рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этический практикум: Привнесение осознанности в учебную практику

Этический практикум: Привнесение осознанности в учебную практику - раздел Культура, Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ Взаимодействие Индивида С Социумом Есть Процесс Постоянного Отказа От Тех Или...

Взаимодействие индивида с социумом есть процесс постоянного отказа от тех или иных личных притрастий и представлений в пользу общего, то есть процесс отказа от своего близкого, но ограниченного условностями времени и места. Предельное значение отказа «от себя» конкретизируется понятием смерти в случае достижения цели ценой своей жизни во время военных действий и экстремальных ситуаций. Для решения незначительных, но проблемных ситуаций социального взаимодействия и для осуществления эффективных действий в чрезвычайных ситуациях необходима та же самая добродель мужество. Эту этическую (практическую) добродетель отличает, согласно Плотину, от аскетической добродетели бесстрашия наличие страха. Бесстрашие как разновидность правильного отношения к смерти (то есть к предельным ситуациям и предельным значениям) – качество мышления, видящего общее в контексте целого в каждой конктретной ситуации и в любой момент времени. Научный метод составления «как можно более полных перечней» – запускает механизм формирования правильного отношения к смерти.

Как уже было отмечено, Эпикур даёт логическое решение, подчёркивающее разномоментность понятия «жизни» и «смерти». Пифагор, относивший зло к беспредельному, а благо – к определённому, относит проблему смерти не к проблеме личного «небытия» или «отсутствия личного бытия», а включает её в концепцию перерождений (метампсихоза), создавая тем самым ситуацию определённости, то есть блага. Древние и современные индусы мыслят отдельно взятую жизнь в контексте колеса пререрождений (колеса Сансары). Лаоцзы опредеделяет проблему смерти как проблему личного эгоизма и самости, расстворение которых дарует человеку бессмертие.

Для рационального сознания «малая» смерть как прекращение мыслительной деятельности наступает каждый раз, когда по причине страха, незнания, чрезмерных эмоций и удовольствий, продолжая осуществлять физиологические функции, человек перестаёт отвечать своему назначению – перестаёт мыслить. Что может быть хуже, чем ощущение, что мысль никуда не движется, а если движется (как белка в колесе), то это движение не приводит к качественным изменениям внутри и вовне, имеющим положительный и необратимый характер. Обратимый и качественно неопределённый характер на языке этики имеют дела беспринципные (наихудший вид зла, согласно И. Д. Скотту).

1. Способны ли Вы следить за ходом учебного процесса выполняя частные действия, доставая что-то из сумки, сообщая кому-то какую-то новость, занимая место, если Вы опоздали.

2. Известному режесёру Роману Виктюку принадлежит высказывание «Передвигание стула – это всё», произнесённое по поводу бездумного отношения к данному предмету интерьера со стороны одного актёра во время репетиции. Понаблюдайте, как шумно студенты занимают места в начале и «срываются» в конце занятия. Соразмерьте свои действия с теснотой аудиторных помещений, временем и приоритетом коллективного действия над частными действиями, попробуйте найти такой способ занять своё место, отодвинуть и задвинуть стул так, чтобы не видящий Вас по произведённому звуку мог понять, что Вы владеете собой в полной мере.

3. Понаблюдайте, как меняется интонация Ваших собеседников и Ваша собственная, когда называются явления действительности далёкие от совершенства (преступность, болезни, смерть, курение, реклама и др.). Проконтролируйте наличие в Вашей речи на учебном занятии, как минимум, пяти информационных уровней. По тому, как Вы произносите только одно или несколько слов, должно быть слышно, что:

а) Вы (или все) понимаете важность данной темы;

б) Вы заинтересованы в результатах обсуждения;

в) Вы прилагаете усилия для совместного направления дискуссии;

г) Вы цените тех людей, с которыми Вы в данный момент общаетесь;

д) Вы цените сам момент общения.

Первые признаки приближения к выразительной речи, позволяющие вместить все эти аспекты, – отсутствие поспешности, осмысленность и учёт конкретного момента времени и конкретного собеседника (собеседников).

4. Установите для начала вербального взаимодействия при получении, например, какого-либо вопроса интервал, измеряемый 1–3 сек., и для мыслительной реакции на этот вопрос на порядок выше (быстрее) – 0.1–0.3 сек. Первым признаком того, что мышление «включилось в действие», будет действие самоконтроля, исключающее произнесение нечленораздельных звуков, частиц «ну» и «как бы». О неэффективной (медленной) работе мышления свидетельствуют также дёргание ногой, особенно часто встречаемое у молодых людей, и совершение ненеобходимых механических действий кручения, перекладывания ручек и других предметов. Будучи призваны стимулировать с помощью мелкой моторики активность мозга, эти действия начинают замещать её.

5. Проконтролируйте, что делая на занятии сообщение и концентрируя внимание на излагаемом содержании, Вы не забываете об истинном адресате, которым является не преподаватель, оценивающий Вашу деятельность, а студены, к которым Вы обращаетесь. Ваше сообщение – разновидность общения (общение есть ценность): посредством своего сообщения и своим вниманием Вы спасаете их от скуки, утомления и усталости.

6. Следите за тем, что проявляете свободу выбора даже при подготовленном и отработанном тексте сообщения, сокращая в одних местах и давая спонтанные комментарии – в других, меняя форму изложения мысли (лицо, число) и используя непосредственное обращение, консолидирующее внимание аудитории: «Нам, как будущим психологам, следует знать, что…». Избегайте однообразных фраз (например, вместо «Я считаю, что…» – «Думаю, Вы согласитесь, что…») и усечённых фраз (например: «то, что…»).

7. Оцените ситуацию, имеющую место на момент начала Вашего сообщения (выступления), вспомните, что уже было сказано сегодня, что прозвучало ранее, что в рассматриваемом отношении может быть на сегодняшний момент актуально для всей страны, города и т. д., и двумя предложениями впишите Ваше сообщение в контекст, актуальный на данную минуту. Если Вы заканчиваете череду выступлений, то не забудьте четырьмя-пятью предложениями подвести общий итог, консолидировав разнородную информацию.

8. Чтобы в наших представлениях в результате размышления или обсуждения произошло необратимое положительное изменение, найдём гегелевской тридаде «тезис-антитезис-синтез» (а, b, c) три применения, соединяемых причинно-следственной связью, согласно которой третий элемент одной триады тождествен первому элементу следующей триады:

 

- применение 1 (А: тезис1, антитезис1, синтез1) состоит в суждении / умозаключении: предложения 1–3;

- применение 2 (В: синтез1=тезис2, антитезис2, синтез2) – в соотнесении с практикой: предложения 3–5;

- применение 3 (С: синтез2=тезис3, антитезис3, синтез3) – в реализации / применении: предложения 5–7.

В качестве тезиса может выступать любое уточнение, в том числе, эмоциональная реакция или же высказывание об отсутствии информации по данному вопросу, знаний и опыта. Антитезисом по отношению к субъективной (частной) реакции в первом предложении становится объективный характер второго предложения, производимого с опорой «на общее» и все имеющиеся знания. По отношению к первому предложению, в котором даётся общее суждение, антитезис второго состоит в детализации общего суждения.

От шести исследовательских шагов методического сомнения, применявшегося Рене Декартом ко всем видам знания, данную последовательность из семи шагов отличает наличие порядкового номера у начального тезиса, поэтому первый шаг Декарта приходится на второе предложение нашего размышления и состоит в обосновании процедур сомнения. Синтез (третье предложение) сопровождается введением ключевого слова, термина или понятия, которые наиболее точно характеризуют затронутый аспект или же характеризуют говорящего как эрудированного человека, разбирающегося в той или иной сфере деятельности (у каждого эта сфера может быть своя) и умеющего работать с разнородной инофрмацией. У Рене Декарта нахождению понятия, как моменту совершения работы, соответствует практическое осуществление процедур сомнения (2-й шаг).

Четвёртое предложение образует переход к практике, нацеленный на нахождение применения результату, полученному в умозаключении. В методологическом подходе Декарта на этом этапе приводится онтологическое доказательство существования бога (3-й шаг). Пятое передложение, обобщая, устанавливает новый уровень понимания явления и состоит в определении искомого понятия, как в диалогическом методе Сократа. В подходе Декарта ему соответствует освещение проблемы истины и заблуждения, обоснование принципов ясного и отчётливого познания (4-й шаг).

Шестое предложение – соотнесение полученного понятия (результата), относящегося к миру феноменов, с ценностями, идеальными сущностями, законами и закономерностями, в ходе которого происходит отвлечение восприятия от мира феноменов. Рене Декарт устанавливает на аналогичном этапе «выведение» материальных вещей и направление внимания на постижение их сущности (5-й шаг).

Седьмое предложение, состоящее в абстрагировании, очищение представлений от условностей времени и места, в единстве субъективного и объективного, которому в подходе Декарта соответствует вопрос Декарта о существовании материальных вещей, о различении души и тела (VII = 6-й шаг).

9. Проконтролируйте, сохраняете ли Вы свойственную Вам естественность в процессе вербальной коммуникации по сложной для Вас теме и в ситуации, когда Вас проверяют (например, на экзамене).

10. Сравните степень своей усталости и активности к вечеру в обычные дни и в дни, когда Вы старались привносить осознанность в свои малые действия текущего дня (например, наблюдая за тем, как Вы отодвигаете и задвигаете стул в начале и по завершении занятия).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ

Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этический практикум: Привнесение осознанности в учебную практику

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ.
1. О современном этапе развития морали: проблема морального индивида в социальной среде. 2. Практические задания: Привнесение осознанности в учебную практику. 3. Начала и зав

О современном этапе развития морали: проблема морального индивида
В ранний античный период VIII–VII вв. д. н. э. в Древней Греции формируются две этические программы, в значительной степени определившие направления развития вплоть до настоящего времени: героическ

Начала и завершающий этап развития античной этики
В учениях философов-досократиков представление о сущности этического вытекает из того, что принималось в качестве основы бытия. Так, в контексте учения Анаксимандра (610–540 гг. д. н. э.) об апейро

Этические концепции Платона и Аристотеля
4а. Платон: четыре этики и пять видов блага Платону (423–347 гг. д. н. э.), продолжающему сократическую линию, принадлежит первая попытка систематизации этических идей. Он ставит задачу оп

Древнеиндийская система ценностей и восьмеричный путь освобождения в буддизме
Древнеиндийская система ценностей вытекает из философского понимания онтологии. Согласно Сāнкхья, древнейшей индийской философии, определяемой как философия числа, бытие дуально. Сознание-Пуру

Основные этические программы Древнего Китая
Одна из особенностей, определяющих специфику китайской философии, – её универсальная этизированность, состоявшая в последовательном рассмотрении всех основных философских тем с точки зрения морали.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ.
1. О современном этапе развития морали: проблема восстановления справедливости (индивидуальное измерение). 2. Практические задания: Безвыходных ситуаций нет. 3. Ветхозаветные

Этический практикум: Безвыходных ситуаций нет
Представление Августина о «творении из ничего» – замечательный пример «магии слов», встречающейся повсеместно. «Магический» приём состоит в предельно возможной постановке вопроса и предельно узкой

Ветхозаветные религии в контексте закона трёх стадий Огюста Конта
Христианство и ислам – две современные религии, наиболее широко распространённые на Земле, черпают свои истоки в иудаизме, религии Старого Завета, основанной Моисеем предположительно в XIV–XIII вв.

Ветхий Завет, Новый Завет и Коран как источники этического знания
4 а. Иудаизм История иудаизма берёт начало от II тысячелетия д.н.э. С самого начала иудаизм противопоставил языческим религиям идею единого и всемогущего Божества. Религия приняла у евреев

Средневековая христианская схоластика
Средневековая этика представляет собой сложный комплекс разнообразных версий моральной философии, включающих детализированные разработки самых отвлечённых проблем морального сознания и обоснования

Нравоучение средневековой Руси ХI–XVII вв.
Взглянем на нравоучение средневековой Руси сквозь призму понятия «интеллигентность», характеризующего именно русское самосознание и появившегося в XIX веке. А. В. Соколов [ ] выделяет четыре компон

Темы для самостоятельной работы
Охарактеризуйте любовь как чувство и деятельную способность. В чём состоят противоречия любви, каковы пути их разрешения? Охарактеризуйте шесть видов любви античной философи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги