рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Массовая Информация Сосредоточивает В Себе Устную И Письменную Формы Речи, Об...

Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории.

Сложение массовой информации характеризуется появлением новых материалов и новых устройств в технике ведения речи. Как

уже говорилось, наряду с печатным словом возникают радио, кино, телевидение и все разнообразные средства рекламы. Если рукописная и печатная речь апеллируют только к глазу, а устная — только к слуху, то в массовой информации используется зримое печатное слово в сочетании со словом произносимым и показанным. Таким образом, массовая информация — это соединение звучащей и видимой речи. Появление массовой информации следует отнести к 20-м годам XX столетия, когда впервые было применено комплексное использование радио и периодической печати.

Исторически зарождение органов массовой информации связано со сферой журналистики. Поэтому на творческих работников органов массовой информации переходит название журналисты. Журналистика в старом понимании, до создания массовой информации, существенно отличается от деятельности массовой информации и ее задач в современном понимании.

Журналистика классическая, как она существовала в XVII, XVIII, XIX вв., была чисто письменным текстом. Она не была, да и не могла быть связана через радио, телевидение и кино с устной речью и всеми другими формами искусств в одно целое. Поэтому формирование структуры содержания в классическом журнальном и газетном тексте подчинялось иным и более простым правилам, чем в текстах массовой информации.

Кроме того, классическая журналистика имела дело со значительно более узкой аудиторией образованной публики, к тому же организованной разными научными, эстетическими и общественными интересами и запросами.

Обращенность текстов массовой информации к максимально большой аудитории дает возможность массовой информации оказывать влияние на тексты научной и общественной журналистики, определять ее развитие.

Текст массовой информации, благодаря применяемой технике, движется как бы в обход старых институтов письменной речи — почты, библиотеки, архива, канцелярии, школы. Эти институты используются тогда, когда в массовую информацию включается письменный текст. Так, газета может доставляться подписчикам по почте, храниться в библиотеке и архиве. Но основной массив массовой информации — кино, телевидение, радио — достигает потребителя благодаря технике.

Массовая информация, как разряд словесности, отличается следующими особенностями:

1. В массовой информации, строго говоря, нельзя назвать автором какого-то одного человека. Так, например, редактор участвует в создании текста массовой информации так же, как и корреспондент, отбирая, обрабатывая и комбинируя корреспонденции для помещения их в выпуск. В то же время и корреспондент, и редактор зависят при формировании текста от материалов, которые им поставляют информационные агенства и другие лица (например, авторы писем). На определенном этапе обработки из многих текстов, созданных на одну тему, выбирается тот материал, который в наибольшей степени пригоден для помещения его в очередной выпуск.

2. Создатели речи — органы информации — должны довести до получателей в конечном тексте выпусков самое основное, суще-

ственно важное содержание. Вот почему разные органы массовой информации в тех или иных формах как бы "дублируют" друг друга, создавая обзоры, перепечатывая наиболее важные материалы и формируя отдельные сообщения на одну и ту же важнейшую тему. При этом используется различная фактура речи (электромагнитные колебания, фотопленка и т.п.).

Различие фактур речи, в свою очередь, влияет на стиль речи. Каждый вид фактуры содержит свои стилевые вариации содержания. Однако, в целом, время передачи сообщения в текстах массовой информации основного массива — кино, телевидение, радио — равно времени приема сообщения. Тем самым массовая информация сходна с устной речью: получатель и производитель речи находятся в одном времени.

3. Создатель и получатель текста массовой информации основного массива, будучи в одном времени, территориально разобщены. Этим массовая информация противопоставлена устной речи.

Технические устройства являются промежуточным звеном в массовой информации; получатель для создателя сообщения выступает как максимально широкая аудитория, составленная из отдельных лиц — подписчиков газеты, радиослушателей, телезрителей, кинозрителей и т.п. Для получателя же производитель сообщения практически индивидуализирован как определенный орган информации, а не как целая служба информации. Так реализуется новый тип речевого контакта.

4. Получателями в массовой информации являются только те члены общества, которые снабжены средствами получения, т.е. имеют радиоприемники, телевизоры, посещают кино, выписывают газеты. Однако массовая информация фактически охватывает все общество, так как тексты массовой информации сочетаются со всеми иными видами текстов.

5. Массовая информация в отличие от других видов текста не предполагает диалога с получателем в том же виде словесности. Так, письма читателей, слушателей и зрителей или другие виды обращения членов аудитории в органы массовой информации относятся к письменной словесности, т.е. иному виду словесности, чем массовая информация. Связь между получателями массовой информации и службой информации реализуется самыми различными способами.

6. Получатель массовой информации не хранит ее; она, подобно устной речи, действует только тогда, когда производится и воспринимается. Хранемию (причем, обычно архивному) подвергается не массовая информация как целое, а только ее материалы (отдельные выпуски газет, фотопленки, фильмы и т.п.). Вся совокупность текстов массовой информации принципиально не восстановима, что делает этот текст одноразовым, однократным и невос-

производимым. Невоспроизводимость отличает массовую информацию от всех других текстов.

Рассмотренные свойства делают массовую информацию уникальным видом текста. Этот текст обладает целым рядом поэтических, риторических и стилистических особенностей, которые пока еще слабо изучены филологией.

Филологические исследования текстов массовой информации весьма разнородны.

В Японии, например, изучение проблемы "существования языка" дает много чисто лингвистических сведений, но эти сведения преимущественно представляют собой лингвостатистические данные об употребимости слов и морфем в разных типах текстов. Анализируются также объемы текстов, воспринимаемых человеком в предложениях, словах и морфемах.

В США филологическое обследование массовой информации привело к созданию так называемого контент-анализа [75], теории коммуникации [77], теории и истории рекламы, социолингвистики и психолингвистики, существующих в русле работ по новейшей американской риторике.

Довольно велик объем литературы по психологии языка и социальной психологии массовой информации. Эта литература очень пестра: от экспериментальной психологии, анализирующей восприятие текстов массовой информации, до психолого-философских работ, рассматривающих жизнь общества в условиях действия массовой коммуникации.

Однако, в целом, в области исследования массовой информации много нерешенных задач, что объясняется особой сложностью и многоаспектностью самого текста.

Тексты массовой информации дифференцируются по трем основным видам: по совокупному образу ритора, по территориально-профессиональному признаку и на основе видовых и жанровых особенностей.

Совокупный образ ритора в массовой информации чрезвычайно важная категория. Эта та сторона стиля и содержания, которая объединяет все выпуски одного и того же органа информации. Причем каждый орган информации вырабатывает свой собственный образ ритора, проявляющийся, прежде всего, в его способах речемыслительных действий.

Новейшая американская риторика сводит действия ритора к трем основным задачам: выбору темы, выбору речевых средств и выбору альтернативы, предлагаемой слушающему.

Отрицается "пропаганда", под которой фактически понимаются основные категории риторики Аристотеля, обозначающие позицию ритора в обсуждаемом вопросе.

Выбор темы определяется "искренностью личности ритора, выбор речевых средств - только доступностью понимания аудитории. Что же касается выбора альтернативных положений, то сама способность аудитории выносить суждения, естественно, присущая всякому слушающему, проявляется лишь в выборе одной из сторон предложенной альтернативы. Тем самым, под предлогом удобства подачи объективного суждения, аудитории навязывается сама альтернатива, избранная ритором, исходя из его "личной искренности", не управляемой никакой философией и никакой конкретной моралью. Риторика выводится из-под контроля философии, сама философия объявляется разновидностью риторики.

Нетрудно видеть, что в условиях постоянно меняющегося содержания текста массовой информации эти принципы должны привести к возможности манипуляции

общественным мнением, так как массовая информация отделяется от ключевых вопросов идеологии.

Территориальная дифференциация текста массовой информации включает в себя создание органов, обслуживающих каждое административное подразделение данной территории (район, область, край, республика и т.п., включая и центральные органы). Профессиональная дифференциация есть дифференциация по специальным интересам: производственным, общеполитическим, культур-ным, профессиональным. В пределах этой дифференциации складывается своя серия органов: центральных и местных.

Территориальный и профессиональный типы дифференциации всегда увязаны между собой в одну систему.

Жанровая дифференциация массовой информации объединяет деление сообщений массовой информации по жанрам, которые изучаются в теории журналистики (информация, очерк, фельетон и др.). Жанровое деление, принятое в том или ином органе информации, зависит от обобщенного образа ритора, территориально-профессионального деления и от разновидностей массовой информации (радио, кино, газета, телевидение).

Тексты массовой информации характеризуются тем, что в них, по характеру восприятия письменной и устной речи, выделяются две разновидности: с одной стороны, радио и газеты, с другой — кино и телевидение.

Рассматривая радио и газету как первую функциональную разновидность, убеждаемся в том, что главной особенностью данной разновидности является возможность существования самого текста в двух формах (письменной и устной) до того, как осуществляется передача сообщения. Таким образом, в создании смешанного текста радио и газеты необходимо соблюдение одного условия: предварительное существование текста в письменной и устной формах.

Идентификация двух форм текста предполагает их разновременное появление и выход, членение всей массы подобных текстов на идентифицируемые отрывки, а следовательно, и возможность перехода цитируемых элементов из одного участка текста в другой. Это цитирование может быть дополнено изложением в сокращенной или пересказанной форме. Возможность деления целого текста на фрагменты, так же как перекрестное цитирование и пересказ, предполагает отсутствие у текста невычленяемых элементов. Такой текст в целом не содержит художественно-литературного образа автора, он не относится прямо к словесно-художественному творчеству. Поэтому его обычно называют информацией. Части такого текста как будто лишены поэтического образного строя и тяготеют к риторике.

Тексты кино и телевидения обладают возможностью состоять из частей, которые по своему содержанию не только не идентичны,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги