Деревянное народное зодчество (по памятникам ХIУ— ХIХ вв.), его традиции и влияние на каменную архитектуру.
Деревянное народное зодчество (по памятникам ХIУ— ХIХ вв.), его традиции и влияние на каменную архитектуру. - раздел Культура, Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ Русский Север - Это Громадный, Естественный В Своем Роде Заповедник Народного...
Русский Север - это громадный, естественный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества. В ХIХ веке это была отсталая, тихая провинция, глухая окраина Российской империи. Север тогда стоял в стороне то главных путей политического, культурного развития государства. Из этого раньше ученые делали вывод, что так было всегда и что именно эта оторванность от жизни и явилась предпосылкой расцвета народного зодчества. Нет, народное искусство, как всякое большое, настоящее искусство, не может развиваться вне живого, полнокровного бытия, в отрешенности от “суеты мирской”, в обстановке идиллической тишины и безмятежности. Только реальная жизнь, история с ее водоворотом противоречий и горячих страстей, с борьбой, победами и поражениями, может явиться той плодотворной почвой, на которой взрастает дерево народного творчества.
Расцвет народного деревянного зодчества на Севере России объясняется, таким образом, вовсе не какими-то изолированными положениями Севера, а, напротив, причинами, общими для всей страны. Но были и особые местные условия, способствовавшие возникновению и сохранению здесь уникальных, драгоценных памятников.
Лавина монголо-татарского нашествия, обрушившаяся почти на всю Русь, миновала Север. Здесь никогда не было крепостного права в его законченной форме. Крестьяне платили подати, несли тяжелые “казенные” повинности, но барщины на Севере не было.
Но не безмятежной провинциальной идиллией была история русского Севера. От Белого моря и балтийских берегов к Москве, Новгороду и дальше, на юг, запад и восток, тянулись торговые пути, проложенные еще во времена Великого Новгорода. Пушнину, рыбу, соль, смолу и многие другие товары, известные далеко за рубежом Руси, поставляли ей главным образом северные края.
Образный лад - суровый и героический - укоренился во всем народном зодчестве и стал одной из его самых типических и ярких особенностей. Силуэты величественных церквей, возвышающихся где-нибудь в Кеми или Коле, Кондопоге или Кулике, невольно вызывают в памяти образы былинных богатырей, стоящих в неусыпном дозоре вдоль всей северной границы.
Лазаревская церковь - самая древняя из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она 600 лет назад, в конце XIV века.
Этот век - время активного освоения северног края. Через дремучие чащи, через болотные топи и озера ватаги новгородских ушкуйников - отважные землепроходцы, дружинники - предприимчивые купцы прокладывали пути-дороги на Север, к Белому морю. Завоеватели земли составили Заволчье - одну из богатейших колоний Господина Великоо Новгорода. А вслед за ушкуйниками и купцами - не с мечом и мошной, но с крестом и “божьим словом” - шли новгородские миссионеры: попы и монахи. Обращая в православие местных язычников, они утверждали здесь религиозное и идеологическое господство Новгорода не менее действенно, чем силой оружия.
Таким миссионером был новгородский монах Лазарь, основавший в глухом, труднодоступном месте Муромский монастырь - одно из первых русских поселений на Севере. С его именем старое предание связывает строительство Лазаревской церкви. Тщательное исследование ее архитектурных и конструктивно-строительных особенностей убедило ученых в правильности датировки - конец XIV века.
Много построек разбросано по деревням, починкам и выселкам русского Севера. Нередко к клецким часовням обычного типа в XVIII-XIX веках пристраивали сени и шатровые звонницы. Эти постройки хотя и изменяли первоначальный облик памятников, но в то же время придавали им несколько иные, в высшей степени примечательные качества и достоинства. Таковы чудесные часовни из деревень Лиликозера и Кавгора, перевезеные недавно в Кижский музей под открытым небом, таково и целое ожерелье часовен в деревнях Корба, Волкостров, Воробьи, Подъельники, Усть-Яндома, опоясывающие Кижский остров.
Все они принадлежат к одному и тому же типу клецких часовен, и тем не менее все они совершенно разные и каждая из них интересна по-своему.
На краю деревни Цизовера в Архангельской области стоит колокольня. Прямо на земле восьмерик примерно на 2530 венцов. Из толстых крепких бревен. Наверху сруб расширяется небольшим повалом. На нем по углам поставлены резные столбики, поддерживающие зубчатые полицы и шатер с главкой. Превосходно найденные пропорции создают выразительный силуэт здания, в котором воедино сплавлены ощущение чисто крестьянской силы, идущей от земли, и устремленность вверх стройных высотных форм.
Мы не найдем здесь изощренного, виртуозного мастерства строителей. Углы восьмерика рублены “в обло”, бревна тесаны словно нарочито небрежно, грубовато: их выступающие концы одни длиннее, другие короче. Но быть может, именно эта непринужденная “корявость” и придает цивозерской колокольне неповторимое своеобразие подлинно народного примитива, редкостную пластичность, интимность и то обаяние старины, подделать которое невозможно.
Еще старше колокольня в Кулиге-Дракованове на Северной Двине: ученые датируют ее XVI веком. Она во многом схожа с цизоверской, но более грандиозная, стройная и утонченная по своим пропорциям.
Высокий восьмерик покоится здесь не на земле, а на широком приземистом четверике. На этом постаменте возвышается восьмигранный столп с традиционным повалом, открытым “звоном” и шатром строгой и благородной формы. Прозрачный ажур резных столбов и зубчатых тесовых палиц подчеркивает цельные, нерасчлененные массы основных архитектурных объемов, усиливает общее впечатление горделивой, несколько суровой неприступности.
Церковь в селе Лявля – один из древнейших памятников народного деревянного зодчества, возникших в XVI веке. К сожалению, ее подлинный облик в значительной мере искажен позднейшими переделками: в XIX столетии церковь обшили тесом, прорубили нелепые итальянские окна, совершенно чуждые самому духу северной архитектуры. Но даже сейчас она производит сильное впечатление. Кому довелось видеть ее в натуре, тот уже не забудет речных просторов, холмистого берега, поросшего кустарником, и широкого шатра церкви, возвышающегося над небольшой рощицей.
В архитектуре лявлинской церкви проступают черты перехода от древнейшего клецкого типа культовых зданий, представленного, к примеру, уже знакомой нам Лазаревской церковью Муромского монастыря, к шатровому зодчеству. Здесь еще нет стремительной легкости столпообразных шатров, их мужественной красоты и своеобразного изящества. Однако будничность и заземленность древних церковок уже исчезает. Это еще не взлет, но порыв к полету, его осознанное предчувствие.
Церковь в Верхней Уфтюге – это храм-памятник, храм-башня. Не случайно она посвящена “святому” войну Дмитрию Солунскому – защитнику родной земли. Но даже если бы мы не знали этого, все равно ее образ связывается с народным представлением о мужестве, душевной чистоте и богатырской силе русского ратника.
Величественность и торжественность впечатления не нарушаются ни одной лишней деталью. Чтобы сохранить монолитность вертикальной композиции, строители отказались от трапезной, заменив ее легкой типовой галереей-сенями, висящими на бревенчатых кронштейнах. ЕЕ стены забраны тесом “в елку”, и их играющая бликами гладкая поверхность, изменчивая от солнечного света, великолепно контрастирует со спокойными, несколько сумрачными ритмами сруба. С востока пятистенный прируб для алтаря, покрытие которого завершается небольшой бочкой с маленькой маковкой.
Захватывающее зрелище являет нам шатер и изнутри. В отличие от всех других сохранившихся шатров, он весь – от низа до шейки главы – рублен “в режь”, без всяких промежуточных связей. Эта идеальная чистота конструкции обретает художественную выразительность: венцы шатра сокращаются в перспективе и в высоте тонут в зыбкой полутьме.
Кижи – небольшой островок у северо-западных берегов Онежского озера: километра четыре в длину, метров шестьсот в ширину. Ныне это безлесный остров с маленькой, всего в несколько дворов, деревушек. А когда-то здесь было крупное для того времени поселение – Кижский погост.
Если рассматривать наиболее типичные композиции древнерусских храмов в их последовательном историческом развитии, то можно легко поставить их в один ряд, в начале которого встанет простейшая, похожая на амбар церковка вроде Лазаревской, а в конце – грандиозная Преображенская в Кижах. Между ними звенья одной цепи, наглядно показывающие, как шаг за шагом шло развитие архитектурных форм, от простого к сложному, и как завершалось оно апофеозом – многоглавой композицией Преображенской церкви.
В основании церкви – восьмерик. С севера, юга, запада и востока к восьмерику пристроены четыре прямоугольных прируба. В старину такая церковь называлась круглой - о двадцати стенах. Именно этот тип церкви, известный еще в давние времена, был излюбленным прежде всего в народном деревянном зодчестве. Схема восьмерика с прирубами открывала широкие возможности создания разнообразных и очень выразительных архитектурных композиций, отвечающих народным представлениям о красоте.
В плане восьмерик и четыре прируба, поставленные на низкий каменный фундамент. На нижнем, самом большом восьмерике - другой, поменьше, и на нем стоит третий, самый маленький. Верх каждого прируба сделан двухступенчатый, а каждый уступ покрыт бочкой с главой. Один ярус из четырех глав, над ним другой, такой же. Выше - третий ярус из восьми глав. Они стоят на бочках, венчающих каждую грань основного, нижнего, восьмерика. Еще выше - следующий ярус из четырех глав, размещенных на втором восьмерике, и, наконец, на третьем, самом маленьком восьмерике стоит одна центральная , самая верхняя и самая большая глава, венчающая всю эту композицию. Последняя, двадцать вторая по счету, находится ниже всех - над алтарным прирубом.
Двадцать две главы, и все они подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Надо было обладать действительно выдающимся, незаурядным талантом, чтобы спаять все части такого грандиозного сооружения, от которого уже нельзя ничего отнять и к которому нельзя ничего прибавить. Вся многоглавая пятиярусная композиция великолепно вписана в один четкий, нераздробленный и слитный пирамидальный силуэт.
Общие условия развития культуры Начало процесса обособления славян из древней... Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно географических факторов Восточноевропейская...
Интерьер
Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой
Книжная графика IX-XVII вв.
Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственны
Биографические сведения
Биографическиесведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг.[3], из-за прозвища
Архангельский Собор
Построенный в самом начале 16 века, Собор стал усыпальницей московских князей и царей. В нём сейчас находятся 46 великокняжеских надгробий, там же и надгробие царя Ивана IV Грозного.
Царь-колокол
Этот образец литья, отлитый в 1735 году, впечатляет до сих пор – высота колокола 6,14 метров, а масса его более двухсот тонн.
Весь колокол украшен разными декоративными чеканными элементам
Красная площадь
Ансамбль Красной площади примыкает к Кремлю. Ранее площадь называлась Торговой, Троицкой, Пожаром, и лишь в конце 17 века – Красной.
Лобное место, с которого зачитывались царские указы, бы
Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из верс
Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла с
Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятн
Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация.
Строгановская школа иконописи
Опубликовано 06.03.2012 автором Feren
Название школы происходит от фамилии заказчиков.
Тип шатрового храма — памятника ХVI — начала ХVII в
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые хр
Шатровые колокольни
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затр
Теории возникновения каменных шатровых храмов
На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Ка
Русская архитектура XVII века
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративным
Симон Ушаков
иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков
Индекс материала
Симон Ушаков
РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Петровская эпоха открывает собой новую страницу в истории русского искусства. В гравюре создание нового стиля было продиктовано прежде всего практическими нуждами государства. С самого начала 18 ве
Портрет в живописи и скульптуре России в первой половины XVIII в.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающ
Рождение города на Неве
Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и
Петропавловская крепость
16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, ког
Строительство Адмиралтейства
В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега
Летний сад
Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, кот
Основание Александро–Невского монастыря
История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга.
Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечит
Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предмет
Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финског
Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как с
М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просве
Портрет середины 18го века.
Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций- в области живописи представлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в
Портрет конца 18 века.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанр
Усадьба Кусково
Начиная с конца XVI века и до Октябрьской революции, род Шереметевых был единственным обладателем этой усадьбы. Изначально архитектурный комплекс усадьбы создавался специально для проведения увесел
Русская живопись второй половины XVIII века
Классицизмом (от латинского слова “классикус” - “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 - начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на но
Русская живопись первой половины XIX века
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине 19 века через романтизм к реализму. Те живописцы, которые шли проторенными путями классицизма, приобретшего
КЛОДТ Петр Карлович
1805, Петербург - 1867, мыза Халала, ныне Финляндия, похоронен в Петербурге Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистич
Творчество передвижников
Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости
Новости и инфо для студентов