Реферат Курсовая Конспект
АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ - раздел Образование, ...
|
АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ
БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ КОНЦА XV—XVII ВЕКОВ
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ
СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА И ФРЕСКА)
ИКОНОПИСЬ
ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Киевский собор Святой Софии. Интерьер. XI в.
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был построен в 991—996 гг. греческими мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена галереями, что характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери и в истории искусства именуемая Фаросской. Современники считали Фаросскую церковь совершенной и
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Реконструкция.
Схема крестово-купольного храма.
Киевский собор Святой Софии. Макет.
Киевский собор Святой Софии. XI в.
Зондажи стен Софийского собора.
Купола Софийского собора.
Княжеский терем в Чернигове. XI в. Реконструкция.
Борисоглебский собор в Чернигове. XII в.
Боковой неф собора Святой Софии.
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. Рубеж XII—XIII вв.
Нигде больше на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаиками, выложенными из кусочков специально сваренного цветного непрозрачного стекла — смальты — и природного камня. Это останется только на киевской земле как отблеск Византийской империи, подарившей Руси умение строить храмы и писать иконы. Архитектура древнего Киева впитывала в себя лучшее, что создавали в то время архитектурная мысль Византии и её столичная школа. И всё же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Стройным и умудрённым был язык первых храмов и мозаик, созданных греческими и русскими мастерами. Русскому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплощением христианского искусства, по своему значению равного византийскому, насчитывавшего к XI в. уже шестое столетие своей истории.
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (Ивана на Опоках). 1127 г.
Церковь Успения на Торгу. 1135 г.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г.
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. 1156 г.
Общий вид Детинца с пешеходного моста через реку Волхов.
Церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря. 1467 г.
Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях. 1454 г.
Церковь Петра и Павла на Славне. 1367 г.
Церковь Спаса
На Ильине улице. 1374 г.
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. 1360 г.
Софийская звонница (1437 г.) и часть стены Детинца со стороны реки Волхов.
ментальные храмы с их строгими плоскостями стен, подчёркнутой простотой и геометризмом архитектурного убранства не знали украшательства. Купеческие и боярские церкви послемонгольской эпохи далеко отошли от сурового по духу зодчества XI—XII вв. Фасады храмовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтёсанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков. Раньше из восточного фасада во всю высоту стены непременно выступали полукруглые апсиды (выступы алтарной части храма), а сама стена завершалась полукруглыми покрытиями — закомарами. Уже при строительстве храма Николы на Липне апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались в пользу трёхлопастного покрытия. Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями, напоминающими огромный лист смородины или крыжовника с закругленными краями. Трёхлопастное покрытие, подчёркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный приём новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.
Киевские и новгородские храмы времён Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха возводили из камня и кирпича (плинфы). Новгородские зодчие послемонгольской эпохи перешли к другим строительным материалам: церковные здания выкладывались в основном из грубо обтёсанных известняковых плит и валунов. Это при/давало стенам храмовых построек волнистую поверхность, лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы XIV—XV столетий создают двойственное впечатление: с одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой — изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.
В Новгороде Великом помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже в XI в. город располагал каменной крепостью — Детинцем. Впоследствии новгородцы неоднократно строили и перестраивали городские укрепления. В XV в. повелением властного архиепископа Евфимия II на Владычном дворе была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Однако облик города всегда определяли церковные постройки.
В XIV—XV вв. северные зодчие — новгородцы и псковичи — славились своим мастерством на всю Русь. Вплоть до конца XV в. многие могущественные князья приглашали их строить храмы в своих столицах.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406 г.
Башня Кокуй. Самая высокая башня Детинца. XV в.
Башня в Детинце «Часозвоня». 1423 г. Часы были установлены в 1671 г.
Владимирская башня Детинца. XV в
Грановитая палата на Владычином дворе. XV в.
– Конец работы –
Используемые теги: архитектура, Киевской, Руси0.06
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов