Иб Мельхиор, разведчик, писатель - раздел Право, Мерели Зденек – Развитие правого полушария Иб Мельхиор Вместе Со Своей Женой Клео Бальдон И Кошкой Матильдой Живет В Оте...
Иб Мельхиор вместе со своей женой Клео Бальдон и кошкой Матильдой живет в отеле «Голливуд Хилс».
Иб — единственный разведчик, с которым я была когда-либо знакома. Я помню то чувство любопытства, которое испытывала, когда познакомилась с ним. Мне было очень интересно узнать, как его специальная подготовка помогла ему в последующей жизни, в чем разница между ним и другими людьми, чья жизнь не зависела от их хитрости, мудрости и интуиции.
Иб начал работать разведчиком во время Второй мировой войны и продолжал это делать еще какое-то время после ее окончания. Он — гражданин Дании. Пошел на эту службу добровольно. Работал на военную разведку Соединенных Штатов Америки, а не на Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое было образовано из Управления стратегических служб (УСС) после победного 1945-го года. Он действовал против нацистов в то время, когда фронтовая линия четко разделяла людей на чужих и своих.
Свои военные впечатления и воспоминания Иб изложил в шести романах. В Голливуде он в качестве режиссера или продюсера участвовал в создании 500 телевизионных шоу, двенадцати фильмов и нескольких пьес. В 1982 году получил награду Американского общества поклонников Шекспира за успехи в драматургии. Кроме всего этого, он любит собирать своих друзей на обеды в датском стиле.
Если посмотреть на Иба Мельхиора издалека, то можно подумать, что видишь живого Хемингуэя. Сходство просто поразительное. Но если подойти ближе, то замечаешь больше нежности в глазах. Да и датский акцент говорит о том, что ты имеешь дело не с воскресшим Хемингуэем.
Он сидит во главе стола, рассчитанного на двенадцать персон, и как умелый дирижер доводит обед до последней ноты. Он говорит нам, что и как нужно есть с аквавитом [Аквавит (от латинского «aqua vitae») — «вода жизни», «живая вода», под которой разумеют спиртное.]. Потом голосом, унаследованным от отца, который был у Вагнера тенором, Иб выводит датские песни. Это у него прекрасно получается. (После двух порций аквавита я чувствовала, что тоже могу запеть по-датски.)
После обеда мне представилась возможность спросить Иба про его работу, про то, как он использовал возможности своего правого полушария, когда служил в разведке, и про то, как он их использует сейчас, когда пишет книги о тех годах и своих занятиях.
ЗДЕНЕК: Когда вы были разведчиком, интуиция играла важную роль в вашей работе?
МЕЛЬХИОР: Да, конечно. Интуиция в работе разведчика играет очень важную роль. Она очень помогает при работе с людьми, особенно на допросах.
Иногда нужно за пару минут решить: тот ли перед тобой человек, за кого себя выдает, или его нужно тщательно проверить? И когда ты много раз пытаешься оценивать людей, у тебя развивается какое-то шестое чувство. Случается, что ты говоришь с человеком — и неожиданно понимаешь: он тебе лжет. У него в порядке все документы, и ты не можешь уличить его во лжи, но остро чувствуешь: все, что он говорит, и ломаного гроша не стоит, все это — сплошная ложь. Способность чувствовать такое появляется со временем у всех разведчиков. И если у тебя возникло ощущение, что человек лжет, то
нужно обязательно тщательно проверить его. Это чувство ни разу не подвело меня. Каждый раз, когда оно появлялось, выяснялось, что человек, слова которого вызвали у меня подозрение, действительно лгал. Разумеется, я не могу сказать, скольким людям удалось обмануть меня, но если уж у меня появилось чувство, что человек лжет, значит, так оно и есть.
ЗДЕНЕК: А каких людей вам приходилось допрашивать?
МЕЛЬХИОР: Это были люди, которые занимали высокие посты в германской армии. Это были большие партийные деятели, важные шишки из СС. Это были охранники из концентрационных лагерей, это были саботажники и шпионы. Часто мои «клиенты» выдавали себя не за тех, кем являлись на самом деле. Нужно было обращать особое внимание на их документы. Если, к примеру, их документы были выданы полицейским управлением третьего рейха, то по этим документам никаким образом нельзя было узнать, что их обладатель действительно не тот, за кого себя выдает. Вымышленным может быть только имя. И как определить, настоящее оно или нет?
ЗДЕНЕК: Я думаю, вы внимательно смотрели им в глаза.
МЕЛЬХИОР: Да, мы пытались прочесть мысли человека по его глазам, но это не так-то просто сделать. Однако дрожание мускулов лица, мимика, сами глаза — все это, конечно, дает множество пищи для размышлений. Все чувства человека проявляются на его лице.
ЗДЕНЕК: Мне кажется, что во время допроса глаза могут бегать и у невиновных. Ведь допрос есть допрос.
МЕЛЬХИОР: Человеку очень трудно скрывать свои чувства, а честному человеку в особенности. Всегда будет дрожать какая-нибудь жилка на лице, или выступит пот, или еще что-нибудь в этом роде. Подобное случается со всеми допрашиваемыми, даже невиновными. Во время допроса люди всегда становятся нервными. Я уверен, что если вы, совершенно невиновный человек, окажетесь в КГБ и вас будут допрашивать советские контрразведчики, то вы будете напутаны, и это будет весьма заметно.
ЗДЕНЕК: Не сомневаюсь...
МЕЛЬХИОР: Вот в этом-то и все дело. Поэтому, когда допрашиваешь человека, должна работать интуиция, какое-то шестое чувство. С его-то помощью ты и должен отличить обычный страх и естественную нервозность от страха и нервозности, которые связаны с виновностью допрашиваемого.
ЗДЕНЕК: А в каких еще ситуациях необходимо применение интуиции?
МЕЛЬХИОР: Однажды мы узнали, что в одной из деревень работает радист. Когда мы пришли в эту деревню, он уже ушел из эфира, но нам все равно нужно было узнать, кто передает сообщения. Мы обошли много домов и ферм, и в одном доме, в котором жила только одна женщина с двумя детьми, у меня появилось чувство: вот именно тот дом, который мы ищем. Мы до этого обошли много домов, но такое чувство появилось у меня только здесь. А этот дом был самым обычным и ничем не выделялся, в нем не было ничего подозрительного. Женщина тоже не сказала ничего такого, что могло бы вызвать подозрение. Но я все-таки чувствовал, что рация именно в этом доме. Я чувствовал, что мы найдем ее в этом доме, и мы ее нашли.
ЗДЕНЕК: Наверное, это объясняется тем, что правое полушарие мозга получает намеки от подсознания, причем на сознательном уровне эти намеки не могут быть восприняты и поняты?
МЕЛЬХИОР: Я никогда не думал о том, как это происходит и чем это объясняется.
ЗДЕНЕК: Да, конечно же. Вам совсем не обязательно понимать сущность процесса для того, чтобы его эффективно использовать.
МЕЛЬХИОР: Я помню один случай, который произошел в Регенсбурге сразу же после войны. Там было большое землевладение, принадлежавшее СС. Мы знали, что их архив спрятан где-то на территории этого поместья, но не имели ни малейшего понятия, где именно. А этот архив имел огромное значение для армии Соединенных Штатов. В нем содержалась чрезвычайно важная информация, и никто не мог его найти. Все, кто знал что-нибудь о местонахождении этого архива, либо были убиты, либо скрылись в неизвестном направлении. Осталась только одна женщина, которая вела хозяйство, она что-то знала, но наотрез отказывалась говорить. А если упрямый человек отказывается говорить, то с ним нельзя ничего сделать. Он все равно будет молчать. Можно было, конечно, попытаться, но это ни к чему бы не привело. Все были уверены, что это пустая трата времени. Однако через несколько дней нам пришлось допрашивать одну девушку. Она была сильно напугана и сразу же сказала, будто знает о том, что на территории поместья что-то спрятано. Она показала нам место в лесу, где зарыт металлический ящик. Но оказалось, что в этом ящике нет никаких документов. Выяснилось,
что в этом ящике та женщина и эта девушка спрятали награбленные вещи: кофе, шелк и прочее.
Так получилось, что мы снова ничего не знали о спрятанном архиве. И все-таки, вопреки всем уверениям женщины, которая вела хозяйство, я чувствовал: она что-то знает о спрятанном архиве. Я взял дюжину пленных немецких солдат с топорами, лопатами и ломами, которых охраняли морские пехотинцы с автоматами. Мы также взяли с собой немецкого майора по имени Макс, который стал нашим информатором, и его собаку по кличке Рольф. Я постучал в дверь упрямой управляющей хозяйством, и когда она открыла дверь, то увидела целый парад: пленных немецких солдат, морских пехотинцев, которые их охраняли, майора Макса с его собакой Рольфом и меня. Когда она вышла, я сказал: «Вот что, фрау Пекерт, это ваш последний шанс. Или вы говорите нам, где спрятан архив, или мы сочтем, что вы служили в СС, а последствия вы можете представить сами». Она все еще упиралась и говорила, что ей ничего не известно, и я продолжал: «Хорошо, фрау Пекерт, вы видите этого пса? Его кличка Рольф, его тренировали в гестапо, и он может найти любую спрятанную вещь. Где бы она ни была спрятана, он все равно ее найдет с помощью своего прекрасного нюха. Если этот пес найдет архив раньше, чем вы нам скажете, где он спрятан, то вы будете признаны сотрудницей СС со всеми вытекающими отсюда последствиями». Представьте, по ее лицу можно было видеть, как в ее голове крутятся «колесики». Собака, разумеется, никаким образом не могла найти спрятанный архив, и управляющая хозяйством знала об этом. И она сказала: «Пусть ваш пес попробует хоть что-нибудь найти». Мы пустили Рольфа вперед на поводке, а сами устремились вслед за ним. Макс приказал ему искать. И Рольф стал петлять между деревьями, что-то выискивая. Неожиданно Рольф начал лаять, а потом принялся рыть землю там, где фрау Пекерт с допрошенной нами девушкой спрятали награбленные вещи. Фрау Пекерт стала бледной, как лист бумаги. Мы отозвали собаку, и я сказал: «Хорошо, фрау Пекерт, я дам вам еще один шанс. Спрятано ли что-нибудь в том месте, которое указала собака?» На что фрау Пекерт мне ответила: «Да, собака не ошиблась». «Отлично, — сказал я. — А где спрятано все остальное?» И упрямая управляющая хозяйством, которая так долго отказывалась говорить, показала нам три места, где и были зарыты три металлических ящика с архивом СС. Фрау Пекерт не знала о том, что предыдущим вечером к месту, которое мне показала напуганная допросом девушка, я протянул через весь лес и закопал большую баварскую сосиску. Ее-то и искал Рольф. Надо сказать, что его поиски увенчались успехом, — как и наши!
ЗДЕНЕК: Это удивительная история! Я должна сказать, что вы применили очень неординарный подход к решению стоящей перед вами проблемы, который мог родиться только в правом полушарии мозга. В нем отчетливо проявляется работа воображения. Иб, а есть ли у вас какие-нибудь специальные приемы, которые помогают вам решать сложные проблемы?
МЕЛЬХИОР: Теперь я отлично знаю, какие приемы помогают мне решать проблемы. А тогда я использовал эти приемы неосознанно. Когда я сталкиваюсь с проблемой, которую не могу решить, я ложусь спать. Если это происходит днем, то я ложусь подремать, но обычно я рассматриваю такие проблемы вечером, перед сном. Обдумав проблему ложусь спать, и на следующее утро просыпаюсь с готовым решением: оно приходит ко мне во сне. Мне кажется, что когда я сплю, над решением мучающей меня проблемы работает подсознание. Иногда я не понимаю, что мне снилось, но как только я просыпаюсь, я понимаю, что знаю ответ на мучивший меня вопрос. Если же ответ не приходит сразу, как только я просыпаюсь, то я начинаю работать над решением стоящей передо мной проблемы и очень быстро нахожу его. Я всегда полагаюсь на этот метод. Иногда я просто ложусь на кровать и не встаю до тех пор, пока не нахожу ответ на стоящий передо мной вопрос. На тумбочке около моей кровати всегда лежат блокнот и ручка, и ночью я записываю свои мысли, даже не открывая глаз. Думаю, что научился этому во время войны. Когда работаешь не с восьми до пяти, а все двадцать четыре часа в сутки, то привыкаешь спать всегда, когда есть свободная минутка. Если у тебя есть пятнадцать минут, то ты засыпаешь даже на эти пятнадцать минут, неважно, стоя ли, сидя, лежа — в любом положении. И часто даже во время этих пятнадцати минут ко мне приходило решение какой-нибудь проблемы. Хорошие идеи вообще приходят ко мне во сне. Я думаю, это происходит потому, что во сне мы освобождаем свое подсознание, которое и делает за нас работу по решению задач. Я часто говорю, что у меня есть молчаливый помощник, и этот помощник — мое подсознание, но я никогда не задумывался: правое ли это полушарие головного мозга, или левое, или еще что-нибудь.
ЗДЕНЕК: Да, никто не задумывался об этом до последнего времени. Важно не задумываться, а использовать то, что помогает мыслить творчески.
МЕЛЬХИОР: Я всегда обращаюсь за советом к моему молчаливому помощнику, потому что пишу романы о разведчиках, а в этих романах нужно не только описывать характеры людей, но и думать о поворотах сюжетной линии. А иногда я совершенно не знаю, что в моем романе должно произойти дальше. Я не знаю, как вам это объяснить. То, что я скажу, может показаться безумием, но мои герои забирают у меня инициативу и начинают писать роман за меня. По мере того как развиваются события, мои герои делают то, что не входило в мои планы. И я ничего не могу с этим поделать. Часто случается, что герой, которого я задумывал совсем незначительным, неожиданно появляется на сцене и говорит: «Вот он я, и вот что я собираюсь сделать».
ЗДЕНЕК: Вы начинаете чувствовать, что герой использует вас для того, чтобы рассказывать свою историю?
МЕЛЬХИОР: И этот герой загоняет меня в угол, ибо он делает то, что не входило в мои намерения. И тогда я думаю: «Что же мне делать?..» Мне не остается ничего, кроме того как лечь вздремнуть и посоветоваться со своим подсознанием.
ЗДЕНЕК: Если бы ваши герои всегда делали то, что вы им говорите, — это было бы неинтересно...
МЕЛЬХИОР: Вместо этого они начинают жить своей собственной жизнью.
ЗДЕНЕК: Вы, наверняка, часто используете образное мышление, не так ли?
МЕЛЬХИОР: Я всегда говорю, что мои тексты легко падают и ложатся на бумагу: я просто записываю то, что вижу. Я могу видеть все, что угодно. Если я пишу про человека, который, крадучись, заходит в дом, то я вижу, как он осторожно делает маленькие шаги, сжимая в руке пистолет. Я вижу дверь, которую он открывает, и всю обстановку в мельчайших деталях. Я просто записываю то, что вижу.
ЗДЕНЕК: Вы можете работать в любое время, или вам нужно какое-то особое состояние, вдохновение?
МЕЛЬХИОР: Да, я пишу в особом состоянии, и, для того, чтобы попасть в это состояние, мне нужно какое-то время. Когда я пишу, моя работа полностью поглощает меня, я как бы переселяюсь в свой роман. И если в это время кто-нибудь подойдет ко мне и что-нибудь спросит, к примеру: «Извините, вы не подскажете, который час?» — я, конечно же, отвечу на этот вопрос, но чтобы вернуться в мир романа, мне понадобится какое-то время. Это вам не свет включить, это требует усилий.
ЗДЕНЕК: А что вы делаете для того, чтобы вернуться к своим героям? К примеру, как вы возвращаетесь к героям, которых вы не по своей вине оставили в опасном положении?
МЕЛЬХИОР: Мне просто нужно думать о них, думать о том положении, в котором они оказались... Я не знаю, как более точно ответить на этот ваш вопрос.
ЗДЕНЕК: А как вы можете рассказать о том, что происходит с вашими пятью чувствами? Ощущаете ли вы запахи, которые чувствуют ваши герои? Слышите ли вы то, что они слышат?
МЕЛЬХИОР: Я больше ориентируюсь на то, что я вижу... Хотя подождите. Я помню, как описывал в одной из своих книг пожар в театре, и, когда я писал об этом, я слышал, как в театре бушует пламя... о, это, наверное, звучит глупо!
ЗДЕНЕК: Почему же вы думаете, что видеть описываемую вами картину не глупо, а слышать звук бушующего пламени глупо? Ведь в этом также проявляется работа системы восприятия.
МЕЛЬХИОР: Вы знаете, звук был очень реален... то есть я, конечно же, не перепутал бы его с тем звуком, который возник бы, если бы загорелся мой дом, — это не такая разновидность реальности...
ЗДЕНЕК: Да, это просто другой вид реальности.
МЕЛЬХИОР: Точно. Я думаю, что он был реален в моем воображении. В этом-то и вся разница.
ЗДЕНЕК: Если писатель не полностью вживается в своих героев, если он не чувствует все, что чувствуют они, то его герои не могут по-настоящему ожить. Писатель должен переживать все, что переживают его герои, тогда его герои станут действительно реальными, действительно живыми. Скажите, а используете вы в своей работе свои детские впечатления и воспоминания? Привлекаете ли вы к своей работе ребенка, который живет в глубине вашей души?
МЕЛЬХИОР: Я очень часто вспоминаю свое детство, самого себя, когда мне было от одиннадцати до семнадцати лет. Я вспоминаю свои переживания, мысли, чувства. В это время я получил важные уроки, которые навсегда остались в моей памяти. Правое полушарие, левое полушарие
— кто его знает? Я знаю только одно: в детстве я усвоил то, что помогло мне потом выжить, то, что помогало мне в самые трудные моменты моей жизни. Я сейчас вам расскажу один случай. Датская система образования очень строга. На контрольную работу тогда нам отвели всего двадцать минут. Учитель истории огласил задание, потом прошел в конец класса и закричал там петухом, раскидывая при этом руки как крылья, потом он ржал по-лошадиному, мычал словно бык... Надо сказать, что у него все это отлично получалось. Разумеется, все мы (ученики) во все глаза смотрели на него, а потом кое-кто вспомнил о контрольной и попытался хоть что-то написать, но учитель возвратился на свое место и заявил, что двадцать минут истекли. После этого он собрал наши работы, которые представляли собой преимущественно пустые листки, и сказал: «Я прежде всего хочу научить вас одной очень важной вещи: если вы заняты каким-нибудь важным делом, то ничто не должно отвлекать вас. Вы должны думать только о своем деле». Я запомнил этот урок на всю жизнь. И с тех пор, когда я чувствую, что меня что-то начинает отвлекать от важного дела, то отчетливо слышу, как мой учитель истории подражает петуху. Его петушиный крик напоминает мне, что отвлекаться нельзя.
А еще в подкрепление ответа хотелось бы привести сюжет рассказа, который оказал огромное влияние на мою жизнь. Этот рассказ я прочитал, когда изучал шведский язык. Суть состояла в том, что из любого положения всегда существует третий выход; человек, мол, никогда не попадает в такие ситуации, чтобы перед ним стоял выбор: «или — или». Поэтому никогда не следует думать: «Я должен сделать либо одно, либо другое». Надо всегда помнить, что существует третий выход из сложившейся ситуации. Этот рассказ был про мальчика, который ехал на повозке домой. Его стали преследовать волки. А на повозке была большая бочка. И вот этот мальчик поначалу решил, что у него есть два выхода: либо нахлестывать лошадь изо всех сил, чтобы удрать от хищников, либо остановиться и сразиться с ними. Но он быстро понял, что волки догонят телегу прежде, чем он успеет добраться до дома. Ясно было, что и схватку с волками ему не выиграть. Таким образом, оба эти выхода вели к неизбежной смерти. Тогда мальчик быстро отвязал лошадь от повозки. Он сообразил, что без повозки лошадь сумеет оторваться от волков, прибежит домой, и отец поймет, что с сыном что-то случилось, и бросится ему на выручку. Отпустив лошадь, герой рассказа спрятался в бочку. Именно этот третий выход и спас мальчику жизнь.
Потом в самых трудных ситуациях своей жизни я вспоминал этот рассказ и искал третий выход из положения, которое казалось практически безнадежным.
ЗДЕНЕК: Я думаю, что такое отношение к поиску выхода из сложного положения очень важно для разведчика. Есть ли у вас какие-либо приемы контроля за своим телом в стрессовых ситуациях?
МЕЛЬХИОР: Я умею регулировать частоту биения собственного сердца. Мой доктор сказал, что оптимальная для меня частота пульса 62-64 удара в минуту, то есть я должен был снизить ее на десять ударов в минуту. Разумеется, можно было воспользоваться медикаментами, но я не люблю применять лекарства. Тогда я и научился регулировать частоту биения своего сердца. Если оно вдруг заколотится быстрее, то я начинаю считать. Я считаю все медленнее и медленнее, и скоро, очень скоро мой пульс входит в норму.
ЗДЕНЕК: Использовали ли вы когда-нибудь упражнения с биологической обратной связью для того, чтобы научиться этому?
МЕЛЬХИОР: Нет, я учил сам себя и не использовал при этом никаких спецсредств. Для мозга, интеллекта нет ничего невозможного. Однажды во время войны я узнал, что в неком маленьком городке в Люксембурге нацисты прячут очень важные документы. Нужный дом стоял на улице, вдоль которой текла река Мозель. Мозель — не очень широкая речка, и фашисты были на другом ее берегу. Мне надо было пробраться в дом по той стороне реки, которая была под наблюдением нацистов. Немцы со своего берега постоянно следили за всем, что происходило за рекой. До этого случая никто специально в меня не стрелял. В бою всегда кажется, что стреляют не в тебя, а в того парня, который находится рядом. До этого случая никто еще не показывал на меня и не говорил: «Видите этого парня? Прикончите его». А тут я оказался один, и стреляли именно в меня. Они специально целились в меня, а я побежал, как только услышал звуки выстрелов. Я бежал и знал, что надо бежать. Я знал: стоит остановиться, и меня прошьет автоматная очередь. Помню, я не думал о том, что в меня могут попасть, а вместо этого прислушивался к звукам, которые издавали пули, ударяясь в стены. Я отлично помню, что при попадании в разные стены звуки были разными. Интересно, как я смог обратить на это внимание тогда, когда эти пули были посланы врагами для того, чтобы убить меня? Я до сих пор не понимаю, как может
мозг в экстренных случаях фокусировать внимание на чем-то другом, чтобы ты мог без страха делать свое дело.
ЗДЕНЕК: Я тоже этого не понимаю. Но наш мозг обладает громадными возможностями, которые мы только-только начали изучать. Кстати говоря, вам удалось добыть бумаги, из-за которых вы рисковали жизнью?
МЕЛЬХИОР: О да, мне это удалось, и спасибо за это моему правому полушарию мозга, или левому, или обоим сразу!
Все темы данного раздела:
Приглашение
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стуч
Три вопроса
На всех моих семинарах аудитория обычно хотела знать ответы на следующие три вопроса:
1. Что является научной основой книги «Развитие правого полушария»?
2. Как используют приемы
Несколько предупреждений
Правое полушарие мозга, однако, не является местом обитания только лишь ангелов и муз — в нем также живут и драконы. Попадая в эту загадочную область интеллекта, вы рискуете ст
Что значит мыслить творчески
Несколько лет назад мне пришлось работать над пьесой. Я уединилась на целый месяц для того, чтобы заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь. К моему удивлению, мне понравилось работать цел
Развенчивая старые мифы
С древних времен люди верили мифу о том, что творческое вдохновение снисходит на человека свыше, что оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение
Что показали исследования
В ходе проведенных исследований было установлено, что через corpus callosum информация
поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же corpus callosum
Новые взгляды на творческие способности
Из трех ученых, работавших над хирургическим разделением полушарий мозга и совершивших революцию в области знаний о головном мозге и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя рабо
Сферы специализации левого полушария
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении
Сферы специализации правого полушария
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Обработка невербальной информа
Остальные пять процентов
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для девяноста пяти процентов людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые состав
Развитие полушарий головного мозга
Специализация полушарий головного мозга, кажется, характерна только для человека, и причем взрослого. У других приматов и маленьких детей не обнаружено никаких или почти никаких признаков специализ
Идеальное партнерство
Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу
Когда полушария враждуют
Когда один из партнеров в бизнесе ведет себя агрессивно по отношению к другому и пытается ущемить его интересы, это приводит к нежеланию сотрудничать. То же самое можно сказать и про взаимодействие
Гипотетический случай
Мне хочется связать воедино все научные факты применительно к правому и левому полушариям головного мозга на примере чрезвычайного гипотетического случая. Представьте, что два человека, которым был
Реабилитация мозга
Человеческий организм обладает огромными потенциальными способностями к восстановлению своих функций после каких-либо травм. Вполне возможно, что у пациента, перенесшего операцию по удалению полуша
Древние знания
Задолго до того как ученые разработали и доказали теорию о специализации полушарий головного мозга, древние интуитивно догадывались о существовании такой специализации. В различных мировых культура
Противоречия
Новые результаты научных исследований, вступающие в противоречие с общепринятыми догмами, всегда поначалу принимаются скептически. Однако в защиту тех, кто не согласен с установившимися взглядами,
Ключ к повышению творческих способностей
Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, необходимо понять специфические цели каждого из упражнений описанной здесь шестидневной программы. Почему и как они срабатывают? В чем заключается и
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Люди наиболее склонны к восприятию окружающей действительности правым полушарием мозга, когда тело их расслаблено, а сознание свободно от логических рассуждений. Таким образом, первые два упражнени
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Упражнения с использованием БОС предлагают способы воздействия вашего сознания на тело, помогая его физическому расслаблению. Это способствует усилению вашей восприимчивости к сигналам из правого п
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Собираясь посетить страну, где не понимают русского, неплохо бы ознакомиться с ее языком или хотя бы захватить с собой разговорник. Иначе вам будет очень тяжело объяснять свои желания и получать от
Категория 4. Переходные объекты
Переходные объекты — это предметы из раннего детства, такие как детское одеяло или плюшевый медвежонок, помогающие маленьким детям познавать мир и быть менее зависимыми от матери. Упражнения этой к
Категория 5. Писание «другой» рукой
Какую пользу можно извлечь из попыток писать «другой» рукой? Делать это наверняка будет неудобно, а слова получатся трудно читаемыми или вовсе непонятными. Это занятие скорее всего покажется вам гл
Категория 6. Стимуляция чувств
Подумайте о розе, о сонате Бетховена, о стакане вина, о французских духах, о пушистом теплом кашне. Что же в них общего? Первой пришедшей в голову мыслью может быть то, что каждый из этих объектов
Категория 7. Фантазия
Зачастую общество дает противоречивые оценки нашей фантазии и воображению. С одной стороны, людей хвалят, когда продукт их воображения может найти успешное применение. Однако,
Категория 8. Сны
Сны волновали и очаровывали людей с самых давних времен. Эти бурные, возбуждающие образы, запутанные метафоры и сложные сценарии — результат работы правого полушария мозга.
В упражнениях э
Категория 9. Свободные ассоциации
Свободная ассоциация имеет отношение к последовательности идей, которые возникают, казалось бы, без всякой логической связи. Несомненно, вы экспериментировали не один раз, позволяя своим мыслям пер
Категория 10. Дары правого полушария мозга
Многообразие даров, которые вы получите, аккуратно выполняя эти упражнения, будет выбрано щедрым правым полушарием вашего мозга — вашим творческим, интуитивным Я. Однако, чтобы обнаружить бриллиант
Категория 11. Утверждения
Часто ли вам приходилось видеть, как люди проигрывают только из-за недооценки самих себя? Люди, говорящие «Я не могу», лишь с абсолютной точностью предсказывают результаты своих усилий. Как можно и
Чарльз Шульц, художник-карикатурист
Если в октябре вы поедете по Редвудскому шоссе на север от Сан-Франциско, то увидите, что калифорнийские холмы как бы побледнели из-за того, что трава на них пожухла; они кажутся даже не
Стив Аллен, артист
Обложки десятков изданий покрывают стены приемной комнаты фирмы «Медоулэйн продакшнс», которая располагается на Вэлли-Сайд в Лос-Анджелесе. На всех изображен Стив Аллен. Это обложки от самых разных
Рэй Брэдбери, писатель
В тот сентябрьский день тяжелые черные тучи нависли над городом и угрожали Беверли-Хилс дождем. Придорожные кафе на Родео-Драйв были переполнены. Но когда я зашла на веранду «Дейзи», то увидела, чт
Клео Бальдон, дизайнер
Она входит в комнату и сразу привлекает внимание спокойной силой, неутомимой энергией и
своим неповторимым стилем. Клео Бальдон оказывается в центре внимания, где бы о
Роберт МакКим, профессор Стэнфордского университета
Если вы будете достаточно долго бродить по территории Стэнфордского университета, как это сделала я в один ноябрьский денек, то вы в конце концов найдете корпус, в котором размещается «Терман Инжин
Барбара Голдсмит, писательница
Холодный зимний ветер дул с моря, делая Лонг-Айленд крайне неуютным. Я подняла воротник одолженного у Барбары Голдсмит пальто и подумала, насколько отличается погода Восточного побережья США от при
Мардж Чэмпион, танцовщица, хореограф
Если вы хотите быстро попасть из Нью-Йорка в Стокбридж, штат Массачусетс, то можете воспользоваться услугами маленькой авиакомпании, чьи самолеты хотя и сделаны не из фанеры, но их нужно хорошенько
Диаграмма осознания и оценки состояния
Многие люди настолько далеки от понимания своего тела и эмоций, что испытывают трудности при попытке точно описать свои ощущения в конкретный момент времени. Названная диаграмма будет показывать, ч
Что левое полушарие вашего мозга «думает» о вас
Вот то самое «дополнительное» упражнение для первого дня занятий по «Программе развития правого полушария вашего головного мозга», которое было обещано в начале главы 3. Оно, однако, не дополняет э
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №1
Мандала, изображенная ниже (ее вы уже видели в разделе «Категория 1. «Отключение» левого полушария» главы 3), — это не просто узор, это ваш первый шаг на пути к управлени
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Классическое начало
Состояние вашего тела во многом зависит от мыслей. Они имеют большую силу и в значительной степени определяют функционирование организма. Ход мыслей способен пов
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
В далеком лесу
Если вы занимаетесь в одиночку и не записали упражнение на магнитофонную пленку, важно выполнять это упражнение по частям. Читайте до тех пор, пока не почувствуете, ч
Категория 4. Переходные объекты
Вы можете снова вернуться домой
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и затем медленно выдохните. Каждый раз, когда вы выбираете такой способ дыхания, он бу
Категория 5. Писание «другой» рукой
Что правое полушарие вашего мозга «думает» о вас
Это упражнение специально разработано для недоминирующей руки. Возьмите ручку в руку, которой вы обычно не пишете (левую). Ва
Категория 6. Стимуляция чувств
Тренировка ваших чувств
Это первое упражнение в данной категории весьма обобщенное и охватывает все пять чувств (шесть, если вы обладаете еще каким-то «даром»!). В последующие дни о
Категория 7. Фантазия
Воссоздание
Ваши способности фантазировать базируются на возможностях игры воображения. Это упражнение включает использование чувств, памяти и фантазии. Если у вас хорошо развита сп
Категория 8. Работа со сновидениями
Послушаем сновидца
Вспомните прошедшую ночь и представьте себя спящим в кровати. Можете ли вы воскресить в памяти какие-нибудь сны? Подумайте над этим немного и
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №1
Это упражнение рассчитано на определенное время. Если у вас есть под рукой часы, засеките десять минут. Также понадобится блокнот.
Эффективная технолог
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №1
Ежедневно, приближаясь к концу занятия, полезно подытожить, в чем вам помогли выполненные упражнения.
1. Запишите в блокнот число, наилуч
Категория 11. Утверждения
Программирование успеха
Это последнее упражнение сегодняшних занятий — подарок, который вы можете себе сделать, награда за хорошую работу. Некоторые рассматривают его как благослове
Второй день
Вы сейчас находитесь в процессе перемен, и эти перемены происходят благодаря вашему решению позволить им случиться. Предлагаемые упражнения — только средства перемещения, которые доставят ва
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №2
Каждый день вам будет предлагаться новый рисунок мандалы, однако все они служат единой цели. Напомним причины, по которым созерцание мандалы используется как начальное уп
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Цвета сознания
Убедитесь, что вы расположились удобно. Закройте глаза. Проверьте дыхание, чтобы удостовериться, что оно исходит из глубины грудной клетки. Выдох
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Место для вас
Каждый нуждается в особом месте, приюте или убежище — спокойном и безопасном. В реальной жизни у большинства из нас нет места, которое было бы таким, как мы желаем. Од
Категория 4. Переходные объекты
Мудрость прошлого
Посмотрите на туфли, которые вы сейчас носите. Затем закройте глаза и нарисуйте их в воображении. Сделайте тот особенный вдох, который поможет вам вернуться в сост
Категория 5. Писание «другой» рукой
Синтез целей
Закройте глаза и зрительно представьте дикую лошадь или табун мустангов, скачущих в пейзаже красивых предгорий из Монтаны или Вайоминга. Ощутите свободу, силу и энергию
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ видеть
Это довольно экстраординарный эксперимент — открытие заново зрительного мира. Закончив упражнение, вы осознаете, как мало видите обычно. Исследовательский вз
Категория 7. Фантазия
Отдаленное место, далекое будущее
С закрытыми глазами сделайте глубокий вдох и вернитесь в состояние полной расслабленности. Пусть ваше сознание перенесется вперед во времени, в буд
Категория 8. Работа со сновидениями
Расшифровка послания
Запишите в блокнот сон, приснившийся вам прошедшей ночью. Описывая содержание сна,
постарайтесь повторно пережить его. Если вам уд
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №2
В конце каждого дня занятий полезно подвести итоги того, что позволили вам открыть эти упражнения.
Запишите число, которое на диаграмме с
Категория 11. Утверждения
Высокая оценка
Ежедневно в конце занятий вы можете использовать поощрение для подкрепления уверенности и программировать оба полушария на принятие творческого дара.
Чувства
Третий день
В стране, далекой от западной цивилизации, археологами был найден рисунок, свидетельствующий о захоронении огромных сокровищ в центральных районах этих земель. Драгоценности были спрятаны в диком м
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №3
Несомненно, вы совершенствуетесь в использовании мандал, ежедневно получая новый рисунок. Возможно, вы обнаружили, что каждый раз вам все дольше удается наслаждаться манд
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Воображение
Обратите внимание, как вы себя сейчас чувствуете.
Ваше тело напряжено или расслаблено?
Ваше сознание встревожено чем-то или спокойно?
Ощущайте
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Избавиться от проблемы
Сделайте один из тех спокойных, расслабляющих вдохов, которые начинаются в глубине вашего существа, проникают внутрь легких и затем выходят медленно через губ
Категория 4. Переходные объекты
Воскрешенный успех
Закройте глаза, сделайте глубокий расслабляющий вдох, затем еще один. Очистите сознание от внутренних диалогов. Освободитесь от напряженности в теле. Ощутив внутр
Категория 5. Писание «другой» рукой
Отсрочка вынесения приговора
Отсрочка вынесения приговора, пока вы оцениваете различные возможности, — эффективное средство решения проблем. Это поможет избежать принятия поспешного
Категория 6. Стимуляция чувств
Другой способ слышать
Внимательно вслушайтесь в звуки, доносящиеся в вашу комнату или рабочий кабинет.
Отмечайте паузы между звуками.
Обратите внимание на звуки за
Категория 7. Фантазия
Ваша летающая машина
Сделайте глубокий расслабляющий вдох и сконцентрируйтесь на своем дыхании. Представьте место за пределами вашей комнаты, спокойное и красивое, и с помощью вообр
Категория 8. Работа со сновидениями
Что известно аборигенам
Это упражнение — адаптация приемов, используемых сенойским племенем, позволяющих взять верх над страшными персонажами сновидений. Как я упоминала ранее, сено
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №3
Заведите будильник на 10 минут. Позвольте своим мыслям блуждать, как им хочется. Логические последовательные цепочки выстраиваемые вашим левым полушарием беспол
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №3
Запишите число из диаграммы состояния, наилучшим образом отражающее ваши ощущения. Вы наверняка обнаружите, что способны определить свое состояние
Категория 11. Утверждения
Использование подарка
Подобно археологам, о которых я рассказывала в начале третьего занятия, вы отправились на поиски чего-то очень ценного. Наконец вы нашли место, где спрятаны со
Четвертый день
В течение первых нескольких дней каникул или отпуска, по дороге туда, где вы никогда раньше не бывали, наряду с удовольствием возможно ощущение определенного беспокойства. В конце концов, новые мес
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №4
Сфокусировав внимание на мандале, прочувствуйте свою способность испытывать «сосредоточенность». Вы делаете это без слов, без мыслей, только используя познавательные силы
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Сущность предложения
Сидя на самом удобном стуле, настройте свое сознание на восприятие состояния тела и принимайте сообщения, посылаемые им. Затем оцените эмоции и осознайте взаимо
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Тайная пещера
Начните вызывание зрительных образов с глубокого расслабляющего вдоха и вернитесь в лес, который вы посещали в первый день занятий. Все окутано туманом, и вы чувствует
Категория 4. Переходные объекты
Пещерные рисунки
Вы до сих пор находитесь в одном из залов пещеры в компании с самым мудрым и заботливым человеком, которого только можете себе представить. Вы получили ответы на за
Категория 5. Писание «другой» рукой
Навязчивые мысли
Пытались ли вы когда-нибудь избавиться от навязчивых мыслей, которые продолжают возвращаться против вашей воли? Они вторгаются в моменты спокойствия, мешают работе
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычное восприятие осязательных ощущений
Закройте глаза и сделайте глубокий расслабляющий вдох. Проведите рукой, которой вы обычно пишете, вдоль тыльной стороны другой и почувству
Категория 7. Фантазия
Вы — писатель: вот ваш сценарий
Представьте, что вы преуспевающий писатель и садитесь писать рассказ. Будьте уверены, что не станете советоваться со своим левым полушарием на
Категория 8. Работа со сновидениями
Скажите «привет» постановщику своих снов
Вспомните, что рассказывают Стив Аллен и доктор Джеймс Гротштейн о театре сновидений. Теперь вы можете использовать их опыт в работе со свои
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №4
Найдите наиболее подходящее число на диаграмме состояния и запишите его.
Начали ли вы «чувствовать изменение», перех
Категория 11. Утверждения
Вам принадлежит ответственность
Вы обладаете силой использовать воспоминания о прошлом для обогащения настоящего: счастливые времена — как источник поддержки, а времена несчастий —
Пятый день
Ваша внутренняя тишина всегда остается доступной, какую бы тревогу ни создавал внешний мир. В любое время вы способны найти убежище в этом месте отдыха и восстановления сил.
Осознав, что о
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Предложение погрузиться глубже
Сделайте глубокий вдох через нос. Удержите воздух и постепенно выдыхайте через рот. К нынешнему дню вы, вероятно, способны достичь состояния полного р
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
За закрытыми дверями
Сделайте глубокий расслабляющий вдох и скажите своему телу, что вы готовы погрузиться в состояние активности правого полушария.
Представьте, что вы иде
Категория 4. Переходные объекты
Обращение неудачи в успех
Почти каждый может вспомнить неприятный случай, произошедший в детстве и надолго оставшийся в памяти. Некоторые пытаются отгонять эти мысли, однако иногда
Категория 5. Писание «другой» рукой
Если бы...
Подумайте, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Наиболее полезно выбирать среди того, от чего вы желаете избавиться уже на протяжении долгого вре
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ ошущения вкуса/запаха
Сделайте глубокий вдох, как будто готовитесь продолжить свое исследование прошлого. На момент закройте глаза и дайте всем мыслям унестись проч
Категория 7. Фантазия
Далекое место, далекое время
Способность воскрешать в памяти любые события прошлого заключена в вашей воле. Сделайте глубокий вдох. Представьте большой экран перед собой и проектор
Категория 8. Работа со сновидениями
Диалог с актерами
Если ваш постановщик сновидений был полезным вчера, вы, возможно, захотите навестить его сегодня, чтобы задать несколько вопросов относительно последнего сна. Если
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №5
Начиная упражнение со свободными ассоциациями, позвольте своим мыслям вести вас туда, куда они пожелают, к любым чувствам, надеждам и страхам, которые приходят
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №5
Запишите число из диаграммы состояния, наиболее точно отражающее ваши ощущения в настоящее время.
Начали ли вы чувствовать, что способны
Категория 11. Утверждения
Ценность вашего дара
Зрелое творчество требует от вас веры в себя. Надо верить, что ваши скрытые возможности существуют и находят проявление; что вы правы, когда тратите время на ра
Шестой день
Отыскание ваших творческих сил и овладение ими — два действия, имеющих равное значение на шкале оценки вашего успеха.
Отыскание и овладение балансируют, подобно детям, на обо
Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №6
Каждый день, используя мандалу, вы открываете все большую ценность этой процедуры. Возможно, сегодня вам удастся провести более долгое время, фокусируя свой взгляд на сер
Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Воображаемый массаж
Это упражнение хорошо действует на людей, наделенных большой силой воображения, — и особенно на тех, кому нравится массаж тела.
Для выполнения этого упр
Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Лестница в прошлое
Вернитесь в состояние глубокого расслабления. Наслаждайтесь этим ощущением спокойствия и освободите сознание от всяких мыслей. Затем создайте зрительный образ дал
Категория 4. Переходные объекты
Обратное движение
Представьте себя снова стоящим на вершине горы. Посмотрите вокруг и опишите место действия. Создайте самое красивое место, какое только можете представить. Выберит
Категория 5. Писание «другой» рукой
Словесный портрет
Подумайте о человеке, вызывающем у вас стойкие негативные эмоции, — которого вы боитесь, не любите или не уважаете. Он может быть хорошо вам знаком или известен то
Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ понимания
Существует много способов восприятия нами информации о людях. Кроме наиболее очевидных, общепринятых подходов есть более тонкие: мы «читаем» язык тела или
Категория 7. Фантазия
Путешествие на незнакомую планету
Вообразите, что вы живете в далеком будущем, через сотни лет от настоящего момента. Научные знания достигли огромных высот, и технологические возмо
Категория 8. Работа со сновидениями
Программирование вашего вестника
Запишите сон, увиденный вами прошедшей ночью, или его фрагмент.
Теперь запишите ассоциации, возникшие в связи с этим сном, используя приемы
Категория 9. Свободные ассоциации
Интерпретация утренней мудрости
На протяжении последних шести дней, выполняя упражнения этой категории, вы фиксировали
свои свободные ассоциации и не ч
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №6
Отметьте число на диаграмме состояния, описывающее ваши ощущения в настоящий момент.
В предыдущие несколько дней вы изучили многие аспект
Категория 11. Утверждения
Появляющееся вдохновение
Вот последние утверждения, которые я хочу разделить с вами, прежде чем вы пойдете дальше, за пределы этой книги, строить свое собственное творческое будущее
WADA-тест
Работу любого из полушарий мозга легче наблюдать тогда, когда другое отключено с помощью анестезии. Врачи используют этот тест перед хирургическим вмешательством для определения доминирующего полуш
Позитронная томография
Позитронный томограф — прибор, с помощью которого можно сфотографировать каждое из полушарий головного мозга, активированного тем или иным специфическим способом, то есть исследовать здоровый мозг
Новости и инфо для студентов