рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Помимо Обращения Рукописей В Институтах Письменной Словесности, Обеспечивающи...

Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе письменных текстов, которое связано с характером развития письменной коммуникации во времени.

И.М.Дьяконов описывает изменения состава письменных текстов древних языков, обнаруженных в результате археологических находок [см. 38, с.44—45].

Шумерский язык памятников 2800—2500 гг. до н.э., относящихся к архаическому периоду, представлен почти исключительно хозяйственными и учебными текстами; с конца этого периода до нас дошли немногочисленные, очень короткие строительные надписи правителей, а также юридические документы.

К старошумерскому периоду относятся памятники с 2500—2300 гг. до н.э. Это преимущественно хозяйственные документы, а также строительные надписи, главным образом из Лагаша, реже из Ура, Урука, Адаба, Ниппура и других центров, имеется несколько надписей исторического содержания и юридических документов.

В переходный период (2300—2200 гг. до н.э.) количество письменных памятников невелико; это — период господства Аккадской династии, когда в канцеляриях применялся аккадский язык.

Новошумерский период в развитии шумерского языка, наряду с многочисленными строительными надписями правителей Лагаша и царей династии Ура, представлен уже длинными надписями религиозного содержания в стихотворной форме; до нас дошло также небольшое число других религиозно-поэтических текстов. Однако основную массу памятников, исчисляемых десятками, если не сотнями тысяч, составляют документы архивов царских хозяйств.

К позднешумерскому периоду, охватывающему памятники от 2000 г. до н.э. и до конца существования живого шумерского языка, относятся, помимо многочисленных хозяйственных и юридических документов, дошедшие до нас записи разнообразных литературных текстов — эпических песен, гимнов, заклинаний, поучений, басен, пословиц и т.п.

Наконец, к "послешумерскому" периоду, условно, относятся шумерские памятники, составленные после 1600 г. до н.э.,— царские надписи, религиозные и научные тексты.

Говоря об особенностях развития языка древних письменных памятников, И.М.Дьяконов отмечает характерные признаки памятников аккадско-вавилонского языка [см. 38, с. 263—265].

Древнейшие письменные памятники, относящиеся примерно к XXV—XXIV вв. до н.э. и происходящие из городов северной части Южного Двуречья, написаны клинописью по-семитски. В шумерских документах и списках династий, составленных в северной и центральной части Южного Двуречья, встречаются многочисленные семитские имена.

После объединения Двуречья в конце XXIV в. до н.э. царем Саргоном Древним, в канцеляриях государства Саргона получил широкое распространение (в

очень единообразной форме) староаккадский язык. Сохранившиеся памятники показывают, что перед нами, по-видимому, какой-то местный говор северной части страны.

Во 11-ом тысячелетии до н.э. весьма многочисленные аккадские памятники (литературные и религиозные произведения, письма, юридические и хозяйственные документы и т.п.) позволяют уже наметить диалектное дробление аккадского языка.

В основу старолитературного языка начала II тысячелетия до н.э. лег старовавилонский диалект: на других диалектах старолитературного языка во все периоды писали почти исключительно только письма и деловые документы. Со второй половины II тысячелететия до н.э. в Вавилонии происходит собирание и канонизация религиозных и литературных сочинений и вырабатывается новая форма литературного языка Примерно начиная с 1000 г. до н.э. средневавилонскнй переходит в язык среднего состояния нововавилонский, употреблявшийся, помимо быта, лишь в письмах и юридических документах.

На новоассирнйском диалекте помимо писем и документов имеется также небольшое количество литературных и исторических произведений, например, исторические надписи ассирийских и урартских царей 1-Х в. до н.э.

Постепенно оба они (вавилонский и ассирийский язык) уступали свою роль арамейскому, который, судя но арамейским припискам-резюме на деловых документах уже в конце VIII-иачале VII вв. до н.э., в конце концов возобладал над аккадским [см.3ft, с.314]. В Вавилонии этот процесс происходил несколько позже, но аккадский язык еще долго сохранялся в привилегированных городах Вавилонии, сначала как второй-раэговорный язык, потом как язык письменности.

Историческое движение арамейского языка становится заметным в конце II тысячелетия до н.э.. когда из более южных районов в Сирийскую степь и далее продвинулись новые племена, которых аккадцы называли арамеями [cM.iiV. с.353—354]. Первые надписи арамейских правителей городов-государств Сирин относятся к X— IX вв. до н э В течение VIII—VII вв. до н.э. ассиррийскне цари вели политику насильственной перетасовки покоренных народов. Результатом этого явилось широкое распространение арамейского в качестве второго разговорного языка — lingva franca по всей передней Азии После падения Ассирийского царства в (616—605 гг. до н.э.) и Вавилонского царства (539—538 гг. до н.э.) аккадцы постепенно слились с арамеями. Одна из форм староарамейского становится официальным канцелярским языком Персидской державы.

Определенное представление о реальном бытовании письменных текстов во времени дает также археографическая деятельность, те. собирание древних рукописен. В.И.Малышев, являющийся основателем коллекции рукописен древлехранилища Пушкинского дома, в течение 20 лет был организатором археографических экс- "" педииий. В результате этих экспедиций было собрано 5000 рукописей. Вот как оценивается состав этого собрания:

"Основной отличительный признак хранилища — сосредоточение в нем разнообразнейших материалов по истории и культуре Русского Севера. Собрание Пушкинского дома — своеобразная и ценнейшая крестьянская библиотека, в которой наряду с памятниками традиционного древнерусского репертуара много незаурядных произведении, созданных крестьянскими писателями на Печоре, в Карелии, на Пинеге. Здесь широко представлена продукция таких литературных центров, как Выго-Лексинское и Великопоженское общежительства. собраны сотни крестьянских писем, выявлены остатки крестьянских библиотек, основанных еще в XVII в. Труд археографов отобразил народное бытование палеографических текстов." [96. с.8—9] Совершенно иную картину бытования текстов видят историки, наблюдающие не россыпь текстов у разных владельцев, а сосредоточение их в архивах и библиотеках. В повседневной реальности состав палеографических текстов как целое ненаблюдаем. Мы можем видеть только отдельные тексты или их собрания.

Данные археологии показывают, что первоначальными и превалирующими текстами являются письма и документы; в то время как сочинения на первых стадиях существования письменного языка либо не появляются совсем, либо появляются в

126,

малом объеме. Но с развитием языка сочинения занимают все более значительное место.

Из данных археографических экспедиций известно, что распределение рукописей в крестьянском быту в условиях сравнительно развитого литературного языка обнаруживает количественный приоритет писем и сочинений, как переписанных, так и собственных, местных.

Историк, имея дело с палеографическими текстами, видит их уже не в бытовом применении, а в особых фондах хранения, где главное место занимают документы, с одной стороны, и сочинения, с другой. Письма же представлены незначительно. •

Таким образом, общая картина бытования письменных текстов во времени, обнаруживая зависимость от степени развития письменной речи, силы литературной традиции, образа жизни населения, интенсивности письменно-речевых связей, но данным разных дисциплин, имеющих дело с палеографическими источниками, выглядит все-таки довольно неопределенно.

Зарождение, жизнь и гибель во времени палеографических текстов составляет особую филологическую проблему. Изучению этой проблемы служит филологическое исследование истории деятельности общественных институтов письменной словесности, обеспечивающих обращение текстов.

Изменения состава письменных текстов во времени складывается, в основном, из двух форм: это, во-первых, убыль текстов, и, во-вторых, рост общего числа текстов, особенно заметный в фазе накопления текстов (школа, хранилище) путем их воспроизведения.

В любой письменной культуре существует процесс сознательного уничтожения некоторых разновидностей рукописей, вследствие чего не все имеющиеся рукописи поступают в обращение и не все рукописи, бывшие в обращении, хранятся. Так, как правило, не хранятся все виды черновых записей, документы, утратившие силу и не представляющие исторического интереса, письма, содержание и форма которых не представляет ценности для адресата; часто уничтожаются сочинения, содержание которых признается неактуальным для культуры, а также разнообразные виды ученических записей и т.п.

Разумеется, убыль текстов может происходить и от невольной утраты рукописей, вызванной разными причинами: порча материала рукописи от неправильного хранения, пожары, плохое качество чернил и т.д. Кроме того, рукопись может затеряться при пересылке или в ходе самого хранения.

Каждая фаза обращения письменных текстов обладает своими правилами выбраковки рукописей.

Определенными сроками хранения, возврата и уничтожения корреспонденции, не нашедшей адресата, обладает всякое почтовое ведомство.

Канцелярия и нотариат имеют свои сроки разбора дел и выделения из них документов, представляющих собой потенциальные исторические источники, а также уничтожения документов и других рукописных текстов, утративших свою актуальность и юридическую силу.

Хранилища (архивы, музеи и библиотеки) обладают правом выбраковывать экземпляры некоторых текстов, как поступающих

на хранение, так и уже хранящихся. Это право основано на том, что новые поступления в хранилища могут сделать неактуальными для культуры имеющиеся единицы хранения. Это особенно касается сочинений, существующих во многих копиях.

Частные лица сами приводят в порядок • свой архив и выбраковывают тексты, руководствуясь своими представлениями об актуальности хранимых ими текстов. При этом, хотя частные лица и не руководствуются какими-либо писаными правилами, но их действия в принципе напоминают те, которые приняты в институтах обращения и организованы соответствующими инструкциями.

Из этого следует, что в институтах обращения письменной словесности происходит постоянная и массовая убыль уже созданных текстов. Если исключить невольную утрату рукописей, а принять во внимание только выбраковку текстов, организованную по тем или иным правилам, то ясно, что без постоянного создания новых рукописей и их репродукций невозможно никакое накопление и сохранение рукописного фонда.

Однако ни один из институтов обращения рукописных текстов, как это следует из описания-их функций, не занимается созданием новых рукописей и не специализирован на их репродукции.

Так, даже канцелярия, наиболее комплексное по своим функциям учреждение, только организует репродукцию текста, следит за правильностью коммуникации и побуждает к созданию рукописных текстов тех или иных исполнителей, но сама не исполняет ни репродукций, ни новых документов.

Если ни один из институтов обращения рукописной речи не занимается созданием рукописных текстов и специально не занят производством их репродукций, то это значит, что создание рукописных текстов и их репродукций отнесено к сфере деятельности лиц, находящихся за пределами институтов обращения. Эти лица, как частные, так и состоящие на службе внутри разных общественных учреждений (государства, церкви, органов культуры, предприятий и т.п.), по своей специальной роли выведены из сферы обращения текстов.

Изменение состава письменных текстов во времени определяется, прежде всего, соотношением процессов сознательного уничтожения текстов и их воспроизведения.

Конечно, соотношение утрачиваемых и воспроизводимых текстов не исчерпывается процессами сознательного уничтожения и репродукции текстов. Воспроизведение ветшающих рукописей, собирание остатков утраченных рукописей и их возобновление занимают определенное место в общественной культуре. Но это касается только довольно узкого класса рукописей, составляющих предмет текстологии. Процесс восстановления утраченных или утрачиваемых рукописей определяется текстологией по их историко-культурной ценности. В эти рукописи, как правило, не входят те многочисленные тексты, которые прошли специальную селекцию и уничтожены в соответствии с существующими нормами и правилами.

Критерии отбора и уничтожения письменных текстов исторически изменчивы. Нередко то, что считалось подлежащим уничтожению, потом стремятся восстановить. Так бывает обычно во всех тех случаях, когда из-за особых событий гражданской истории утрачивается культура какого-либо народа.

Так было, например, с египетской, шумерской, ассирийской культурой. Сохранившиеся тексты этих культур, будучи ранее сочтены ненужными, теперь дешифруются, прочитываются и издаются.

Так было и с тангутскими памятниками, которые только в наше время постепенно прочитываются и восстанавливаются. Этим занята специальная лингвистическая дисциплина—дешифровка [37].

Текстология и дешифровка заняты нежелательными для истории культуры случаями, связанными с утратой нужных культуре текстов. Историческая изменчивость в понимании нужных для культуры текстов хорошо показана подсчетом полимпсестов, сделанным О.А.Добиаш-Рождественской [38]. В соответствии с этими подсчетами средневековые монахи-писцы европейских скрипториев равно переписывали как латинские языческие тексты, стерев христианские с пергамента, так и христианские тексты, стерев с пергамента латинские языческие тексты. Такой ход создания полимпсестов отражает не только различие в историко-культурных оценках текстов, но и перестройку самого состава хранимых и воспроизводимых текстов.

Важно подчеркнуть, что не выбраковывать и не уничтожать рукописи нельзя, так как неуничтожение рукописей привело бы к размыву границ культуры, поэтому отбор рукописей ради уничтожения части их является необходимым процессом.

Под отбором понимается не случайная или нежелательная утрата текстов, а сознательное уничтожение текстов, содержание которых уже не может представлять собой интереса как культурный фактор. Такой отбор происходит на каждом участке функциональной цепи обращения письменной речи.

Как уже было отмечено, из канцелярии в архив не попадают документы, не имеющие значения для истории, а сам отбор ненужных документов производится здесь по определенным правилам. Деятельность почты связана с уничтожением ненужной корреспонденции, а также черновых записей. Хранилище служит, в частности, для того, чтобы на основании накопленных материалов составлялись новые тексты обобщающего характера, которые снимают необходимость у каждого читателя, интересующегося некоторым вопросом, в просмотре всего массива материалов хранения. Наконец, школа, как правило, не хранит никаких учебных или черновых записей.

Кроме отбора рукописей, существует еще и другой вид вывода рукописей из прямого употребления. Это составление репродукций (полных или компилятивных) и систематических переописаний их содержания.

Таким образом, движение письменных текстов во времени протекает как бы в трех плоскостях.

Схема 9

С одной стороны, рукописный текст выполняет свои основные функции связи, обмена, накопления, систематизации и обучения; с другой стороны, выполнение этих функций осложнено отбором и уничтожением материала ненужных текстов как устаревших предметов; с третьей стороны, функционирование текстов сопровождается репродукцией или систематическим переописанием письменных материалов, что связано, главным образом, с моральным старением существующих в хранении источников. Выполнение каждой функции сопровождается необходимостью специально определять правила выбраковки текста для его переписывания, осмысления и переизложения.

3.2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕПИСКИ РУКОПИСЕЙ

Репродукция устной речи, как уже отмечалось, различается относительно говорящего, слушающего и повторности текста. Репродукция письменной речи существенно отличается от репродукции устной речи в двух отношениях.

Во-первых, повторность репродукции для пишущего и читающего не существенна, так как с нею не связаны никакие признаки видов или жанров, образующих особые качества содержания текстов.

Могут часто переписываться и тексты популярных песенок, и тексты священного писания. Эта особенность связана с тем. что, благодаря характеру материала, к рукописному тексту возможно многократное обращение как одного лица, так и разных лиц. т.е. количественная характеристика получателя, важная для различения таких видов устной речи, как молва и фольклор, здесь отсутствует.

Во-вторых, в письменной речи репродукция и источник контролируют и дублируют друг друга не только в содержании, но и в выражении. Если в устной речи репродукция осуществляется по

 

памяти, то в рукописной речи репродукция основана на ручном копировании текста.

В силу этих двух причин в сфере письменной речи развивается серия форм, в которых может осуществляться репродукция. Копируя текст, переписчик может сделать это тремя способами.

Первый способ состоит в том, что текст переписывается целиком от начала до конца, без пропусков и с соблюдением формы оригинала. Второй способ сводится к тому, что текст переписывается только частично, при этом пропущенные части могут значительно различаться по своей длине, т.е. могут быть сделаны небольшие пропуски в тексте оригинала или выписан лишь отдельный фрагмент оригинала. Третий способ заключается в том, что в переписанный текст помещаются не один, а несколько источников. В этом случае принципиально возможны два варианта: а) в переписанном тексте представлены два и более полностью воспроизведенных источника; б) в переписанном тексте источники воспроизводятся не целиком, а лишь частично; при этом, разумеется, возможен и смешанный случай.

При первом способе переписки, когда текст переписывается целиком, составляется копия. При втором способе, когда текст переписывается частично, составляются выписки. Третий способ, когда в переписанный текст переписываются два и более источника, приводит к составлению компиляции, причем различается компиляция выписок и компиляция копий (а также смешанный случай компиляции копий и выписок).

Таким образом, репродукция письменной речи, во-первых, всегда ясно отличается от текстовых новаций, т.е. создания собственного текста; во-вторых, невольные ошибки переписчика, вызванные невниманием или неверным прочтением источника, всегда установимы путем сопоставления репродукции с источником (вот почему многие переписчики рукописей нередко просят читателя простить им невольные описки); в-третьих, репродукция текстов имеет свои определенные формы.

Если в устной речи типы репродукции различаются составом говорящих >з слушающих, то в рукописной речи типы репродукции, помимо состава участников, различаются еще и особыми формами текста, возникающими вследствие применения определенных способов репродукции.

Репродукция рукописного текста отличается от текста источника своим графико-содержательным построением или формуляром. Формуляры источника и репродукции всегда различны, так как формуляры их содержат разные части и разное исполнение. Поэтому в рукописной речи одинаковых текстов не бывает.

Изготовление формуляра репродукции во всем подобного формуляру источника, неотличимого от него, считается запрещенным действием, причем нередко это действие может привести к уголовной ответственности за подделку формуляра

источника. Л.В.Черепнин приводит классические примеры таких запрещенных действий. Это, в частности, известная экспертиза рукописи "Соборного деяния на еретика армянина на Мниха Мартина", сделанная старообрядцами в так называемых "поморских ответах", и создание Сулакадзевым рукописи "Гимн Баяна Летиславу" [см. 119].

Л.В.Черепнин указывает, что "Судебник" Псковской боярской республики XV в. (Псковская судная грамота) различает подлинные ("правые") и поддельные ("лживые") документы.

Различение формуляров копий составляет одну из основ деятельности нотариата. Так называемые площадные подьячие с Ивановской площади в Кремле регулярно привлекались для разбора дела в суде в качестве экспертов в случае составления подложных документов или подозрения в подлоге, с целью "лживить" представленные документы.

Вот почему Н.П.Лихачев выделяет в дипломатике палеографический раздел, так как это связано с установлением истинности формуляра при репродукции текстов [65, с. 16].

Таким образом, с точки зрения правильности функционирования рукописных текстов не должно быть двух одинаковых формуляров. Тексты могут репродуцироваться лишь в разных формулярах.

Как было сказано выше, эпистолы, как правило, не подвергаются репродукции и потому не имеют сложившихся форм репродукции. Репродукция документов строго регламентирована канцелярскими правилами. Существуют следующие разновидности репродукции документов, различаемых в делопроизводстве соответствующими формулярами: 1) отпуск; 2) копия; 3) дубликат.

"Отпуском" называется копия документа, неоформленная соответствующими реквизитами и остающаяся в делах той канцелярии, которая подготовила документ. Отпуск представляет собой черновик отосланного документа. Поэтому документом является, собственно говоря, его копия, отсылаемая после переписки и оформленная соответствующими реквизитами.

Термин "копия" в делопроизводстве закреплен за списком с черновика документа. Такая "копия" является полной копией. Она оформляется особыми реквизитами, делающими ее документом. В частности, "копия" подписывается и заверяется, т.е. тем самым удостоверяется существование документа.

Термин "дубликат" в делопроизводстве закреплен за повторно составленным документом, повторяющим предшествующий документ. Дубликат может быть исполнен как список с отпуска, но может быть и составлен заново. Выдача дубликата происходит обычно в случае утраты подлинного документа с целью его замены; при этом воспроизводятся полностью все части-реквизиты подлинника, за исключением подписей, которые могут быть сделаны в дуб; ликате другими лицами (в случае смены соответствующих должностных лиц). Составление дубликата обычно совершается только после соответствующей деловой переписки, удостоверяющей необходимость в выдаче дубликата.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги