Реферат Курсовая Конспект
Основные направления - раздел Культура, Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем Деистическое (Деизм) ...
|
Деистическое (деизм) | ||||
религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Представители: Ш. Монтескье (1689-1755), Ф. Вольтер (1694-1778), Э. Кондильяк (1715-1780), Ж -Ж. Руссо (1712-1778) | ||||
Французское Просвещение XVIII в. | ||||
Атеистическо-материалистическое (материализм) | ||||
Система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще. Представители: Ж.-О. Ламетри (1709-1751), П. Голъбах (1723^1789), К.-А. Гельвеций (1715-1771), Д. Дидро (1713-1784). | ||||
Французский материализм XVIII в. | ||||
Утопическо-социалистическое (утопизм) учение о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающееся на знание объективных законов общественного развития и его движущих сил. Представители: Г. Мабли (1709-1785), Ф. Бабеф (1760-1797), (1760-1825), Ф. Фурье (1772-1837) Сен-Симон |
Утопический социализм |
Основные черты философии французского Просвещения XVIIIв. Философы-просветители утверждали, что основным инструментом познания является разум, а ощущения и опыт - второстепенные факторы познания. Для рационализма характерны подходы возвеличивания человеческого достоинства и индивидуальности, вера в свои возможности. Рационализм утверждает пессимизм в познании человечества и отказ от прогресса общества.
Эпохе просвещения соответствуют две формы познания:
1. Это период разложения феодализма и становления капитализма.
2. В центре философии становится активно действующий субъект, который изменяет мир сообразно со своим разумом.
Разум становится источником всей деятельности человека. Рационализм связывал и все совершенные формы человеческой жизни, мысли и будущего. Единственный недостаток: разум - особая субстанция, не зависящая от человека.
Во Франции за четыре десятилетия до буржуазной революции 1789 г. возникает широкое и мощное движение - Просвещение. Цельего состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков в борьбе за свободу философской и научной мысли; за науку против мистики; за разум против веры; за критику против апологетики. Основная идея:переустройство жизни на разумных началах.
Природа, согласно воззрениям французских просветителей, существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале. Материя - строительный материал природы - вечна и обладает необходимым свойством - движением, которое отождествлялось с механическим перемещением. Человек - часть природы, телесное материальное существо, обладающее телесными чувствами, разумом. Человек добр по природе (Д. Дидро), и правильное воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность. В защиту человеческой природы выступил также Ж-Ж. Руссо. По его мнению, только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости.
Особенностью французского материализма была ориентация на естествознание XVIII в., прежде всего на механику. Именно механическая картина мира легла в основу учений П. Гольбаха, К.-А. Гельвеция, Ж.-О. Даметри о мире, человеке и познании. Отсюда и ограниченные представления о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира.
Ограниченность французского материализма особенно сказывается в его социальных теориях: идеалистическое понимание хода исторического процесса, непоследовательность в попытках выяснить движущие силы исторического процесса и т. п. В конечном итоге ход истории определяется, по мнению французских материалистов, умственным прогрессом - прогрессом просвещения, знания.
Основная литература: 3; 16-17; 20-23; 28; 30; 33; 44; 46; 47; 50.
Дополнительная литература 56; 57; 59; 63; 65; 68; 72; 76; 78; 79; 80.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Тема Философия эпохи Возрождения и Нового Времени Философия эпохи первых буржуазных... Тема Философия эпохи Возрождения и... Тема Немецкая классическая философия Марксизм...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов