Культура и природа - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 Термин «Культура» Произошел От Латинского Слова Cuttura И Первоначаль...
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура».
Изучение соотношения культуры и природы (как вне человека, так и естественно-биологической природы самого человека) — первый этап социологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неоднозначный многоплановый характер.
КУЛЬТУРА КАК ВНЕПРИРОДНОЕ
|
Итак, говоря о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.
• Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз-
никающие.лишь в обществе и не встречающиеся во внешней приро
де: изготовление орудий труда, спортивные состязания, политичес
кая организация общественной жизни, обычай дарить подарки, язык,
мораль, религиозные обряды, наука, искусство, транспорт, одежда
и т.д. Круг этих внеприродных явлений очень широк и включает как
сложные, «серьезные», так и простые феномены — казалось бы,
незатейливые, но очень важные и нужные для человека.
• В круг явлений, объединяемый словом «культура», входят
такие качества людей, которые не могут быть отнесены к внутрен
ней биологической природе человека, не наследуются генетически
и не регулируются биологическими инстинктами. Речь идет о нрав
ственных нормах и правилах поведения, законах, традициях. Чело
веколюбие и гуманизм, понятие о долге, чести, приличии, чувства
совести и стыда, мода — все это создано самими людьми. Это сво
еобразная надстройка над естественне-биологической природой че
ловека, благодаря которой человек сознательно регулирует, конт
ролирует свое инстинктивное поведение, свои природные задатки.
Особо отметим значение культурного контроля. Генетическая предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, выражения своих чувств может быть существенно
331
нейтрализована, облагорожена выработанным умением контроли-ровать себя. Этот социальный контроль, в том числе самоконтроль человека над своими природными инстинктами, — важнейший элемент культуры.
Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки. Но нельзя отрицать, что некоторые элементы человеческой жизни впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, его физического здоровья и зачастую не поддаются культурному контролю. Это чаще всего вопросы личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины, непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Надо иметь в виду, что ко многим подобным явлениям впрямую не может быть применена культурная оценка.
Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что не наследуется генетически, а возделано человеком в себе ив других.
культурные ^Ж- Мердок, известный американский исследо-универсалии ватель проблемы культуры, ее роли в организации социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чём 600 культурам. Благодаря этому ему удалось выделить около 70 так называемых культурных универсалий, т.е. общих для культур всех народов элементов. Некоторые из них уже названы нами (кроме государства, партий, науки — они являются универсальными только для развитых обществ), другие не менее любопытны — это гадание, толкование снов, хождение в гости, право собственности и статусная дифференциация, искусство укладывания волос, национальный язык.
Чем можно объяснить подобное единообразие культурных форм? Учитывая, что большинство народов изолированы друг от друга, всемирное заимствование этих культурных форм вряд ли возможно.
Есть более убедительное обоснование наличия культурных универсалий. И здесь выявляется новая грань соотношения культуры и природы.
• Культура представляет собой символическую адаптацию людей к окружающим условиям, обстоятельствам среды и исторического момента. Люди придумывают, изобретают для того, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру*. Но в этих «придумках» человек не во всем произволен. Вспомните пример про глину — в одних культурах сделают из этрй глины игрушку, а в другой -^ посуду, но во всех случаях должны учитываться особенности глины
как природного обьекта, универсальные моменты взаимодействия
с ней. Поэтому и культура людей в различных обществах всегда
учитывает универсальную психофизическую природу человека, универ
сальную логику существования организма человека в данной при
родной среде. ; :■«-.-
Возможность продления рода только путем соединения мужчины и женщины обусловливает повсеместность такой социокультурной формы, как семья; потребность в тепле, защите от природных невзгод — использование одежды и потребность в жилище; опасность возникновения болезней — соблюдение чистоты, благопристойность в отправлении естественных потребностей.
• К числу культурных универсалий необходимо отнести и такие элементы, которые выражают исходные условия существования любого социального сообщества: запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, которые делают невозможным предсказуемость поведения партнера. «Все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообщества. Среди таких культурных универсалий мы, вероятно, можем отметить чувство групповой сплоченности, механизмысоциально-го контроля,(|организацию защиты от враждебного окружения и обеспечение воспроизводства населения»*. -w.
Иными словами, физическое единство внешней природы, биологи^-
ческое единство человека как рода, единство принципов социальных
взаимодействий людей с себе подобными создают огромное множе
ство культурных универсалий. Эти универсалии являются всеобщи
ми социокультурными формами, которые и определяют социокуль
турное единство основ человеческой жизни, социокультурное един
ство человечества. И куда бы вы ни поехали, где бы ни рказались,
вы всегда оказываетесь в социокультурном пространстве, обладаю
щем универсальными исходными формами. " г"
мнпгпокрд-зие ^ак же совместить культурные универсалии и
КУЛЬТУР разнообразие культурных норм, традиций?
• В любом социокультурном феномене как изобретении людей органично соединяется то, что определяется внешними условиями, природой людей, логикой социальных.взаимодействий, и то, что обусловлено исключительно социальным творчеством (фантазией) людей. Последнее обусловливает неповторимое, вариативное, характерное лишь для культуры данного сообщества.
* См.: РИердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антология исследований культуры, Т. I. — СПб., 1997, с. 52—53.
332
Мердок Дж. Указ. соч., с. 51.
333
Любой социокультурный феномен должен быть функционально целесообразен, обеспечивать удовлетворение определенных биологических, психических и социальных нужд. Все культуры имеют природные отпечатки той среды, в которой они развивались. Как уже отмечалось, необходимость продолжения рода требует создания семьи, защита от неприятеля — создания армии, необходимость приема пищи — развития кулинарного искусства и т.д. Но вариантов организации семейно-брачной жизни, организации армейской службы, национальной кухни — огромное множество.
Универсальное, функционально необходимое проявится в потреблении пищи с определенной калорийностью: она должна быть высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок, 'а весной — насыщенной витаминами. Вариативно-культурное проявится в убранстве стола, красоте и удобстве посуды, в том, будет ли человек есть за столом или сядет на ковер, скрестив ноги. Способ приготовления блюд, сочетание приправ отражают кулинарные традиции народа. Во всем проявится единство функционально-целесообразного и культурно-вариативного, даже в сексе: «Например, на Западе является вполне нормальным и приемлемым положение, когда женщина лежит на спине, а мужчина — на ней. Для других культур это является абсурдным, для них приемлемы другие позы»*. Но это свидетельствует о вариативно-культурных различиях, а не о разном биологическом строении людей.
Вариативность исчезает только в тех случаях, когда обстоятельства, природа оставляют один выбор. Люди способны изобрести множество вариантов достижения своих потребностей. Культурное многообразие — многобразие вариантов действий, принятых в различных культурах по одному и тому же поводу, — пожалуй, самая яркая особенность человеческих сообществ.
• Культура — это результат социального творчества сообществ. Каждое из сообществ в меру своей фантазии, изобретательности смогло придумать различные варианты решения проблем. Поэтому вариант, изобретенный в одной культуре, может быть более эффективным, другие могут довольствоваться меньшим, третьи -г долго и безрезультатно пытаться найти более или менее приемлемое решение, четвертые вообще могут не придать этому значения.
Достижения или неудачи сообщества, группы, организации дол
жны быть поняты с учетом того, какую культуру «сотворило» дан
ное сообщество, что оно сумело изобрести, вокруг каких идей, цен
ностей обьединиться, что сочло более, а что менее желательным.
цивилизация: Есть еще один ракурс рассмотрения соотно-
мир, СОЗДАННЫЙ шения природы и культуры. Речь идет о выделе-
КУЛЬТУРОЙ нии человека, человеческого сообщества из при-
* Гидденс Э. Социология, с. 48. 334
роды благодаря культуре, ее изобретениями. Произошло это не сразу. Предки современных людей многие тысячелетия занимались присваивающей экономикой (основанной на собирательстве, рыболовстве, охоте). Регуляция взаимоотношений между индивидами носила полуинстинктивный характер, основываясь на чувстве родства, близости. Разделение общественного труда происходило на основе половозрастных признаков. Собирательство, охота не предполагали отграничения собственности: и леса, и ягоды, и рыба принадлежали природе. Отдельные элементы собственно культуры (жилье, одежда, орудия труда, охота, речь) были еще фрагментарны, эпизодичны. Культура, ее плоды не охватывали всю жизнь людей как система. Общество как система еще не выделилось из природы, являясь его частью.
• Цивилизованная жизнь людей возникает в том случае, когда люди и в духовном, и в материальном, и в социально-организационном смысле начинают жить преимущественно благодаря культуре, собственным человеческим изобретениям.
Слова «цивилизация», «цивилизованный» имеют много оттенков, однако главный их смысл — оккультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. Вслед за Л. Морганом и Ф. Энгельсом определим цивилизацию как ступень развития человеческого сообщества, следующую за дикостью и варварством и характеризующуюся, в частности, возникновением классов, государства, частной собственности.
На ступени цивилизации решающее значение приобретают те формы духовной, экономической, общественно-политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация — это практически осуществленная культура. Общество людей начинает жить по собственным, а не природным законам. Люди регулируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны человеческой жизни приобретают институализированный характер: возникают институты частной собственности, государства; институа-лизируется социальная иерархия (возникают социальная стратификация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д.).
Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из природной реальности, возникают «знаменитые» парадоксы социальной реальности, социальная обьективность, неодолимость инсти-туализированных связей, статусы и роли.
335
Очагом нового окультуренного мира становятся города. Перефразируя слова Ф. Броделя о средневековом городе, можно сказать, что стены первых городов ранних цивилизаций были границами нового образа жизни, новой социальной реальности, отличной (и отделенной городскими стенами) от природы, природной аргументации и детерминации*.
• Но выходя из природы, вставая на путь социокультурной регуляции всех основных сторон и аспектов своей жизни, человек делает еще один шаг — к многообразию придумок, изобретений по поводу того, как жить, что главное, а что второстепенное в жизни, что считать добром, а что злом и т.д. Возможность различных культурных вариантов ответов на вызовы природы, социальной истории «обрекают» человечество на вариативность, многообразие цивилизаций, многообразие путей социокультурного развития.
Взойдя на ступень окультуренного мира, человек предопределил многообразие цивилизаций, многообразие социокультурных миров. Делая первые шаги по пути цивилизованного развития, общество отбирает нормы, изобретает основные смыслы, приоритеты, которые затем институализируются и приобретают силу социальной объективности, традиций, неодолимых особенностей восприятия жизни, отношения к другим и т.д.
Тем самым цивилизации древности (древнеегипетская, вавилонская, греко-римская, древнеиндийская, древнекитайская), их разнообразие, различия во многом и предопределили социокультурное многообразие и различие современного мира.
Все темы данного раздела:
Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513
Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000176-Х
В учеб
ВВОДНЫЙ
Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.
Объек
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тенденций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рисуем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труднодостижимый, но
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания
Существуют два основных способа получения социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о социальной действительности) и теоретический (способ описания и
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно
О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровенным разочаровани
История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии
Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социологии, напомним, что название новой сферы познания — «позитивная» система знания
Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые
Модель общества и модель человека: грани единого
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции современной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышен
Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с единомышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оппонентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная
Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциальное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор
Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального
В социологической науке сформировалось три основных подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни.
1. Тяготение к абсолютизации природн
Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, которая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,
Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни
Биологические особенности проявляются в двух аспектах:
• биологические особенности человечества, сделавшие воз можной социальную жизнь;
• биологические особенности
Начала социальной жизни
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознани
Социальное
Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от
ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как гру
Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лидера, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс
Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловечески
J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, котор
Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
Проанализируем взаимодействия внесоциального и социального. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обусловлены внесоциаль
Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социа
От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической
Первую довольно удачную попытку предложить подобный об щий знаменатель социальных связей, социальных действий (это понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выде лить со
М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое внимание на степени участия рациональных элементов в процессе мотивации социал
К универсалистски-достиженческому обществу
Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабатывая типовые пер
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ
Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множеством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа
Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.
Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемы
Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый принцип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и минимизиро
Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой
Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал
Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств
Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы име
Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.
Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.
Перв
ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «личность и общество», «личность
Основные принципы функционирования системы социальных институтов
Очевидно, что учреждения социального института образования предназначены для обучения, института здравоохранения — для
232
заботы о нашем здоровье и т.п. Но это лишь п
СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно.
Внешняя (организационная) автономия институтов выражается п
Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указывает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс
Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис
Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую традицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образующие традиционное
Общая социология
ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Солидаризация (интеграция) как способ повышения эффективности социальных ■ взаимодействий. Постановка проблемы
Человек повсеместно и каждодневно общается с себе подобными — решая бытовые проблемы, воспитывая детей, развлекаясь в кругу друзей, посещая лекции, выполняя рабочие обязанности и т.д.
С
Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким
Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
Общность как целостность (как единое целое) представляет собой не какое-либо новое, особое телесное образование, а опреде-
Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в
Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив
НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель-
на для Актора, а значит, и устойчива?
- • Нужно ли Актору ст
Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней п
Внутренние и внешние
факторы интеграции группы*
Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.
К примеру, семья во всех учебниках рассма
Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные
Общая социология
•
КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что
Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчест
ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам
культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-
ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий
Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой пон
Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф
Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции •
■ г
Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы
Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . :
Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, -^он возник на
Социального поведения
-^
МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори-
СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м
Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире.
Это не только пред
Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости
Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные
Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе
Типология девиации Р. Мертона
Способ адаптации
Одобряемые обществом цели
Одобряемые обществом средства
1. Конформизм
Общая социология
о
Q)
Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;;
Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужеземец и дикарь, невежественны
Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна
Общая социология
Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изучению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш
Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают пониман
ЛичнииIи
дый раз различные функции.
Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус
Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение,
ОБЩЕСТВО
Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин
Структурная композиция общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а выч
Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ
Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих каче
Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности.
Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон
Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы,
526
быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит
Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн
Основные черты традиционного и индустриального (современного) общества
Основные черты
Традиционное общество
Индустриальное (современное) общество
Доминирующий тип мот
Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психиче
Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со
Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяснение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л
Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения социальных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полн
Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о социальной иерархии, достаточно определенно указывают на свое место в иерархической с
Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого
Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политич
СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Социология организаций как специальная социолого-управленческая теория
социология
ОРГАНИЗАЦИЙ В РЯДУ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В наиболее общем виде социология организаций может быть определена как специальная со
Условия и предпосылки возникновения организации
и условия возникновения организации. процессы,
Организации
Хотя сфера деловых взаимодействий не являет- ся
Схемы наиболее распространенных структур организации
Рис. 1. Линейная структура организации
1 — руководитель высшего звена; 2
Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган
Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ
Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследовательской деятельности находится категория «экономическое поведе
Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «экономическое поведен
Общая социология
Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и поло
Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления.
Князья в Киевской Руси са
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом
Новости и инфо для студентов