Иудейская этика - раздел Культура, Общая характеристика этики ...
Этическое содержание иудаизма – первой в истории монотеистической религии – изложено в Танахе (христиане назвали его Ветхим Заветом), в Талмуде и более поздних сочинениях священников-раввинов. Основные нравственные требования содержатся в Торе – Пятикнижии Моисея, включающем в себя книги «В начале», «Имена», «И воззвал», «В пустыне» и «Слова», которые соответствуют первым пяти книгам христианской Библии.
Нравственность понимается как праведность – безусловное повиновение Божественному закону, изложенному в Торе. Благодаря могуществу бога Яхве (иначе – Иеговы), праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) – к внутреннему разложению человека и преждевременной смерти.
Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается иудейская мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Евреи считали себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Небесный отец обращает как свой гнев, так и милость. Распределение того и другого осуществляется на основе договора (ивр. «брит», ст.-слав. «завет»). «Завет» - это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.
В первой части «Десятисловия» (десяти заповедей Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие») сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу: не признавать других богов и не поклоняться им, не произносить имя Господне напрасно, посвящать Богу день субботний и т. д.
Во второй части даны требования, затрагивающие отношения между людьми. Здесь запрещаются непочитание родителей, убийство невинного соотечественника, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, корыстное вожделение (зависть).
Заповеди отнюдь не равнозначны. Первая из них имеет безусловное приоритетное значение, все остальные подчинены ей. Например, шестая заповедь «не убий» не распространяется на тех, кто склоняет к нарушению первой: в вопросах веры нельзя жалеть ни брата, ни сына, ни жену, ни друга. Заповедь «не убий» также не распространяется и на сына, который нарушает пятую заповедь: не повинуется «голосу отца своего и матери своей». С ним следует поступить так же, как с вероотступниками, т. е. бить камнями до смерти.
В целом же завет – это торжество нравственной нормы над магическим ритуалом. По содержанию нравственных запретов можно предположить, что иудейская мораль того времени была распространением семейных отношений на еврейский этнос. Категорическому осуждению подвергались те формы поведения, которые разрушают единство семьи и народа. В основу отношений между соплеменниками кладется уравнивающая справедливость, которая выражается принципом талиона (от лат. «talio» - «возмездие») – равного воздаяния: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24, 19-20). Этот принцип, очевидно, заимствован из первобытного обычая кровной мести. Новым в иудаизме является его распространение на народ в целом.
При своей абсолютной ориентации на Бога иудейская мораль предусматривала награды и наказания уже на земле. Добро вознаграждается длительностью и благополучием жизни, как индивидуальной, так и общенародной; зло карается ее сокращением, а также болезнями, нищетой, угнетением и рассеянием между другими народами.
Появление 10 заповедей иудаизма – существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Однако иудаизм трудно считать этикой в полном смысле слова, т. е. нравственной философией. Нравственность толкуется в нем как нечто навязанное людям извне и поддерживаемое наградами и наказаниями. Любовь к Богу в такой интерпретации трудно отличить от рабской покорности. Ущербность такого отношения наглядно показало развитие иудаизма после смерти Моисея. Заповедь любить Бога и ближнего как самого себя уступила место педантичному следованию «букве» закона.
Иудаизм не стал мировой религией, потому что не придавал значения возможности обратить в свою веру другие народы. Сама идея исключительности завета между Богом и одним народом, идея богоизбранности евреев неприемлема для других. Иудаизм остался этноцентрической религией, но сыграл огромную роль в становлении мировой религии христианства.
Вопросы Что такое этика каков ее предмет и основные задачи Дайте определение нравственности Как взаимосвязаны понятия этика... Глава История этических... Глава Основные религиозные нравственные...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Иудейская этика
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Общая характеристика этики
Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассужден
Происхождение и эволюция нравственности
Вопрос о происхождении нравственности возник еще в древности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т. д.
Чтобы понять при
Структура этики
Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.
Античная этика
Этика софистов. Основателями античной философии выступили представители натуралистических школ. Но в первую очередь их волновала не этика, а природа. В этической области и
Вопросы
Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях? К
Нравственность и религия
На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных сущест
Моральные ценности человека в основных категориях этики
Традиционная задача этики – быть «практической философией» - реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании
Добро и Зло
Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравств
Свобода и ответственность
Проблема свободы – одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечест
Совесть
Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, ж
Смысл жизни
Проблема смысла жизни встает в связи с осознанием ограниченности и конечности собственной жизни. Неи
Любовь как высшая ценность
Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключ
Моральные ценности семьи
Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья.
Вопросы
Что проще: воздержаться от зла или творить добро? Что, по Вашему мнению, побуждает человека делать зло? Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?
Что такое прикладная этика
Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельност
Экологическая этика
Экологическая этика – это универсальная этика человеческой деятельности, уделяющая огромное внимание
Биомедицинская этика
В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особое место. Будучи самостоятельной отра
Проблема эвтаназии
Право человека на смерть не менее значимо, чем его право на жизнь. Реальным носителем этических проб
Насилие и государство
В общественном сознании насилие вызывает принципиально негативное отношение. Однако иногда допускается оправдание насилия как исключение из негативного к нему отношения.
Под насилием
Профессиональная этика
Профессиональная этика регулирует отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, духовной, культурной и др.).
Профессионализм как нравственная черта личности
Отношение к труду и профессионализм всегда являлись главной характеристикой морального облика личности. Но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.
Инженерная этика
Значение деятельности профессионалов инженерного профиля определяется созданием новых технических ус
Юридическая этика
Профессиональная нравственность юриста включает в себя как основные категории и составляющие общечел
Этика бизнеса
Этика бизнеса в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая
Вопросы
1. Как Вы понимаете термин «экологизация морали»?
2. Возможно ли, по словам М. Пришвина, «так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу?
3. С какого срока,
Этика античности
Аристотель. Этика к Никомаху. Сочинения: В 4 т. – М., 1983. Т. 4.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986.
Ксенофонт. Воспоминания о Сокра
Этика Средневековья
Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.
Августин. Исповедь. – М.. 1991.
Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. – М., 1990.
Библия. – М., 1990.
Мус
Этика эпохи Возрождения и Нового времени
Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1972. – Т. 2.
Боккаччо. Декамерон. – М., 1989.
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О сво
Дополнительная
К главам 1 – 3
Анчел Е. Этос и история. – М., 1988.
Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. – М., 1990.
Бондаренко Ю. Я. У истоков современ
К главе 4
Альберони Ф. Дружба и любовь. – М., 1991.
Аппензеллер Т. Волшебная справедливость. – М., 1996.
Апресян Р. Г. Добро и польза // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М
К главе 5
Алексеев В. П. Очерки экологии человека. – М., 1993.
Антология ненасилия. – М., 1992.
Бганба-Церева В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. – М., 1992.
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов