рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исламская этика

Исламская этика - раздел Культура, Общая характеристика этики ...

На арабском востоке под влиянием иудаизма и христианства развивалась исламская этика. Основное ее содержание отражено в Коране – священной книге мусульман, хадисах – сборниках высказываний и наставлений пророка Мухаммеда – основателя ислама (570-632 гг. н. э.), сочинениях арабоязычных философов аль Кинди, аль Фараби, аль Газали, ибн Рушда и др.

В исламе резко акцентирована идея единобожия, что повлекло за собой определенное изменение нравственного пафоса. Этот пафос выразился уже в названии религии и тех, кто ее исповедует: «ислам» в переводе с арабского означает «покорность»; «муслим» (мусульманин) – «тот, кто покоряется». Отношение между Аллахом и людьми основано не на договоре и не на любви, а на повелении, с одной стороны, и покорности – с другой.

Конечной целью земной жизни мусульманина является внутреннее преображение – «исхан». Достигнув его, человек как бы рождается заново, становится более совершенным. К этому состоянию ведут вера и нравственность, причем вторая всецело подчинена первой.

Самыми общими понятиями исламской этики стали понятия «хасан» («хорошее») и «кабих» («дурное»). Различие между хорошим и дурным определяется на основе указаний, содержащихся в священных текстах. Сакральное слово получено от Аллаха через посредничество пророка Мухаммеда.

К абсолютно обязательному относится соблюдение так называемых «столпов ислама». В суннизме – одном из двух основных течений ислама – признается пять столпов. Каждому из них соответствует определенная нравственная добродетель «фатила»:

1. Символ веры («шахада»), выраженный словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его», порождает добродетель искренности – «сидк».

2. Молитва («салят»), произносимая ежедневно 5 раз в определенное время суток, дает верующему близость к Богу – «курба».

3. Обязательная материальная помощь нуждающимся («закят»), строго соответствующая размерам дохода, воспитывает щедрость – «саха».

4. Соблюдение поста («саум») в месяце рамадан – воздержание от пищи, воды, табака, половых связей в то время суток, пока можно отличить белую нитку от черной – способствует формированию непорочности – «иффа».

5. Хадж (паломничество в Мекку) – своеобразный символ приближения к недостижимому Аллаху укрепляет в душе стремление к загробной жизни – «шавк».

Таким образом, основные суннитсткие добродетели определяются степенью готовности выполнять обязательные предписания.

Приверженцы шиизма – второго, более радикального течения в исламе - считают шестым столпом «джихад» (букв. «усердие») – постоянную борьбу против греха и несправедливости во всех проявлениях.

Однако в целом ислам занимает иную позицию, чем Новый завет Христа, в отношении того, что объявляется злом. К непререкаемому авторитету священного слова добавляется упование на силу, в том числе, на вооруженное действие против тех, кто угрожает вере: «Сражайтесь на пути Божием с теми, которые сражаются с вами; но не будьте несправедливы, потому что Бог не любит несправедливых. Убивайте их, где ни застигните их; изгоняйте их, откуда вас они изгнали: искушение губительнее убийства» (Коран, 2, 184-187). Зло подлежит физическому уничтожению, милость по отношению к нему неуместна.

Отсюда вытекает беспощадное отношение к нарушителям запретов. К запрещенным действиям принадлежат грехи, самыми большими из которых являются: многобожие, вероотступничество, детоубийство, прелюбодеяние, воровство и пр. Первые четыре наказываются в мусульманских странах смертной казнью, а посягательство на чужую собственность – отрубанием руки.

Примером рекомендуемых действий считается сверхобязательная благотворительность, нерекомендуемых – употребление табака. Худшим в разряде нерекомендуемых действий считается развод. Расторжение брака разрешено в исламе и для мужей, и для жен, но на разных условиях. Если инициатива развода принадлежит мужу, то жена сохраняет за собой приданое, какое он ей преподнес при заключении брака, и имеет право на полное содержание и даже на продолжение жизни в доме своего бывшего мужа. Если брак расторгается по инициативе жены (что случается намного реже), она обязана вернуть мужу стоимость приданого.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика этики

Вопросы Что такое этика каков ее предмет и основные задачи Дайте определение нравственности Как взаимосвязаны понятия этика... Глава История этических... Глава Основные религиозные нравственные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исламская этика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика этики
Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассужден

Происхождение и эволюция нравственности
Вопрос о происхождении нравственности возник еще в древности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т. д. Чтобы понять при

Структура этики
Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.

Античная этика
Этика софистов. Основателями античной философии выступили представители натуралистических школ. Но в первую очередь их волновала не этика, а природа. В этической области и

Вопросы
Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях? К

Нравственность и религия
На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных сущест

Этика конфуцианства
В Древнем Кит

Иудейская этика

Христианская этика

Моральные ценности человека в основных категориях этики
Традиционная задача этики – быть «практической философией» - реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании

Добро и Зло
Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравств

Свобода и ответственность
Проблема свободы – одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечест

Честь и Достоинство человека
Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности

Совесть
Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, ж

Смысл жизни
Проблема смысла жизни встает в связи с осознанием ограниченности и конечности собственной жизни. Неи

Любовь как высшая ценность
Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключ

Моральные ценности семьи
Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья.

Вопросы
Что проще: воздержаться от зла или творить добро? Что, по Вашему мнению, побуждает человека делать зло? Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?

Что такое прикладная этика
Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельност

Экологическая этика
Экологическая этика – это универсальная этика человеческой деятельности, уделяющая огромное внимание

Биомедицинская этика
В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особое место. Будучи самостоятельной отра

Моральные проблемы искусственного аборта
Право человека на жизнь – это право, распространяющееся на все этапы его бытия – от зачатия до смерт

Проблема эвтаназии
Право человека на смерть не менее значимо, чем его право на жизнь. Реальным носителем этических проб

Насилие и государство
В общественном сознании насилие вызывает принципиально негативное отношение. Однако иногда допускается оправдание насилия как исключение из негативного к нему отношения. Под насилием

Профессиональная этика
Профессиональная этика регулирует отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, духовной, культурной и др.).

Профессионализм как нравственная черта личности
Отношение к труду и профессионализм всегда являлись главной характеристикой морального облика личности. Но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.

Инженерная этика
Значение деятельности профессионалов инженерного профиля определяется созданием новых технических ус

Юридическая этика
Профессиональная нравственность юриста включает в себя как основные категории и составляющие общечел

Этика бизнеса
Этика бизнеса в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая

Вопросы
1. Как Вы понимаете термин «экологизация морали»? 2. Возможно ли, по словам М. Пришвина, «так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу? 3. С какого срока,

Этика античности
Аристотель. Этика к Никомаху. Сочинения: В 4 т. – М., 1983. Т. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. Ксенофонт. Воспоминания о Сокра

Этика Средневековья
Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992. Августин. Исповедь. – М.. 1991. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. – М., 1990. Библия. – М., 1990. Мус

Этика эпохи Возрождения и Нового времени
Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1972. – Т. 2. Боккаччо. Декамерон. – М., 1989. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О сво

Дополнительная
К главам 1 – 3 Анчел Е. Этос и история. – М., 1988. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. – М., 1990. Бондаренко Ю. Я. У истоков современ

К главе 4
Альберони Ф. Дружба и любовь. – М., 1991. Аппензеллер Т. Волшебная справедливость. – М., 1996. Апресян Р. Г. Добро и польза // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М

К главе 5
Алексеев В. П. Очерки экологии человека. – М., 1993. Антология ненасилия. – М., 1992. Бганба-Церева В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. – М., 1992.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги