Чарльз Шульц, художник-карикатурист - раздел Право, Мерели Зденек – Развитие правого полушария Если В Октябре Вы Поедете По Редвудскому Шоссе На Север От Сан-Франциско, То ...
Если в октябре вы поедете по Редвудскому шоссе на север от Сан-Франциско, то увидите, что калифорнийские холмы как бы побледнели из-за того, что трава на них пожухла; они кажутся даже не
золотыми, а какими-то бурыми. Примерно через час езды по этому шоссе вы прибудете в Санта-Розу. Вы наверняка отметите, что жизнь среди холмов и виноградников течет неторопливо; особенно заметным это станет тогда, когда вы свернете с шоссе на проселочную дорогу.
Художник-карикатурист Чарльз Шульц, создавший множество незабываемых персонажей, предложил мне встретиться в ледовом комплексе «Редвуд Эмпайр Айс Арена», который принадлежит ему на правах частной собственности. Когда я туда приехала, он уже ждал меня, наблюдая за катающимися на коньках. Мы заказали сандвичи с тунцом и съели их прямо на месте.
Мне понравилась его простая манера держаться и спокойный голос с легким акцентом, присущим жителям штата Миннесота. Я сразу же бросилась задавать вопросы, ибо чувствовала, что дорога каждая минута, и мне не терпелось узнать побольше. Однако он выразил нежелание вот так, с места в карьер, отвечать на них и захотел сначала узнать что-нибудь обо мне, поэтому до определенного момента мне было трудно сконцентрировать беседу на его личности. Мне показалось, что он охотнее поговорил бы с другом, а не с незнакомцем, поэтому он и тянул время, чтобы выяснить, что я из себя представляю.
Никто из тех, кто его знает, не называет его Чарльз, Чарли или Чак Шульц. В детстве его прозвали Спарки, и с тех пор его называют только так. Наш разговор протекал в неспешном, размеренном темпе. Позже, когда мы приехали в его студию, мне представилась возможность задать этому незаурядному человеку все заготовленные вопросы.
Он сел за стол, за которым создает своих персонажей, и показал мне свои заготовки — они должны были увидеть свет через несколько недель. В его студии была масса вещей, с которыми связаны теплые воспоминания. Среди них были старые книги, фотографии его семьи и даже старенькая деревянная лошадка по имени Спарки, в честь которой он и получил свое второе имя.
Спарки предложил мне ознакомиться с его рисунками сколь угодно подробно, и совсем не беспокоился о возможной утечке сюжетов, пока еще не защищенных «копирайтом» — знаком охраны и исключительности авторских прав. В этом жесте проявилась его знаменитая щедрость. Я смотрела на карикатуры и видела, что некоторые из них чуть ли не впрямую отражают работу правого полушария...
ШУЛЬЦ: Я всегда считал себя самым обычным человеком, и я говорю это совершенно искренне. Я не отношусь к тем людям, которых называют умными и серьезными. Я ничего не понимаю в экономике, а с математикой у меня всегда были нелады. А что касается физики, то я, наверное, был самым худшим учеником в истории Центральной Высшей школы в Сент-Поле. Меня нельзя назвать бизнесменом. Но у меня есть талант «подхватывать» небольшие фразы и переделывать их в смешные рисунки. Я бы мог рисовать красивее и больше, однако площадь, которую издатели отводят юмору на газетных и журнальных страницах, не столь велика.
Но самым главным является то, что я постоянно думаю про карикатуры. Это происходит не потому, что я хочу заработать больше денег; вероятно, права моя дочь, которая однажды сказала, что я помешанный. И я думаю, что я действительно помешанный. Я помешан на том деле, которым занимаюсь. В этом вся моя жизнь, точно так же, как жизнь художника — в его картинах... а жизнь виолончелиста — в музыке, которую он играет... А я вот помешан на том, что рисую смешные картинки, и это занимает все мои мысли. Практически любая мысль, которая приходит мне в голову, так или иначе связана с карикатурами. Короче говоря, карикатурами заняты все мои мысли. Может быть, именно поэтому у меня что-то получается. Можно сказать, что я не знаю другого способа продуктивно работать. Если кто-то знает такой способ, то пусть подскажет мне, и я им воспользуюсь. Хотя вообще-то мне кажется, что мне не удастся проанализировать достоинства этого метода — мне никогда не удавалось что-либо проанализировать.
ЗДЕНЕК: Однако вы всё же как-то анализируете то, что делаете. Каким-то же образом вам удается передавать в своих карикатурах чувства, понятные любому?
ШУЛЬЦ: Мне хотелось бы делать это лучше. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы рисовать еще лучше. Мне кажется, что своим успехом я обязан гибкости своего мышления.
ЗДЕНЕК: Используете ли вы какие-нибудь специальные приемы для того, чтобы повышать свою творческую активность?
ШУЛЬЦ: Я применяю некоторые механические приемы. Я беру чистый лист бумаги и начинаю чертить какие-то бессмысленные линии, и иногда из этих линий потом складывается забавный рисунок. А ведь искусство карикатуриста как раз и заключается в том, чтобы рисовать забавные картинки.
Кстати говоря, эти рисунки не обязательно содержат разъяснительную надпись или реплики персонажей. Карикатуры очень консервативны, они всегда останутся забавными картинками. Если у меня не возникает никаких идей, пока я еду на машине в студию и поглядываю в окно, то когда я приезжаю, я беру чистый лист бумаги и начинаю «творить». Я рисую какие-то фигурки, мну и отбрасываю листы, и, внезапно мне приходит в голову какая-то интересная мысль. Так и рождается карикатура. Я рисую карикатуры, потому что это моя жизнь. Могу только сказать, что я очень люблю рисовать карикатуры.
ЗДЕНЕК: Мне также знакомо это чувство по отношению к работе. Когда должен работать, когда не можешь жить без своей работы.
ШУЛЬЦ: Вы знаете, я почти никогда не употребляю слово «работать». Вы обратили на это внимание? Я никогда не говорю «я поехал работать», я говорю «я поехал в студию» или «я поехал рисовать». Я никогда не называю свое дело работой, ибо мне кажется, что если я назову его работой, то Бог заберет его у меня. Это просто какое-то суеверие.
ЗДЕНЕК: Мне думается, что Бог редко забирает назад свои дары. Однако чувство игры часто помогает делу быстрее продвигаться вперед. Я уверена, что очень важно не терять чувство игры, не терять связи с ребенком, который живет в глубине души.
ШУЛЬЦ: Моя жена говорит, что я помню свое детство лучше, чем кто-либо из тех, кого она знала. Я отлично помню себя в три и четыре года, в моей памяти прекрасно сохранились все детали, все мои страдания и переживания. Часто эти воспоминания превращаются в мои забавные картинки.
ЗДЕНЕК: Вот как? Значит, перед тем как вы изобразили веселые рисунки, вам пришлось самому испытать переживания, заключенные в них? То есть можно сказать, что вы переводите свои переживания на язык карикатур?
ШУЛЬЦ: Да, именно так. И поэтому мне приходится страдать немного больше, чем другим. За талант всегда приходится платить. У меня вот такая форма оплаты. Человеку с богатым воображением всегда приходится страдать больше, потому что он чувствительнее других. Когда я рисую карикатуры, я подмечаю маленькие, крохотные страдания и тревоги, которые испытываю, а потом «увеличиваю» их настолько, чтобы их могли заметить другие.
ЗДЕНЕК: А бывает, что идея приходит к вам сразу? Бывало ли, что вы сразу видели законченный рисунок?
ШУЛЬЦ: Да, конечно. Случается, что я сразу вижу готовую картинку. В состоянии творческого подъема я за день рисую шесть или семь карикатур.
ЗДЕНЕК: Делаете ли вы какие-нибудь физические упражнения для того, чтобы повысить творческую активность?
ШУЛЬЦ: Ледовый комплекс, где мы с вами завтракали, находится в двух кварталах от моей студии, и, когда мне ничего не удается придумать, я иду туда пешком и пью там кофе. Как правило, после этого у меня появляются идеи — еще до того, как я вернусь в студию...
ЗДЕНЕК: Я знаю, что вы любите кататься на коньках. Возникали ли у вас идеи во время катания?
ШУЛЬЦ: Идеи приходят мне в голову, когда я занимаюсь любым видом спорта, в том числе и катанием на коньках. Когда я играю в теннис или занимаюсь чем-либо еще, я всегда думаю о коротких фразах, которые могут стать карикатурами. Я не думаю, что забавные идеи могут приходить в голову, когда вы занимаетесь «жесткими» видами спорта (например, хоккеем), поскольку, когда вы занимаетесь такими видами спорта, ваш мозг полностью занят тем, что вы делаете. Идеи приходят, когда вы занимаетесь чем-то более спокойным — скажем, теннисом или гольфом, в момент ожидания ответного действия партнера. Мне вспомнились слова Чарли Брауна: «Если я выигрываю — тем лучше для игры». Бесчисленное множество идей я придумал на концертах. Мне кажется, что все мы испытываем завораживающее чувство, когда наблюдаем за тем, как дирижер управляет оркестром. Когда мы видим это, наши мысли отправляются в свободный полет. А потом получается, что музыка проходит мимо нас. Бывает, что очень злишься, когда три месяца ждешь того, чтобы послушать Второй концерт Брамса, а потом понимаешь, что думал о чем-то другом. Тогда в сердцах восклицаешь: «Какая потеря времени». Однако это не так — когда находишься под впечатлением музыки, то мысли свободно парят. Именно в эти минуты рождаются самые блестящие идеи.
ЗДЕНЕК: Мысли, скрывающиеся в подсознании, всплывают на поверхность тогда, когда расслабляешься и когда влияние левого полушария ослабевает. Могу поклясться, что вы часто мечтали
на уроках физики и математики, не так ли?
ШУЛЬЦ: Да, разумеется. Но, насколько я помню, в школе нам никогда не разрешали рисовать карикатуры. Особенно в последних классах. Помню, только однажды, когда мы были в седьмом классе и изучали современную историю, учительница разрешила нам нарисовать карикатуры на политических деятелей. Мне думается, что моя карикатура была лучшей в классе. Учительнице понравилось, что я нарисовал, но лучшей она признала карикатуру другого ученика. Это был единственный случай, когда мне позволили в школе рисовать карикатуры. Мне кажется, что было бы прекрасно, если бы детям разрешали рисовать что-нибудь забавное. Я очень рад, что у меня был и есть способ выразить свои чувства. Как вы понимаете, этим способом было и остается рисование карикатур. Рисуя карикатуры, я выражаю то, что чувствую, выражаю то, что меня волнует.
ЗДЕНЕК: Есть ли у вас какой-нибудь предмет, может быть, талисман, который помогает вам оживить воспоминания своего детства и снова пережить чувства, которые вы тогда испытывали?
ШУЛЬЦ: Из моего детства почти ничего не осталось. Никаких рисунков. У меня не осталось ни одного детского рисунка. Все было выброшено. В моем доме был пожар, и многие вещи сгорели. У меня, правда, остался один рисунок, который я нарисовал в старших классах. Его через много лет прислал мне по почте мой учитель. Я очень часто думал про этот рисунок, и вот однажды я вскрыл конверт и увидел его. Я помню множество вещей, которые чрезвычайно много для меня значили в возрасте от девяти до тринадцати лет. Я часто играл сам с собой. Нет, впрочем, я проводил много времени со своими сверстниками, «резался» в хоккей, но часто я приходил из школы домой и оставался один. Я любил быть наедине с самим собой. Я любил играть с шариками, у меня их было шесть сотен. У меня также был набор оловянных солдатиков, с которыми я очень любил играть.
ЗДЕНЕК: Вы используете эти воспоминания в своей работе?
ШУЛЬЦ: Благодаря им на свет появилось множество неплохих карикатур. Я использовал почти все такие воспоминания. Можно сказать, что практически все мои воспоминания нашли отражение в моих рисунках.
ЗДЕНЕК: Вы применяете какие-нибудь специальные приемы для того, чтобы оживить свои воспоминания?
ШУЛЬЦ: Хм-м... Воспоминание, которое трудно оживить, очень помогают вызывать запахи, связанные с ним. Мне кажется, что запахи лучше всего вызывают воспоминания. Но мы часто не обращаем на это внимания. Еще хорошо помогают вызывать воспоминания связанные с ними цвета. У меня были два случая, когда цвета помогли вспомнить то, что казалось давно забытым. Однажды я увидел цвет меди, и он мне что-то напомнил. Я ходил сам не свой до тех пор, пока не понял, что именно. Мне было 7 лет. Мы тогда жили в городе Нидлс, штат Калифорния, и все дети, в том числе и я, на перемене играли с монетами. Я вспомнил, как мы играли на тротуаре перед школой. У меня были новые монеты ярко-медного цвета. Именно это мне и вспомнилось. А другой случай был вот какой: я сидел на улице на скамейке и ждал жену, чтобы пойти с ней по магазинам. Вдруг мимо проехал фиолетовый автомобиль марки «Порше», и я понял, что его цвет что-то мне напоминает. Сначала не удавалось вспомнить, что именно, но потом, после долгих попыток, это получилось. Когда мне было двенадцать лет, у меня был свитер такого же фиолетового цвета. Все эти воспоминания я так или иначе использовал в своих карикатурах.
ЗДЕНЕК: У вас, очевидно, очень развито образное мышление. Мне интересно, используете ли вы это каким-то образом для того, чтобы развивать свои творческие способности. Может быть, у вас есть специальное упражнение?
ШУЛЬЦ: Я постоянно за всем наблюдаю. Я наблюдаю за тем, как ложатся складки на вашей одежде, как вы поднимаете руку, как вы держите чашку с кофе и какой формы у вас серьги. Иногда мне хочется перестать так тщательно наблюдать за всем, но я не могу это сделать, я постоянно рисую в уме. Это можно сравнить с набросками, поскольку всё, что я рисую в уме, потом, как и наброски, входит в мои рисунки.
ЗДЕНЕК: Значит, у вас постоянно активно работает правое полушарие мозга.
ШУЛЬЦ: Правда? И это плохо?
ЗДЕНЕК: Нет, ну что вы! Это просто прекрасно. Я хотела бы спросить еще: если у вас так хорошо работает воображение, то, может быть, вы помните свои сны?
ШУЛЬЦ: Да, помню.
ЗДЕНЕК: Вы записываете или зарисовываете их?
ШУЛЬЦ: Нет, я не записываю и не зарисовываю свои сны, потому что они слишком печальны.
ЗДЕНЕК: Они всегда печальные?
ШУЛЬЦ: Да. Когда я просыпаюсь, я стараюсь забыть их, похоронить в своем сознании, потому что иначе я не смогу нормально жить. У меня всегда был страх одиночества. Будучи ребенком, я очень боялся, что мои родители попадут в аварию и погибнут. Поэтому, когда они долго не возвращались, я всегда выходил на крыльцо и ждал. Мне трудно описать то чувство радости, которое я испытывал, когда из-за поворота показывалась их машина. А когда я стал старше, я стал бояться, что когда-нибудь стариком я останусь совсем один в маленькой однокомнатной квартире.
ЗДЕНЕК: Наверное, вы в детстве часто чувствовали одиночество?
ШУЛЬЦ: Да. Я был одинок большую часть своей жизни. Я помню, какое одиночество я испытывал, когда служил в армии. Незнакомый город, и никому не нужен простой солдат в увольнении. Ты идешь в кафе, чтобы перекусить, потом смотришь какое-нибудь шоу, а потом возвращаешься в пустой гостиничный номер. В те времена не было телевидения, и занять себя можно было только чтением. Очень тяжело, когда вокруг нет никого, с кем ты мог бы поговорить, а если даже и есть кто-то, то ты не знаешь, как это сделать. Благо, теперь я научился говорить с людьми.
ЗДЕНЕК: У вас удивительный дар превращать грусть и боль в юмор. А вы не пытались то же самое проделать и со своими снами?
ШУЛЬЦ: Нет, и никогда не пытался сделать это. Иногда сами собой сны вызывают какие-то печальные мысли, которые я могу сделать забавными.
ЗДЕНЕК: Значит, вы таким образом используете «обратную сторону медали»?
ШУЛЬЦ: У меня вообще-то не должно быть таких снов. Раньше — другое дело. Раньше я боялся потерять что-то. Это меня очень беспокоило.
ЗДЕНЕК: А что вы боялись потерять?
ШУЛЬЦ: Ну, потерять... Я не знаю, связано ли это с детьми. Может быть, я боялся потерять их, или я боялся, что они потеряют меня. Я не могу сказать точно. Мои сны были настолько ужасны, что я просыпался и думал: а вдруг сегодня мне надо идти на похороны? Но потом я понимал, что никаких похорон не будет. Я завтракал, шел кататься на коньках и снова становился нормальным человеком.
ЗДЕНЕК: Это случалось часто? Вы часто просыпались с грустными мыслями?
ШУЛЬЦ: М-м-м... Вообще-то у меня нет никаких причин быть грустным.
ЗДЕНЕК: Вы говорили о похоронах. Вы часто думаете о смерти?
ШУЛЬЦ: Да, часто. Особенно часто думать о смерти я стал с прошлого года. В прошлом году я чуть не умер. Я никогда не думал, что буду при смерти в пятьдесят восемь лет. Я думал, что умру, когда мне будет где-то семьдесят три, и вдруг оказался в больнице, и меня подсоединили проводами к какому-то аппарату. Это было страшно. После смерти матери я думал, что уже никогда не приду в себя. Когда она умерла, мне было двадцать лет. Она так тяжело болела и так страдала. Когда умер отец, я тоже страдал, но его смерть я перенес легче. Мне тогда было за сорок, а ему — шестьдесят девять. Вообще, мне кажется, что все это как-то связано между собой. Мне также тяжело сознавать, что мои дети выросли и стали самостоятельными. Мне было приятно, когда они были рядом. А впрочем, все они нашли свое место в жизни, и это меня радует. Самое худшее, что вы можете сделать для своих детей, — это слишком привязать их к себе. Мои дети хотят, чтобы я перестал беспокоиться о них и «переключился» на себя, но я не могу этого сделать.
ЗДЕНЕК: Вы такой чувствительный человек — мне кажется, что у вас должна быть хорошо развита интуиция.
ШУЛЬЦ: Интуиция?
ЗДЕНЕК: Да, именно интуиция.
ШУЛЬЦ: Я никогда не думал об этом. Честно, я действительно никогда не думал об этом.
ЗДЕНЕК: Хорошо, а моя интуиция подсказывает мне, что ваша интуиция как раз очень развита. Я думаю, что вы очень тонко чувствуете, когда люди стесняются или испытывают тревогу, и делаете всё, чтобы им стало лучше. С вами было очень приятно побеседовать.
ШУЛЬЦ: Мне тоже было приятно поговорить с вами. Вы помогли прогнать печаль.
Часть I Возможности интеллекта Приглашение Какой блестящий пример... Логическое мышление и интуиция Что значит... Начало...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Чарльз Шульц, художник-карикатурист
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Приглашение
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стуч
Три вопроса
На всех моих семинарах аудитория обычно хотела знать ответы на следующие три вопроса:
1. Что является научной основой книги «Развитие правого полушария»?
2. Как используют приемы
Несколько предупреждений
Правое полушарие мозга, однако, не является местом обитания только лишь ангелов и муз — в нем также живут и драконы. Попадая в эту загадочную область интеллекта, вы рискуете ст
Что значит мыслить творчески
Несколько лет назад мне пришлось работать над пьесой. Я уединилась на целый месяц для того, чтобы заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь. К моему удивлению, мне понравилось работать цел
Развенчивая старые мифы
С древних времен люди верили мифу о том, что творческое вдохновение снисходит на человека свыше, что оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение
Что показали исследования
В ходе проведенных исследований было установлено, что через corpus callosum информация
поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же corpus callosum
Новые взгляды на творческие способности
Из трех ученых, работавших над хирургическим разделением полушарий мозга и совершивших революцию в области знаний о головном мозге и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя рабо
Сферы специализации левого полушария
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении
Сферы специализации правого полушария
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Обработка невербальной информа
Остальные пять процентов
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для девяноста пяти процентов людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые состав
Развитие полушарий головного мозга
Специализация полушарий головного мозга, кажется, характерна только для человека, и причем взрослого. У других приматов и маленьких детей не обнаружено никаких или почти никаких признаков специализ
Идеальное партнерство
Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу
Когда полушария враждуют
Когда один из партнеров в бизнесе ведет себя агрессивно по отношению к другому и пытается ущемить его интересы, это приводит к нежеланию сотрудничать. То же самое можно сказать и про взаимодействие
Гипотетический случай
Мне хочется связать воедино все научные факты применительно к правому и левому полушариям головного мозга на примере чрезвычайного гипотетического случая. Представьте, что два человека, которым был
Реабилитация мозга
Человеческий организм обладает огромными потенциальными способностями к восстановлению своих функций после каких-либо травм. Вполне возможно, что у пациента, перенесшего операцию по удалению полуша
Древние знания
Задолго до того как ученые разработали и доказали теорию о специализации полушарий головного мозга, древние интуитивно догадывались о существовании такой специализации. В различных мировых культура
Противоречия
Новые результаты научных исследований, вступающие в противоречие с общепринятыми догмами, всегда поначалу принимаются скептически. Однако в защиту тех, кто не согласен с установившимися взглядами,
Ключ к повышению творческих способностей
Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, необходимо понять специфические цели каждого из упражнений описанной здесь шестидневной программы. Почему и как они срабатывают? В чем заключается и
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Люди наиболее склонны к восприятию окружающей действительности правым полушарием мозга, когда тело их расслаблено, а сознание свободно от логических рассуждений. Таким образом, первые два упражнени
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Упражнения с использованием БОС предлагают способы воздействия вашего сознания на тело, помогая его физическому расслаблению. Это способствует усилению вашей восприимчивости к сигналам из правого п
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Собираясь посетить страну, где не понимают русского, неплохо бы ознакомиться с ее языком или хотя бы захватить с собой разговорник. Иначе вам будет очень тяжело объяснять свои желания и получать от
Категория 4. Переходные объекты
Переходные объекты — это предметы из раннего детства, такие как детское одеяло или плюшевый медвежонок, помогающие маленьким детям познавать мир и быть менее зависимыми от матери. Упражнения этой к
Категория 5. Писание «другой» рукой
Какую пользу можно извлечь из попыток писать «другой» рукой? Делать это наверняка будет неудобно, а слова получатся трудно читаемыми или вовсе непонятными. Это занятие скорее всего покажется вам гл
Категория 6. Стимуляция чувств
Подумайте о розе, о сонате Бетховена, о стакане вина, о французских духах, о пушистом теплом кашне. Что же в них общего? Первой пришедшей в голову мыслью может быть то, что каждый из этих объектов
Категория 7. Фантазия
Зачастую общество дает противоречивые оценки нашей фантазии и воображению. С одной стороны, людей хвалят, когда продукт их воображения может найти успешное применение. Однако,
Категория 8. Сны
Сны волновали и очаровывали людей с самых давних времен. Эти бурные, возбуждающие образы, запутанные метафоры и сложные сценарии — результат работы правого полушария мозга.
В упражнениях э
Категория 9. Свободные ассоциации
Свободная ассоциация имеет отношение к последовательности идей, которые возникают, казалось бы, без всякой логической связи. Несомненно, вы экспериментировали не один раз, позволяя своим мыслям пер
Категория 10. Дары правого полушария мозга
Многообразие даров, которые вы получите, аккуратно выполняя эти упражнения, будет выбрано щедрым правым полушарием вашего мозга — вашим творческим, интуитивным Я. Однако, чтобы обнаружить бриллиант
Категория 11. Утверждения
Часто ли вам приходилось видеть, как люди проигрывают только из-за недооценки самих себя? Люди, говорящие «Я не могу», лишь с абсолютной точностью предсказывают результаты своих усилий. Как можно и
Стив Аллен, артист
Обложки десятков изданий покрывают стены приемной комнаты фирмы «Медоулэйн продакшнс», которая располагается на Вэлли-Сайд в Лос-Анджелесе. На всех изображен Стив Аллен. Это обложки от самых разных
Рэй Брэдбери, писатель
В тот сентябрьский день тяжелые черные тучи нависли над городом и угрожали Беверли-Хилс дождем. Придорожные кафе на Родео-Драйв были переполнены. Но когда я зашла на веранду «Дейзи», то увидела, чт
Клео Бальдон, дизайнер
Она входит в комнату и сразу привлекает внимание спокойной силой, неутомимой энергией и
своим неповторимым стилем. Клео Бальдон оказывается в центре внимания, где бы о
Иб Мельхиор, разведчик, писатель
Иб Мельхиор вместе со своей женой Клео Бальдон и кошкой Матильдой живет в отеле «Голливуд Хилс».
Иб — единственный разведчик, с которым я была когда-либо знакома. Я помню то чувство любопы
Роберт МакКим, профессор Стэнфордского университета
Если вы будете достаточно долго бродить по территории Стэнфордского университета, как это сделала я в один ноябрьский денек, то вы в конце концов найдете корпус, в котором размещается «Терман Инжин
Барбара Голдсмит, писательница
Холодный зимний ветер дул с моря, делая Лонг-Айленд крайне неуютным. Я подняла воротник одолженного у Барбары Голдсмит пальто и подумала, насколько отличается погода Восточного побережья США от при
Мардж Чэмпион, танцовщица, хореограф
Если вы хотите быстро попасть из Нью-Йорка в Стокбридж, штат Массачусетс, то можете воспользоваться услугами маленькой авиакомпании, чьи самолеты хотя и сделаны не из фанеры, но их нужно хорошенько
Диаграмма осознания и оценки состояния
Многие люди настолько далеки от понимания своего тела и эмоций, что испытывают трудности при попытке точно описать свои ощущения в конкретный момент времени. Названная диаграмма будет показывать, ч
Что левое полушарие вашего мозга «думает» о вас
Вот то самое «дополнительное» упражнение для первого дня занятий по «Программе развития правого полушария вашего головного мозга», которое было обещано в начале главы 3. Оно, однако, не дополняет э
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №1
Мандала, изображенная ниже (ее вы уже видели в разделе «Категория 1. «Отключение» левого полушария» главы 3), — это не просто узор, это ваш первый шаг на пути к управлени
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Классическое начало
Состояние вашего тела во многом зависит от мыслей. Они имеют большую силу и в значительной степени определяют функционирование организма. Ход мыслей способен пов
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
В далеком лесу
Если вы занимаетесь в одиночку и не записали упражнение на магнитофонную пленку, важно выполнять это упражнение по частям. Читайте до тех пор, пока не почувствуете, ч
Категория 4. Переходные объекты
Вы можете снова вернуться домой
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и затем медленно выдохните. Каждый раз, когда вы выбираете такой способ дыхания, он бу
Категория 5. Писание «другой» рукой
Что правое полушарие вашего мозга «думает» о вас
Это упражнение специально разработано для недоминирующей руки. Возьмите ручку в руку, которой вы обычно не пишете (левую). Ва
Категория 6. Стимуляция чувств
Тренировка ваших чувств
Это первое упражнение в данной категории весьма обобщенное и охватывает все пять чувств (шесть, если вы обладаете еще каким-то «даром»!). В последующие дни о
Категория 7. Фантазия
Воссоздание
Ваши способности фантазировать базируются на возможностях игры воображения. Это упражнение включает использование чувств, памяти и фантазии. Если у вас хорошо развита сп
Категория 8. Работа со сновидениями
Послушаем сновидца
Вспомните прошедшую ночь и представьте себя спящим в кровати. Можете ли вы воскресить в памяти какие-нибудь сны? Подумайте над этим немного и
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №1
Это упражнение рассчитано на определенное время. Если у вас есть под рукой часы, засеките десять минут. Также понадобится блокнот.
Эффективная технолог
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №1
Ежедневно, приближаясь к концу занятия, полезно подытожить, в чем вам помогли выполненные упражнения.
1. Запишите в блокнот число, наилуч
Категория 11. Утверждения
Программирование успеха
Это последнее упражнение сегодняшних занятий — подарок, который вы можете себе сделать, награда за хорошую работу. Некоторые рассматривают его как благослове
Второй день
Вы сейчас находитесь в процессе перемен, и эти перемены происходят благодаря вашему решению позволить им случиться. Предлагаемые упражнения — только средства перемещения, которые доставят ва
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №2
Каждый день вам будет предлагаться новый рисунок мандалы, однако все они служат единой цели. Напомним причины, по которым созерцание мандалы используется как начальное уп
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Цвета сознания
Убедитесь, что вы расположились удобно. Закройте глаза. Проверьте дыхание, чтобы удостовериться, что оно исходит из глубины грудной клетки. Выдох
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Место для вас
Каждый нуждается в особом месте, приюте или убежище — спокойном и безопасном. В реальной жизни у большинства из нас нет места, которое было бы таким, как мы желаем. Од
Категория 4. Переходные объекты
Мудрость прошлого
Посмотрите на туфли, которые вы сейчас носите. Затем закройте глаза и нарисуйте их в воображении. Сделайте тот особенный вдох, который поможет вам вернуться в сост
Категория 5. Писание «другой» рукой
Синтез целей
Закройте глаза и зрительно представьте дикую лошадь или табун мустангов, скачущих в пейзаже красивых предгорий из Монтаны или Вайоминга. Ощутите свободу, силу и энергию
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ видеть
Это довольно экстраординарный эксперимент — открытие заново зрительного мира. Закончив упражнение, вы осознаете, как мало видите обычно. Исследовательский вз
Категория 7. Фантазия
Отдаленное место, далекое будущее
С закрытыми глазами сделайте глубокий вдох и вернитесь в состояние полной расслабленности. Пусть ваше сознание перенесется вперед во времени, в буд
Категория 8. Работа со сновидениями
Расшифровка послания
Запишите в блокнот сон, приснившийся вам прошедшей ночью. Описывая содержание сна,
постарайтесь повторно пережить его. Если вам уд
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №2
В конце каждого дня занятий полезно подвести итоги того, что позволили вам открыть эти упражнения.
Запишите число, которое на диаграмме с
Категория 11. Утверждения
Высокая оценка
Ежедневно в конце занятий вы можете использовать поощрение для подкрепления уверенности и программировать оба полушария на принятие творческого дара.
Чувства
Третий день
В стране, далекой от западной цивилизации, археологами был найден рисунок, свидетельствующий о захоронении огромных сокровищ в центральных районах этих земель. Драгоценности были спрятаны в диком м
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №3
Несомненно, вы совершенствуетесь в использовании мандал, ежедневно получая новый рисунок. Возможно, вы обнаружили, что каждый раз вам все дольше удается наслаждаться манд
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Избавиться от проблемы
Сделайте один из тех спокойных, расслабляющих вдохов, которые начинаются в глубине вашего существа, проникают внутрь легких и затем выходят медленно через губ
Категория 4. Переходные объекты
Воскрешенный успех
Закройте глаза, сделайте глубокий расслабляющий вдох, затем еще один. Очистите сознание от внутренних диалогов. Освободитесь от напряженности в теле. Ощутив внутр
Категория 5. Писание «другой» рукой
Отсрочка вынесения приговора
Отсрочка вынесения приговора, пока вы оцениваете различные возможности, — эффективное средство решения проблем. Это поможет избежать принятия поспешного
Категория 6. Стимуляция чувств
Другой способ слышать
Внимательно вслушайтесь в звуки, доносящиеся в вашу комнату или рабочий кабинет.
Отмечайте паузы между звуками.
Обратите внимание на звуки за
Категория 7. Фантазия
Ваша летающая машина
Сделайте глубокий расслабляющий вдох и сконцентрируйтесь на своем дыхании. Представьте место за пределами вашей комнаты, спокойное и красивое, и с помощью вообр
Категория 8. Работа со сновидениями
Что известно аборигенам
Это упражнение — адаптация приемов, используемых сенойским племенем, позволяющих взять верх над страшными персонажами сновидений. Как я упоминала ранее, сено
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №3
Заведите будильник на 10 минут. Позвольте своим мыслям блуждать, как им хочется. Логические последовательные цепочки выстраиваемые вашим левым полушарием беспол
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №3
Запишите число из диаграммы состояния, наилучшим образом отражающее ваши ощущения. Вы наверняка обнаружите, что способны определить свое состояние
Категория 11. Утверждения
Использование подарка
Подобно археологам, о которых я рассказывала в начале третьего занятия, вы отправились на поиски чего-то очень ценного. Наконец вы нашли место, где спрятаны со
Четвертый день
В течение первых нескольких дней каникул или отпуска, по дороге туда, где вы никогда раньше не бывали, наряду с удовольствием возможно ощущение определенного беспокойства. В конце концов, новые мес
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №4
Сфокусировав внимание на мандале, прочувствуйте свою способность испытывать «сосредоточенность». Вы делаете это без слов, без мыслей, только используя познавательные силы
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Сущность предложения
Сидя на самом удобном стуле, настройте свое сознание на восприятие состояния тела и принимайте сообщения, посылаемые им. Затем оцените эмоции и осознайте взаимо
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Тайная пещера
Начните вызывание зрительных образов с глубокого расслабляющего вдоха и вернитесь в лес, который вы посещали в первый день занятий. Все окутано туманом, и вы чувствует
Категория 4. Переходные объекты
Пещерные рисунки
Вы до сих пор находитесь в одном из залов пещеры в компании с самым мудрым и заботливым человеком, которого только можете себе представить. Вы получили ответы на за
Категория 5. Писание «другой» рукой
Навязчивые мысли
Пытались ли вы когда-нибудь избавиться от навязчивых мыслей, которые продолжают возвращаться против вашей воли? Они вторгаются в моменты спокойствия, мешают работе
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычное восприятие осязательных ощущений
Закройте глаза и сделайте глубокий расслабляющий вдох. Проведите рукой, которой вы обычно пишете, вдоль тыльной стороны другой и почувству
Категория 7. Фантазия
Вы — писатель: вот ваш сценарий
Представьте, что вы преуспевающий писатель и садитесь писать рассказ. Будьте уверены, что не станете советоваться со своим левым полушарием на
Категория 8. Работа со сновидениями
Скажите «привет» постановщику своих снов
Вспомните, что рассказывают Стив Аллен и доктор Джеймс Гротштейн о театре сновидений. Теперь вы можете использовать их опыт в работе со свои
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №4
Найдите наиболее подходящее число на диаграмме состояния и запишите его.
Начали ли вы «чувствовать изменение», перех
Категория 11. Утверждения
Вам принадлежит ответственность
Вы обладаете силой использовать воспоминания о прошлом для обогащения настоящего: счастливые времена — как источник поддержки, а времена несчастий —
Пятый день
Ваша внутренняя тишина всегда остается доступной, какую бы тревогу ни создавал внешний мир. В любое время вы способны найти убежище в этом месте отдыха и восстановления сил.
Осознав, что о
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Предложение погрузиться глубже
Сделайте глубокий вдох через нос. Удержите воздух и постепенно выдыхайте через рот. К нынешнему дню вы, вероятно, способны достичь состояния полного р
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
За закрытыми дверями
Сделайте глубокий расслабляющий вдох и скажите своему телу, что вы готовы погрузиться в состояние активности правого полушария.
Представьте, что вы иде
Категория 4. Переходные объекты
Обращение неудачи в успех
Почти каждый может вспомнить неприятный случай, произошедший в детстве и надолго оставшийся в памяти. Некоторые пытаются отгонять эти мысли, однако иногда
Категория 5. Писание «другой» рукой
Если бы...
Подумайте, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Наиболее полезно выбирать среди того, от чего вы желаете избавиться уже на протяжении долгого вре
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ ошущения вкуса/запаха
Сделайте глубокий вдох, как будто готовитесь продолжить свое исследование прошлого. На момент закройте глаза и дайте всем мыслям унестись проч
Категория 7. Фантазия
Далекое место, далекое время
Способность воскрешать в памяти любые события прошлого заключена в вашей воле. Сделайте глубокий вдох. Представьте большой экран перед собой и проектор
Категория 8. Работа со сновидениями
Диалог с актерами
Если ваш постановщик сновидений был полезным вчера, вы, возможно, захотите навестить его сегодня, чтобы задать несколько вопросов относительно последнего сна. Если
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №5
Начиная упражнение со свободными ассоциациями, позвольте своим мыслям вести вас туда, куда они пожелают, к любым чувствам, надеждам и страхам, которые приходят
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №5
Запишите число из диаграммы состояния, наиболее точно отражающее ваши ощущения в настоящее время.
Начали ли вы чувствовать, что способны
Категория 11. Утверждения
Ценность вашего дара
Зрелое творчество требует от вас веры в себя. Надо верить, что ваши скрытые возможности существуют и находят проявление; что вы правы, когда тратите время на ра
Шестой день
Отыскание ваших творческих сил и овладение ими — два действия, имеющих равное значение на шкале оценки вашего успеха.
Отыскание и овладение балансируют, подобно детям, на обо
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №6
Каждый день, используя мандалу, вы открываете все большую ценность этой процедуры. Возможно, сегодня вам удастся провести более долгое время, фокусируя свой взгляд на сер
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Воображаемый массаж
Это упражнение хорошо действует на людей, наделенных большой силой воображения, — и особенно на тех, кому нравится массаж тела.
Для выполнения этого упр
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Лестница в прошлое
Вернитесь в состояние глубокого расслабления. Наслаждайтесь этим ощущением спокойствия и освободите сознание от всяких мыслей. Затем создайте зрительный образ дал
Категория 4. Переходные объекты
Обратное движение
Представьте себя снова стоящим на вершине горы. Посмотрите вокруг и опишите место действия. Создайте самое красивое место, какое только можете представить. Выберит
Категория 5. Писание «другой» рукой
Словесный портрет
Подумайте о человеке, вызывающем у вас стойкие негативные эмоции, — которого вы боитесь, не любите или не уважаете. Он может быть хорошо вам знаком или известен то
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ понимания
Существует много способов восприятия нами информации о людях. Кроме наиболее очевидных, общепринятых подходов есть более тонкие: мы «читаем» язык тела или
Категория 7. Фантазия
Путешествие на незнакомую планету
Вообразите, что вы живете в далеком будущем, через сотни лет от настоящего момента. Научные знания достигли огромных высот, и технологические возмо
Категория 8. Работа со сновидениями
Программирование вашего вестника
Запишите сон, увиденный вами прошедшей ночью, или его фрагмент.
Теперь запишите ассоциации, возникшие в связи с этим сном, используя приемы
Категория 9. Свободные ассоциации
Интерпретация утренней мудрости
На протяжении последних шести дней, выполняя упражнения этой категории, вы фиксировали
свои свободные ассоциации и не ч
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №6
Отметьте число на диаграмме состояния, описывающее ваши ощущения в настоящий момент.
В предыдущие несколько дней вы изучили многие аспект
Категория 11. Утверждения
Появляющееся вдохновение
Вот последние утверждения, которые я хочу разделить с вами, прежде чем вы пойдете дальше, за пределы этой книги, строить свое собственное творческое будущее
WADA-тест
Работу любого из полушарий мозга легче наблюдать тогда, когда другое отключено с помощью анестезии. Врачи используют этот тест перед хирургическим вмешательством для определения доминирующего полуш
Позитронная томография
Позитронный томограф — прибор, с помощью которого можно сфотографировать каждое из полушарий головного мозга, активированного тем или иным специфическим способом, то есть исследовать здоровый мозг
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов