Реферат Курсовая Конспект
Фарисеи. - раздел Право, Украинская Православная Церковь Впервые Упоминание О Секте Фарисеев Относится К Временам Правления Гиркана I ...
|
Впервые упоминание о секте фарисеев относится к временам правления Гиркана I (135-105 до Р.Х.), хотя истоки этого движения берут начало в 4 веке.
Предшественниками фарисейства были два религиозно - национальных течения: книжники, которые просуществовали до конца послепленного периода, и хассидеи - ревностные хранители отеческой веры.
Еще с древних времен, книжники или "соферы" пользовались особым уважением в еврейском народе - основным занятием "соферов" была перепись Священного Писания, что придавало этому роду деятельности характер священнодействия, кроме того, соферы, кроме чисто технической переписи Закона занимались также ее толкованием.
Книжники исполняли обязанности правоведов и выступали на судах, как знатоки права. Они старались общие предписания Закона применить к частным случаям, выводя часто при помощи казуистики разнообразные правила из общих положений. В других случаях, не указанных в Законе, книжники поступали так: возводили в закон простой обычай. Эти и другие положения были восприняты фарисеями и легли в основу их деятельности. Книжничество просуществовало до разрушения Второго Храма, после чего его функции восприняли раввины.
Возникновение хассидейства относится к периоду греческого господства в Палестине. В то время, как правящие классы склонялись к эллинизму, было с самого начала много и таких людей, которые всеми силами крепко держались за иудейство, основанное на законе. За свою ревность следования отеческим традициям и закону они получили название "хасидим" - благочестивые. Однако это не была секта, а скорее некая направленность в еврейском народе. Во время вспыхнувшего восстания хасидим примкнули к Маккавеям (хотя часть из них, поддерживая душой это событие, отказалась от участия в нем, считая, что во всем надо полагаться на Бога). Но связь с Маккавейским родом продолжалась недолго - пока в маккавейских войнах дело шло о восстановлении религии, хасидим действовали заодно с их вождями и образовали собою ядро если не активного, то пассивного сопротивления. Когда же Хасмонеи стали препятствовать восстановлению законного первосвященнического рода, то они отделились от них и выступили в качестве строго законнической партии. Это отделение послужило новому названию движения - "перушим", т. е. отделенные, в греческом переводе - "фарисеи".
В отличие от хасидеев, фарисеи выступают уже как религиозная партия, имеющая огромное влияние на народ и несущая функции духовных вождей. Отстраненные от светской власти, они все свои усилия направили на достижение реальной духовной власти. Ко времени пришествия Иисуса Христа, секта являлась наиболее многочисленной, а влияние ее было почти повсеместным. Разрушение храма в 70 г. не привело к исчезновению секты, наоборот, иудаизм, лишенный своей исторической родины и святыни - храма, воспринял фарисейское мировоззрение, основанное как на Священном Писании, так и на "предании старцев".
Право возведения обычая в ранг закона фарисеи основывали на том, что Бог на Синае не ограничился десятью заповедями. Потенциал, заложенный в Синайском законодательстве, должен раскрываться в течение всей истории сообразно требованиям времени. Сохранилась древняя талмудическая легенда (III в. по Р. Х. ), повествующая о том, как произошло дарование Израилю Закона. На горе Синай, будущий законодатель Моисей увидел Бога, приделывающего маленькие короны к буквам Торы. Изумленный и смущенный, Моисей спросил разъяснения. Тогда Бог сказал ему, что через много поколений на свет явится человек по имени Акиба бен Иосеф, который сможет вывести "груду законов" из каждой буквы и каждого значка в Торе. Основным принципом в деле "примирения" Закона с жизнью для фарисеев становится казуистика. Вот один из ярких примеров. В Библии сказано "глаз за глаз" (Исх. 21. 24). Довольно ясное и прямое установление Закона, в устах раввинов превращается в противоречивое, нуждающееся в детальном объяснении. В раввинском трактате "Бава Кама" говорится: "Если Реувен выбил глаз Шимону, следует ли за это выбить глаз Реувену? Сказано в другом месте "...он платить должен быка за быка" (Исх. 21. 36). Там быка за быка, здесь глаз за глаз. Не следует ли из этого, что Реувен должен платить Шимону выкуп, который назначит суд?...Может случиться так, что мы лишим Реувена глаза, а он от этого умрет. И, выйдет, что мы отберем "глаз и душу за глаз", что запрещено". Благодаря такому толкованию, фарисеи довольно успешно исполняли внешнюю, формальную сторону закона, обходя внутренний смысл заповедей. Вот, например, как фарисеи разрешили древнюю проблему - нежелание людей прощать долги в юбилейные года (Втор. 15. 1-2). Известный учитель Гиллель поставил Храм посредником между должниками и кредиторами. Таким образом, сохранялись и библейские предписания и экономическая стабильность.
Принадлежность Иосифа Флавия к этой секте делает его немногочисленные свидетельства особенно ценными: "Фарисеи слывут точными толкователями закона и учредителями первой секты, они все ставят в зависимость от судьбы и Бога и считают, что хотя большей частью от самих людей зависит поступать честно или бесчестно, но в обоих случаях содействует и судьба. Они считают, что всякая душа бессмертна, но только души добрых переселяются в другие тела, души же дурных людей подвергаются вечным мукам". "Фарисеи говорят, что кое-что, но не все является делом судьбы, а кое-что зависит от самих людей - произойдет ли оно или нет". "Фарисеи относятся с пренебрежением к жизненным благам и не предаются наслаждениям; они следуют руководству разума в том, что он рассудил за благо, считая желательным блюсти его указания. Они относятся почтительно к старшим и не осмеливаются противоречить их указаниям. Считая, что все совершается по велению судьбы, они не отнимают у людей свободы воли, полагая, что по решению Бога происходит смешение воли Божьей с волей людей, направляющее к добродетели или к пороку. Они верят, что души обладают силой бессмертия, что под землей происходит суд и расплата за добродетель или порок, которым предавались при жизни, - одни подвергаются вечному заточению, другим дается возможность воскреснуть. Поэтому они пользуются очень большим влиянием в народе, и все священнодействия, касающиеся молитв и жертвоприношений, совершаются согласно их толкованию. До такой степени городские общины засвидетельствовали их добродетель, их стремление к наилучшему в своем образе жизни и в своем учении".
Учение о бессмертии человеческой души было предметом горячих споров между фарисеями и саддукеями - догматика допленного периода, основываясь на немногочисленных указаниях в Священном Писании о душе, бессмертии и воздаянии, учила, что все человеческие души обладают бессмертием и по разлучении с телом независимо от образа жизни отправляются в "шеол" - подобие ада, где они находятся в полнейшей темноте. Развитие Устной Торы позволило фарисеям несколько иначе рассмотреть эту тему. Они учили, что посмертная участь грешников и праведников не одинакова. Первые по смерти, будучи обличены ангелами, наказываются Богом за свою нерадивую жизнь вечными муками. Душа же праведника может продолжить свое существование на земле в другом теле с целью усовершенствования и, таким образом, взойти на новую высшую ступень святости. Другой причиной перевоплощения может быть помощь другому человеку, более слабому исполнить многотрудные 613 заповедей. И, наконец, причиной к переселению души может послужить нерешенная проблема или задача, которую человек не успел разрешить в одной жизни. Для примера можно взять талмудический эпизод с перевоплощением Мардохея и Амана - действующих лиц книги Есфирь. Согласно иудейским мудрецам, перед Мардохеем стоит задача исполнить заповедь Господа, высказанную через пророка Моисея: "Я совершенно сотру память об Амалике в поднебесье" (Исх. XVII, 14). В этот момент в Моисее жила душа, которая переселилась в Саула, т. к. при законодателе еврейского народа амаликитяне не полностью были уничтожены. Саул одержал победу над этим враждебным племенем, но оставил в живых Агага. Душа Мардохея была в то время душой Саула. И только лишь Мардохею удается покончить с ненавистным амаликитянином Аманом.
Еще больше учение о душе изменилось после разрушения Второго Храма. Идея вечного наказания для грешников преобразилась в очистительное жжение пламени ада не более двенадцати месяцев. "Правом" переселения душ могут пользоваться все евреи независимо от прежней жизни. Праведники же из язычников в награду могут родиться евреями и начать цикл исполнения заповедей. Души тех праведников, которые не смогли исполнить заповеди связанные с Храмом, который был во время их жизни разрушен, будут воплощаться в дни Мессии, когда тот будет восстановлен.
Искажение богооткровенного учения о Мессии началось еще в период зарождения фарисейства. Одной из основных причин этого является горделивое, надменное отношение "благочестивых" к другим народам. Та часть закона, где говорилось о любви к язычникам и их участии в Царствии Божием, была совсем оставлена без внимания. Последовательно развивая эту идею, фарисеи пришли к образу Мессии как всемогущего Царя, который восстановит Царство Израиля, где евреям будут предоставлены права властителей всего мира. Мессианское царство представляется материально и, хотя называется "величайшим царством царя бессмертного", но помещается в Палестине, владеет всем миром, язычники покоряются. Согласно представлениям фарисеев, овладение всем миром должно произойти путем войны с язычниками. В данном случае это были римляне. Вот почему в период предшествовавший пришествию Иисуса Христа нам известны из истории массовые восстания евреев против могучих поработителей.
Кроме царственной, фарисеи приписывали Мессии пророческую роль. "Пророческая роль Мессии заключается в том, что Он издаст новый Закон для народа", - пишет исследователь раввинистической эсхатологии Ристо Сантала - даже в мессианской эпохе фарисеи видели царство закона. Вот что пишет о Мессии один из самых известных иудейских богословов Рамбам: "Царь помазанный будет сидеть на своем царственном престоле и писать Книгу Закона вдобавок к той Книге, которая была дана нашим отцам...Он заставит Израиль выполнять эти заповеди".
Еще одна роль Мессии по взглядам фарисеев, - это роль священническая. Мессия-Первосвященник должен руководить всей духовной жизнью еврейского народа. И что самое интересное, священнические обязанности Мессия будет исполнять вечно, ибо царство, которое Он же устроит не будет иметь конца. С приходом Мессии фарисеи связывали воскресение тел.
В отличие от саддукеев фарисеи признавали существование ангелов. В Священном Писании Ветхого Завета сатана упоминается не раз. Фарисеи же, принявшие на себя функции окормителей и духовных вождей еврейского народа, занимались изгнанием бесов.
Усилиями фарисеев в послепленный период получило широкое распространение синагогальное богослужение. Согласно иудейскому преданию, первая синагога (слав. "сонмище") в Вавилоне была построена из камней Храма Соломонова, которые евреи взяли с собой. По своей форме синагоги не отличались от простых домов. Чаще всего этот дом состоял из одной большой прямоугольной комнаты. В некоторых синагогах существовали перегородки, разделяющие мужскую и женскую половины. Иногда с этой целью для женщин пристраивались балконы или пределы. В центре комнаты находилось возвышение (подобие кафедры), на котором происходило чтение Торы. В стене, обращенной к Иерусалиму, была выемка для шкафа, в котором содержались свитки книг Священного Писания. Однако, с постройкой Второго Храма синагоги не утратили своего значения духовных центров - даже при Иерусалимском храме, в его дворе, существовала синагога, а в самом городе во времена Спасителя их насчитывалось до 460. Причиной этому - изменившееся отношение к закону, которое повлияло на развитие внехрамового богослужения, в основе которого лежало изучение Торы. С появлением синагогального культа связано также появление параллельного жреческого института. Как известно, главой синагоги был не священник, а раввин. Зачастую последние пользовались большим уважением и почетом. Раввин (в переводе "учитель") отличался блестящим знанием Закона и, что самое главное, мог применить его к любым жизненным обстоятельствам. Другими словами, раввины были хранителями "преданий старцев". Авторитет их был очень высок. Еврейские письменные источники сохранили легенды и сказания о жизни и деятельности многих раввинов. Их высказывания и труды легли в основу Устной Торы - Талмуда. У раввинов, как и у священников, существовало преемство. Если последние принимали священство в виду причастности к колену Левиину, то преемство раввинов осуществлялось через рукоположение. Этот обряд, называемый смиха, впервые появляется в период Второго Храма. Хотя, как утверждали фарисеи, первая смиха была совершена еще пророком Моисеем над Иисусом Навином.
К атрибутам культа, введенным фарисеями, относятся следующие предметы: тфилин, талит и мезуза. Тфилин - это две небольшие коробочки, внутри которых находились цитаты из Пятикнижия. Во время молитвы тфилин, по-гречески филактерии, привязывались специальными кожаными ремешками ко лбу и правой руке. Этот обычай фарисеи основывали на следующем тексте Священного Писания: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" (Втор. VI, 6 - 8). Как раз о тфилин говорил Спаситель фарисеям: "Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих" (Мф. XXIII, 5). Хранилищами названы тфилин, а одеждами - талит, вошедший во всеобщее употребление еще в персидские времена, как показывает изображение из Персеполя (рис.109).
Это небольшое покрывало или шаль, которыми фарисеи покрывали свою голову во время молитвы. Окаймляло это покрывало бахрома из белой и голубой нити сплетаемой в кисти - цицит, которые можно видеть на упомянутом изображении. Использование этой части одежды основано опять-таки на буквальном понимании Священного Писания, в частности, книги Чисел. "Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти" (Числ.XV, 38). Воскрилиями в Евангелии названы как раз эти кисти. На основе иудейского буквализма основано использование мезузы продолговатый футляр, в который вложен пергамент с текстом Св. Писания - "И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Втор. VI, 9). Мезузы прибивали как к наружным косякам дома, так и к внутренним.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Киевская Духовная Академия... На правах рукописи...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фарисеи.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов