рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общие черты развития науки.

Общие черты развития науки. - раздел Культура, Религия и наука в контексте культуры   В На­ча­ле Xvii - Вто­рой По­ло­ви­не Xix В. Про­ис­хо­ди...

 


В на­ча­ле XVII - вто­рой по­ло­ви­не XIX в. про­ис­хо­ди­ло пос­ту­па­тель­ное вос­хож­де­ние на­уки к тем ее ре­зуль­та­там, воз­мож­нос­ти ко­то­рых бы­ли за­ло­же­ны ее ро­до­на­чаль­ни­ка­ми; од­нов­ре­мен­но воз­рас­та­ла эй­фо­рия по по­во­ду ее прак­ти­чес­ко­го при­ме­не­ния. К кон­цу ука­зан­но­го пе­ри­ода сло­жи­лась це­лос­т­ная на­уч­ная кар­ти­на ми­ра. Не ос­та­лось фраг­мен­та дей­ст­ви­тель­нос­ти, на поз­на­ние ко­то­ро­го не пре­тен­до­ва­ла бы на­ука. На­ря­ду с этим раз­ви­ва­лись на­уч­ные ми­фы и мис­ти­фи­ка­ции. На этом эта­пе ме­ня­лось вза­имо­дей­ст­вие на­уки и тех­ни­ки, как и са­ма роль тех­ни­ки в об­щес­т­вен­ном бы­тии. Фор­ми­ро­ва­лось пред­с­тав­ле­ние о че­ло­ве­ке как гос­по­ди­не в ми­ре при­ро­ды.

Отношение к тех­ни­ке как к фак­то­ру, оп­ре­де­ля­юще­му мо­гу­щес­т­во го­су­дар­с­т­ва, ста­ло ус­та­нав­ли­вать­ся с на­ча­ла XVI­II в. Во вто­рой по­ло­ви­не ве­ка на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние тех­ни­ки про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем дос­ти­же­ний на­уки. Соз­да­ва­емые ра­бо­чие ма­ши­ны и уни­вер­саль­ные па­ро­вые дви­га­те­ли поз­во­ля­ли пе­ре­да­вать им фун­к­ции, осу­щес­т­в­ляв­ши­еся до это­го не­пос­ред­с­т­вен­но ра­бо­чи­ми. В XIX в. про­ис­хо­ди­ло раз­ви­тие тех­ни­ки круп­но­го ма­шин­но­го про­из­вод­с­т­ва с сис­те­мой ра­бо­чих ма­шин, при­во­ди­мых в дей­ст­вие па­ро­вым дви­га­те­лем. На­ука все бо­лее ста­но­ви­лась про­из­во­ди­тель­ной си­лой об­щес­т­ва. В свою оче­редь, в ней по­яв­ля­лись идеи, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись для соз­да­ния но­вых ти­пов ма­шин, дви­га­те­лей­, но­вых от­рас­лей про­из­вод­с­т­ва (хи­ми­чес­ких, элек­т­ро­тех­ни­чес­ких и др.).

Развитие на­уки пос­та­ви­ло пе­ред че­ло­ве­чес­т­вом три вза­имос­вя­зан­ные проб­ле­мы: а) ха­рак­тер на­уч­но­го мыш­ле­ния; б) фун­к­ци­они­ро­ва­ние на­уки как со­ци­аль­но­го ин­с­ти­ту­та; в) ха­рак­тер об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ний в свя­зи с фак­том су­щес­т­во­ва­ния на­уки. Этим за­ни­ма­лись фи­ло­со­фия и со­ци­оло­гия.

Основные идеи на­уч­но­го поз­на­ния но­во­го вре­ме­ни пер­во­на­чаль­но сфор­му­ли­ро­ва­ли мыс­ли­те­ли, тес­но свя­зав­шие се­бя с об­щес­т­вен­ной жиз­нью эпо­хи, жив­шие в стра­нах, где ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лось но­вое про­из­вод­с­т­во. Од­ним из пер­вых за­явил о не­об­хо­ди­мос­ти об­ра­тить­ся к изу­че­нию за­ко­нов при­ро­ды для их прак­ти­чес­ко­го ис­поль­зо­ва­ния вы­хо­дец из круп­ных зем­лев­ла­дель­цев Ан­г­лии, вос­пи­тан­ник Кем­б­рид­жа, глу­бо­кий зна­ток ан­тич­ной фи­ло­со­фии, ли­те­ра­тор, и по­ли­ти­чес­кий де­ятель Ф. Бэ­кон (1561-1626). Он стал лорд-кан­ц­ле­ром Ан­г­лии при Яко­ве I, а за­тем был об­ви­нен в кор­руп­ции. Свою по­ли­ти­чес­кую де­ятель­ность он со­че­тал с на­уч­ны­ми за­ня­ти­ями, соз­дал план «Ве­ли­ко­го вос­ста­нов­ле­ния на­ук», на­пи­сал от­дель­ные раз­де­лы этой уни­вер­саль­ной­, по его мне­нию, сис­те­мы ес­тес­т­вен­но-на­уч­ных зна­ний­, имев­ших прак­ти­чес­кое зна­че­ние, раз­ра­бо­тал ме­тод на­уч­но­го поз­на­ния (индук­цию) и по­ка­зал, как им поль­зо­вать­ся.

Теоретические ос­но­вы но­во­го эк­с­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния, да­юще­го воз­мож­ность, по его мне­нию, из­ба­вить­ся от «обма­на чув­с­т­ва­ми ра­зу­ма» при прос­том наб­лю­де­нии при­ро­ды, за­ло­жил ве­ли­кий италь­янец Г. Га­ли­лей (1564-1642). Од­ним из пер­вых ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лей он ут­вер­ж­дал уни­вер­саль­ный ха­рак­тер фор­му­ли­ру­емых на­укой за­ко­нов Все­лен­ной. Он же на­шел эк­с­пе­ри­мен­таль­ное под­т­вер­ж­де­ние те­ории Ко­пер­ни­ка о дви­же­нии пла­нет вок­руг сол­н­ца. Вве­дя прин­цип инер­ци­аль­но­го дви­же­ния, Га­ли­лей за­ло­жил ос­но­вы сов­ре­мен­ной ме­ха­ни­ки. Все эти идеи приш­ли в про­ти­во­ре­чие с ре­ли­ги­оз­ны­ми дог­ма­та­ми, бы­ли осуж­де­ны су­дом ин­к­ви­зи­ции. Га­ли­лей по ее тре­бо­ва­нию по­ка­ял­ся, сох­ра­нив тем са­мым се­бе жизнь и даль­ней­шую воз­мож­ность за­ни­мать­ся на­уч­ны­ми изыс­ка­ни­ями.

Современник Га­ли­лея, фи­ло­соф Р. Де­карт (1596-1650), фи­зик и ма­те­ма­тик, вос­пи­тан­ник иезу­ит­с­ко­го кол­лед­жа Ля-Флеш во Фран­ции, целью сво­ей де­ятель­нос­ти ста­вил на­хож­де­ние прин­ци­пов те­оре­ти­чес­ко­го на­уч­но­го мыш­ле­ния, счи­тая ос­нов­ным из них пра­во на сом­не­ние в ис­тин­нос­ти са­мых ав­то­ри­тет­ных зна­ний. Это­го ока­за­лось дос­та­точ­но для кон­ф­лик­та с цер­ковью. Он дол­го жил в Гол­лан­дии, от­ли­чав­шей­ся тог­да от­но­си­тель­ным сво­бо­до­мыс­ли­ем, но, го­ни­мый кле­ри­ка­ла­ми, был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Сток­гольм по приг­ла­ше­нию ко­ро­ле­вы Хрис­ти­ны для ос­но­ва­ния там Ака­де­мии на­ук.

Развитие на­уки, рост вни­ма­ния об­щес­т­вен­нос­ти к ее воз­мож­нос­тям при­ве­ли к соз­да­нию пер­вых на­уч­ных со­об­ществ но­во­го ти­па. К их чис­лу от­но­сят­ся Лон­дон­с­кое ко­ро­лев­с­кое об­щес­т­во (1662), идею ко­то­ро­го выд­ви­гал еще Ф. Бэ­кон, Фран­цуз­с­кая ко­ро­лев­с­кая ака­де­мия на­ук (1666). Они фун­к­ци­они­ру­ют до нас­то­яще­го вре­ме­ни. На­ча­ло их воз­ник­но­ве­нию по­ло­жи­ли соб­ра­ния дру­зей­, ин­те­ре­со­вав­ших­ся на­укой. Как пи­сал Спрат, ис­то­рик Лон­дон­с­ко­го ко­ро­лев­с­ко­го об­щес­т­ва, «пер­во­на­чаль­но они ста­ви­ли се­бе толь­ко од­ну цель - удов­лет­во­рить же­ла­ние ды­шать бо­лее све­жим воз­ду­хом и спо­кой­но бе­се­до­вать друг с дру­гом, не опа­са­ясь быть втя­ну­ты­ми в страс­ти и бе­зум­с­т­ва это­го мрач­но­го ве­ка». Сво­бо­да об­ще­ния та­лан­т­ли­вых лю­дей сде­ла­ла свое де­ло - на­ука ут­вер­ди­лась как важ­ней­ший ин­с­ти­тут но­во­го вре­ме­ни.

Философия в XVII - пер­вой по­ло­ви­не XVI­II в. соз­да­ва­лась как на­тур­фи­ло­со­фия, на­ука на­ук, да­ющая объ­яс­не­ния ре­зуль­та­там ес­тес­т­вен­но-на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний­, а так­же вы­ра­ба­ты­ва­ющая ме­то­ды на­уч­но­го поз­на­ния, при­год­ные для по­ни­ма­ния сна­ча­ла яв­ле­ний при­ро­ды, а за­тем - струк­ту­ры че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва, от­но­ше­ний лю­дей­, мо­ра­ли, пра­ва, по­ли­ти­ки. В XVI­II в. прог­рес­сив­ные про­мыш­лен­ни­ки все бо­лее на­чи­на­ли по­ни­мать важ­ное зна­че­ние на­уки для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва. Пред­п­ри­ни­ма­те­ли, уче­ные, тех­ни­ки-про­фес­си­она­лы час­то об­ща­лись меж­ду со­бой­, об­суж­дая ши­ро­кий круг воп­ро­сов - от тех­ни­чес­ких усо­вер­шен­с­т­во­ва­ний на фаб­ри­ках до со­ци­аль­но­го обус­т­рой­ст­ва об­щес­т­ва. Та­ким бы­ло, нап­ри­мер, «Лун­ное об­щес­т­во», со­би­рав­ше­еся в пе­ри­од пол­но­лу­ния в Бир­мин­ге­ме (Англия), в ко­то­рое вхо­ди­ли фаб­ри­кант же­лез­ных из­де­лий Д. Уил­кин­сон, гор­шеч­ных - Вед­ж­вуд, док­тор Э. Дар­вин (дед Ч. Дар­ви­на), свя­щен­ник и хи­мик Д. Прис­т­ли, со­ци­аль­ный «фан­та­зер» из Ир­лан­дии Эд­ж­верт, фаб­ри­кант пу­го­виц, став­ший за­тем про­из­во­ди­те­лем па­ро­вых ма­шин, М. Бол­тон. Друзь­ями это­го об­щес­т­ва бы­ли фи­ло­соф и ис­то­рик Д. Юм, эко­но­мист А. Смит, ос­но­ва­тель сов­ре­мен­ной ге­оло­гии Гет­тон. Пред­ме­том их об­ще­ния бы­ли кон­к­рет­но-прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, ре­фор­ма сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и т. д.

Успехи на­уч­но­го поз­на­ния ве­ли к раз­мыш­ле­ни­ям об от­но­си­тель­нос­ти ре­ли­ги­оз­но­го обос­но­ва­ния мо­раль­ных цен­нос­тей. На­ча­лись по­ис­ки свет­с­ких нрав­с­т­вен­ных цен­нос­тей­, ста­ли раз­ви­вать­ся идеи без­ре­ли­ги­оз­но­го прос­ве­ще­ния об­щес­т­ва как ус­ло­вия его бла­го­по­лу­чия. Де­ятель­ность прос­ве­ти­те­лей ста­ла иде­оло­ги­чес­кой ба­зой Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции (ло­зун­ги сво­бо­ды, ра­вен­с­т­ва и брат­с­т­ва), ос­но­вой раз­ви­тия сов­ре­мен­ных на­ук о го­су­дар­с­т­ве и пра­ве. Муд­рая Ека­те­ри­на II, ув­лек­шись пе­ре­пис­кой с прос­ве­ти­те­ля­ми, все же ос­та­но­ви­ла сво­их рос­сий­ских сто­рон­ни­ков: «Вы жи­ви­те по-ази­ат­с­ки, толь­ко ду­май­те по-евро­пей­ски!»

В кон­це XVI­II - на­ча­ле XIX в. про­ис­хо­ди­ли про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция в Ан­г­лии, по­ли­ти­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния в Аме­ри­ке, Фран­ции. Об­щес­т­ву ста­но­ви­лась все бо­лее яс­ной прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, как и вза­им­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в но­вых об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ни­ях. XIX век - эпо­ха рас­ц­ве­та клас­си­чес­ко­го ес­тес­т­воз­на­ния. Бы­ла соз­да­на еди­ная сис­те­ма на­ук. Пер­вые ис­сле­до­ва­ния раз­ви­ва­ющих­ся, не­пов­то­ри­мых яв­ле­ний­, на­ча­тые в пре­ды­ду­щем ве­ке И. Кан­том и ге­оло­га­ми, прев­ра­ти­лись в спектр ес­тес­т­вен­но-исто­ри­чес­ких на­ук - ге­оло­гию, па­ле­он­то­ло­гию, би­оло­гию, эм­б­ри­оло­гию и т. д., в рам­ках ко­то­рых шла ин­тен­сив­ная по­ле­ми­ка о воз­мож­нос­тях ис­поль­зо­ва­ния зна­ния о нас­то­ящем для по­ни­ма­ния прош­ло­го. К се­ре­ди­не ве­ка идея не­об­ра­ти­мос­ти про­цес­сов жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, как и че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва, ста­ла приз­нан­ной­, а фи­ло­соф­с­кая ди­алек­ти­ка бы­ла за­яв­ле­на как ме­тод пос­ти­же­ния та­ких про­цес­сов. Ра­бо­ты Ч. Дар­ви­на, как и раз­ви­тие фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­чес­ких на­ук - тер­мо­ди­на­ми­ки, те­ории элек­т­ри­чес­т­ва, элек­т­ро­маг­не­тиз­ма,- по­дор­ва­ли ве­ру в уни­вер­саль­ность прин­ци­пов пос­т­ро­ения зна­ний в ме­ха­ни­ке (ме­ха­ни­чес­кая кар­ти­на ми­ра) для по­ни­ма­ния всех при­род­ных яв­ле­ний­, за­ло­жи­ли ос­но­ва­ние для фор­му­ли­ро­ва­ния аль­тер­на­тив­ных кар­тин ми­ра (элек­т­ро­маг­нит­ной и т. д.). В то же вре­мя ес­тес­т­воз­на­ние все тес­нее свя­зы­ва­ло се­бя с про­из­вод­с­т­вом. По­яви­лись пер­вые на­уч­но-иссле­до­ва­тель­с­кие ин­с­ти­ту­ты. Важ­ным ли­цом стал ин­же­нер.

Общественные на­уки в XIX в. раз­ви­ва­лись дос­та­точ­но ин­тен­сив­но, что бы­ло свя­за­но с рез­ки­ми из­ме­не­ни­ями в са­мой дей­ст­ви­тель­нос­ти, боль­шим ко­ли­чес­т­вом но­во­го от­к­рыв­ше­го­ся ис­сле­до­ва­те­лям эм­пи­ри­чес­ко­го ма­те­ри­ала, на­коп­лен­ным опы­том в са­мих об­щес­т­вен­ных на­уках. Про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­но­го бы­тия лю­дей пот­ре­бо­ва­ли как ин­тен­сив­но­го со­зи­да­ния те­оре­ти­чес­ких мо­де­лей этих про­цес­сов (по­ли­тэ­ко­но­мии, те­ории го­су­дар­с­т­ва и пра­ва, со­ци­оло­гии и т. д.), так и иде­оло­ги­чес­ко­го вы­ра­же­ния бо­рю­щих­ся за власть групп, в том чис­ле - мо­де­лей об­щес­т­ва со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Так воз­ник уто­пизм в фор­ме со­ци­ализ­ма (тер­мин «со­ци­ализм» стал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 30-х го­дов XIX в.); пред­п­ри­ни­ма­лись по­пыт­ки ре­аль­ной де­ятель­нос­ти по пе­ре­ус­т­рой­ст­ву об­щес­т­ва на прин­ци­пах со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти: дви­же­ние ба­бу­вис­тов, «Со­юз ком­му­нис­тов», ко­ло­нии со­ци­алис­тов в США, дви­же­ние анар­хис­тов.

К. Маркс и Ф. Эн­гельс, ана­ли­зи­руя со­ци­аль­ные кол­ли­зии в Ев­ро­пе и США на­ча­ла XIX в., по­пы­та­лись дать «ди­алек­ти­чес­ко-ма­те­ри­алис­ти­чес­кое» обос­но­ва­ние со­ци­алис­ти­чес­ким иде­ям, ис­поль­зуя для сво­ей кон­цеп­ции не­мец­кую клас­си­чес­кую фи­ло­со­фию, уче­ния А. Сми­та и дру­гих эко­но­мис­тов. Про­воз­г­ла­сив идею пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва пу­тем клас­со­вой борь­бы и про­ле­тар­с­кой ре­во­лю­ции, они прев­ра­ти­ли свое уче­ние в иде­оло­гию та­кой борь­бы и за­яви­ли о не­об­хо­ди­мос­ти пар­тий­но­го ею ру­ко­вод­с­т­ва, чем да­ли «те­оре­ти­чес­кое бла­гос­ло­ве­ние» на но­вые кро­воп­ро­ли­тия во имя спра­вед­ли­вос­ти. В пря­мом про­ти­во­ре­чии с эти­ми иде­ями на­хо­дит­ся ре­ли­гия, хрис­ти­ан­с­кое уче­ние о сво­бо­де че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти. Ес­тес­т­вен в свя­зи с этим ак­тив­ный де­марш К. Мар­к­са про­тив это­го уче­ния: «Ре­ли­гия - опи­ум для на­ро­да!»

Наряду с мно­го­чис­лен­ны­ми по­пыт­ка­ми дать ра­ци­она­лис­ти­чес­кую кар­ти­ну че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия (и да­же его ре­во­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния) с на­ча­ла XIX в. стал воз­рас­тать ин­те­рес к та­ким на­ча­лам лич­нос­ти, как ее ве­ра, во­ля, сво­бо­да. Бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы ли­бе­ра­лиз­ма. На сме­ну ате­ис­ти­чес­ко­му от­б­ра­сы­ва­нию ре­ли­гии приш­ли серь­ез­ные тру­ды по ре­ли­ги­ове­де­нию. Ре­ли­ги­оз­ность вновь про­яви­ла се­бя не­ус­т­ра­ни­мой сущ­нос­тью че­ло­ве­чес­кой куль­ту­ры.

Таким об­ра­зом, те­оре­ти­чес­кая мысль в рас­смат­ри­ва­емый на­ми пе­ри­од прош­ла путь от соз­да­ния ес­тес­т­воз­на­ния до ре­во­лю­ции в его ос­но­вах. На­ука как фор­ма те­оре­ти­чес­ко­го мыш­ле­ния прев­ра­ти­лась как в ин­тел­лек­ту­аль­ную, так и про­из­во­ди­тель­ную си­лу об­щес­т­ва. А пос­то­ян­но рас­ту­щие ус­пе­хи от при­ме­не­ния на­уч­ных идей в ма­те­ри­аль­ном про­из­вод­с­т­ве де­ла­ли на­уку в но­вое вре­мя ос­нов­ным дес­та­би­ли­зи­ру­ющим фак­то­ром че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия.


Естествознание и техника.

 


Развитию на­уки, воз­рас­та­нию ее ро­ли в про­из­вод­с­т­ве, ста­нов­ле­нию тех­ни­чес­ких на­ук в ре­ша­ющей сте­пе­ни спо­соб­с­т­во­ва­ло со­вер­шен­с­т­во­ва­ние ма­те­ма­ти­ки, ее все бо­лее ин­тен­сив­ное ис­поль­зо­ва­ние в фор­му­ли­ро­ва­нии на­уч­ных зна­ний. Вве­де­ние бук­вен­ной сим­во­ли­ки в ал­геб­ра­ичес­кие до­ка­за­тель­с­т­ва, соз­да­ние таб­лиц ло­га­риф­мов, ана­ли­ти­чес­кой ге­омет­рии, диф­фе­рен­ци­аль­но­го ис­чис­ле­ния поз­во­ли­ли сде­лать ме­ха­ни­ку, а за­тем и дру­гие на­уки точ­ны­ми, а их ре­зуль­та­ты - дос­туп­ны­ми для прак­ти­чес­ко­го при­ме­не­ния. Ма­те­ма­ти­ка ста­ла ин­тег­ри­ру­ющим фак­то­ром на­уки, а с се­ре­ди­ны XIX в. - ме­то­дом по­лу­че­ния на­уч­ных зна­ний.

В XVI­II в. за­ня­тие ма­те­ма­ти­кой ста­но­вит­ся про­фес­си­ей­, при­об­ре­та­ет ин­тер­на­ци­ональ­ный ха­рак­тер. Так, швей­ца­рец, пе­тер­бур­г­с­кий ака­де­мик Л. Эй­лер (1707-1783) и фран­цуз, пре­зи­дент Бер­лин­с­кой ака­де­мии на­ук Ж. Лаг­ранж (1736-1816) су­щес­т­вен­но прод­ви­ну­ли впе­ред ма­те­ма­ти­чес­кий ана­лиз, те­орию чи­сел. На ру­бе­же сле­ду­юще­го ве­ка раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки спо­соб­с­т­во­вал На­по­ле­он Бо­на­парт: он ин­те­ре­со­вал­ся ис­сле­до­ва­ни­ями Лап­ла­са, по его ини­ци­ати­ве уче­ные за­ня­лись сос­тав­ле­ни­ем мет­ри­чес­кой сис­те­мы мер и но­вых три­го­но­мет­ри­чес­ких таб­лиц. В XIX в. ма­те­ма­ти­ка ста­ла при­ме­нять­ся для объ­яс­не­ния яв­ле­ний теп­ло­ты, элек­т­ри­чес­т­ва, маг­не­тиз­ма.

В ма­те­ма­ти­ке, как и в лю­бой на­уке, су­щес­т­ву­ют те­мы, раз­ра­бот­ка ко­то­рых про­дол­жа­ет­ся в те­че­ние ве­ков. Так, вве­де­ние мни­мых чи­сел в XVI­II в. поз­во­ли­ло фран­цуз­с­ко­му ма­те­ма­ти­ку О. Ко­ши (1789-1837) за­ло­жить ос­но­вы те­ории фун­к­ций ком­п­лек­с­но­го пе­ре­мен­но­го - эта те­ория ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся сов­ре­мен­ной на­укой. Два ты­ся­че­ле­тия уче­ные-ма­те­ма­ти­ки тщет­но пы­та­лись до­ка­зать пя­тый пос­ту­лат Ев­к­ли­да, а к кон­цу XVI­II в. по­яви­лись ин­ту­итив­ные мыс­ли о воз­мож­нос­ти соз­да­ния ге­омет­рии, в ко­то­рой был бы ис­поль­зо­ван пос­ту­лат про­ти­во­по­лож­но­го со­дер­жа­ния. Про­фес­сор Ка­зан­с­ко­го уни­вер­си­те­та Н.И. Ло­ба­чев­с­кий (1792-1856) соз­дал ва­ри­ант не­ев­к­ли­до­вой ге­омет­рии. В 1856 г. не­мец­кий ма­те­ма­тик Б. Ри­ман (1826-1866) до­ка­зал, что мо­гут су­щес­т­во­вать и дру­гие ва­ри­ан­ты (ри­ма­но­вы) ге­омет­рии. Та­ко­вые ис­поль­зу­ют­ся ши­ро­ко в сов­ре­мен­ной на­уке.

Как от­ме­ча­лось вы­ше, эта­ло­ном на­уч­нос­ти в XVI­II в. ста­ла ме­ха­ни­ка. Для нее соз­да­ва­лись преж­де все­го но­вые эк­с­пе­ри­мен­таль­ные при­бо­ры и обо­ру­до­ва­ние, что ве­ло к раз­ви­тию от­рас­лей ме­ха­ни­ки - гид­ро­ме­ха­ни­ки (на­уки о рав­но­ве­сии и дви­же­нии в жид­кос­тях), пнев­ма­ти­ки (на­уки о дви­же­нии га­зов), бал­лис­ти­ки (о сво­бод­но дви­жу­щих­ся в га­зо­об­раз­ных сре­дах твер­дых те­лах). Раз­ви­тию ме­ха­ни­ки спо­соб­с­т­во­ва­ло и воз­рож­де­ние про­ван­саль­с­ким свя­щен­ни­ком П. Гас­сен­ди (1592-1655) ан­тич­но­го уче­ния об ато­мах как час­ти­цах, дви­жу­щих­ся в пус­то­те. Ато­мам бы­ли при­пи­са­ны свой­ст­ва иметь инер­цию и тя­жесть. Идеи ато­миз­ма бы­ли ис­поль­зо­ва­ны И. Ньюто­ном. За­тем на ато­мар­ном прин­ци­пе соз­дал уче­ние о стро­ении ве­щес­т­ва Д. Даль­тон (1766-1844).

Существенное вли­яние на раз­ви­тие на­уки ока­зы­ва­ли ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные в про­из­вод­с­т­ве. Так про­изош­ло с тер­мо­ди­на­ми­кой. От­к­ры­тия в XVII в. в об­лас­ти пнев­ма­ти­ки поз­во­ли­ли ори­ен­ти­ро­вать ее на прак­ти­ку. В 1690 г. фран­цуз­с­кий фи­зик Д. Па­пен (1647-1714) опи­сал прин­цип ра­бо­ты па­ро­ат­мос­фер­но­го дви­га­те­ля. Его раз­ра­бот­кой за­ня­лись Т. Се­ве­ри, Т. Ньюко­мен, Д. Уатт. В ре­зуль­та­те этот дви­га­тель стал важ­ней­шей сос­тав­ной час­тью про­из­вод­с­т­ва. А те­оре­ти­чес­кий ана­лиз прин­ци­пов его ра­бо­ты фран­цуз­с­ким ин­же­не­ром С. Кар­но в XIX в, по­ло­жил на­ча­ло те­оре­ти­чес­кой тер­мо­ди­на­ми­ке, ко­то­рая пос­ле от­к­ры­тия прин­ци­па сох­ра­не­ния энер­гии ста­ла вли­ять на фор­ми­ро­ва­ние на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния: бы­ла выд­ви­ну­та идея «теп­ло­вой смер­ти Все­лен­ной­», а так­же сде­ла­на по­пыт­ка соз­дать энер­ге­ти­чес­кую (анти­те­за ме­ха­ни­чес­кой­) кар­ти­ну ми­ра.

Еще в на­ча­ле XVII в. ан­г­ли­ча­нин У. Гиль­берт на­чал изу­чать элек­т­ри­чес­т­во и маг­не­тизм, ко­то­рый он счи­тал при­чи­ной­, удер­жи­ва­ющей пла­не­ты на ор­би­тах. Идеи Гиль­бер­та ста­ли пред­ме­том вни­ма­ния че­рез сто лет. К кон­цу XVI­II в. сфор­ми­ро­ва­лась на­ука об элек­т­ри­чес­т­ве, де­ла­лись по­пыт­ки ее ме­ха­нис­ти­чес­ко­го обос­но­ва­ния. Аме­ри­кан­с­кий фи­ло­соф и фи­зик Б. Фран­к­лин (1706-1790) пред­ло­жил по­ни­мать элек­т­ри­чес­т­во как жид­кость, су­щес­т­ву­ющую во всех те­лах. Фран­цуз Ш. Ку­лон (1736-1806) на­пи­сал фор­му­лы ма­те­ма­ти­чес­ких со­от­но­ше­ний для этой жид­кос­ти, поз­во­ля­ющие до сих пор про­из­во­дить ко­ли­чес­т­вен­ное опи­са­ние яв­ле­ний элек­т­ри­чес­т­ва. По­хо­жесть урав­не­ний ма­те­ма­ти­ки для опи­са­ния вза­имо­дей­ст­вия за­ря­дов элек­т­ри­чес­т­ва и по­лю­сов маг­ни­тов по­бу­ди­ла уче­ных к мыс­ли о свя­зи этих яв­ле­ний. В 1820 г. слу­чай по­мог дат­с­ко­му уче­но­му X. Эр­с­те­ду (1777- 1851) ус­та­но­вить факт от­к­ло­не­ния маг­нит­ной стрел­ки под вли­яни­ем элек­т­ри­чес­ко­го то­ка. В 1831 г. ан­г­лий­ский фи­зик-са­мо­уч­ка М. Фа­ра­дей (1791-1867) под­т­вер­дил факт воз­ник­но­ве­ния элек­т­ри­чес­ко­го то­ка под вли­яни­ем маг­ни­та. Он же пред­ви­дел су­щес­т­во­ва­ние маг­нит­но­го по­ля, те­орию ко­то­ро­го раз­ра­бо­тал то­же ан­г­ли­ча­нин К. Мак­с­велл (1831-1879). По­яви­лась воз­мож­ность соз­да­ния элек­т­ро­маг­нит­ной кар­ти­ны ми­ра. Прак­ти­чес­кое ис­поль­зо­ва­ние ра­бот по элек­т­ро­маг­не­тиз­му и элек­т­ри­чес­т­ву при­ве­ло к соз­да­нию элек­т­ро­тех­ни­ки и ра­ди­отех­ни­ки, ус­пе­хи ко­то­рой - де­ло сле­ду­юще­го ве­ка.

Физические зна­ния спо­соб­с­т­во­ва­ли раз­ви­тию хи­мии, ко­то­рая сло­жи­лась как на­ука в XVII в. в ре­зуль­та­те син­те­за прак­ти­чес­ко­го опы­та по по­лу­че­нию но­вых ве­ществ и ты­ся­че­лет­них ис­сле­до­ва­ний ал­хи­ми­ков. Один из ос­но­ва­те­лей Лон­дон­с­ко­го ко­ро­лев­с­ко­го об­щес­т­ва фи­зик и хи­мик Р. Бейль (1626-1691) сфор­му­ли­ро­вал дос­та­точ­но точ­ное оп­ре­де­ле­ние хи­ми­чес­ко­го эле­мен­та и за­ло­жил ос­но­ву ко­ли­чес­т­вен­но­го изу­че­ния ве­щес­т­ва. Бы­ло вве­де­но по­ня­тие «фло­гис­тон» для оп­ре­де­ле­ния го­рю­чес­ти ве­щес­т­ва (фло­гис­тон как сос­тав­ная часть ве­ществ, ко­то­рую они те­ря­ют при го­ре­нии). Мно­го­чис­лен­ные опы­ты при­ве­ли Дж. Прис­т­ли в 1774 г. к вы­де­ле­нию фло­гис­то­на, ко­то­рый впос­лед­с­т­вии был наз­ван кис­ло­ро­дом. Со­вер­шен­с­т­во­ва­нию ко­ли­чес­т­вен­но­го ана­ли­за в хи­мии спо­соб­с­т­во­ва­ли идеи Даль­то­на об ато­мар­ном стро­ении ве­щес­т­ва. Оп­ре­де­лен­ным за­вер­ше­ни­ем уси­лий хи­ми­ков по упо­ря­до­че­нию зна­ний хи­ми­чес­ких эле­мен­тов сле­ду­ет счи­тать соз­да­ние Д.И. Мен­де­ле­евым в 1869 г. Пе­ри­оди­чес­кой сис­те­мы.

В XIX в. хи­мия раз­ви­ва­лась в зна­чи­тель­ной ме­ре под вли­яни­ем пот­реб­нос­тей про­мыш­лен­нос­ти и сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва. От­к­ры­тие но­вых ве­ществ, их ис­кус­ствен­ный син­тез спо­соб­с­т­во­ва­ли раз­ви­тию хи­ми­чес­кой про­мыш­лен­нос­ти, осо­бен­но в Гер­ма­нии. Прак­ти­чес­кие пот­реб­нос­ти в но­вых кра­си­те­лях, а так­же ин­тен­си­фи­ка­ция сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва пот­ре­бо­ва­ли раз­ви­тия ор­га­ни­чес­кой хи­мии. Вста­ла проб­ле­ма ко­ли­чес­т­вен­но­го ана­ли­за но­вых ве­ществ. Ра­бо­ты не­мец­ко­го хи­ми­ка Ю. фон Ли­би­ха (1803-1873) и фран­цуз­с­ко­го би­охи­ми­ка Л. Пас­те­ра (1825-1895) поз­во­ли­ли прий­ти к вы­во­ду о су­щес­т­во­ва­нии спе­ци­аль­ных мо­ле­ку­ляр­ных струк­тур этих ве­ществ. Та­ко­вая (бен­золь­ное коль­цо) бы­ла об­на­ру­же­на не­мец­ким хи­ми­ком Ке­ку­лем в 1865 г. Ю. Фон Ли­бих вы­яс­нял роль азо­та, фос­фа­тов, со­лей в жиз­ни рас­те­ний­, за­ло­жив тем са­мым ос­но­вы би­охи­мии - на­уки о еди­ном про­цес­се вза­имоп­рев­ра­ще­ния ве­ществ в при­ро­де.

Обратимся те­перь к не­ко­то­рым тех­ни­чес­ким изоб­ре­те­ни­ям и от­к­ры­ти­ям, что­бы пол­нее об­ра­тить вни­ма­ние на прак­ти­чес­кий эф­фект от на­уки. В ре­зуль­та­те соз­да­ния мно­гих ра­бо­чих ма­шин и па­ро­во­го дви­га­те­ля в кон­це XVI­II в. в Ан­г­лии, а в на­ча­ле XIX в. в дру­гих стра­нах на­ча­лась про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция, ко­то­рая ста­ла круп­ней­шим со­ци­аль­ным яв­ле­ни­ем, пос­та­вив­шим серь­ез­ные за­да­чи и пе­ред ес­тес­т­воз­на­ни­ем, и пе­ред об­щес­т­вен­ны­ми на­ука­ми, и пе­ред по­ли­ти­ка­ми. Рас­смот­рим в этой свя­зи не­ко­то­рые тех­ни­чес­кие из­де­лия это­го пе­ри­ода - ка­ко­ва бы­ла их судь­ба.

Уместно на­чать с лег­кой про­мыш­лен­нос­ти - пер­вой «лас­точ­ки» ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го про­из­вод­с­т­ва. Оно за­ин­те­ре­со­ва­но в при­бы­ли, а зна­чит, в пот­ре­би­те­ле, по­ку­па­те­ле сво­ей про­дук­ции и преж­де все­го тка­ней­, обу­ви, одеж­ды, а не стан­ков и ма­шин. Да и сто­имость ос­нов­но­го ка­пи­та­ла на еди­ни­цу про­дук­ции здесь ни­же, чем в ма­ши­нос­т­ро­ении. Ко­неч­но, для раз­ви­тия лег­кой про­мыш­лен­нос­ти тре­бо­ва­лась сырь­евая ба­за. Она воз­ник­ла рань­ше все­го в Ан­г­лии на­ча­ла XVI­II в., где усо­вер­шен­с­т­во­ва­ния в зем­ле­де­лии рез­ко по­вы­си­ли до­ход­ность то­вар­но­го про­из­вод­с­т­ва не­об­хо­ди­мо­го сырья. А быс­т­рый рост го­ро­дов обес­пе­чи­вал рын­ки сбы­та для хле­ба, мя­са, тка­ней и пр. К 1750 г. про­мыш­лен­ность на­учи­лась об­ра­ба­ты­вать вво­зи­мый из ко­ло­ний хло­пок (до это­го эк­с­пор­ти­ро­ва­лись тка­ни), что су­щес­т­вен­но уве­ли­чи­ло и раз­но­об­ра­зи­ло рын­ки сбы­та, а зна­чит, и об­ласть при­ме­не­ния тех­ни­ки. Тра­ди­ции ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­с­т­ва, ос­но­ван­но­го на раз­де­ле­нии тру­да, опыт мас­те­ро­вых, рост сырь­евых ре­сур­сов и пот­реб­нос­тей по­бу­ди­ли ан­г­лий­ских изоб­ре­та­те­лей в XVI­II в. соз­дать не­об­хо­ди­мое ткац­кое, пря­диль­ное, швей­ное обо­ру­до­ва­ние (прав­да, пер­вая швей­ная ма­ши­на по­яви­лась в Ве­не, но пер­вый па­тент на та­кую ма­ши­ну был по­лу­чен в Ан­г­лии в 1755 г.). Все это обо­ру­до­ва­ние при­во­ди­лось в дей­ст­вие сна­ча­ла во­дя­ны­ми, а за­тем па­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми, что де­ла­ло его дос­та­точ­но про­из­во­ди­тель­ным, ос­во­бож­да­ло ра­бо­чие ру­ки. Не­ко­то­рые изоб­ре­те­ния Хар­г­рив­са, Ар­к­рай­та, Ву­да мож­но встре­тить и в сов­ре­мен­ных ма­ши­нах.

Для осу­щес­т­в­ле­ния ре­во­лю­ции в лег­кой про­мыш­лен­нос­ти тре­бо­ва­лись ка­пи­тал и ра­бо­чая си­ла. Ис­точ­ни­ком на­коп­ле­ния бы­ли при­бы­ли куп­цов пред­шес­т­ву­ющих сто­ле­тий­, эк­с­п­лу­ата­ция ре­сур­сов вновь от­к­ры­ва­емых зе­мель (для это­го тре­бо­ва­лись тех­ни­ка, но­вые ти­пы тран­с­пор­ти­ров­ки) , гра­беж ко­ло­ний. А ра­бо­чая си­ла пос­тав­ля­лась по­ли­ти­кой вы­тес­не­ния крес­ть­ян с зем­ли при соз­да­нии там фер­мер­с­ких хо­зяй­ств опять-та­ки при на­ли­чии со­от­вет­с­т­ву­ющей сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ной тех­ни­ки. В свою оче­редь, для раз­ви­тия тех­ни­чес­ки ос­на­щен­но­го про­из­вод­с­т­ва бы­ли не­об­хо­ди­мы и но­вые ка­пи­та­лы, и сво­бод­ные ру­ки, т. е. из­ме­не­ние ха­рак­те­ра об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ний.

Погоня за при­былью и кон­ку­рен­ция в сле­ду­ющем ве­ке тре­бо­ва­ли от вла­дель­цев пред­п­ри­ятий со­вер­шен­с­т­во­ва­ния этих от­но­ше­ний­, ис­поль­зо­ва­ния дос­ти­же­ний на­уки на про­из­вод­с­т­ве. Од­но­го мас­тер­с­т­ва умель­цев-изоб­ре­та­те­лей уже не хва­та­ло. Воз­рас­та­ла нуж­да в тех­ни­чес­ких изоб­ре­те­ни­ях, при­ме­не­ние ко­то­рых не тре­бо­ва­ло бы ра­бо­чих вы­со­ких ква­ли­фи­ка­ций. Со­еди­не­ние изоб­ре­та­тель­с­т­ва с на­уч­ны­ми зна­ни­ями поз­во­ли­ло в XIX в. уве­ли­чить про­из­во­ди­тель­ность стан­ков в лег­кой про­мыш­лен­нос­ти в нес­коль­ко раз при рас­ши­ре­нии ас­сор­ти­мен­та и ка­чес­т­ва вы­пус­ка­емой про­дук­ции.

Мореплавание, раз­ви­тие сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва и лег­кой про­мыш­лен­нос­ти, а так­же пот­реб­нос­ти ар­мии ин­тен­си­фи­ци­ро­ва­ли ме­тал­лур­ги­чес­кую и ма­ши­нос­т­ро­итель­ную про­мыш­лен­ность. В на­ча­ле XVI­II сто­ле­тия с по­мощью фи­зи­чес­ких и хи­ми­чес­ких зна­ний был соз­дан кокс, дав­ший воз­мож­ность по­лу­че­ния де­ше­во­го чу­гу­на. Но бы­ла не­об­хо­ди­ма сталь, про­из­вод­с­т­во ко­то­рой бы­ло за­сек­ре­че­но на Вос­то­ке. Пу­тем дол­гих эк­с­пе­ри­мен­тов фран­цуз­с­ко­му ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лю А. Ре­омю­ру уда­лось до­ка­зать род­с­т­во же­ле­за, ста­ли и чу­гу­на и от­к­рыть сек­рет про­из­вод­с­т­ва ста­ли и же­ле­за (1722). Но ре­цеп­ты Ре­омю­ра дол­гое вре­мя ка­за­лись не­осу­щес­т­ви­мы­ми, по­ка ан­г­лий­ский изоб­ре­та­тель Г. Бес­се­мер (1813-1898) не на­шел в 1856 г. спо­соб про­ду­ва­ния воз­ду­ха че­рез го­ря­чий чу­гун с целью вы­го­ра­ния из не­го из­лиш­не­го кис­ло­ро­да и прев­ра­ще­ния в сталь. Поч­ти од­нов­ре­мен­но братья Э. и П. Мар­те­ны (Фран­ция) соз­да­ли спе­ци­аль­ную печь для вос­ста­нов­ле­ния ста­ли из чу­гу­на, наз­ван­ную их име­нем. Де­ше­вая сталь су­щес­т­вен­но пов­ли­яла на раз­ви­тие тех­ни­ки, в том чис­ле и ору­жия, а зна­чит, про­ло­жи­ла до­ро­гу к бу­ду­щей «вой­не мо­то­ров».

Препятствием для со­еди­не­ния ме­ха­ни­ки с ма­ши­нос­т­ро­ени­ем бы­ло вна­ча­ле как от­сут­с­т­вие в на­уке прак­ти­чес­ки при­ме­ни­мых кон­к­рет­ных фор­мул, таб­лиц, схем, так и от­сут­с­т­вие в ма­ши­нос­т­ро­итель­ной прак­ти­ке ме­то­дов точ­но­го ме­тал­ло­ре­за­ния и дру­гих спо­со­бов об­ра­бот­ки ме­тал­ла, со­от­вет­с­т­ву­ющих пред­ла­га­емым схе­мам, фор­му­лам. Лишь к XIX в. бы­ла соз­да­на тех­ни­чес­кая на­ука о ма­ши­нос­т­ро­ении, а так­же со­от­вет­с­т­ву­ющие спо­со­бы об­ра­бот­ки ме­тал­ла. Ес­тес­т­вен­но, что при­ме­не­ние ма­шин ме­ня­ло мно­гие жиз­нен­ные цен­нос­ти, в чем-то ос­лож­ня­ло жизнь че­ло­ве­ка. По­это­му бы­ли не толь­ко вос­тор­ги по по­во­ду но­во­го при­шель­ца, но и в XVII-XVI­II вв. по­пыт­ки из­ба­вить­ся от не­го (нап­ри­мер, по­лом­ки ма­шин вы­тес­ня­емы­ми с про­из­вод­с­т­ва ра­бо­чи­ми - луд­дизм), а так­же зап­ре­ще­ния влас­тей при­ме­нять вы­со­коп­ро­из­во­ди­тель­ные ма­ши­ны. Так, с 1653 г. в Ут­рех­те по­яви­лась ма­ши­на для из­го­тов­ле­ния ве­ре­вок с их по­лу­ав­то­ма­ти­чес­ким скру­чи­ва­ни­ем, ее про­из­во­ди­тель­ность ока­за­лась в пять раз вы­ше ра­нее дей­ст­во­вав­ше­го обо­ру­до­ва­ния - ма­ши­ну зап­ре­ти­ли го­род­с­кие влас­ти. В 1639 и 1648 гг. в Гол­лан­дии бы­ла зап­ре­ще­на лен­точ­ная ма­ши­на, а в 1685 г. ее пуб­лич­но сож­г­ли в Гам­бур­ге. Но, ве­ро­ят­но, этой ма­ши­ной все же поль­зо­ва­лись, так как зап­рет вновь пов­то­рил Карл VI. В 1620 г. кур­фюрст Сак­сон­с­кий при­нял за­кон, зап­ре­щав­ший це­лый ряд стан­ков. Од­на­ко зап­ре­ты пос­те­пен­но спус­ка­лись на тор­мо­зах, ибо ста­но­ви­лось яс­ным, что без ма­шин и без при­ме­не­ния на­уч­ных зна­ний уже не обой­тись; меж­ду на­укой и про­из­вод­с­т­вом пот­ре­бо­вал­ся пос­ред­ник - ин­же­нер. К чис­лу пер­вых ин­же­не­ров мож­но от­нес­ти ра­бо­чих, об­ла­дав­ших боль­шим уме­ни­ем и сме­кал­кой. Это бы­ли са­мо­уч­ки по из­го­тов­ле­нию ин­с­т­ру­мен­та, гор­но­го и ткац­ко­го обо­ру­до­ва­ния, дви­га­те­лей и др. Лишь в 1850 г. сфор­ми­ро­ва­лась це­ле­нап­рав­лен­ная под­го­тов­ка ин­же­не­ров в учеб­ных за­ве­де­ни­ях как сис­те­ма.

Большое зна­че­ние в но­вое вре­мя име­ло раз­ви­тие тран­с­пор­т­ной тех­ни­ки и средств свя­зи. В XIX в. на по­мощь приш­ла на­ука. Честь ре­ше­ния проб­ле­мы па­ро­во­го же­лез­но­до­рож­но­го тран­с­пор­та при­над­ле­жит Дж. Сте­фен­со­ну - са­мо­уч­ке, сы­ну руд­нич­но­го ко­че­га­ра. Пер­вым пот­ре­би­те­лем та­ко­го тран­с­пор­та бы­ли уголь­ные бас­сей­ны. С 1814 по 1829 г. Сте­фен­со­ну уда­лось соз­дать се­рию все бо­лее со­вер­шен­ных па­ро­во­зов, спо­соб­ных пе­ред­ви­гать сос­та­вы ве­сом до 90 т. Тех­ни­ка бы­ла приз­на­на при­год­ной для де­ла, ког­да уда­лось обог­нать ло­шадь - тра­ди­ци­он­но­го воз­чи­ка уг­ля в шах­тах. Вплоть до се­ре­ди­ны XX в., ког­да теп­ло­во­зы и элек­т­ро­во­зы вы­тес­ни­ли па­ро­во­зы с же­лез­ных до­рог, все ти­пы па­ро­во­зов соз­да­ва­лись на ба­зе сте­фен­со­нов­с­кой «Ра­ке­ты». Мас­со­вое же­лез­но­до­рож­ное стро­итель­с­т­во в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке раз­вер­ну­лось к се­ре­ди­не XIX в.

В 1803 г. на ре­ке Се­не в Па­ри­же про­хо­дил ис­пы­та­ние пер­вый не­со­вер­шен­ный па­ро­ход, пос­т­ро­ен­ный Р. Фул­то­ном. С соз­дан­но­го им вто­ро­го, бо­лее со­вер­шен­но­го па­ро­хо­да, оп­ро­бо­ван­но­го в Гуд­зо­не (США), на­ча­лась ис­то­рия па­ро­хо­дос­т­ро­ения. «Клер­монт» (так наз­вал свое де­ти­ще Р. Фул­тон) имел в дли­ну 43 м, во­до­из­ме­ще­ние - 15 т. На нем бы­ла ус­та­нов­ле­на па­ро­вая ма­ши­на Уат­та мощ­нос­тью 20 ло­ша­ди­ных сил. Путь от Нью-Йор­ка в 270 км он про­шел за 32 ча­са. В 1819 г. мор­с­кой па­ро­ход «Са­ван­на» доб­рал­ся из Ев­ро­пы в Аме­ри­ку за 26 дней. Но па­ро­хо­дос­т­ро­ение в XIX в. раз­ви­ва­лось мед­лен­но из-за труд­но­раз­ре­ши­мой проб­ле­мы эко­ном­но­го ис­поль­зо­ва­ния топ­ли­ва.

Важное от­к­ры­тие на ба­зе на­уч­ных зна­ний со­вер­шил в 1785 г. ис­пан­с­кий изоб­ре­та­тель Ф. Силь­ва. Ис­поль­зуя ста­ти­чес­кое элек­т­ри­чес­т­во, он соз­дал пер­вую те­лег­раф­ную ли­нию меж­ду Мад­ри­дом и Аран-ха­у­эсом. В 1835 г. аме­ри­ка­нец С. Мор­зе соз­дал пер­вый пи­шу­щий ап­па­рат, пе­ре­да­ющий ко­рот­кие и длин­ные им­пуль­сы, ко­то­рые на при­ем­ном ус­т­рой­ст­ве вос­п­ри­ни­ма­лись как точ­ки и ти­ре. В 1844 г. этот ап­па­рат был ис­поль­зо­ван на ли­нии Ва­шин­г­тон - Бал­ти­мор, а за­тем он по­лу­чил ши­ро­чай­шее рас­п­рос­т­ра­не­ние. К 1870 г. бы­ла ус­та­нов­ле­на меж­кон­ти­нен­таль­ная те­лег­раф­ная связь. Мож­но ут­вер­ж­дать, что на­ука об элек­т­ри­чес­т­ве бы­ла пер­вой­, на ба­зе ко­то­рой воз­ник­ла но­вая про­мыш­лен­ность без опо­ры на до­на­уч­ный опыт.

Химическое мас­тер­с­т­во из­вес­т­но за­дол­го до соз­да­ния хи­мии как на­уки. Но к на­ча­лу XVI­II в. по­яви­лись пред­по­сыл­ки для при­ме­не­ния пос­лед­ней в прак­ти­ке, что яви­лось су­щес­т­вен­ным фак­то­ром соз­да­ния но­вых от­рас­лей про­мыш­лен­нос­ти. Вы­ше уже го­во­ри­лось о по­лу­че­нии кок­са из ка­мен­но­го уг­ля в 1640 г. Че­рез 80 лет из не­го ис­кус­ствен­но был вы­де­лен го­рю­чий газ, ко­то­рый в 1765 г. на­чал при­ме­нять­ся для ос­ве­ще­ния улиц. В XVII в. на­учи­лись по­лу­чать ис­кус­ствен­ный хо­лод пу­тем хи­ми­чес­ких ре­ак­ций­, о не­об­хо­ди­мос­ти ко­то­ро­го в хо­зяй­ст­ве го­во­рил еще Ф. Бэ­кон. В 1727 г. Г. Шуль­цем бы­ла от­к­ры­та фо­то­хи­ми­чес­кая ре­ак­ция - ос­но­ва изоб­ре­те­ния Даг­ге­ром и Ар­че­ром фо­тог­ра­фии. Раз­ви­тие хи­мии, а так­же пот­реб­нос­ти вой­ны при­ве­ли к соз­да­нию пи­рок­си­ли­на (1846) и нит­рог­ли­це­ри­на (1847). При­ме­нять хи­мию на­ча­ли и в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве.

Уже под­чер­ки­ва­лось, что есть на­уч­ные от­к­ры­тия, чей рас­ц­вет нас­ту­па­ет не сра­зу, как и тех­ни­чес­кие изоб­ре­те­ния, век ко­то­рых - впе­ре­ди. Так слу­чи­лось в XIX в. с элек­т­ро­тех­ни­кой­, дви­га­те­ля­ми внут­рен­не­го сго­ра­ния, не­ко­то­ры­ми ви­да­ми тех­ни­ки свя­зи, ра­ди­отех­ни­кой­, оп­ре­де­лив­ши­ми нап­рав­ле­ние раз­ви­тия тех­ни­чес­ких на­ук и про­из­водств в XX в. Неп­рос­то скла­ды­ва­лась судь­ба на­ук, имев­ших де­ло с не­об­ра­ти­мы­ми из­ме­не­ни­ями в при­ро­де би­оло­ги­чес­ки­ми и ге­оло­ги­чес­ки­ми, зна­ния в ко­то­рых пол­нос­тью эк­с­пе­ри­мен­том не про­ве­ришь. Ко­неч­но, пот­реб­нос­ти в по­лез­ных ис­ко­па­емых, в сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ных про­дук­тах, в ле­че­нии че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, на­коп­лен­ные в пу­те­шес­т­ви­ях ре­зуль­та­ты наб­лю­де­ний за при­ро­дой спо­соб­с­т­во­ва­ли все воз­рас­тав­ше­му ин­те­ре­су к та­ким яв­ле­ни­ям, стрем­ле­нию прев­ра­тить его (этот ин­те­рес) в на­уч­ное зна­ние.

Можно наз­вать три при­чи­ны, тор­мо­зив­шие ин­тен­си­фи­ка­цию ес­тес­т­вен­но-исто­ри­чес­ких на­ук. Во-пер­вых, это их втор­же­ние в те­оло­ги­чес­кую сфе­ру, кон­ку­рен­ция с иде­ей о бо­жес­т­вен­ном тво­ре­нии всех ви­дов жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды. Во-вто­рых, слож­ность яв­ле­ний­, изу­ча­емых эти­ми на­ука­ми. Не­об­ра­ти­мость из­ме­не­ний поз­во­ля­ет лишь ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние ме­то­дов фи­зи­ки для их изу­че­ния. Эти ме­то­ды бы­ли соз­да­ны в пред­по­ло­же­нии воз­мож­нос­ти пов­то­ре­ния, вос­п­ро­из­ве­де­ния в эк­с­пе­ри­мен­те всех изу­ча­емых яв­ле­ний. И, в-треть­их, это же об­с­то­ятель­с­т­во де­ла­ет слож­ным пред­с­тав­ле­ние би­оло­ги­чес­ких и ге­оло­ги­чес­ких зна­ний в фор­ме, прак­ти­чес­ки по­лез­ной для ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­с­т­ва (это ста­ло дос­туп­ным лишь в XX в.).

С по­мощью изоб­ре­тен­но­го мик­рос­ко­па Ле­вен­гук (1632-1723) и дру­гие ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­ли ис­сле­до­ва­ли струк­ту­ру жи­вых ор­га­низ­мов. Бы­ли по­лу­че­ны не­ко­то­рые све­де­ния по ана­то­мии. Но все же это бы­ло ско­рее удов­лет­во­ре­ние лю­бо­пыт­с­т­ва или пред­мет для на­тур­фи­ло­соф­с­ких кон­с­т­рук­ций­, чем ба­за для прак­ти­чес­ко­го при­ме­не­ния этих дан­ных.

Лишь пос­те­пен­но про­ис­хо­ди­ло ста­нов­ле­ние са­мо­го по­ня­тия «раз­ви­тие» как зна­ния о не­об­ра­ти­мых из­ме­не­ни­ях в изу­ча­емых яв­ле­ни­ях, хо­тя вплоть до Ч. Дар­ви­на в би­оло­гии (да и в ге­оло­гии) дос­та­точ­но мир­но ужи­ва­лись по­лу­чен­ные в наб­лю­де­ни­ях зна­ния и на­тур­фи­ло­соф­с­кие, или те­оло­ги­чес­кие, кон­с­т­рук­ции. Би­оло­ги это­го пе­ри­ода изу­ча­ли как внут­рен­нюю струк­ту­ру жи­во­го, так и его ор­га­ни­чес­кую эво­лю­цию. Швед К. Лин­ней (1709-1778) соз­дал клас­си­фи­ка­цию всех жи­вот­ных, рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов и ми­не­ра­лов, ис­хо­дя из идеи не­из­мен­нос­ти все­го су­щес­т­ву­юще­го. «Ви­дов столь­ко, сколь­ко их вна­ча­ле сде­ла­ло без­на­чаль­ное су­щес­т­во!» Пред­ло­жен­ная Лин­не­ем клас­си­фи­ка­ция су­щес­т­ву­ет до нас­то­яще­го вре­ме­ни, уже не опи­ра­ясь на идею «без­на­чаль­но­го су­щес­т­ва», ибо она воз­ник­ла, опи­ра­ясь на обоб­щен­ные ре­зуль­та­ты наб­лю­де­ний за ре­аль­ной при­ро­дой с до­бав­ле­ни­ем вы­ше­наз­ван­ной идеи. Бо­та­ник Жорж Луи де Бюф­фон (1707-1788) пы­тал­ся обос­но­вать приз­на­ки, по ко­то­рым Лин­ней ква­ли­фи­ци­ро­вал ор­га­низ­мы, а Э. Дар­вин на ос­но­ва­нии идей Бюф­фо­на стре­мил­ся прос­ле­дить воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие все­го жи­во­го от ис­ход­но­го ор­га­низ­ма, т. е. ввес­ти идею не­об­ра­ти­мос­ти из­ме­не­ний. От­сут­с­т­вие не­об­хо­ди­мых дан­ных, да­же неб­ре­же­ние ими, сде­ла­ли его идеи не­убе­ди­тель­ны­ми в гла­зах уче­ных. Но са­ма мысль об эво­лю­ции ока­за­лась жи­ву­чей. Ж. Ла­марк (1744-1829) выд­ви­нул идею о за­ви­си­мос­ти эво­лю­ции ор­га­низ­мов от прис­по­соб­ля­емос­ти их к ок­ру­жа­ющей сре­де. Это был круп­ный шаг к дар­ви­низ­му.

Развитие эво­лю­ци­он­ной те­ории упи­ра­лось в ог­ра­ни­чен­ность ге­оло­ги­чес­ких пред­с­тав­ле­ний об из­ме­не­ни­ях в зем­ной ко­ре. Ге­оло­ги­чес­кие зна­ния су­щес­т­во­ва­ли еще с ан­тич­ных вре­мен, но до XVI­II в. они но­си­ли ли­бо уз­коп­рак­ти­чес­кий ха­рак­тер, ли­бо к ним при­ме­ши­ва­лись ре­ли­ги­оз­ные, или на­тур­фи­ло­соф­с­кие, обос­но­ва­ния (не бы­ло и та­кой про­фес­сии - ге­олог). А суж­де­ния об из­ме­не­ни­ях в зем­ной ко­ре мож­но бы­ло най­ти у Д. Бру­но, Р. Де­кар­та, И. Ньюто­на, В. Лей­бни­ца в ду­хе их ми­ро­воз­зрен­чес­ких ус­та­но­вок. Лишь во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. врач из Эдин­бур­га Д. Гет­тон (1726-1797) пер­вым пы­тал­ся наз­вать «естес­т­вен­ные при­чи­ны» воз­ник­но­ве­ния зем­ных сло­ев как ре­зуль­тат дей­ст­вия сил, ко­то­рые су­щес­т­ву­ют и по­ны­не, важ­ней­шей же из них яв­ля­ет­ся огонь. Сто­рон­ни­ков Гет­то­на ста­ли звать плу­то­нис­та­ми. Их оп­по­нен­та­ми бы­ли неп­ту­нис­ты - пос­ле­до­ва­те­ли про­фес­со­ра ге­ог­не­зии, ми­не­ра­ло­гии и гор­но­го де­ла из Фрай­бур­га А.Г. Вер­не­ра (1750-1817): нес­коль­ко ра­нее он выс­ка­зал мысль о во­де как при­чи­не, по­рож­да­ющей гор­ные по­ро­ды. Эм­пи­ри­чес­ких сви­де­тельств и у то­го, и у дру­го­го бы­ло дос­та­точ­но.

Но поз­же фран­цуз­с­кий па­ле­он­то­лог и зо­олог Ж. Кювье (1769- 1832), вновь опи­ра­ясь на опыт­ные дан­ные, по­ка­зал, что ны­не дей­ст­ву­ющих при­чин для объ­яс­не­ния стро­ения зем­ной ко­ры не­дос­та­точ­но. Для до­ка­за­тель­с­т­ва свя­зи меж­ду ны­не жи­ву­щи­ми и ис­ко­па­емы­ми ор­га­низ­ма­ми не­об­хо­ди­мо пред­по­ло­жить не­од­нок­рат­ные ка­тас­т­ро­фы в ис­то­рии Зем­ли, а они не сво­дят­ся к ны­не дей­ст­ву­ющим при­чи­нам. В хо­де дис­кус­сий оп­по­нен­ты ста­ли тер­пи­мее от­но­сить­ся друг к дру­гу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия и наука в контексте культуры

Содержание... Введение... Происхождение и ранние формы религии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общие черты развития науки.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дата добавления: март 2006г.
Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Государственный Технический Университет имени Н. Э. Баумана Радиотехнический Факультет Кафедра Культу

В чем суть конфликта между религией и наукой?
Чтобы осмыслить этот вопрос, разведем институциональный (науку и религию как социокультурные институты) и мировоззренческий (науку и религию как форм

В чем состоят основные различия между наукой и религией?
В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Религия представляет то, что восходит к смыслу нашего суще

В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху?
  Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, человек стремится обрести свой путь

Происхождение и ранние формы религии
Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Неудивительно, что известно о нём немногое, а то, чем располагают учёные, может послужить основой лишь более и

Фетишизм
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром темнокожих туземцев. Попытка обратить их в «истинную веру» не

Тотемизм
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм - это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом - мифическ

Культ животных
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии - культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, ст

Религиозное сознание.
Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера – особое психологическое состояние уверенности в чем-либо при недостаточной информации. Вера возникает по поводу

Религиозная деятельность.
Религии присуща соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность в религии. Нерелигиозная деятельность осуществляется в нерелигиозных сферах: производственна

Религиозные организации.
Последователи вероисповедания образуют религиозную общность. Существование и функционирование общности обеспечивается организацией. Общность со всеми своими организационными элементами представляет

Религиозность.
Уточнение и развитие понятия «религия» проводится с помощью теоретического и эмпирического обоснования, в том числе на основе конкретного социологического исследования. Предпосылкой и условием конк

Наука как культурный феномен
Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективн

Пощечина за доверчивость
Авторитет и власть пришли в царство науки с началом эпохи Просвещения. Равновесие пошатнулось. Великие умы то и дело ставили под сомнение саму идею Бога — как ненужную. Религия не могла объяснить н

Космос несет печать Божию
Прошло несколько веков. Если верно, что история мира движется по спирали, то сейчас мы вернулись на то же место, что и древние греки — только на несколько витков выше. Сегодня религия и наука уже н

Иисус с точки зрения квантовой физики
Если современная наука перестала отворачиваться от идеи Бога, то и современной теологии стала необходима поддержка науки. Церковь не в состоянии дарить людям душевное равновесие и веру, если она от

Непростое перемирие
800 — 1000 Исламская империя, где считалось, что астрономия и математика приближают человека к Богу, веками оставалась единственным местом, где хранили и изучали древние гречес

Борьба науки и религии в Древнем Мире
Спутник атеиста. М., 1959. СС. 284-287. Первые ростки научного знания В первобытном, а в значительной степени и в рабовладельческом обществе зачатки научного

Религия и атеизм в древней Индии
Уже в четвертой книге древнеиндийских преданий (Вед) говорится о ритуале, подчиняющем человека единому божеству, и о культе брахманизма. Этот последний породил впоследствии специфические религиозны

Атеисты древнего Китая
Ярко выраженным атеизмом отличались материалистические учения древнего Китая. Зачинателем этих учений был Лao-цзы (VI-V вв. до н. э.), автор книги «Дао-дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»). Мир, говорил о

Борьба науки и религии в античном мире
Высокого развития достигает атеизм в античной Греции и древнем Риме. Первые греческие философы-материалисты вместе с Гераклитом (ок. 530-470 гг. до н. э.) были твердо убеждены в том, что мир не соз

Религия и свободомыслие в древнем мире
Осложнения цивилизационных процессов, совершенствования форм человеческой деятельности, философская революция в древнем мире позволили наконец поставить вопрос о природе религии и критически ее осм

Религия эпохи Возрождения
На XVI-XVII вв. приходится расписание феодальных отношений и становления буржуазного общества. Вместе с буржуазными преобразованиями происходят изменения в сознании, что проявляется в новом видении

Религия эпохи Нового времени
Итак, благодаря изменениям в общественной жизни и развитию науки в Новое время, особенно начиная с XVII-XVIII вв., Появляется возможность критически и свободно посмотреть на религию. Ведущие тенден

БЫТИЕ И ВЕРА
/1/. То, что христианские идеи дали толчок развитию науки не сразу, объясняется наличием груза языческих пережитков в церковном сознании средневековья. "Развитие науки в современной Европе, -

ОШИБКА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?
Для всякого беспристрастного человека очевидно, что если бы наука действительно была чем-то несовместимым с религией, то все творцы науки, все выдающиеся ученые должны были бы быть атеистами. Но, к

Гуманитарные науки в эпоху Возрождения
Как идейно-культурное движение в эпоху Возрождения сформировался гуманизм (лат. humanus — человеческий) — система взглядов, выражающих признание человека как личности, его прав на свободу, счастье

Мартин Лютер
Любая власть желает казаться справедливой. Но Макиавелли решительно размежевывает политику и мораль — и в этом ключ к пониманию его учения. Политика по Макиавелли — особая сфера деятельности, имеющ

Жан Кальвин
Мы назвали эпоху Возрождения эпохой искусства. В творчестве Макиавелли литература, быть может, впервые так явно выступает как метод исследования общественных проблем, что вполне соответствует духу

Томмазо Кампанелла
В 1516 г. было опубликовано сочинение английского юриста Т. Мора «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия муж

Идея власти человека над природой, Р. Декарт
В философии Рене Декарта (1596 — 1650), быть может, впервые четко определена ставшая затем лозунгом мысль о господстве человека над природой. По Декарту, сделать людей «господами и хозяевами природ

Крушение концепции мироздания античности. Галилей
Вхождение человечества в эпоху науки началось с крушения аристотелевской концепции мироздания, его научной системы. И если коперниковская революция в мировоззрении носила, по существу, философский

Крушение концепции мироздания античности. Галилей
Вхождение человечества в эпоху науки началось с крушения аристотелевской концепции мироздания, его научной системы. И если коперниковская революция в мировоззрении носила, по существу, философский

Коперниковская революция
Как мы уже отмечали, идея об устройстве мира с расположением в его центре Солнца родилась еще в античном мире и в наиболее законченной форме была сформулирована Аристархом Самосским. Эта идея, в об

Система культуры и картины мира
По мнению Н. Бердяева, именно культуре (а не политике или экономике) принадлежит духовный примат в общественной жизни. О состоянии всего человеческого общества можно судить по состоянию его культур

Религия и культура
Религия занимает особое, совершенно уникальное место в системе культуры, тем более в системе культуры современной, казалось бы, информационной и «секуляризированной». В последние века много говорил

Наука и культура
В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», вед

Искусство и культура
Так, М.С. Каган, указывая на особое место, занимаемое искусством в культуре, выделяет пять функциональных ориентаций искусства: по отношению к природе, к обществу, к человеку, к культуре и к самому

Эпоха Возрождения и религия
  Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовал ренессансный

Особенности искусства и науки Ренессанса
  Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на

Картины мира Нового времени
    При сравнении картин мира Нового времени со средневековыми обращает на себя внимание прежде всего нерелигиозный характер первых. Интеллектуальные

Наука и религия в современном мире
Наука и религия в настоящее время переживают поворотный период. Трудно со всей определённостью сказать, в какую сторону что изменится, однако, изменения, всё же, происходят. Современная наука зашла

УСИЛИВАЕТСЯ ИЛИ ПАДАЕТ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ?
По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть почти пятимиллиардного населения Земли составляли верующие: христиане - 1 млрд. 400 млн., из них католики - около 800 млн., протестанты -

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решит

РЕЛИГИЯ И НАУКА
Наука и религия не исключают друг друга в том смысле, как это полагали просветители, которые думали, что рост научного знания автоматически вытесняет религиозную веру. Конечно, в истории пути науки

СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ
С чем можем мы связать сегодня наши надежды на лучшее будущее? Можем ли мы положиться на разум, научный метод мышления, чтобы найти нужную линию поведения и решить сложные проблемы, с которыми стол

СВОБОДА СОВЕСТИ
В России вплоть до начала ХХ в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию, "внеисповедное состояние" не допускалось, а критика религии как богохуль

ЛИТЕРАТУГА
1. Религия общества. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1-2. Под общ. ред. 2. ГараджаВ.И.М., 1994.- Часть 2. Раздел 6 "Религия и социальная динамика". 3. Маннгейм К.

Религия и культура.
Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных дост

Религия и нравственность.
Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравств

Аум Синрике
Неорелигиозная организация была основана в Японии в 1987 г. Секо Асахарой. Впервые, о ней стало известно в конце 80-х - секту обвиняли в удержании членов группы против их воли и вымогательстве дене

Горний Иерусалим
В 2007 г. стало известно о так называемой "настоящей Русской православной церкви". Под руководством отца Петра Кузнецова члены секты замуровали себя в подземном бункере в Пензенской облас

Всемирная церковь Тони Аламо
Основатель этой секты получил 175 лет тюрьмы за педофилию."Всемирная церковь Тони Аламо" была основана в Калифорнии в 1969 г. уличными проповедниками Тони и Сьюзан Аламо. В 1982 году Сьюз

Фундаменталистская церковь Иисуса Христа святых последнего дня.
У проповедника этой секты Уоррена Джеффса было около 70 жен. Распространенной практикой стали браки несовершеннолетних девушек с взрослыми членами церкви. Джеффс проводил курс на изоляцию своих под

Ветвь Давидова
Тоталитарная американская секта, которая была разгромлена в 1993 г. Ее руководитель Девид Кореш вынудил единоверцев расторгнуть браки. Все женщины секты становились его "спиритуальными" (

В Новосибирске судят лидера религиозной секты "Ашрам Шамбала" за совращение молодежи
  В Новосибирске начались судебные слушанья по делу лидера религиозной секты "Аш

Постатейный комментарий специалистов
 

Авторский коллектив
А.А. Корелов, адвокат коллегии адвокатов Московской области, председатель Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религи

Кто и почему идет в секты
Много веков назад сектой называли тех, кто откололся от господствующей религии и создал некое сообщество. В современном мире существует много разновидностей сект, представляющих серьезную опасность

Есть у меня один маршрут, когда подходят навязчивые теточки, но я просто не иду на контакт.
- И правильно делаете. Потому что человек, разговаривающий с вами, может быть сильным вербовщиком, владеющим методиками гипноза. Чтобы зазвать на первое посещение секты легко внушаемого, неуверенно

Давайте более подробно поговорим о каждой группе адептов, вот наличие студентов меня удивило.
- Пока нет достоверной выборки, минчан или приезжих студентов больше в сектах. Общее правило: люди из глубинки более доверчивы. Студенчество – новый этап в жизни, не всегда простой, плюс молодежный

Как меняется поведение человека, попавшего в секту?
- Сперва он в состоянии эйфории и со всеми делится информацией, ему ведь уже внушили, что нужно приводить сторонников. В этот период очень важно, чтобы близкие люди, например, родители, не стали кр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги