Моральные ценности семьи - раздел Культура, Общая характеристика этики ...
Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.
В семейной обстановке формируется представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и духовный аспекты.
Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая культура создала три основные формы семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами являются моногамия, полигамия и полиандрия.
Самая распространенная форма – моногамия (единобрачие). Для европейской морали, основанной на христианстве, эта форма семьи в наибольшей степени способствует равенству, справедливости и любовным отношениям между полами.
В странах исламской цивилизации, а также в большинстве аборигенных первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи практически отсутствуют одинокие женщины, но не может быть речи даже об относительном равенстве между мужчиной и женщиной, а любовь между супругами приобретает несимметричный характер.
Полиандрия (многомужество) существует в крайне незначительном числе культур (например, в тибетском королевстве Мустанг) и обусловлена факторами демографического и хозяйственного плана, прежде всего, необходимостью сдерживать рост народонаселения. В данной системе обездолено большинство женщин, которые лишены возможности быть любимыми, вступить в брак и родить детей.
В нравственном отношении моногамия более предпочтительна, чем другие формы семьи. Она более соответствует человеческой природе. Однако далеко не каждые два человека, даже искренне и страстно влюбленные, могут образовать нравственно полноценную семью, да и сам этот процесс требует длительных, порой очень тяжелых усилий по взаимной гармонизации.
Нравственную основу семьи составляет специфический спектр ценностей. Ее ядро образуют два человека, соединяющихся из-за того, что для каждого из них другой представляется самым ценным. Распад семьи происходит вследствие разрушения этого сугубо избирательного ценностного отношения. Даже если супруги продолжают жить вместе, но потеряли друг для друга всякую ценность, семьи больше нет, она продолжает существовать чисто номинально, не выполняя своего главного нравственного предназначения.
Для семьи нужна готовность принимать другого человека таким, каков он есть, не пытаясь переделать его на свой лад; радоваться его успехам, поддерживать в кризисные моменты. Устойчивость к неизбежным потрясениям приобретает та семья, где сложилось ясное распределение обязанностей, выработан механизм принятия решений с учетом интересов всех членов. Будучи ячейкой общества, семья вбирает в себя все механизмы нравственной регуляции поведения, но усиливает их действие, поскольку связи в ней носят непосредственный, интимный характер.
Кризис современной семьи, выразившийся в росте разводов и одиноких людей, снижении рождаемости и обособлении поколений, уменьшает нравственную защищенность человека и уровень его удовлетворенности жизнью. Перспективы его преодоления пока достаточно призрачны. Осторожные надежды внушает общая стабилизация жизни, целенаправленная социальная политика, укрепление духовных устоев.
Вопросы Что такое этика каков ее предмет и основные задачи Дайте определение нравственности Как взаимосвязаны понятия этика... Глава История этических... Глава Основные религиозные нравственные...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Моральные ценности семьи
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Общая характеристика этики
Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассужден
Происхождение и эволюция нравственности
Вопрос о происхождении нравственности возник еще в древности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т. д.
Чтобы понять при
Структура этики
Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.
Античная этика
Этика софистов. Основателями античной философии выступили представители натуралистических школ. Но в первую очередь их волновала не этика, а природа. В этической области и
Вопросы
Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях? К
Нравственность и религия
На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных сущест
Моральные ценности человека в основных категориях этики
Традиционная задача этики – быть «практической философией» - реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании
Добро и Зло
Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравств
Свобода и ответственность
Проблема свободы – одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечест
Совесть
Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, ж
Смысл жизни
Проблема смысла жизни встает в связи с осознанием ограниченности и конечности собственной жизни. Неи
Любовь как высшая ценность
Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключ
Вопросы
Что проще: воздержаться от зла или творить добро? Что, по Вашему мнению, побуждает человека делать зло? Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?
Что такое прикладная этика
Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельност
Экологическая этика
Экологическая этика – это универсальная этика человеческой деятельности, уделяющая огромное внимание
Биомедицинская этика
В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особое место. Будучи самостоятельной отра
Проблема эвтаназии
Право человека на смерть не менее значимо, чем его право на жизнь. Реальным носителем этических проб
Насилие и государство
В общественном сознании насилие вызывает принципиально негативное отношение. Однако иногда допускается оправдание насилия как исключение из негативного к нему отношения.
Под насилием
Профессиональная этика
Профессиональная этика регулирует отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, духовной, культурной и др.).
Профессионализм как нравственная черта личности
Отношение к труду и профессионализм всегда являлись главной характеристикой морального облика личности. Но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.
Инженерная этика
Значение деятельности профессионалов инженерного профиля определяется созданием новых технических ус
Юридическая этика
Профессиональная нравственность юриста включает в себя как основные категории и составляющие общечел
Этика бизнеса
Этика бизнеса в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая
Вопросы
1. Как Вы понимаете термин «экологизация морали»?
2. Возможно ли, по словам М. Пришвина, «так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу?
3. С какого срока,
Этика античности
Аристотель. Этика к Никомаху. Сочинения: В 4 т. – М., 1983. Т. 4.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986.
Ксенофонт. Воспоминания о Сокра
Этика Средневековья
Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.
Августин. Исповедь. – М.. 1991.
Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. – М., 1990.
Библия. – М., 1990.
Мус
Этика эпохи Возрождения и Нового времени
Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1972. – Т. 2.
Боккаччо. Декамерон. – М., 1989.
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О сво
Дополнительная
К главам 1 – 3
Анчел Е. Этос и история. – М., 1988.
Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. – М., 1990.
Бондаренко Ю. Я. У истоков современ
К главе 4
Альберони Ф. Дружба и любовь. – М., 1991.
Аппензеллер Т. Волшебная справедливость. – М., 1996.
Апресян Р. Г. Добро и польза // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М
К главе 5
Алексеев В. П. Очерки экологии человека. – М., 1993.
Антология ненасилия. – М., 1992.
Бганба-Церева В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. – М., 1992.
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов