Общая социология - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 ...
В-третьих, это упор на юридическое оформление частных прав и интересов, иногда направленное против привилегий государства, иногда находящееся за пределами обычной сферы деятельности государственных ведомств. У этого процесса было два аспекта. Один относился к «правам англичанина», которые включали судебное решение о законности ареста, право на справедливое судебное разбирательство с участием защиты, гарантированность жилища от произвольных обысков и далее вплоть до свободы слова, собраний и т.д. Другой аспект касался собственности и контракта — фундаментальных основ индустриальной революции»*.
Эти институционально-нормативные комплексы: организация западно-христианской церкви и ее идеология; городская община с нарождающейся буржуазией, в число которой могли попасть и выходцы из бедных слоев городской общины; римско-государственная традиция установления всесилия закона и единой власти, охрана прав человека, признание его независимости от произвола государства, право вступать в контрактные отношения и соответствующую ответственность, — как относительно устойчивые системы образцов повседневного поведения стали основными точками роста, кристаллизации новых институциональных порядков.
Трудно сказать, какой из этих «мостиков» оказался важнее.
Например, рынок сыграл огромную революционизирующую роль в развитии экономических институтов. Ведь рынок — это конкуренция тех, кто предлагает свой товар, и, чтобы продать свой товар в условиях конкуренции, надо сделать его качественным, дешевым. Рынку безразлично, кто произвел этот товар — для него важны достижения, качество, а это возможно лишь в условиях дифференциации производства, специализации хозяйственной деятельности.
Эти «мостики», точки роста, кристаллизации нового институционального порядка повседневности способствовали как нарастанию новых достиженчески-универсальных норм регуляции институтов, так и их дифференциации.
Пунктирно обозначим траектории этих процессов. Экономика уверенно развивается, формируются не только чисто экономически-хозяйственные предприятия, учреждения (мануфактуры и т.д.), но и хозяйственные, присущие лишь экономическим институтам нормы регуляции.
Рационализация норм экономических взаимодействий испытывала противодействие не только со стороны комфортного аскриптивно-го традиционализма семейно-родовой регуляции (ориентация на рынок, прибыль буквально разрывает аскриптивность), но и со стороны религии, которая фактически сама устанавливала «регулятивные нормы» жизни традиционного (феодального) общества и поэтому препятствовала становлению специализированных норм для
* Парсонс Т. Система современных обществ, с. 87. 258
экономики, политики, науки, образования. Церковь стремилась регулировать нормы жизни на основе религиозно-моральных канонов, и экономике пришлось вступить в идеологический спор с религиозными установлениями о «моральности» ростовщичества. Положительное решение этого вопроса стало легитимной основой формирования внутри экономических институтов финансовых институтов, что резко ускорило развитие экономики.
В политических социальных институтах при безусловном сохра нении таких аскриптивных черт, как престолонаследие, сословная организация общественно-политической жизни, наследственность аристократии, являвшейся политической элитой, резко усиливает ся тенденция универсализма, предусматривающего установление единого мощного государства с всесилием закона и в то же время охрану сословно-наследственных прав. Характерная для раннего феодализма нерасчлененность власти и (экономического) богат ства, власти и управления хозяйством начинает постепенно сме няться тенденциями дифференциации. Богатство может оказаться в руках у более удачливых буржуа, банкиров, которые ссужают день ги не только аристократам, но и королю, вступающему с ними в договорные отношения кредита, залога и т.д. '
ллтп.сиииг Логика социально-исторического анализа ин-
ииврьмьнныь
(МОДЕРНЫЕ) ститутов определяет те критерии, показатели,
ИНСТИТУТЫ в соответствии с которыми в социологии при-
нято анализировать современные (модерные) институты — институты, возникшие в результате коренных преобразований общественной жизни, произошедших в странах Западной Европы в последние два-три столетия. Хотя в различных странах мира в зависимости от специфики культуры, традиций институциональные изменения воплощались в различные специфические (национальные) формы, общее направление развития институтов (от традиционных к модерным, от доминирования кровно-родственной мотивации кдостиженчески-универсаль-ной ориентации на другого человека), по крайней мере в Западной Европе, сохраняется. Конечно, эти тенденции в разных странах проявляются с разной быстротой и в различных национально-исторических формах*.
Первая группа признаков модерных институтов (индустриального общества), взятых как идеальный тип:
• безусловное доминирование во всех основных сферах общественной жизни (кроме семьи) достиженческой регуляции. В эко-
* Так, в Голландии особую роль в становлении модерных институтов, очевидно, сыграл фактор урбанизации: в 1515 г. горожане составляли 51% населения Голландии, в 1795 г. —65% (Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм, XV—XVIII вв. Т. I. — М., 1986, с. 514).
259
номике доминируют деньги и рынок с его режимом свободной конкуренции (вместо натурального хозяйства, бартерного обмена и т.д.), в политике внедрены демократические институты, для которых характерны конкурентно-достиженческий механизм (всеобщие выборы, многопартийность, гражданское общество и т.д.), универсализм закона, равенство всех перед ним;
• развитие института образования, цель которого — распрос транение компетентности, профессионализма, что становится ба зовой предпосылкой развития других институтов достиженческо- го типа. ,
Доминирование достиженческой нормативной регуляции стало важнейшим (если не главным) фактором высокой динамичности индустриального общества, научно-технического прогресса и т.д.
Вторая группа признаков — дифференциация и автономизация институтов, что проявляется:
• в отделении экономики и от семьи, и от государства (со хранена лишь налоговая связь государства с экономикой и законодательно-правовое регулирование экономической деятельности), формирований специфических норматив ных регуляторов экономической жизни, обеспечивающих эффективную хозяйственную деятельность.
Происходит внутренняя дифференциация политических институтов,, ярким свидетельством которого является разделение законодательной, исполнительной и судебной .власти. Образование отделяется от религии, приобретая безусловно светский характер;
• в ускорении процесса возникновения новых социальных институтов.
Так, экономические институты находятся в состоянии постоянной дифференциации и специализации (машиностроение, топливно-энергетические комплексы, перерабатывающая промышленность и т.д.), возникают и укрепляются финансовые институты, которые, в свою очередь, специализируются в зависимости от функций(инвестиционные фонды, пенсионно-накопительные банки и т.д.); управление хозяйством отделяется от его владения, возникает институт менеджмента; дифференцируется владение (наряду с чисто семейными возникают акционерно-корпоративные формы владения); в образовании возникает стройная система высшего образования, профессионально-технического образования, система повышения -квалификации и др. Подобное происходит и в здравоохранении, социальной сфере и т.д.
Каждый из новых институтов имеет собственные четкие правила, нормы, призванные ббеспечить регулярное выполнение на высоком (конкурентоспособном) уровне своих профессиональных обязанностей. В результате дифференциация, помноженная на достиженчество, резкО'повышает адаптационные способ-
260
ности сфер общественной жизни, общества в целом к новым вызовам истории, внешней среды, обеспечивает высокую динамичность, новаторство, отзывчивость на новое, большую эффективность и стабильность, устойчивость институциональной структуры общества;
• в усилении автономии социальных институтов, которая про является не только в относительной независимости органи заций, учреждений данного социального института, специ фичности его правил, норм, но ив способности института к саморазвитию, инновациям в целях повышения эффекта (так, из общего образования развился социальный инсти тут высшего образования);
• в усилении взаимозависимости сфер общественной жиз ни, которая проявляется тем сильнее, чем глубже специа лизация и автономия институтов. Возникает эффект нара стания целостности общества, его системности по мере внут реннего усложнения его основной структуры.
§ 4. Особенности становления институтов , российского' общества (наброски социологического анализа)
Какова специфика российских^ институтов? Какие институционально-нормативные «мостики» использовало наше общество в своем продвижении от традиционно-патриархального состояния до современного?
Этот вопрос имеет большое значение для понимания судеб нашей страны, ее особенностей, проблем и достижений. Но ответ на него затруднен, по крайней мере не является однозначным — в частности, потому, что если западноевропейское общество, история его институциональных основ, становления и развития его нормативно-регулятивных устоев повседневной жизни составляли предмет исследований многих поколений социологов (от Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера до Т. Парсонса и Р. Мертона, а сегодня П. Бурдье, И. Валлерстайна и др.), то история же отечественных социальных институтов, их своеобразие фактически мало подвергались серьезному научно-доказательному анализу социологов.
Мы не претендуем на анализ, тем более решение этой, безусловно, одной из важнейших проблем отечественной социологии, а ограничимся лишь обозначением некоторых пунктиров.
Как и во всех феодальных странах, в России были явно выражены черты аскриптивно-партикуляристской организации: престолонаследие монаршей власти, принципы личного служения, сослов-
26?
ные привилегии, передаваемые по наследству, крепостной строй и т.д. Но мы не будем останавливаться на этих всеобщих аспектах, а сфокусируем внимание на исторических особенностях становления социальной организации российского общества. ,.
Прежде всего огромное значение имела эпоха объединения русских земель после татаро-монгольского нашествия^ эпоха формирования и укрепления централизованного российского государства (XV—XVIII вв.), когда во многом были заложены основные нормативно-регулятивные устои российского общества, его ведущих институтов: государства, религии, экономики.
Как уже упоминалось, формирование западноевропейских го сударств в постфеодальную эпоху происходило на основе греко- римского государственно-правового наследия. Своеобразные ос колки греко-римской цивилизации существовали не только в виде буквальных развалин римских «акведуков», крепостей. Речь идет прежде всего о нормативно-институциональном наследии, суще ствовавшем наяву, в практике повседневных взаимоотношений людей, заселявших Западную Европу в виде определенных пра вовых традиций, обычаев ведения хозяйства, заведенного поряд ка вещей, которые во многом послужили своеобразным катализа тором, зачатком западноевропейских модерных нетрадиционных институтов. .
Россия была лишена подобного наследия и если и могла заимствовать у римского общества какие-либо устои (используя восточно-римское, византийское наследие), то это заимствование носило преимущественно «книжно-умозрительный» характер, так как на российской территории никогда не было византийских городов, население никогда не жило по византийским законам, нормам, обычаям (хотя священнослужители давали некоторые знания, которые служили возможными ориентирами).
В течение нескольких веков институциональный порядок российского общества в той или иной степени находился под влиянием устоев Золотой Орды.
ОСОБЕННОСТИ
СТАНОВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА
КАК РЕШАЮЩЕГО
ИНСТИТУТА
РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА
П.Н. Милюков, один из самых тонких и наблюдательных российских историков, тяготевших к масштабному осмыслению отечественной истории, отмечал, что, «изучая культуру любого западноевропейского государства, мы должны от экономического строя переходить сначала к социальной структуре, а затем уже к государственной организации. Применительно же к России удобнее использовать обратный порядок, т.е. прежде ознакомиться с развитием государственности, а затем с развитием социального строя, поскольку в России государство-обусловило общественную
262
организацию, тогда как на Западе, наоборот, общественная организация обусловила государственный строй»*.
Последуем его совету. Каковы же были закладывавшиеся основы государства как решающего института российского общества?
Византийская (восточно-римская) традиция имперской власти, как считают современные исследователи**, была унаследована от Рима, где государство считалось высшей и незыблемой ценностью, а император господином, неограниченным правителем, но обязанным подчиняться универсальным законам. Сильное централизованное государство в римском варианте всегда основано на универсальном, едином для всех законе. Как неоспоримая обязанность, повинность признавалось византийскими императорами служение народу на основе закона, на основе справедливости.
Еще одно своеобразие византийского порядка государственно го устройства: византийский император считался господином го сударства, но (в отличие от восточных деспотий) не собственни ком государства. Он не воспринимал государство своей вотчиной, собственностью, которой мог бы распоряжаться произвольно, по своему усмотрению. ,
Далее. Своей идеологической основой Византийское государство признавало христианство, поэтому светская и духовная власть были слиты, а император считался не только мирским правителем, но и фактически высшим главой церкви, имеющим право смещать и назначать ее предводителей, В отличие от Восточной -Римской империи в Западной Европе признание христианства основой государства делало церковь и организационно, и политически, и экономически ощутимо независимой от королевской власти.
Отметим и другое обстоятельство. В Византии феодалы не обладали юридически закрепленными привилегиями — они определялись на основе личной верности и службы императору, который мог менять эти привилегии по своему усмотрению. Не были закреплены и сословные привилегии купцов, ремесленников. Как и в Риме, в Византии поощрялись торговля и ремесло. Но и купцов, и ремесленников контролировали и опекали — они получали гарантированные заказы от армии, двора, но и подвергались произволу чиновников.
Теперь о России. В период объединения русских земель, формирования московского государства очень многое было заимствовано у Византии, преемницей которой считала себя Москва («Третий Рим»). И это проявлялось не только во внешне ритуальном осуще-
* Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М., 1992, с. 23. **См., например: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. — М., 1998.
263
/
ствлении государственной власти, но и в духовной жизни — Москва переняла православную (византийскую) версию христианства. Из рук византийских священнослужителей Россия получила догматы христианства, его письменную культуру, религиозные ритуалы, обряды.
Вместе с тем в результате многих иных воздействий, и прежде всего практики золотоордынской организации власти, с которой непосредственно (а не умозрительно) сталкивалось российское общество, были сформированы стандарты, нормы, ощутимо отличавшиеся от римско-византийских обычаев устройства государственной власти.
Если византийский император служил народу на основе закона, обязан был подчиняться универсальным законам, то в России легитимация норм, традиций власти протекала в духе восточных деспотий. Формировалось представление о власти самодержца, который не ограничен никакими законами, произволен в своем властвовании.
Василий III, заложивший во многом фундамент царской власти, связывал с титулом «государь» представление о неограниченной власти в своей земле: «Чи ни волен яз князь великий в своем княжении?» По словам австрийского посла Герберштейна, Василий III превосходил властью всех монархов в мире: «Всех одинаково гнетет он жестоким рабством». Иван Грозный, внук Василия III, закрепляет порядок о том, что основным свойством самодержавной власти является ее неограниченность. В переписке с бежавшим в Литву князем Курбским Иван Грозный утверждал: «А российское самодержство изначала сами владеют всеми государствами, а жаловати если своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмы».
Ничем не ограниченная, никакими законами не регулируемая власть самодержца — такова нормативно-регулятивная основа функционирования государства. Это государство произвола. И в этом коренное институциональное отличие российской государственной традиции от греко-римской, которая как в западно-римской, так и в восточно-римской (византийской) версии всегда признавала единство сильного государства и законности. В Западной Европе именно опора на римскую государственную традицию, римское право становилась одним из главных средств борьбы против произвола удельных феодалов. Сильная королевская власть вела к утверждению универсальных норм и стандартов социальной регуляции. Король подчинялся и уважал свой закон так же, как и любой его подданной. (Вспомним хотя бы тяжбу судьи Коука против английского короля Якова I — представить себе такое для России даже в XX в. — невозможно.)
В России усиление государства вело к усилению не универсализма, а.произвола. В.О. Ключевский вслед за СМ. Соловьевым отме-
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Общая социология
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.
Объек
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тенденций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рисуем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труднодостижимый, но
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно
О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровенным разочаровани
История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии
Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социологии, напомним, что название новой сферы познания — «позитивная» система знания
Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые
Модель общества и модель человека: грани единого
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции современной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышен
Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с единомышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оппонентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная
Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциальное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор
Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, которая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,
Начала социальной жизни
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознани
Социальное
Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от
Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как гру
Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лидера, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс
Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловечески
J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, котор
Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социа
М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое внимание на степени участия рациональных элементов в процессе мотивации социал
К универсалистски-достиженческому обществу
Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабатывая типовые пер
Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множеством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа
Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.
Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемы
Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый принцип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и минимизиро
Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой
Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал
Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств
Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.
Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.
Перв
ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «личность и общество», «личность
СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно.
Внешняя (организационная) автономия институтов выражается п
Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указывает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс
Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис
Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую традицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образующие традиционное
Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким
Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в
Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив
НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель-
на для Актора, а значит, и устойчива?
- • Нужно ли Актору ст
Внутренние и внешние
факторы интеграции группы*
Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.
К примеру, семья во всех учебниках рассма
Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные
Культура и природа
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из глав
Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что
Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчест
ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам
культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-
ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий
Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой пон
Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф
Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции •
■ г
Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы
Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . :
Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, -^он возник на
Социального поведения
-^
МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори-
СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м
Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире.
Это не только пред
Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости
Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные
Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе
Типология девиации Р. Мертона
Способ адаптации
Одобряемые обществом цели
Одобряемые обществом средства
1. Конформизм
Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;;
Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужеземец и дикарь, невежественны
Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна
Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают пониман
ЛичнииIи
дый раз различные функции.
Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус
Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение,
Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин
Структурная композиция общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а выч
Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ
Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих каче
Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности.
Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон
Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы,
526
быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит
Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн
Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психиче
Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со
Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяснение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л
Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения социальных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полн
Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого
Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политич
Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган
Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «экономическое поведен
Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и поло
Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления.
Князья в Киевской Руси са
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов