Реферат Курсовая Конспект
Лекция №1 Тема: Философия: ее предмет, место и роль в жизни человека и общества 1. Понятие философии, история ее возникновения - раздел История, Лекция №1 Тема: &q...
|
Лекция №1
Тема: "Философия: ее предмет, место и роль в жизни человека и общества"
1. Понятие философии, история ее возникновения.
2. Функции философии.
3. Основной вопрос философии.
1.1. Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества.
Quot;За всякой подлинной философией стоит Мука о жизни, о смысле, о судьбе".
Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.
Она помогает человеку обрести мудрость. Мудрость – это знание вечных истин, которые необходимы человеку на жизненном пути.
"Мудрость заключается в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ей"
Основные понятия
МАТЕРИАЛИЗМ –тип философствования, который творческую роль в мире
отводит материальной субстанции.
Мир существует объективно, независимо от сознания
человека. Материальный мир развивается через
взаимодействие вещей и процессов.
ИДЕАЛИЗМ –тип философствования, который творческую роль в мире
отводит духовному началу. Он не отрицает материю, а
признает ее вторичной.
Субъективный идеализм – философское учение, сводящее знания о мире к содержанию индивидуального сознания, т.е. первично сознание человека, которое и определяет окружающую действительность.
Объективный идеализм – учение, принимающее за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание.
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ – два противоположных философских учения на протяжении всей истории философии вели спор. В результате данного противоречия возникло еще одно философское учение - ДУАЛИЗМ/ материя и дух (сознание) существуют параллельно и независимо друг от друга. Это учение выражало попытку примирить разногласия по поводу первичности двух субстанций. Дуализм – признает равноценность, одновременное существование материального и идеального в едином объективном мире.
Дуализм- философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Вторую проблему рассматривает гносеология (наука о познании). Познаваем ли мир?
Основные понятия
АГНОСТИЦИЗМ - мир непознаваем, а наши знания о внешнем мире –
это иллюзии.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ – безграничные возможности человеческого разума
ОПТИМИЗМ в познании мира, бесконечный процесс познания.
СКЕПТИЦИЗМ - мир познаваем, но человек ограничен в своем
познании несовершенством органов чувств.
Лекция № 2
Платон
- Материальный мир, который нас окружает, является лишь тенью и произведен от мира идей, т.е. материнский мир вторичен.
- все явления и предметы материального мира возникают, изменяются и гибнут, а идея всегда неподвижна и вечна.
Аристотель – вершина греческой философии.
- основой всего считал материю.
- из материи возникло 4 элемента: огонь, вода, воздух, земля.
"Физика", "О небе"О возникновении и гибели.
- материи присуще самодвижение
- движение тесно связано с изменением
- разработал концепцию противоположностей, считал, что движение тесно связано с изменением явлений, объектов окружающей действительности.
- движение - покой
- возникновение – гибель
- увеличение – уменьшение
- мокрое – сухое
- теплое – холодное
Считал, что тело и душа представляют собой единство.
3.3. Эллинистический период длился от начала походов Александра Македонского до овладения римлянами Египтом.
В IV- III вв. до н.э. происходит кризис греческих свободных полисов, крах греческой свободы (битва при Хэйроне 338 г. до н.э.).
Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже под римское влияние. Этот процесс завершился образованием римской провинции Ахея в 146г. до н.э.
В античной философии происходит синкретизм – слияние с другими философскими взглядами.
Наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур(342 – 271 до н.э.). Возникает философское течение - Эпикуреизм,
Его тракты "О природе", "Письма", "Этика".
-Эпикур продолжил учение Демокрита об атомах.
- Если Демокрит характеризовал атомы по величине, форме и положение в пространстве, то Эпикур приписывал им свойство тяжести.
Если Димокрит приписывал атомом прямолинейное движение, то Эпикур признавал их отклонение от прямолинейного движения.
- Душа – это структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму, следовательно, душа не бессмертна, она погибает вместе с телом человека.
- В области теории познания Эпикур был сенсуалистом, т.е. считал, что в основе всякого познания лежат ощущения. Человек познает окружающую действительность с помощью чувств.
Сенека
Проходил из знатной семьи, получил естественнонаучное, юридическое и философское образование "О стойкости философа", "О гневе", "О счастливой жизни".
- Разум – это активный принцип, который сообщает материи форму.
- Считал, что материя первична;
- являлся сторонником сенсуализма, считал, что разум имеет свое начало в чувствах.
- Все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости.
- Жить счастливо – значит жить в соответствии с природой.
-активно развивал идею судьбы («рок») как некой верховной силы, которая изначально делает человека существом несвободным, обреченным на повиновение и рабство.
- Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия, для этого необходимо преодоление страха перед смертью.
- Придерживался принципа индивидуализма, т.е. человек должен прикладывать усилия к собственному совершенствованию и сторониться политической жизни и общественных дел.
"Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым туда – сюда всю жизнь".
Марк Аврелий – римский император, философ (121 – 180 гг.н.э.)
- Мир он понимал как вечно текущий и изменчивый.
- Основная цель человека – это достижение добродетели, т.е. подчинение разума законом природы.
- Основоположник принципа подчинения человеческой воли мировому разуму - Богу.
Его учение способствовало формированию раннего христианства.
Тит Лукреций Кар (95- 55 до н.э.) "О природе", продолжил атомистическое учение Демокрита и Эпикура.
- основой всего считает атомы и пустоту.
- обозначил свойства материи: неуничтожимость, несотворимость, бесконечность во времени и пространстве.
- Атомы движутся, в беспорядочном движении они сталкиваются, соединяются, образуя все вещи.
- Душа является материальной – это соединение воздуха и тепла.
- Создал концепцию эволюционизма: все органическое возникло из простейших форм жизни.
- Считал, что общество, право и законы являются результатом взаимного соглашения людей.
Лекция №5
Лекция №6
Лекция №7
Тема: "Немецкая классическая философия.
1. Философия истории Гердера. Эммануил Кант.
2. Диалектика Гегеля, Ф. Шеллинг.
1.1. Иоганн Гердер (1744-1803) "Идеи к философии истории человечества" "Письма для поощрения гуманизма".
Философия Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т.е. к автономному использованию сил, которые даны человеку для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга.
История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы.
Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим космологическим развитием.
В природном процессе вместо физических законов Гердер видит закон аналогии между человеком (микрокосмосом) и природой (макрокосмосом).
Считал, что развитие Земли, растительного и животного мира невозможно наблюдать прямо, т.к. это развитие растянуто в пределах различий между растительными и животными видами.
Путем сравнения можно реконструировать все развитие (сравнивал растения и животных)
Инстинкты животных развиваются как модификация первоначального инстинкта самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет.
Причина развития заключается в постоянно совершенствующемся, творческом импульсе природы.
Гердер выдвинул идею о взаимосвязи человека и животных. Животные являются для человека меньшими братьями.
Преимущества человека перед животными Гердер выводит из его прямо хождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у человека преимущественное развитие получает зрение, следующее преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии языка.
Человек совершенен по сравнению с животными тем, что он стоит на пограничье двух царств – царства природы и царства "гуманности".
Содержание термина "гуманность" можно определить также как "бого- подобность". Человек является выражением силы всех сил бога.
Эммануил Кант (1724 – 1804 ). Родился в скромной семье ремесленника в Пруссии. Он рос слабым, хилым мальчиком (Впалая грудь, сутулая спина, несмелый и забывчивый).
После окончания латинской школы поступил в университет на философский факультет. После окончания он становиться любимым преподавателем. С 1771г. Он был профессором с жалованьем, покрывающим все его потребности. Вскоре он был признан первым философом Германии.
Космологический трактат "Всеобщая естественная история и теория неба".
- В нем он выразил предпосылки единства материи и движения.
Выдвигает гипотезу о возникновении солнечной системы, позже ставшую известной как теория Канта – Лапласа (планетная система возникла из первоначальной «туманности»). Высказал идею о существовании Большой вселенной, других галактик вне нашей Галактики
Он полностью отвергал существование Бога, считал, что это заблуждение. Большое внимание уделял теории познания. Считал, что познание тесно связано с опытом.
Согласно Канту, существует два разума: теоретический и практический.
"Критика суждений" – в ней он исходил из предпосылки, что наряду с законами природы, выраженными физикой, существует еще и законы нашей рефлексии природы. К ним относятся дифференциация живой природы на виды и роды, затем представление организма как "внутренней цели", в которой отдельные части являются одновременно причиной и следствием. Кант выразил идею, что "природа не делает скачков".
Второй проблемой эпохи, которую рассматривал Кант, была проблема человеческую свободы. Философ определял свободу как господство людей и их право распоряжаться вещами.
Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое самостоятельно преобразовало свои естественные стремление.
Он выступил против истолкования человека как существа, чей разум связан с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается в религии, он полностью самостоятелен, благодаря чистому практическому разуму.
2. Георг Гегель (1770-1831) – символ классической немецкой философии. Большой вклад внес в развитие диалектики-учения о всеобщей связи и развитии.
Всем явлениям свойственны изменения и развитие. Противоречие – это источник движения всех явлений.
Гегель сформулировал основные категории и законы диалектики.
Создал философскую систему, которую назвал абсолютным идеализмом.
Согласно учению Гегеля, в основе всего лежит "абсолютная идея" или мировой разум. Под ним философ подразумевает духовную энергию, которая присутствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику. (Изложил в «Феноменологии духа».)
В скрытом виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления, в том числе и человека, который обладает духовной сущностью. Развитие мира есть становление Духа, в ходе чего Дух воплощает себя в тех или иных сферах действительности.
Гегель разработал теорию развития всемирной истории – европоцентризм. Он полагал, что исторический процесс зародился на Востоке, где появился первый человек, затем история двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже целый слой людей (граждане). В германском мире наступает всеобщая свобода, которая исходит от христианства.
Таким образом, история - это прогресс в развитии свободы, шествие Духа в социальном времени и пространстве.
Вершина движения абсолютной идеи – философия, посредством которой открываются разумность мира и его закономерные связи.
Процесс развития всегда разумен и закономерен, он развертывается от низшего к высшим формам. Движущей силой развития является противоречие, а самому развитию присущи отрицания и скачки (переход от количества в качества).
Фридрих Шеллинг (1775-1854),продолжил развитие диалектического учения. По его убеждению, в природе властвует принцип полярности и градации. Существуют такие противоположные силы, как притяжение и отталкивание, раздражимость и восприимчивость и т.д. Природа – это система ступеней, где высшее закономерно рождается из низшего.
Лекция №10
Лекция № 11
К вопросу об источниках сознания.
Современная наука считает, что мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию из Вселенной. Эта энергия поступает через кожу человека. Мозг связан с биосферой планеты, а = со всей Вселенной.
Индивид влияет своей информацией на общемировой информационный процесс.
Есть предположения, что таким образом влияет на нас и информация умерших предков = это происходит через сферу бессознательного.
Основные этапы познания
1. Чувственное познание – биологические свойства человеческого организма деятельность органов чувств, нервной системы и мозга.
Формы чувственного познания.
а. Ощущения – отражение в сознании отдельных качеств, свойств сторон, предметов или явлений (цвет, запах).
б. Восприятие – дает целостный образ предмета или явления.
в. Представление – способность сознания сохранять образ предмета даже тогда, когда его нет.
2. Рациональное познание – отражение внутренних сторон и свойств изучаемого объекта, позволяющее познавать его сущность.
Формы практики
1. Материальное производство, преобразование природы.
2. Социальное действие – преобразование общественной жизни, изменение существующих социальных отношений.
3. Научный эксперимент – искусственное создание условий для исследования объектов.
Практика и познание взаимосвязаны.
ДИАЛЕКТИКА – это часть философии, изучающая всеобщие свойства и закономерности любых изменений и любого развития.
В основе диалектики лежит учение о всеобщей связи и развитии мира, общества, человека.
Диалектика рассматривает три проблемы:
1) Особенности развития и его направление;
2) Источник развития;
3) Формы развития.
II. Все окружающее человека, весь материальный и идеальный мир подвержен изменению и развитию.
РАЗВИТИЕ – закономерное, необратимое, и направленное изменение материальных и идеальных объектов мира.
Итогом развития является возникновение нового качества.
Что является понятием «всеобщая связь»?
Всеобщая связь – это выражение зависимости между явлениями окружающего мира.
Все существует в двух состояниях: как существует «само по себе» и как существующее «для других».
Закономерность изменений.
В основе этого признака лежит то, что все в мире носит не случайный характер, а необходимый.
4. Появление нового качества является итогом предшествующего процесса развития.
Догадки о развитии высказывали еще древнегреческие философы: Гераклит, Демокрит, Эпикур.
Общий социальный
образование Солнечной системы, закономерное, необратимое и
возникновение жизни на Земле направленное развитие общества
ЛЕКЦИЯ №16
План:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Всё в мире подчинено закономерности. (Время не может потечь в обратную сторону. За весной не придет зима).
ЗАКОН - это существование устойчивой, повторяющейся и необходимой связи между явлениями.
Законы выражают объективные процессы действительности.
Классификация законов
а) по сфере применяемости:
1. всеобщие - законы диалектики;
2. общенаучные - закон сохранения энергии, закон тяготения;
3. частнонаучные - закон спроса, закон стоимости, юридический закон;
б) по внутреннему содержанию
1. законы строения - выражают необходимые связи в системах;
2. законы функционирования - отражают причинно-следственные связи и отношения;
3. законы развития - раскрывают сущность происходящих явлений и изменений, способы прогнозирования будущего состояния.- Составной частью закона является закономерность.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - форма конкретного проявления закона.
- Всё в мире находится во взаимной связи.
- Без связи невозможно самодвижение материи.
- Без самодвижения невозможно развитие.
- Высшим проявлением принципов всеобщей связи является закон.
Центральным вопросом диалектики является вопрос об источнике развития. Его объясняет Закон единства и борьбы противоположностей.
В основе лежит учение о том, что главным источником развития всех явлений реального мира является раздвоение единого на различное и борьба этих противоположностей.
Основные категории закона:
Единство- два противоположных явления противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения. Наличие одного из них предполагает наличие другого (например, старый и новый мир - они противоположны, но едины в своей взаимосвязи).
Противоположность - предельный случай существенного различия (пример, магнит с его противоположными полюсами, как его не дели, будет северный и южный полюс).
Противоречие- определенный тип взаимодействия противоположных сторон, столкновение противоположных сил.
Конфликт - предельный случай противоречия. Ничто не движется вперед вне противоречия»
Противоречия могут быть внутренними и внешними:
Внутреннее - взаимодействие противоположных сторон внутри одной системы (национальное);
Внешнее- взаимодействие между различными системами, столкновение систем (Запад-Восток).
ГЕРАКЛИТ – «мир есть вечное становление, возможное только как борьба и единство».
Принцип противоречия предполагает наличие его сторон и их единство.
Научное познание ~ движется в постоянном противоречии между еще необъятным неизведанным миром и стремлением человека узнать этот мир новых
явлений.
- Источник развития находится не в самом противоречии, а в его разрешении.
- Своевременное разрешение противоречия приводит к прогрессивному направлению развития.
- Обострение противоречий без их разрешения - к регрессу.
Лекция №17
Тема: «ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА».
Кризис человеческой духовности.
В философии нет сейчас твердой характеристики будущего и настоящего.
- Люди не могут обрасти жизненный смысл.
Страх, тревога, беспокойство.
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
1. Информационная (компьютерная) революция ликвидирует ядерную и экологическую угрозу.
2. Принцип ненасилия и согласия.
3. Объединительные духовные процессы. Между государствами.
4. Сохранение автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.
- Проблема искусственного интеллекта работы з – го поколения
– Конец работы –
Используемые теги: Лекция, Тема, Философия, Предмет, место, Роль, жизни, человека, общества, Понятие, философии, История, возникновения0.144
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция №1 Тема: Философия: ее предмет, место и роль в жизни человека и общества 1. Понятие философии, история ее возникновения
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов