплике вопрос требует обдумывания и собеседник просит отсрочить время ответа. В подобных случаях действительно существует известное скрещение смысла реплик во времени. Но это скрещение существует только в области содержания. Физическая последовательность реплик во времени управляется законом правильного чередования реплик и умолчаний.
В рукописной речи усложнение временной последовательности реплик касается не только смысла, но и самой физической последовательности. Получатель может как бы накапливать тексты, идущие от разных создателей, а затем отвечать на них в последовательности, которая в принципе задается не создателем полученной реплики, а самим получателем.
Вторая особенность последовательности движения рукописной речи во времени состоит в том, что рукописная речь может быть использована для повторного прочтения одним или многими лицами и потому существует теоретически неограниченный срок использования рукописи. Следовательно, такая речь может храниться и прочитываться в то время, которое избрано получателем, а не создателем, как в устной речи; кроме того, и сами тексты рукописной речи могут избираться получателем. Эта особенность применительно к последовательности письменных текстов во времени означает, что не на всякую речь следует реальная "реплика" в виде словесной реплики, перехода к действию или значимого умолчания.
Возможность выборочно отвечать на хранимые рукописи означает, что ответы на рукописные тексты не всегда предполагают необходимость отвечать на рукописные тексты. Ответы в рукописной речи на ограниченную группу текстов могут быть даны как на единый текст. В этом случае ответная "реплика" фактически сближается с новым высказыванием, задающим новую тему обсуждения. Свойство хранимости рукописной речи предполагает и такие рукописные высказывания, которые отвечают на неопределенную совокупность хранимых текстов и, следовательно, оказываются совершенно неразличимыми с новыми высказываниями.
Таким образом, рукописная речь предполагает две новых возможности помимо обыкновенной смены реплик: а) ответы на отдельные письменные реплики в том порядке, который избирается отвечающим; б) ответы на определенную совокупность текстов как на единый текст; в) ответы на неопределенную совокупность текстов. Такие широкие возможности маневра во времени предполагают определенное регулирование движения текстов. Без такого регулирования движение рукописной речи способно принять хаотический характер и нормальное функционирование речи может быть нарушено.
Внешние правила обращения письменной речи основаны на ее фактурных свойствах, которые, как было описано выше, сводятся к трем основным особенностям: а) разновременность создания и получения текста (отсюда становится возможной пространственная разобщенность создателя и получателя речи); б) необязательность ответа на определенный текст в ходе последовательности получения текстов во времени; в) возможность подготовки общего ответа на некоторую группу письменных текстов, полученных в разное время, за счет возможности сбора и хранения письменных текстов.
Кроме этих трех фактурных свойств письменной речи, влияющих на обращение произведений словесности, существует и четвертое свойство, оказывающее воздействие на существование возможности обмена произведениями письменной словесности в любых формах. Это свойство состоит в том, что письменные тексты существуют потенциально неограниченно во времени и потому время их жизни несравнимо со временем жизни людей. Чтобы не пресекалась сама возможность письменного обращения, письменная традиция, необходимо развитие сословия грамотных, т.е. как бы непрерывный процесс приобщения людей к рукописным текстам.
Указанные особенности фактурных свойств рукописной речи определяют возможные "точки разрыва" в ходе обращения письменных текстов, таящие опасность прекращения письменной коммуникации. Так, разновременность создания и получения письменной речи сопряжены с разобщенностью создателя и получателя реплики в пространстве и времени, что способно прервать коммуникацию. Необязательность ответа на определенную реплику допускает возможность разрыва между репликой и ответной репликой и, вследствие, остановку речевого общения. Возможность сбора и хранения текстов (с целью подготовки последующего "ответного" текста) предполагает и возможность отсутствия сбора, сохранности письменных текстов или невозможность пользоваться хранимыми текстами, что также ведет к прекращению письменного общения. Наконец, недостаточная подготовка людей, владеющих правилами письма и чтения и обученных верному обращению с текстами, создает возможность "затухания" письменной традиции как целого.
Возможные нарушения движения письменной речи должны быть заполнены особыми общественными действиями, обеспечивающими устойчивый ход письменной коммуникации. Таким образом, становление рукописной речи создает необходимость в особых
неречевых или речевых действиях, служащих для обеспечения обращения текстов. Эти действия при развитии обращения рукописной речи требуют соответствующего разделения труда, определенных форм его организации, что с течением времени приводит к созданию соответствующих общественных институтов.
Как уже отмечалось, культурно-историческое разнообразие таких институтов, призванных своими действиями обеспечить обращение письменной речи, сводится к четырем основным типам: а) почта, б) канцелярия, в) хранилища текстов (библиотека, архив, музей), г) школа.
Каждый из институтов письменной словесности обслуживает обращение определенных разновидностей письменных текстов и обеспечивает применение соответствующих частных разрядов внешних правил словесности. Эти правила выражаются в разных формах: в виде актов международного права и внутреннего законодательства, административных установлений, распоряжений и т.п. Все четыре типа институтов письменной словесности связаны в одно целое процессом обращения рукописной речи.
Общественная форма выражения частных разрядов внешних правил словесности связана со структурой данных институтов, которая исторически развивается. Основное же содержание этих правил продиктовано необходимостью устойчивого обращения письменной словесности и не зависит от данных общественных институтов. Поэтому нужно различать историю самих институтов словесности и историю внешних правил словесности, например, историю почт и историю развития правил почтовой передачи словесных произведений. Последнее непосредственно относится к филологии, т.к. правила передачи письменных произведений могут быть реализованы независимо от почты, почта лишь воплощает их наиболее полным образом.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов