рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА Еще На Рубеже Xvii — Xviii Веков Реформы Петра I Углубляют Разде­ление Русско...

Еще на рубеже XVII — XVIII веков реформы Петра I углубляют разде­ление русской культуры на народную и дворянскую. По их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей последую­щей истории русского искусства. При этом народное прикладное искусство, отличаясь относительной устойчивостью, всегда хранит этические нормы и эстетические представления, выработанные народом. Традиционные фор­мы народного прикладного искусства, несколько переосмысленные, встре­чаются и в XIX веке.

Народное прикладное искусство создается многими поколениями крестьян, деревенских и городских ремесленников. Его корни уходят в глу­бокую древность. По своим видам оно многообразно — это художественная обработка дерева, кости, игрушка, керамика, ткачество, набойка, вышивка, кружево.

Полезные и обыденные предметы — мебель, посуда, одежда, орудия труда (прялки, вальки, рубели, ткацкие станки) преображаются творчест­вом мастера в произведения искусства (ил. 126, 130). Назначение предмета в крестьянском обиходе определяет его форму, материал, украшения. Века­ми вырабатываются целесообразные, конструктивные формы бытовых предметов, приемы художественной отделки дешевых и доступных матери­алов. Обрабатывая их ручными способами, народные мастера выступают одновременно художниками, технологами и исполнителями. Отсюда непо­вторимое своеобразие каждой вещи при типичности формы и орнаментики.

В произведениях народного прикладного искусства поэтически отража­ется мир цветущей природы, особенности быта (обычаи и обряды), строй мышления крестьянина определенной исторической эпохи. Народ в своем искусстве хранит древние представления о силах природы, от которых зависит жизнь человека, в образах-символах: ромб и розетка — солнце, птица — свет, воздух, русалка — вода, дерево — плодородие земли и ряд других. Но традиционность народного искусства нельзя понимать как неизменность. С течением времени древние образы наполняются новым содержанием, художественные приемы обновляются. Соприкасаясь с го­родской культурой, с профессиональным искусством XVIII и XIX веков, народные мастера творчески перерабатывают элементы стилей барокко и классицизма.

Резьба по дереву.С древнейших времен в нашей стране, богатой лесами, самым распространенным материалом в крестьянском быту было дерево: береза, ель, ольха, сосна и осина. Из него возводили избы, делали мебель, посуду, орудия труда.

Народ выработал много различных приемов резьбы по дереву: геометри­ческая, скобчатая, сквозная, рельефная и другие. Каждый вид резьбы при­меняется в соответствии с назначением предмета, его формой, масштабом, не нарушая его функции. Так, крыши крестьянских северных изб увенчи­ваются монументальной и величественной скульптурой коня, птицы, восхо­дящей к древним магическим оберегам дома (Архангельская, Вологодская губ.).

Деревянная крестьянская резная и долбленая посуда — это своеобраз­ная скульптура, поразительно слитая с практическим назначением. Основ­ные центры ее производства — лесные районы нашей страны — Архан­гельская, Вологодская, Олонецкая губернии и другие.

Выработанные веками формы посуды — чаши, ставы (глубокие чаши с крышкой), братины, ендовы, фигурные сосуды (солоницы-уточки, ков­ши — от маленьких легких наливок-черпачков до могучих полуведерных скопкарей для праздничных столов) — восхищают пропорциональностью, выразительностью силуэтов, конструктивностью форм. Выдолбленные из одного куска дерева ковши-скопкари, своей пластикой передающие обоб­щенный образ плывущей птицы, крутобокие ковши-конюхи, завершающие­ся конскими головами, принадлежат к выдающимся произведениям рус­ской народной скульптуры. Убранство деревянной посуды нередко включа­ет надписи, напоминающие узоры, то посвятительные, то нравоучительные, то шуточные, например: «Господа, гостите, вечера не дожидайдесь, пьяны­ми не напивайтесь».

Роспись по дереву и лубу.Сочетаясь с резьбой, она широко применяется в крестьянском искусстве XVIII и XIX веков. Расписывают посуду, прял­ки, шкафы, колыбели, короба, сундуки, сани и дуги.

Несмотря на множество местных вариантов, в крестьянских росписях выделяются две манеры: живописная, основой которой служит свободный кистевой мазок, и графическая, с ясно выраженным контурным рисунком.

В группе живописных народных росписей наиболее значительное худо­жественное явление — хохломская роспись масляными красками на точе­ной деревянной посуде. Хохломские ложки, чаши, миски, братины, постав­цы расходятся по всей России, вывозятся за рубеж и до сих пор пользуются мировой славой. Наименование промыслу дало село Хохлома — место сбы­та этих изделий. А вытачиваются и расписываются они в заволжских дерев­нях на территории нынешней Горьковской области.

Стиль хохломской росписи формируется в течение XVII — XVIII веков, впитывая в себя образы русской природы, мотивы убранства древнерусских рукописей, фресок, икон, тканей, узоры резьбы. Он достигает зрелости в первой половине XIX века. Композиции этого периода строятся на сочета­нии несложных геометрических и растительных элементов. Складывается знаменитый травный орнамент Хохломы. Росписи ва'рьируются в зависимо­сти от формы и назначения — по заказу или для массовой продажи. Выра­батывается скорописная манера: быстрым, точным мазком мастер органич­но связывает орнамент с тщательно выглаженной округлой формой сосуда. Самобытен и цветовой строй. Он скуп, но благодаря сочетанию горячей киновари с черным и золотом необычайно богат и выразителен. Золотой цвет получается без применения золота, посредством закалки в печи изде­лия, предварительно покрытого металлическим порошком, а затем олифой.

В течение XVII — XIX веков на берегах Северной Двины складывается самобытный стиль росписей с четким контурным рисунком и заливкой яркой киноварью, зеленой, солнечно-желтой и реже синей. Эти росписи превращают крестьянскую утварь в подлинное украшение избы. На прял­ках, коробах, сундуках, створках шкафчиков мастера пишут фантастиче­ские образы птиц Сиринов, кентавров и домашних животных: курушек, петухов, бытовые сцены среди стилизованных растений. В росписях, так же как в сказке, сочетаются необычное и реальное.

Резьба по кости.В с. Холмогоры и близлежащих деревнях по Северной Двине (ныне Архангельская область) уже в XVII веке косторезное дело достигает известности. В Белом море добывается великолепный матери­ал — моржовый клык, способствует успехам косторезного дела развитие торговли.

В начале XVIII века резная кость входит в моду в дворянском обществе Петербурга. Это существенно влияет на ее развитие.

Основные приемы украшений изделий этого периода — гравировка (древний узор — глазки, плавный растительный побег) и плоский рельеф. К середине XVIII века блестящим достижением косторезов стал выработан­ный ими прием сочетания ажурной резьбы и рельефа. Травные побеги становятся прихотливее, появляется мотив раковины, органично вплетают­ся в узор изображения животных, целых сцен — охоты, чаепития, прогу­лок, библейские сюжеты. Затейливости орнамента отвечают и мягкие изо­гнутые формы предметов. Их назначение диктовали потребности дворян­ского быта — это табакерки, различные коробочки, то в виде туфелек, то сердец, гребни, ларцы, веера. Источником изобразительных мотивоэ орна­мента служат книги, особенно названная выше «Символы и эмблематы», иногда западноевропейские костяные изделия. Искусство резьбы по кости испытывает влияние стилей барокко, рококо. Но его связи с народными традициями остаются неизменными, и это определяет его самобытность. Для крестьянского быта выполняются недорогие изделия — гребни, ларцы в виде теремков, игольники, серьги с несложными украшениями. Цвет, столь любимый в народе, характерен и для резьбы по кости. Бороздки гра­вировки и часть пластинок, покрывающих ларцы, тонируют зеленым или коричневым, под ажурную прорезь подкладывают блестящую цветную фольгу или слюду, что вместе с теплым, кремоватым тоном кости придает изделиям живописную нарядность.

Известны имена выдающихся холмогорских резчиков XVIII века, при­езжавших в Петербург: Осип Дудин, Евсей Головин (родственник М. В. Ло­моносова), семья Шубиных, из которой вышел знаменитый скульптор Ф. И. Шубин.

В первой половине XIX века холмогорская резьба воспринимает и черты стиля классицизма. Формы изделий становятся прямоугольными и строги­ми. Затейливый орнамент превращается в однообразную сетку (выполняе­мую пропиловкой сразу нескольких пластинок), с симметрично располо­женными гирляндами цветов.

В течение XIX века торговля на севере сокращается, спрос на резную кость падает, меняется потребитель, в изделиях начинает преобладать ремесленничество, промысел хиреет.

Керамика.Это одна из наиболее древних отраслей народного искусства. Повсюду, где имеются залежи хороших глин, занимаются гончарством, лепят игрушку, а в некоторых промыслах формуют и изразцы. Художе­ственный облик гончарной посуды определяют простота и рациональность форм, гармоничная связь с украшениями. Чернолощеная посуда глубокого иссиня-черного цвета, полученного от воздействия коптящего пламени, декорируется лощением — сплошным или орнаментальным. Миски, кув­шины, рукомои, четкие по силуэтам, строги и величавы, блеском они на­поминают дорогие металлические сосуды. Простые формы глазурован­ной посуды оживляются цветными потечными глазурями, зелеными, красно-коричневыми, растекающимися во время обжита.

Ведущее место в русской керамике второй половины XVIII века за­нимает гжельская майоликовая посуда (изделия из цветной глины, по­крытые непрозрачным стекловидным составом — эмалью). Ее произво­дят в старинном центре гончарства — Гжельском районе под Москвой (ил. 133). Гжельцы осваивают технику майолики, изобретенную в 1740-х годах Иваном Гребенщиковым на керамическом заводе его отца под Москвой, и создают глубоко народные по духу роспись и формы по­суды. Изделия из красной местной глины покрываются еще до обжига непрозрачной эмалью и расписываются по сырой поверхности. Штрихи и мазки, нанесенные верной и быстрой рукой, скупы по цвету (лиловый, зеленый, желтый, синий). Оплывая в обжиге, они создают впечатление живописного богатства. Мастера пишут смело и уверенно, декоративно преображая то, что видят перед собой: домики, птиц, зверей, бытовые сценки, деревья, травы и цветы, характерные для гжельской местности. Орнаментальные композиции, объединенные общим ритмом и одномасштабностью изображений, решаются слитно с пластикой сосудов.

На основе народных традиций, используя элементы стиля барокко, гжельские гончары создают новые формы сосудов: кольцеобразные квас­ники и кумганы (кувшины со сплюснутым туловом и длинным носи­ком), с изогнутыми деталями, лепными украшениями. Предельно обоб­щенные скульптурные фигурки, бытовые сцены заканчивает лаконичная роспись.

Яркий национальный характер гжельской керамики привлекает к ней внимание всех слоев общества XVIII века.

Игрушка. Издавна производившаяся повсюду из простых, доступных материалов — дерева, глины, она своеобразна в каждой местности. Это вид народной малой скульптуры, в которой пластика обычно обогащается цве­том. Самые распространенные мотивы игрушек — птица, конь, женщина. Бесхитростные и занимательные, служащие зачастую и свистульками, они живут от глубокой древности до наших дней. Игрушечные промыслы в XVIII и первой половине XIX века были уже развитыми производствами.

Одним из крупнейших центров выработки деревянной раскрашенной игрушки стал Троице-Сергиев посад (ныне г. Загорск). Фигурки под рас­краску, так называемое белье, резали в соседних деревнях (с. Богородское). Сергиевские свистульки, птички, коньки, куклы расходились по всей стра­не. Среди этого красочного, полусказочного мира особым успехом пользова­лись фигурки кичливых гусаров и жеманных модниц — барынь, трактован­ные с добродушным юмором. Профессиональные навыки многих поколений сказывались в немногих точных порезках, освобождающих из трехгранной чурки человеческую фигурку, островыразительную и ярко декоративную, расцвеченную несколькими мазками.

Резчики в с. Богородском в первой половине XIX века постепенно отка­зывались от раскраски и вырабатывали собственную творческую манеру -неокрашенной игрушки. Богородцы великолепно понимали особенности этой пластики. Изображая типы крестьян, птиц, зверей, они подчеркивали орнаментальность объема скульптуры, цвет, текстуру дерева. Решая скульптурки еще статично, резчики проявляли большую наблюдательность, передавая самые характерные черты: например, неуклюжесть медведя, горде­ливость петуха.

Во второй половине XVIII века большое распространение получила гжельская майоликовая игрушка. Она лепилась от руки или в двустворча­тых формах. Предельно лаконичные по пластике и цвету звери, птицы, типы простых людей — нищие, солдаты, бабы, мужики — поражали метко­стью характеристик. Эта игрушка значительно влияла на становление фарфоровой пластики частных заводов.

Ткани, вышивка, кружева.Ручное ткачество — одно из самых традици­онных и распространенных крестьянских ремесел. На ручном станке жен­щины ткали холст, полотно, узорные ткани для семьи и продажи. Материа­лом служили лен, конопля, а в XIX веке и хлопок. Украшали ткани выткан­ные узоры, набойка, окрашивалась либо вся ткань (крашенина), либо отдельные мотки нитей (пестрядь — ткань с цветными полосами или в клетку).

Основа ручного ткачества — переплетение по счету нитей: вертикаль­ных (основа) и горизонтальных (уток). Более сложными приемами счета и переплетений основы и утка ткачиха составляет фризообразные узоры из простейших геометрических фигур, подчиненные технике ткачества. Узор­ным тканьем украшают рубахи, передники, полотенца, праздничные про­стыни.

Бесконечные варианты ромбов, геометризированных женских фигур говорят о фантазии и необыкновенной изобретательности мастериц. Неред­ко введением цветных, преимущественно красных, нитей они подчеркивают выразительность узоров. Символический смысл древних мотивов постепен­но забывается, но их эстетическое значение сохраняется устойчиво. Строго ритмичное построение тканых узоров напоминает плавные мелодии народ­ной песни.

Менее трудоемкая, чем узорное ткачество, набойка широко использова­лась крестьянами и средними слоями городского населения в XVIII и пер­вой половине XIX века. Ее изготовляли не только в деревнях и селах, но и в ремесленных пригородах. Замедленно, но гораздо быстрее, чем узорное ткачество и вышивка, набойка вбирала образы обновляющейся жизни. От Древней Руси она унаследовала способ нанесения на ткань узора посредст­вом резной доски, предварительно покрытой краской; традиционные орна­менты — геометрический и травные, спокойные по ритмам, лаконичные по формам и цвету. Из фабричных шелковых тканей перешли в набойку цве­точные гирлянды, кружева, ленты, трактованные живо и асимметрично.

В конце XVIII века и особенно в первой половине XIX века распростра­няется так называемая кубовая набойка. Ее художественные особенности во многом зависят от нового технического приема: узоры выкладываются на доске медными пластинками и покрываются резервирующим составом — вапой. Затем ткань опускают в куб (чан), где окрашивают в синий цвет (индиго). После окрашивания резервирующий состав выполаскивается, и на ткани остается незакрашенный тонкий и четкий белый рисунок: цве­ток, кустик, птица и даже целые композиции из бытовых предметов. Иногда белые узоры оживляются красными горошинками, ягодками, нанесенными штампиком масляной краской.

Русское искусство набойки самобытно. Поколениями мастеров выраба­тывались типы композиций: незамкнутые — на набивных тканях для платьев с повторяющимся рисунком и замкнутые — на тканях для штуч­ных изделий — платков, скатертей с виртуозной разработкой каймы, углов, центра. Выразительность набойки достигается цветовым пятном, силуэтом, ритмом, соотношением масштабов, использованием игры фактуры самой ткани — крупнозернистого холста, тонкого миткаля.

Вышивка — самое распространенное украшение крестьянской праз­дничной одежды и бытовых предметов — полотенец, платков, скатертей, подзоров на парадных простынях.

Для XVIII века характерна многоцветная вышивка, выполненная рас­тительными красками льняными и шелковыми нитями мягких и сочных цветов. Золотое шитье используется главным образом для украшения свадебных женских головных уборов. Их редкостная красота создается искусным использованием фактуры ткани, мерцанием золота, переливчато­стью речного жемчуга и перламутра, игрой светотени в рельефных швах.

В этот период вырабатывается новый по выразительным средствам вид шитья — по разреженному полотну (выдернутые нити по счету). Различ­ными приемами перевивая нити разреженного полотна, мастерица создает контрасты плотных фигур и прозрачного сетчатого фона, белым по белому. Вологодские мастерицы в этой технике выполняют подзоры с орнаментализированными сказочными сюжетами, сценами из барского быта — все это окружено цветами, птицами, вносятся архитектурные мотивы (ил. 127).

Кружево в праздничной крестьянской одежде и предметах быта приме­няется вместе с вышивкой. Этот вид искусства чрезвычайно своеобразен. Его основу создает орнамент, выплетенный из ниток — белых льняных, а иногда с прибавлением цветных шелковых, золотых и серебряных. Для орнаментики кружев XVIII — первой половины XIX века характерны растительные мотивы, но встречаются старинные мотивы древа, птиц - пава за павой, животных. В конце XVIII века выделяются центры кружевоплетения — Калязин, Торжок, Елец, Вологда и другие города.

В XVIII веке повсеместно распространяются усадебные мастерские: ткацкие, вышивальные и кружевоплетения, где крепостные в невыносимых условиях создают узорное тканье, вышивки, кружева, зачастую творчески перерабатывая западноевропейские образцы для барского обихода и на продажу.

Замедленные темпы развития производительных сил феодальной Рос­сии и условий жизни крестьян, мелких ремесленников XVIII — начала XIX века способствуют устойчивости традиций. Из художественного насле­дия новые поколения отбирают самое ценное и обогащают его.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х XIX вв... Ответственные редакторы... И А Бартенев Р И Власова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО X - СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языче­ской, а потому большинство тех произведений искусства, которые и

ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограбле­ны многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен масте

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVI ВЕКОВ
Во второй половине XV — первой половине XVI века завершается про­цесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необы­чайно возрастает общественное место литературы в жизни госуда

ИСКУССТВО XVII ВЕКА
В начале XVII века усиление крепостного гнета вызвало широкое народно-освободительное движение. Одновременно шла борьба за власть внутри класса феодалов, что облегчило интервенцию польских, литовск

АРХИТЕКТУРА
Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производ­с

СКУЛЬПТУРА
В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравни­тельно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются

ЖИВОПИСЬ
Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами. Получают свое развитие историческая компо­зиция, баталия, портрет, зарождаются натюрморт, миниатюра. Широ

ГРАВЮРА
В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строи­тельства русского государства. Она существовала в форме книж

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропе

Принципиально изменился и облик русской живописи.
В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и ж

Или 1736-1808
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств. Рокотов прославился в основном небольшими по форм

СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры. - Целая плеяда выдающихся скульпторов. - Петербургской Академ

АРХИТЕКТУРА
В развитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый — с начала столетия до Отечест­венной войны' 1812 года, второй — с середины 1810-х годов до конца 1

СКУЛЬПТУРА
В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники выдаю­щимся русским людям, надгробия, возникли оригинальные произведен

ЖИВОПИСЬ
В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему о

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В развитии прикладного искусства первой половины XIX века наме­чается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и вто­рой — от середины 1830-х до 1860-х годов. После Отечест

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись 1860-х годов.Под влиянием демократических идей уже в 60-е годы появились картины, будившие мысль, призывавшие зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степе­ни зависела от государственных или частнокапиталистических

АРХИТЕКТУРА
Впореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капита­лизма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. Большое значение имело развитие железнодорожной се

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Социально-экономические процессы в пореформенной России вызвали глубокие сдвиги в народном домашнем ремесле и художественных про­мыслах. В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Лени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги