рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Коперниковская революция

Коперниковская революция - раздел Культура, Религия и наука в контексте культуры Как Мы Уже Отмечали, Идея Об Устройстве Мира С Расположением В Его Центре Сол...

Как мы уже отмечали, идея об устройстве мира с расположением в его центре Солнца родилась еще в античном мире и в наиболее законченной форме была сформулирована Аристархом Самосским. Эта идея, в общем, никогда не забывалась, но рассматривалась вначале как абсурдная, противоречащая опыту наблюдений за видимым движением планет, Солнца и Луны, а потом, в эпоху религии, и как еретичная, поскольку церковью была принята аристотелево-птолемеевская модель устройства мира.
Великие географические открытия, развитие астрономии, с одной стороны, и свободный дух эпохи Возрождения — с другой, привели к революционному перевороту в воззрении на устройство мира. Геоцентрическая система устройства мира Птолемея с Землей в центре Вселенной, продержавшаяся в науке более 13 веков, рухнула, и начало этому крушению положила гелиоцентрическая теория Николая Коперника (1473—1543).

Великий реформатор астрономии родился в Торуни на Висле 19 февраля 1473 года в семье крупного купца. Воспитанием Коперника занимался его дядя, поскольку Николай в девятилетнем возрасте лишился отца. Богатый и влиятельный дядя, занимавший должность каноника, дал Копернику прекрасное образование. Три года он учился в Ягеллонском университете в Кракове, затем в течение десяти лет совершенствовал свое образование в Италии. Там он знакомится с произведениями великих творцов Возрождения, изучает живопись, астрономию, математику, философию, греческий язык. В Падуе он занимается юриспруденцией, изучает, наконец, то, что явилось предметом его стажировки в Италии, — каноническое право. В 1503 году Н. Коперник получил диплом доктора права, в 1505 году вернулся на родину, стал каноником Вармейской епархии и с тех пор жил и работал в Вар-мии безвыездно.

К гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел скорее от искусства, от чувства гармонии, чем от науки. Коперник, движимый интуитивными убеждениями в простоте, разумности природы, осознавал громоздкость, негармоничность системы Птолемея. Нагромождение эпициклов, сложность расчетов, их надуманный характер — все это порождало сомнения. Концептуальное изложение своей системы устройства Мира Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». С этим трудом были знакомы лишь близкие друзья Коперника. Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд «О вращениях небесных сфер», в котором на основе выдвигаемых доказательств Коперник формулирует новую систему устройства Мира.
Коперник не решился сразу же опубликовать это сочинение, опасаясь непонимания со стороны большинства ученых-схоластов, а также обвинений со стороны церкви. Сочинение было издано только в 1543 г. в Нюрнберге. Публикации добился молодой профессор Виттенбергского университета Ретикус, который с 1539 г. в течение двух лет изучал рукопись книги Коперника. Коперник уступил настойчивости Ретикуса и согласился на публикацию книги, посвятив ее Папе Павлу III. Предисловие-посвящение написано в очень осторожных выражениях. Так, в частности, Коперник пишет:

«Если кто-нибудь из моих противников противопоставит моему учению слова Священного Писания, я отвергаю такие нападения. Математические истины могут обсуждаться только математиками».
Первый биограф Коперника Гассенди утверждает, что автор увидел свою книгу, вышедшую из печати, лишь за несколько часов до своей смерти.
По примеру Птолемея и Евклида Коперник разделил свое сочинение на отдельные «книги».

Коперник: «Математические истины могут обсуждаться только математиками».
• В первой книге приводятся аргументы Коперника о движении Земли
и ее месте во Вселенной. Здесь же рассматривается вся Солнечная си
стема в целом и излагается новое учение. Заканчивается первая книга
трактатом по тригонометрии.
• Во второй книге содержатся элементы сферической астрономии и
приводится каталог 1025 звезд.
• Третья книга трактует о видимом движении Солнца.
• В четвертой излагается теория движения Луны и ее затмений.
• В пятой и шестой книгах рассматривается видимое движение планет
и объясняется с точки зрения новой теории неправильность и запу
танность описания этих движений.

Сущность гелиоцентрической системы изложена, таким образом, в первой книге. Обоснование такой системы имело, по. существу, эстетический характер, свойственный эпохе искусства. Устройство Мира по Копернику показано на рисунке. Коперник считал движение планет равномерным и круговым. И то и другое, как мы знаем, неверно, но соответствовало представлению Коперника о мировой гармонии, ибо другое допущение является «недостойным совершенства создания».
Коперник так описывает устройство Мира:
«Я думаю, что никто не сомневается, что небо неподвижных звезд — самое отдаленное. Древние философы распределяли планеты по продолжительности их обращения, следуя правилу, что при равной скорости для всех планет наиболее отдаленные должны казаться нам движущимися всех медленнее, как то доказывается в оптике Евклида. Они полагали, что Луна ближе к нам, чем все планеты, так как Луна совершает обращение в кратчайшее время… Сатурн должен быть самой дальней планетой, ибо он для своего обращения употребляет наибольшее время. Ниже его ставили — Юпитера. Потом — Марса. Относительно Венеры и Меркурия мнения были различные…».
В своем учении Коперник представляет «порядок небесных кругов» следующим образом.
«Первая и высшая, заключающая в себе все остальные, есть сфера неподвижных звезд. Она включает в себя и все остальные, потому, что неподвижна как место Вселенной, по отношению к которому определяется положение всех остальных светил, в совокупности взятых. Под этой сферой неподвижных звезд находится сфера Сатурна, совершающего обращение в 30 лет. Далее следует Юпитер, обращающийся в 12 лет. Потом Марс, совершающий свое обращение в 2 года. Четвертой по порядку следует Земля, делающая свой оборот за 1 год вместе с орбитой Луны… Пятое место занимает Венера, которая совершает обращение в 9 месяцев, и на шестом месте Меркурий, делающий свой оборот в 88 дней. В середине этих орбит находится Солнце, ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой? Поэтому не напрасно назвали Солнце душой Вселенной, а иные — Правителем Мира; Трисмегист называет его «видимым Богом», а в «Электре» Софокла оно выступает как «Всевидящее». И таким образом Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил… Земля оплодотворяется Солнцем и носит в себе плод в течение целого года. Таким образом, в этом расположении мы находим удивительную соразмерность мира и определенную гармоничную связь между движением и величиной Орбит, которую иным способом нельзя обнаружить».

 

Столь длинную цитату трудно оборвать. В ней раскрыта и сама идея устройства Вселенной по Копернику, и его научная позиция, идущая от веры в мировую гармонию, характерную для эпохи Возрождения — эпохи искусства.В 1616 г. произведение Коперника было внесено католической церковью в «Список запрещенных книг». Запрет был снят только спустя более 200 лет.
На обелиске в честь Николая Коперника на его родине в Польше надпись: «Остановившему Солнце, сдвинувшему Землю».

Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, на развитие науки. Среди таких изобретений наиболее значимыми стали водяная и ветряная мельницы, морской компас, порох, очки, бумага, механические часы. Почти все эти изобретения пришли в Европу с Востока.
Водяная мельница и водяной двигатель описаны, как мы уже отмечали, Витрувием, но только в средние века они стали широко использоваться. Идея водяного привода (двигателя) была реализована вначале для перемалывания зерна (собственно для построения мельниц), но затем и для выпол-нения других работ, например в. суконном производстве, для вытягивания проволоки, для толчения руды. Использование изначально вращательного движения колеса с горизонтальной осью вращения для осуществления поступательного движения или вращения в других плоскостях потребовало применения механизмов, преобразующих движение. Для этого были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.
Ветряные мельницы появились в Европе в начале XII в., но широкое распространение получили с XV в. Для изготовления механизмов водяных и ветряных мельниц, их сборки требовалась высокая квалификация мастеров, которые должны были обладать обширными знаниями не только в механи-ке, но и в кузнечном деле, и в гидротехнике и аэродинамике (в современной терминологии).
Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. До изо-бретения механических часов для этого использовался колокол, в который бил часовой, определявший время по песочным часам — каждый час. Поэтому термины «часы» и «часовой» имеют одинаковое происхождение. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Позже механические башенные часы стали использоваться во Франции, Италии, германских государствах. Существует мнение, что механические часы изоб-рели мельничные мастера, развивая идею о непрерывном и периодическом движении мельничного привода. Главной задачей при создании часового ме-ханизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес. Для изготовления часов требовалась высокая точность обработки деталей, высокая точность сборки, подбор материала деталей: Разработка часовых механизмов была невозможна без технических знаний, проведения математических расчетов. Измерение времени имеет прямую связь и с астрономией. Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.
Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I — III вв. компас стал применяться в Китае как «указатель Юга». Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.
Порох использовался в Китае уже в VI в. при изготовлении ракет, фейерверков. Над открытием секрета пороха, а именно, как приготовить смесь, сгорающую без воздуха, трудились многие европейские алхимики. Но удача улыбнулась фрайбургскому монаху Бертольду Шварцу. Порох стал играть важную роль в военном деле с XIV в. только после изобретения пушки, родоначальницей которой явилась «огненная труба» византийцев. Вскоре за пушкой появились ружья и мушкеты.
Изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и его взрыв, полет снаряда из пушки выдвинули вопросы науч-ного, теоретического характера. Это прежде всего изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, воп-росов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.
Пушка, таким образом, «организовала» не только военные полигоны, но и обширные «полигоны» для научных исследований.
Бумага была нужна науке «как воздух». Изобретенная в Китае во II в., она появилась в VI—VII вв. в Японии, Индии, Средней Азии, в VIII в. — на арабском Востоке. В Европу бумага попала через арабов в XII в. В Испании, впервые в Европе, в начале XII в. было организовано производство бумаги сначала из хлопка, затем из более дешевого сырья — из тряпья и отходов текстильного производства. Вслед за бумагой, ставшей несравненно более дешевым писчим материалом, чем пергамент, появилось и печатание. Предшественницей книгопечатания была ксилография (от греч. «xylon» — срубленное дерево и «grapho» — пишу), то есть гравирование на дереве. По гравюрам на дереве можно было тиражировать печатные тексты. Китайские мастера изобрели подвижный шрифт в начале XI в., но в Европе он появился лишь в XV в. Роль книгопечатания в научном прогрессе и распространении знаний трудно переоценить.
Очки были изобретены в Италии. По одним сведениям это изобретение относится к 1299 г. и принадлежит Сильвино Армати. Другие полагают, что очки появились в Италии не раньше 1350 г. Существует мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков. Очковые линзы стали основой при создании таких

оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

Религия и наука - всегда в гармонии
Для того чтобы скрыть свои поражения в области науки, материалисты постоянно используют определённый набор пропагандистских методов. Главным из них является уже ставшее трафаретным в изданиях материалистического толка утверждение о "противостоянии науки и религии". Там, где эти утверждения озвучиваются, постоянно рассказывают о том, что на протяжении истории религия всегда противилась науке, что наука может развиваться только при отступлении от религии и т.п. Эти истории рассчитаны на малообразованных людей. В то же время достаточно лишь внимательно взглянуть на историю науки, чтобы увидеть некорректность этих утверждений. Если мы обратимся к истории Ислама, то увидим, как вместе с Кораном наука распространялась по региону Среднего Востока. Арабы до Ислама были обществом, в котором верили во всякие небылицы и не вели каких-либо наблюдений за Вселенной и природой. Только с Исламом это общество обрело цивилизацию, стало придавать значение знанию и в соответствии с предписаниями Корана приступило к изучению Вселенной и природы. Не только арабы, но и иранцы, тюрки, народы Северной Африки вслед за принятием Ислама получили просвещение. Рационализм и стремление к познанию, в которых Коран наставляет людей, способствовали возникновению великой цивилизации, особенно в IX - X вв. В этот период многочисленные мусульманские учёные сделали очень важные открытия в таких областях науки, как астрономия, математика, геометрия, медицина. Очень значимым регионом, откуда научное влияние распространялось на Европу, и одновременно местом, взрастившим большое число мусульманских учёных, была Андалузия. Андалузия стала колыбелью значительного научного обновления и многих прорывов в области медицины. Мусульманские врачи не замыкались на какой-либо одной специализации, но обучались широкому спектру дисциплин, главными из которых были фармакология, хирургия, акушерство, физиология, бактериология и гигиена. Самыми известными из медиков этого периода были Ибн Джульджуль (? - 992), много лет изучавший лекарственные травы и оставивший после себя труды о лекарственных растениях и по истории медицины, а также знаменитый андалузский врач и диагност Абу Джафар ибн Джаззар (? - 1009), около тридцати произведений которого дошли до наших дней. Абдуллатиф аль-Багдади (1162 - 1231) известен своими работами по анатомии. Им исправлены многие ошибки существовавшей до него медицины в области анатомии костей, например, относительно нижней челюсти и костей грудной клетки. В 1788 труд Аль-Багдади "Аль-Ифада ва-ль-Итибар" был издан и переведён на латынь, немецкий и французский языки. В его же труде под названием "Макалатун фи-ль-Хавас" рассматриваются пять органов чувств.
"Поистине, испытывают (благовейный) страх пред Богом те из служителей Его, кто обладает разуменьем. Аллах, поистине, Могущ и Всепрощающ!" (Коран, 35:28). "И нет другого божества, кроме Аллаха, - сие свидетельствует Сам Аллах, и ангелы Его, и те, кто одарён познаньем и справедливость с твердостью блюдет. И нет другого божества, кроме Него, Он Всемогущ и Мудрости исполнен!" (Коран, 3:18).

Мусульманские анатомы правильно установили количество костей в человеческом черепе и определили наличие трёх маленьких косточек в ушах. Из мусульманских учёных, занимавшихся анатомией, на первое место следует поставить Ибн Сину (980 - 1037). Ещё в очень юном возрасте изучивший литературу, математику, геометрию, физику, естественные науки, философию и логику, Ибн Сина впоследствии прославился не только на Востоке, но и на Западе.

Самый знаменитый его трактат "Аль-Канун фи-т-Тыб", будучи написан по-арабски, в XII в. был переведён на латынь и вплоть до XVII в. преподавался и использовался как главное учебное пособие в университетах Европы. В этом труде даётся систематическое описание многих болезней и лекарств от них. Кроме этого, Ибн Сина создал более сотни других трактатов по философии и естественным наукам. Большая часть медицинских сведений, содержащихся в упомянутом "Аль-Канун фи-т-Тыб", даже сегодня сохраняет своё значение.

Бируни - мусульманский учёный, живший в XI в. За 600 лет до Галилея он доказал факт вращения Земли, за 700 лет до Ньютона он рассчитал её диаметр.
Али Кушчу в XV в. изготовил первую карту Луны. Сегодня на Луне есть область, носящая его имя.

Закария Казвини (1203 - 1283) опроверг многие ошибочные суждения о мозге и сердце, бытовавшие ещё со времён Аристотеля. Сведения, даваемые им о сердце и мозге, очень близки нашим сегодняшним представлениям об этих важнейших органах.

Работы Закарии Казвини, Хамдуллы Мустафви (1281 - 1350) и Ибн ун-Нафиса по анатомии заложили фундамент современной медицинской науки. Эти учёные уже в XIII - XIV вв. указывали на связь сердца и лёгких, на то, что артерии несут чистую, а вены грязную кровь, что кровь очищается в лёгких, что чистая кровь, возвращающаяся к сердцу, разносится от него к мозгу и другим органам тела посредством аорты.

Али бин Иса (? - 1038) - автор трёхтомного труда "Тазкират-уль-Каххалин фи-ль-Айн ва Амразиха", первый том которого полностью посвящён анатомии глаза и содержит очень ценные сведения. Впоследствии этот трактат был переведён на латынь и немецкий язык.

Мухаммад Абу Бакр Закария Рази (865 - 925), Абу Сахль Яхья аль-Масихи (969 - 1010), Бурханаддин Нафис (? - 1438), Исмаил Джурджани (? - 1136), Кутбуддин Ширази (1236 - 1310), Мансур бен Мухаммад, Абулькасым Захрави - это ещё лишь несколько имён мусульманских учёных, которым принадлежит важное место в истории развития медицины и анатомии.

Мусульманские учёные внесли значительный вклад и в другие области науки, помимо медицины и анатомии. Например, живший в XI в. Бируни за 600 лет до Галилея доказал факт вращения Земли и за 700 лет до Ньютона высчитал диаметр Земли. Живший в XV в. Али Кушчу первым изготовил карту Луны, и сегодня одна из областей на Луне носит его имя. Сабит бин Курра, живший в IX в., на много столетий раньше Ньютона открыл дифференциальное исчисление. Баттани, живший в X в., является первооткрывателем тригонометрии, а его современник Абу-ль-Вафа ввёл в тригонометрию термины "тангенс", "котангенс", "секанс", "косеканс".

Хорезми в X в. написал первую книгу по алгебре. Магриби за 600 лет до Паскаля решил уравнение, ныне известное как "треугольник Паскаля". Живший в XI в. Ибн Хайсам является основателем оптики. Его трудами пользовались Роджер Бэкон и Иоганн Кеплер. Галилей, опираясь на его трактаты, изобрёл телескоп. Кинди за 1100 лет до Эйнштейна разработал релятивистскую физику и теорию относительности. Акшамсаддин приблизительно за 400 лет до Пастера впервые открыл существование микробов. Али бен Аббас жил в XI в. и первым выполнил операцию по удалению раковой опухоли. Живший тогда же Ибн Джассар выяснил причины заболевания проказой и предложил методы её лечения. Это лишь некоторые мусульманские учёные, сделавшие великие открытия и заложившие фундамент современной науки.

Если мы теперь обратимся к западной цивилизации, то увидим, что рождение современной науки на Западе также произошло на основе веры в Бога. 17-е столетие, известное как "век научной революции", полно именами учёных, проводивших свои исследования с намерением познать сотворённые Богом Вселенную и природу.

Все научные институты, созданные в эту эпоху в Англии и во Франции, имели своей целью "познать Бога, открывая Божественные законы". Такое же направление сохранялось и в XVIII в. Ньютон, Кеплер, Коперник, Бэкон, Галилей, Паскаль, Бойль, Пейли, Кювье - это лишь несколько имён учёных, известных как своим значительным вкладом в развитие науки, так и верой в Бога. (Подробнее смотрите в разделе "Учёные, верующие в Бога".)

Эти учёные не просто верили в Бога, но черпали в вере своё вдохновение для занятий наукой. Одним из свидетельств этому явилось издание в Англии в начале XIX в. серии научных трудов, известных под названием "Bridgewater Treatises". Большая группа учёных выполнила исследования в разных областях науки и определила их результаты как "доказательства мира и гармонии в сотворённых Богом природе и Вселенной". Метод, которым пользовались эти учёные, определялся термином "Natural Theology" ("Естественное богословие"), который можно свести к принципу "познания Бога через природу".

Руководитель "Bridgewater Treatises" Уильям Пейли издал в 1802 году книгу под названием "Natural Theology: or, Evidence of the Existence and Attributes of the Deity, Collected from the Appearances of Nature" ("Естественное богословие, или очевидность существования и признаков Бога, почёрпнутая из явлений природы"). В этой книге Пейли даёт всесторонние сведения по анатомии и приводит примеры, свидетельствующие о наличии проекта в живых организмах.
Впоследствии примеры Пейли были использованы в обращении к учёным, выпущенном Королевским обществом. В этом тексте содержался призыв к учёным вести исследования по нижеуказанным вопросам: "Все рациональные рассуждения и доказательства, свидетельствующие об акте Божественного Творения, о Силе, Разуме и Красоте Бога. Например, возникновение и разнообразие животных, растений или металлов, являющихся творениями Бога; детали системы пищеварения и процесса переваривания пищи; примеры, указывающие на проект, заключённый в человеке, и иные всевозможные рациональные аргументы; древние и современные науки и искусства и вся литература…"

На этот призыв искать доказательства существования Бога откликнулись многие учёные, и были опубликованы весьма значительные научные труды. Ниже мы приводим список трудов, напечатанных в серии "Bridgewater Treatises", и имена их авторов:

  • Гармония природы с нравственностью и интеллектом человека (Томас Чалмерс);
  • Химия и метеорология (Уильям Праут);
  • Инстинкты животных. Их привычки и прошлое (Уильям Кирби);
  • Человеческая рука: пример проекта (Сэр Чарльз Белл);
  • Геология и горное дело (Дин Бакланд);
  • Гармония природы и физического строения человека (Дж. Кидд);
  • Астрономия и общая физика (Уильям Уивелл);
  • Физиология растений и животных (П. М. Роджет).

"Bridgewater Treatises" - один из ярких примеров гармонии между наукой и религией. Целью многих работ, выполнявшихся и до, и после издания этой серии, также было познание созданной Богом Вселенной и осознание таким путём Его Величия.

Отклонение же науки от этого курса является результатом воцарения материалистической философии в западной культуре вследствие того, что сложились определённые общественно-политические условия в Европе XIX в. Этот процесс нашёл своё предельное выражение в теории эволюции Дарвина, в результате чего в полную противоположность тому, что было раньше, науку и религию стали считать двумя противоречащими друг другу источниками знания.

Английские исследователи Майкл Бейджент, Ричард Лай и Генри Линкольн дают по этому поводу следующий комментарий: "За полтора года до Дарвина наука не отделялась от религии; напротив, она была её частью, и её целью было служение религии… Однако во время Дарвина наука потеряла тот смысл, который был присущ ей дотоле, и определила себя как абсолютного соперника и альтернативу религии. И теперь человечество было принуждено делать выбор между ними двумя". 40

Однако в наши дни это насильственно насаждаемое разделение между наукой и религией устраняется открытиями, делаемыми самой наукой. Религия учит нас тому, что Вселенная сотворена из ничего, наука предоставляет для этого доказательства.

Религия учит нас, что живые организмы созданы Аллахом, наука же, выдвигая аргументы в пользу существовании проекта в живых организмах, предоставляет доказательства и этой истины. Майкл Дентон в конце своей книги под названием "Nature Destiny" говорит: "Наука, одно время считавшаяся самым большим союзником атеизма и скептицизма, наконец-то, на исходе второго тысячелетия, где мы находимся, становится самым большим защитником антропоцентрического мировоззрения, какой её когда-то желали видеть Ньютон и его сторонники". 41Антропоцентрическое мировоззрение же есть вера в то, что мир создан Аллахом для человека.

Это положение, выдвигаемое наукой, постепенно заставляет всё большее число учёных искренне поверить в Бога. Знаменитый биохимик Майкл Бехе подтверждает это, говоря: "Количество учёных, верящих в Создателя или в существование некоей Истины по ту сторону природы, гораздо больше, чем это пытаются представить популярные средства массовой информации. В целом процент верующих составляет 90 % общего населения, и нет никакой причины думать, что среди учёных дело обстоит по-другому". 42

То, что в этой ситуации предприняли материалисты, это лишь включение разнообразных механизмов давления, с помощью которых делаются попытки "переварить" науку. В западных странах, для того чтобы учёный мог сделать карьеру, получить такие звания, как доцент или профессор, печатать свои материалы в научных журналах, он должен соответствовать определённым стандартам. Беспрекословное и безусловное принятие теории эволюции - стандарт № 1. Поэтому-то некоторые учёные, совершенно не веря в сказки Дарвина, официально принимают их и вынуждены игнорировать доказательства Творения. . 43

В сентябрьском номере журнала "Scientific American" за 1999 год в статье, озаглавленной "Учёные и религия в Америке", социолог из Вашингтонского Университета Родни Старк рассказывает о давлении, оказываемом на учёных. Он пишет:
"Вот уже 200 лет вдалбливается мысль, что "если ты хочешь быть учёным, ты должен полностью очистить свой разум от всех цепей религии"… Религиозные люди в университетах помалкивают. За безбожниками признано превосходство. На высших ступенях же существует система премирования за безбожие".43
Другим примером систематической борьбы, ведущейся материалистами против религии, являются пропагандистские методы, о которых мы упоминали вначале. Утверждения, что "религия воюет с наукой" или что "наука должна быть материалистической", являются основными элементами этой пропаганды. Рассмотрим же теперь, почему эти утверждения нельзя считать ни логичными, ни связными.

Отношение средневековой церкви к учёным

.

Ошибочная линия поведения и конкретные действия средневековой церкви по отношению к учёным используются антирелигиозными кругами как оружие против церкви. Говорится о том, что церковь тормозила развитие Европы, заставляла жить в нищете. За этими усилиями стоит стремление соединить в сознании людей религию и средневековую церковь, а следовательно, внушить им мысль, что "если придёт религия, мы погрузимся во тьму средневековья", в то время как на самом деле истинная религия не имеет ничего общего как с отдельными действиями, так и с общей практикой церкви в средневековье.

Средневековая церковь удалилась от Откровения, переданного пророком 'Исой (Иисусом), мир ему, и порой в своей деятельности вовсе отступала от начал религии. От некоторых действий церкви, полностью расходившихся с Божественными предписаниями, но находившихся в русле интересов и выгод монашеского класса и других влиятельных кругов, наука, без сомнения, понесла ощутимый урон. Однако эта историческая правда, естественно, никоим образом не может быть отнесена на счёт мусульманской религии. Потому что в отличие от средневековой церкви Ислам всегда опирался исключительно на Коран, являющийся Словом Аллаха, а не на монашеские выдумки.

Парадоксальным же свидетельством того, что консерватизм средневековой церкви не имеет ничего общего с религиозностью, является тот факт, что такие люди, как Галилей, находившиеся под прессом этой церкви, были истинно религиозными людьми. (Во второй части книги мы подробнее расскажем об отношении этих учёных к религии.) Этот пример ещё раз показывает, что давление, которое оказывала схоластика на науку, не есть проявление религиозности, но есть плод искажения религиозной истины.

Критика, опирающаяся на тексты Евангелия и Торы

Материалисты в нашей стране, когда хотят противопоставить друг другу науку и религию, наряду с фактами из истории средневековой церкви любят взять какой-либо отрывок из Евангелия или Торы, и в качестве примера показать, как данный отрывок противоречит научным открытиям. Однако одно обстоятельство они либо не замечают, либо не хотят замечать: Тора и Евангелие - искажённые книги. В каждую из них человеческой рукой добавлено немало вымысла. Следовательно, в вопросах религии воспринимать эти книги как достоверные источники крайне ошибочно.

В то же время Коран есть Откровение Аллаха, не подвергшееся каким-либо искажениям, Откровение Аллаха, в котором не изменено ни единой буквы. Поэтому в Коране нет и мельчайших противоречий и ошибок. Знание, сообщаемое в Коране, соответствует научным открытиям. Более того, многие научные истины, которые смогли быть открыты лишь в нашем столетии, были сообщены людям в Коране за 1400 лет до наших дней. Это важное чудо Корана и одно из неопровержимых доказательств того, что Коран является Откровением Аллаха. (В последующих главах речь пойдёт о некоторых научных истинах, о которых сообщается в Коране.)

В общем-то и материалистические круги должны заметить тот факт, что, высказывая антирелигиозные взгляды, они всегда используют для своей полемики отрывки из Евангелия и Торы, но никогда не приводят аяты Корана.


Утверждение о том, что "наука должна быть материалистической"

Другим пропагандистским инструментом для материалистов служит шаблонное утверждение, что "наука изучает лишь материю, следовательно, она должна быть материалистической". Человек, который немного поразмыслит над этой фразой, сразу же заметит, что это лишь игра слов. Верно то, что наука изучает лишь материю, однако из этого никак не следует, что наука должна быть материалистической. Потому что "изучать материю" и "быть материалистом" - довольно различные вещи.

Когда мы изучаем материю, мы приходим к выводу, что в этой материи заключён проект и такой огромный объём информации, которые она сама породить не могла. Если мы и не воспринимаем этот проект и эту информацию непосредственно, мы всё равно можем заключить, что они сознательно созданы. Представим себе, к примеру, пещеру, о которой мы в точности не знаем, входил в неё до нас кто-либо из людей или нет. Если, когда мы войдём в пещеру, мы увидим на стенах пещеры потрясающие рисунки, выполненные с великим мастерством, мы подумаем, что "здесь до нас побывало некое разумное существо, которое и оставило на стенах эти рисунки". Мы можем и не видеть это разумное существо, но по этим рисункам придём к выводу о его существовании.

Именно таким методом наука исследует природу и приходит к заключению, что в природе существует порядок, который нельзя объяснить материальными факторами, который мог быть создан лишь Высшим Разумом, находящимся по ту сторону материи, и что, следовательно, во Вселенной существует некий проект. Другими словами, наука везде и всюду в материальном мире находит явные доказательства акта Творения Аллаха и Его Высшей Мудрости.


Фанатичность и консервативность подходов материалистов

Если, войдя в пещеру, мы увидим на её стенах потрясающие рисунки, выполненные с великим мастерством, мы подумаем, что "здесь до нас побывало некое разумное существо, которое и оставило на стенах эти рисунки. Мы можем и не видеть это разумное существо, но по этим рисункам придём к выводу о его существовании.

Естественно, что каждый учёный, имеющий определённые взгляды,проверяет свои предположения, будут ли они подтверждены научными фактами или будут опровергнуты. В этом и состоит свобода учёного - свобода познавать. Например, один человек может утверждать, что Земля плоская, и проведет исследование по данному вопросу. При этом важно, как он оценит результаты, которые получит в ходе данного исследования. Учёный, оценивающий научные данные беспристрастно, не найдёт доказательств тому, что Земля плоская. Напротив, он столкнётся с бесчисленным количеством доказательств, свидетельствующих о том, что Земля - круглая. То, что следует сделать человеку в данной ситуации, это отказаться от своих начальных утверждений и обратиться к истине безо всяких предубеждений.

То же самое относится и к материализму. Наукой доказано, что материя не является абсолютной сущностью, что у неё было начало. Более того, имеются указания на то, что в материи присутствует некий сверхъестественный проект. Следовательно, изучающие материю учёные-материалисты увидели, что их теория неверна, что истина прямо противоположна тому, во что они верили.

Однако эти люди демонстрируют слепую приверженность материализму и поразительное упрямство в нежелании оставить свою "веру". Знаменитый эволюционист и материалист, профессор генетики Гарвардского Университета Ричард Левонтин признаёт это фанатичное поведение материалистов, говоря:

"Мы верим в материализм, это вера "априори" (заранее принятая как истина аксиома). Ненаучные методы и правила принуждают нас давать миру материалистическое объяснение. Напротив, из-за приверженности материализму "априори" мы придумываем методы исследования и понятия, объясняющие Вселенную с материалистической точки зрения. Так как материализм абсолютно верен, мы не можем допустить появления какого-либо божественного объяснения". 44

Левонтин открыто озвучивает точку зрения всех материалистов. Как видно из этих высказываний, материалисты прежде утверждают материалистическую идеологию,а уже потом ищут факты, подпитывающие эту идеологию. То есть материализм не вывод, к которому учёные пришли в результате научных исследований, а лишь предубеждение, которое пытаются навязать науке.

Сходное положение вещей можно усмотреть в точке зрения другого учёного. Известный эволюционист Роберт Шапиро в своей книге, озаглавленной "Origins: A Skeptic's Guide to Creation of Life on Earth" ("Истоки: Путеводитель скептика в отношении происхождения жизни на Земле"), произносит, выражая свою приверженность теории эволюции, такие слова:

"Когда-нибудь в будущем все серьёзные химические опыты могут указать на полную ошибочность предположений о происхождении жизни. Более того, новые геологические данные могут засвидетельствовать то, что жизнь на Земле возникла мгновенно. В конце концов, изучив всё сущее, мы можем более нигде не встретить следов жизни или процессов, которые могли бы привести к возникновению жизни. В такой ситуации многие учёные для того, чтобы получить ответ на вопрос, могут обратиться к религии. Но другие, в том числе и я, попытаются перебрать все имеющиеся, пусть и менее вероятные научные объяснения из числа оставшихся, чтобы выбрать одно, наиболее вероятное". 45

: Каждое живое существо создано Аллахом по безупречному проекту и в великой гармонии. Человек, обладающий разумом и совестью, мог бы увидеть и оценить бесконечную Мощь и великую Мудрость Аллаха, лишь увидев, как мастерски летает сова по ночам, или изучив проект, лежащий в основе структуры её оперения.

То, что подразумевает Шапиро, говоря "мы продолжим поиск научного объяснения", на деле есть "материалистическое объяснение". Эта слепая привязанность к материализму ведёт Шапиро и тысячи ему подобных лишь к фанатичному отрицанию. То, что они в действительности хотят сказать, это: "На какие бы доказательства нам ни указали, мы всё равно не поверим в Аллаха!"

Любопытно, что этот недуг свойственен материалистам не только нашего времени. Аллах в Коране даёт важные сведения о такого рода людях, ограничивших себя отрицанием. Например, египтяне, сказавшие пророку Мусе (Моисею), мир ему, который продемонстрировал им множество чудес: "Какие бы знаменья нам ты ни представил, чтоб ими нас околдовать, мы не поверим всё равно тебе" (Коран, 7:132) - обладали тем же характером, что и современные материалисты. О таких людях Аллах говорит и в других аятах:

"И среди них такие есть, кто (лишь притворно) слушает тебя, - на их сердца покров Мы наложили, чтобы они не поняли его, и глухотой закрыли уши. И даже если все знамения они увидят, в них не уверуют они. Когда ж к тебе они придут, то станут препираться, говоря: "Сие - лишь только сказки первых!" (Коран, 6:25).

"И они Богом поклялись, одной из самых строгих клятв, что, если б к ним пришло знаменье, они б уверили в него. Скажи: "Знаменья все во власти Бога, но кто бы мог вам (верным) дать понять, что, даже если бы знамения пришли, в них все равно бы не уверили они!" (Коран, 6:109).

"И среди них такие есть, кто (лишь притворно) слушает тебя, - на их сердца покров Мы наложили, чтобы они не поняли его, и глухотой закрыли уши. И даже если все знамения они увидят, в них не уверуют они. Когда ж к тебе они придут, то станут препираться, говоря: "Сие - лишь только сказки первых!" (Коран, 6:25).

 

 

Источник

     
 
عربي
English
Français
Deutsch
Italiano
Español
Русский
فارسي
中文
 
 
 

 

 

Ю. РЫЖОВ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия и наука в контексте культуры

Содержание... Введение... Происхождение и ранние формы религии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Коперниковская революция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дата добавления: март 2006г.
Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Государственный Технический Университет имени Н. Э. Баумана Радиотехнический Факультет Кафедра Культу

В чем суть конфликта между религией и наукой?
Чтобы осмыслить этот вопрос, разведем институциональный (науку и религию как социокультурные институты) и мировоззренческий (науку и религию как форм

В чем состоят основные различия между наукой и религией?
В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Религия представляет то, что восходит к смыслу нашего суще

В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху?
  Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, человек стремится обрести свой путь

Происхождение и ранние формы религии
Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Неудивительно, что известно о нём немногое, а то, чем располагают учёные, может послужить основой лишь более и

Фетишизм
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром темнокожих туземцев. Попытка обратить их в «истинную веру» не

Тотемизм
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм - это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом - мифическ

Культ животных
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии - культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, ст

Религиозное сознание.
Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера – особое психологическое состояние уверенности в чем-либо при недостаточной информации. Вера возникает по поводу

Религиозная деятельность.
Религии присуща соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность в религии. Нерелигиозная деятельность осуществляется в нерелигиозных сферах: производственна

Религиозные организации.
Последователи вероисповедания образуют религиозную общность. Существование и функционирование общности обеспечивается организацией. Общность со всеми своими организационными элементами представляет

Религиозность.
Уточнение и развитие понятия «религия» проводится с помощью теоретического и эмпирического обоснования, в том числе на основе конкретного социологического исследования. Предпосылкой и условием конк

Наука как культурный феномен
Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективн

Пощечина за доверчивость
Авторитет и власть пришли в царство науки с началом эпохи Просвещения. Равновесие пошатнулось. Великие умы то и дело ставили под сомнение саму идею Бога — как ненужную. Религия не могла объяснить н

Космос несет печать Божию
Прошло несколько веков. Если верно, что история мира движется по спирали, то сейчас мы вернулись на то же место, что и древние греки — только на несколько витков выше. Сегодня религия и наука уже н

Иисус с точки зрения квантовой физики
Если современная наука перестала отворачиваться от идеи Бога, то и современной теологии стала необходима поддержка науки. Церковь не в состоянии дарить людям душевное равновесие и веру, если она от

Непростое перемирие
800 — 1000 Исламская империя, где считалось, что астрономия и математика приближают человека к Богу, веками оставалась единственным местом, где хранили и изучали древние гречес

Борьба науки и религии в Древнем Мире
Спутник атеиста. М., 1959. СС. 284-287. Первые ростки научного знания В первобытном, а в значительной степени и в рабовладельческом обществе зачатки научного

Религия и атеизм в древней Индии
Уже в четвертой книге древнеиндийских преданий (Вед) говорится о ритуале, подчиняющем человека единому божеству, и о культе брахманизма. Этот последний породил впоследствии специфические религиозны

Атеисты древнего Китая
Ярко выраженным атеизмом отличались материалистические учения древнего Китая. Зачинателем этих учений был Лao-цзы (VI-V вв. до н. э.), автор книги «Дао-дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»). Мир, говорил о

Борьба науки и религии в античном мире
Высокого развития достигает атеизм в античной Греции и древнем Риме. Первые греческие философы-материалисты вместе с Гераклитом (ок. 530-470 гг. до н. э.) были твердо убеждены в том, что мир не соз

Религия и свободомыслие в древнем мире
Осложнения цивилизационных процессов, совершенствования форм человеческой деятельности, философская революция в древнем мире позволили наконец поставить вопрос о природе религии и критически ее осм

Религия эпохи Возрождения
На XVI-XVII вв. приходится расписание феодальных отношений и становления буржуазного общества. Вместе с буржуазными преобразованиями происходят изменения в сознании, что проявляется в новом видении

Религия эпохи Нового времени
Итак, благодаря изменениям в общественной жизни и развитию науки в Новое время, особенно начиная с XVII-XVIII вв., Появляется возможность критически и свободно посмотреть на религию. Ведущие тенден

БЫТИЕ И ВЕРА
/1/. То, что христианские идеи дали толчок развитию науки не сразу, объясняется наличием груза языческих пережитков в церковном сознании средневековья. "Развитие науки в современной Европе, -

ОШИБКА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?
Для всякого беспристрастного человека очевидно, что если бы наука действительно была чем-то несовместимым с религией, то все творцы науки, все выдающиеся ученые должны были бы быть атеистами. Но, к

Гуманитарные науки в эпоху Возрождения
Как идейно-культурное движение в эпоху Возрождения сформировался гуманизм (лат. humanus — человеческий) — система взглядов, выражающих признание человека как личности, его прав на свободу, счастье

Мартин Лютер
Любая власть желает казаться справедливой. Но Макиавелли решительно размежевывает политику и мораль — и в этом ключ к пониманию его учения. Политика по Макиавелли — особая сфера деятельности, имеющ

Жан Кальвин
Мы назвали эпоху Возрождения эпохой искусства. В творчестве Макиавелли литература, быть может, впервые так явно выступает как метод исследования общественных проблем, что вполне соответствует духу

Томмазо Кампанелла
В 1516 г. было опубликовано сочинение английского юриста Т. Мора «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия муж

Идея власти человека над природой, Р. Декарт
В философии Рене Декарта (1596 — 1650), быть может, впервые четко определена ставшая затем лозунгом мысль о господстве человека над природой. По Декарту, сделать людей «господами и хозяевами природ

Крушение концепции мироздания античности. Галилей
Вхождение человечества в эпоху науки началось с крушения аристотелевской концепции мироздания, его научной системы. И если коперниковская революция в мировоззрении носила, по существу, философский

Крушение концепции мироздания античности. Галилей
Вхождение человечества в эпоху науки началось с крушения аристотелевской концепции мироздания, его научной системы. И если коперниковская революция в мировоззрении носила, по существу, философский

Система культуры и картины мира
По мнению Н. Бердяева, именно культуре (а не политике или экономике) принадлежит духовный примат в общественной жизни. О состоянии всего человеческого общества можно судить по состоянию его культур

Религия и культура
Религия занимает особое, совершенно уникальное место в системе культуры, тем более в системе культуры современной, казалось бы, информационной и «секуляризированной». В последние века много говорил

Наука и культура
В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», вед

Искусство и культура
Так, М.С. Каган, указывая на особое место, занимаемое искусством в культуре, выделяет пять функциональных ориентаций искусства: по отношению к природе, к обществу, к человеку, к культуре и к самому

Эпоха Возрождения и религия
  Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовал ренессансный

Особенности искусства и науки Ренессанса
  Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на

Картины мира Нового времени
    При сравнении картин мира Нового времени со средневековыми обращает на себя внимание прежде всего нерелигиозный характер первых. Интеллектуальные

Общие черты развития науки.
  В на­ча­ле XVII - вто­рой по­ло­ви­не XIX в. про­ис­хо­ди­ло пос­ту­па­тель­ное вос­хож­де­ние на­уки к тем ее ре­зуль­та­там, воз­мож­нос­ти ко­то­рых бы­ли за­ло­же­ны ее ро­д

Наука и религия в современном мире
Наука и религия в настоящее время переживают поворотный период. Трудно со всей определённостью сказать, в какую сторону что изменится, однако, изменения, всё же, происходят. Современная наука зашла

УСИЛИВАЕТСЯ ИЛИ ПАДАЕТ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ?
По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть почти пятимиллиардного населения Земли составляли верующие: христиане - 1 млрд. 400 млн., из них католики - около 800 млн., протестанты -

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решит

РЕЛИГИЯ И НАУКА
Наука и религия не исключают друг друга в том смысле, как это полагали просветители, которые думали, что рост научного знания автоматически вытесняет религиозную веру. Конечно, в истории пути науки

СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ
С чем можем мы связать сегодня наши надежды на лучшее будущее? Можем ли мы положиться на разум, научный метод мышления, чтобы найти нужную линию поведения и решить сложные проблемы, с которыми стол

СВОБОДА СОВЕСТИ
В России вплоть до начала ХХ в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию, "внеисповедное состояние" не допускалось, а критика религии как богохуль

ЛИТЕРАТУГА
1. Религия общества. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1-2. Под общ. ред. 2. ГараджаВ.И.М., 1994.- Часть 2. Раздел 6 "Религия и социальная динамика". 3. Маннгейм К.

Религия и культура.
Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных дост

Религия и нравственность.
Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравств

Аум Синрике
Неорелигиозная организация была основана в Японии в 1987 г. Секо Асахарой. Впервые, о ней стало известно в конце 80-х - секту обвиняли в удержании членов группы против их воли и вымогательстве дене

Горний Иерусалим
В 2007 г. стало известно о так называемой "настоящей Русской православной церкви". Под руководством отца Петра Кузнецова члены секты замуровали себя в подземном бункере в Пензенской облас

Всемирная церковь Тони Аламо
Основатель этой секты получил 175 лет тюрьмы за педофилию."Всемирная церковь Тони Аламо" была основана в Калифорнии в 1969 г. уличными проповедниками Тони и Сьюзан Аламо. В 1982 году Сьюз

Фундаменталистская церковь Иисуса Христа святых последнего дня.
У проповедника этой секты Уоррена Джеффса было около 70 жен. Распространенной практикой стали браки несовершеннолетних девушек с взрослыми членами церкви. Джеффс проводил курс на изоляцию своих под

Ветвь Давидова
Тоталитарная американская секта, которая была разгромлена в 1993 г. Ее руководитель Девид Кореш вынудил единоверцев расторгнуть браки. Все женщины секты становились его "спиритуальными" (

В Новосибирске судят лидера религиозной секты "Ашрам Шамбала" за совращение молодежи
  В Новосибирске начались судебные слушанья по делу лидера религиозной секты "Аш

Постатейный комментарий специалистов
 

Авторский коллектив
А.А. Корелов, адвокат коллегии адвокатов Московской области, председатель Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религи

Кто и почему идет в секты
Много веков назад сектой называли тех, кто откололся от господствующей религии и создал некое сообщество. В современном мире существует много разновидностей сект, представляющих серьезную опасность

Есть у меня один маршрут, когда подходят навязчивые теточки, но я просто не иду на контакт.
- И правильно делаете. Потому что человек, разговаривающий с вами, может быть сильным вербовщиком, владеющим методиками гипноза. Чтобы зазвать на первое посещение секты легко внушаемого, неуверенно

Давайте более подробно поговорим о каждой группе адептов, вот наличие студентов меня удивило.
- Пока нет достоверной выборки, минчан или приезжих студентов больше в сектах. Общее правило: люди из глубинки более доверчивы. Студенчество – новый этап в жизни, не всегда простой, плюс молодежный

Как меняется поведение человека, попавшего в секту?
- Сперва он в состоянии эйфории и со всеми делится информацией, ему ведь уже внушили, что нужно приводить сторонников. В этот период очень важно, чтобы близкие люди, например, родители, не стали кр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги