Реферат Курсовая Конспект
М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество. - раздел Культура, Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ Творчество Михаила Васильевича Ломоносова Знаменует Расцвет Русской Поэзии Пе...
|
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просвещение в России по западному образцу. Личность гениального ученого и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова! Он призван был оставить след почти во всех областях существующих тогда знаний и наук, продвинуть их вперед, одушевить поэтическим пафосом служения Отчизне.
Рассуждая о судьбе русского языка, А.С. Пушкин писал: "В царствование Петра I начал он приметно искажаться от необходимого введения голландских, немецких и французских слов. Сия мода распространяла свое влияние и на писателей, в то время покровительствуемых государями и вельможами; к счастью, явился Ломоносов <…> Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка <…> Если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдем, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностным упражнением".
Согласимся ли с великим поэтом? Только ли забавой и должностными упражнениями были для Ломоносова стихи? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим творческий путь поэта и ученого и попробуем определить его место в истории русской поэзии. О Ломоносове написано, снято в кино и на телевидении очень много. Иначе и не могло быть. Впечатляют сами факты незаурядной его биографии. Родился в Северном Поморье, в том крае, которого не коснулось порабощающее душу человека крепостное право. Смелые и предприимчивые северяне строили небольшие суда и ходили морем к берегам Норвегии и Швеции, торговали и обменивались товарами с западными соседями. Энергичный и, видимо, обладавшим большими способностями в кораблестроении, Василий Дорофеевич Ломоносов, отец Михайлы, выстроил на европейский манер крепкое и устойчивое судно-галиот. Эта была та самая "Чайка", на которой мальчик выходил с отцом в море, приучался мгновенно принимать нужное решение, когда шторм обрушивался на судно.
Мужество и непреклонное упорство, сопутствующие всю дальнейшую жизнь характеру и поведению Ломоносова, рождались здесь, на штормящем северном море. Это было время, когда русская армия еще не отвоевала устье Невы, не было завершено строительство Петербурга и берега Финского залива не принадлежали России. Архангельск, не так далеко от которого, в деревне Денисовка у города Холмогоры, прошли детство и юность поэта, оказывался едва ли не единственным портовым городом, соединяющим русских людей с Западом.
Северные города и села разбросаны, нередко отстоят друг от друга на сотни километров. Однако приметы большой жизни с ее промышленностью, торговлей и культурой отличали эти удаленные от центра России уголки. В Холмогорах располагались конторы иностранных купцов, были свои книжные лавки, живописцы писали иконы и заказные портреты. Но больше всего Холмогоры славились искусными мастерами-резчиками по кости. Особенно отличались Шубные, дальние родственники Ломоносовых. Из поколения в поколение передавалось в этой семье искусство изготовления скульптур из кости. Шубные и проводили девятнадцатилетнего Михайлу в Москву на учебу, снабдив небольшой суммой денег на пеший переход от Денисовки до незнакомого огромного города. Ломоносов всю свою жизнь будет благодарен Шубным и, как всегда у этого человека, не только на словах, но на деле. Позже он поможет выбраться в столицу и закончить Петербургскую академию художеств талантливому пареньку Федоту Шубному, будущему великому русскому скульптору Федоту Ивановичу Шубину.
В Москве Ломоносову пришлось назваться "дворянским сыном": крестьян в высшие учебные заведения тогда не принимали. Он поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконо-Спасском монастыре. Великовозрастный юноша могучего сложения среди шумной ватаги мальчишек смотрелся необычно. Не было денег на еду, и помощи ждать было неоткуда. Позже он расскажет о своем житье-бытье в те далекие годы в письме к И.И. Шувалову (написано 10 мая 1753 года): "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!"
Выручали предприимчивость, здравый смысл и сила характера. Он даже сумел войти в состав большой экспедиции, которую правительство посылало на Урал с тем, чтобы на реке Ори заложить городское поселение. Правда, к основанию Оренбурга Ломоносов все-таки непричастен: обнаружилось, что просящийся на должность священника при экспедиции Михайла Ломоносов вовсе не сын "церкви Введения Пресвятые Богородицы попа Василия Дорофеева", как он показал. По спискам Славяно-греко-латинской академии числится он "дворянским сыном". Как вышел Ломоносов из этой трудной ситуации, доподлинно неизвестно. Есть упоминание, что при разборе дела остаться в академии способному и толковому юноше помог Феофан Прокопович, знаменитый единомышленник Петра I и "правая рука" царя при жизни того.
Учили в академии основательно. Античная культура и культура эпохи Возрождения, философия, логика, пиитика, риторика, латинский язык и т.д. Все это подавалось, правда, в свете теологических учений (по-гречески theos – бог). Однако не столько богословская, сколько филологическая подготовка оказалась важной для Ломоносова. Он в совершенстве освоил старославянский язык. Можно предположить, что уже тогда задумывался об общности современного ему русского языка и праязыка, то есть языка славянского. И может быть, чистая и колоритная речь родного Севера, язык народных былин и песен сплетались в его сознании с нормами церковнославянского книжного языка. Не здесь ли истоки его позднейших разногласий с другим мэтром художественного слова, или, как тогда выражались, "витийства", – Тредиаковским? В статье "Слово о терпении и нетерпеливости" (1743) Тредиаковский настаивал на том, что церковнославянский язык не соприроден русскому литературному, в том числе и поэтическому, языку. Он утверждал: "Истинное витийство может состоять одним нашим общеупотребительным языком, не употребляя мнимо высокого славянского сочинения". Ломоносов же, составляя в том же 1743 году "Краткое руководство к риторике", предложит совершенно иной взгляд на поэтический язык. По его мнению, следует не отвергать то, что уже вошло в поэзию и существует, а напротив, приспосабливать одно к другому: "язык славенский" к "языку великороссийскому".
Не удивительно ли, что принцип единения различных начал, который Тредиаковскому помог в создании новой системы стихосложения, в области поэтического языка им категорически отвергался! Но мы уже выше говорили о противоречивости научной логики Тредиаковского. Ломоносов же последовательно шел к созданию своего знаменитого учения. На основе объединения различных языковых пластов он впервые выстраивал логичную и стройную систему жанровых, стилевых и языковых соответствий в русской поэзии. Чувство меры не изменяло ему при этом. Он напоминал, что "при важности и великолепии своем слово должно быть каждому понятно и вразумительно. И для того надлежит убегать старых и неупотребительных славянских речений, которых народ не разумеет, но притом не оставлять оных, которые хотя в простых разговорах неупотребительны, однако знаменование их народу известно".
Но вернемся к ученическим годам Ломоносова. Знаний, приобретаемых в стенах академии, ему явно мало. Он записан во всех московских библиотеках, перечитал там все, что касается литературы, истории, эстетики, философии. Когда в 1734 году его отправили на год поучиться в Киевской богословской академии, он и в этом городе первым делом стал осваивать фолианты библиотек, обнаружив кладези сведений по русской истории. В 1736 году в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов переведен на учебу в Петербург и в этом же году посылается за границу. Теперь их уже только трое: Рейзер, Виноградов и Ломоносов, – талантливые молодые люди, одержимые жаждой новых знаний. О таких российских отроках мечтал Петр I, в них видел будущую славу России. В Марбургском, а затем и в других германских университетах, пройдя общую научную подготовку, они должны были вплотную заняться изучением горного дела и металлургии. В России началось активное освоение залежей горных пород Урала, разработка природных богатств Сибири – потребовались молодые отечественные специалисты.
Ломоносов давно уже не выглядел отроком. Отправляясь в Германию, он был широко образованным человеком, точно знающим, лекции каких профессоров следует избрать и прослушать. Курсы философии, физики и механики слушал у знаменитого немецкого ученого Христиана Вольфа, понимая, что прогрессивные мысли профессора помогут сформулировать собственную научную картину мира. Начнет Ломоносов как деист, но постепенно, по ходу своих естественнонаучных опытов и открытий, будет приближаться к материализму. Деизм (латинское deus означает бог), которого придерживались большинство передовых ученых XVII–XVIII веков, допускал существование бога как первопричины Вселенной и не соглашался признать бога как личность, управляющую природой и людьми. Это была половинчатая, достаточно противоречивая теория. Однако по сравнению с теизмом (греческое theos – бог), господствующим религиозным учением, согласно которому Бог создал мир и им управляет по своему разуму и воле, деизм открывал широкие перспективы для развития естественнонаучного знания.
Ломоносов не только усваивал существующие научные теории. Первооткрыватель по складу своего гениального мышления, он создавал новые. Природная практическая сметливость подсказывала ему, что в этих теориях приложимо к нуждам страны. Энциклопедизм его мышления как нельзя более вписывался в контекст XVIII века, века Просвещения. В своих научных изысканиях Ломоносов стремился свести воедино природу, культуру, религию, социальные и нравственные отношения человека и общества. Отдельные научные сферы интересовали его постольку, поскольку они складывались в общую картину мира. Вот неполный перечень программных направлений, по которым он в правление Екатерины II намеревался написать научные статьи, способствующие "исправлению внутренней политики правительства": "Исправление земледелия, ремесленных дел и художеств", "Истребление праздности", "Большое народа просвещение", "Сохранение военного искусства во время долговременного мира", "Лучшие пользы купечества", "Государственная экономия" и т.д. Видимо, это были смелые проекты. Одна из статей (дошедшая до нас), поданная в виде докладной записки министру, "О размножении и сохранении российского народа", была запрещена к опубликованию.
В последний год пребывания в Германии Ломоносова уже стесняли предписанные русским студентам учебные рамки. Для завершения образования студентов направили в город Фрейберг. Он славился развитым горнозаводским производством. К студентам приставили "учителя по горному делу" Генкеля. Научиться у него новому Ломоносов уже не мог, время тратилось попусту. И тогда молодой человек ("буян", по характеристике Генкеля) без официальных открепительных документов, без денежного пособия самовольно уходит из Фрейберга. Германия тогда была разбита на маленькие княжества. Ломоносов переходит из одного в другое, его интересуют рудники, заводы и фабрики, научные лаборатории. Во время этих странствий, попав в Марбург, он женится на Елизавете Цильх, девушке из состоятельной семьи немецкого ремесленника. Она приедет спустя несколько лет к мужу в Россию и станет ему верной подругой до последних дней его жизни.
Добирается Ломоносов и до Голландии: ему нужен русский посланник, чтобы получить деньги для возвращения на родину. Но в просьбе ему отказано. Переходя пешком из Голландии в Пруссию, безденежный русский студент присоединился на одном из постоялых дворов к веселой подвыпившей компании. Прусский офицер вербовал деревенских парней добровольцами в армию. Точнее сказать, спаивал, чтобы бесчувственными отвезти в ближайшую к деревне военную крепость Везель. Там они очнутся уже солдатами прусского короля. Крепкий молодой человек высокого роста очень понравился вербовщику. Ломоносов отличался большой сообразительностью, но голод, желание выпить и природная дерзость оказались сильнее грозящей опасности. Проснулся он ночью в Везеле обритым наголо. Нужно было срочно спасаться бегством! Крепость окружена была частоколами, высокими земляными валами и заполненными водой глубокими рвами. Все было рассчитано именно так, чтобы очнувшиеся "добровольцы" не мечтали о побеге. Какой нужно было обладать выносливостью и недюжинной силой, чтобы в короткое время, опередив погоню, преодолеть все это!
И вот наконец-то Россия. Летом 1741 года из Петербурга доставлены и указание возвращаться, и деньги на дорогу. Ломоносов зачислен в штат Петербургской академии наук. Отныне его жизнь и деятельность будут целиком связаны с нею. При кажущемся внешнем однообразии, это была сложная и напряженная жизнь, отмеченная многими драматическими событиями. Вспыльчивый, твердо верящий в правоту своего дела Ломоносов испытывал душевные муки, видя, как абсолютно равнодушные к нуждам русской науки иноземные бюрократы управляют Российской академией. Шумахер, правитель академической канцелярии, высокомерно заявлял: "Я великую прошибку в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры". Получающие жалованье от русского правительства немцы по своему усмотрению распоряжались кадровой политикой в русской науке. Доступ отечественных ученых в Академию был крайне затруднен. Зять Шумахера и его "правая рука" Тауберт гневался: "Разве нам десять Ломоносовых надобно? и один нам в тягость!"
Впрочем, дело было вовсе не в том, что это немцы. Как помним, жена Ломоносова и верный его друг была немкой. Всю жизнь боготворил русский ученый своего знаменитого наставника Вольфа, дружил с выдающимся немецким математиком Эйлером, а в Петербурге его близким и надежным другом сделался профессор Рихман. Не против немцев воевал он, а против "неприятелей наук российских"! Главным делом его жизни стало теперь поддержание "чести российского народа" посредством просвещения общества и развития отечественной науки. "За то терплю, – с горечью признается Ломоносов, – что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое довольство". И утверждает: "Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний".
Еще в Германии, осваивая точные науки и технические производства, Ломоносов немало времени и сил отдавал поэтическому творчеству. Писал модные тогда любовные песенки. До нас дошли лишь некоторые из них, позднее помещенные им в качестве учебных образцов в "Письме о правилах российского стихотворства". В Германии же сочинил первое произведение в жанре оды "На победу над турками и татарами и на взятие Хотина" (1739). Ода станет любимейшим жанром поэта, он напишет их за свою жизнь более двадцати. И это не случайно. Ода полно выражала художественные возможности утверждающегося классицистического метода. Работа Ломоносова именно в этом жанре восхищала Белинского. В целом не жалуя русскую поэзию XVIII века, называя ее "риторической", критик делал исключение для ломоносовских од. Он видел в них "кроме замечательного искусства версификации, еще одушевление и чувство". Считая Ломоносова "первым поэтом Руси", Белинский вместе с тем заявлял, что "поэзия Ломоносова хвалебная и торжественная по преимуществу". Как понять современным школьникам взаимообусловленность этих двух положений? Как свести воедино бунтарский склад характера Ломоносова и "хвалебный" тон его од?
Отвечая на эти вопросы, не обойтись без экскурса в художественную природу классицистического метода. Термин классицизм произошел от латинского слова classicus, что значит образцовый. Нормы античного искусства принимались классицистами в качестве образцовых. В развитых европейских странах классицизм утвердился и господствовал в литературе на протяжении XVII–XVIII веков. Он был призван поддерживать государственную власть во имя блага страны и ее народа. Отсюда проистекают гражданский пафос поэзии и преобладание в ней патриотических и героических тем. Отсюда – торжественный "хвалебный" тон од и поэм, прославляющих идеальных монархов, полководцев, политических деятелей, подчинивших свою личную, частную жизнь служению государственному. Идеал высокого гражданского искусства был заложен в трудах античных мыслителей, например, древнегреческого философа Аристотеля. Античная эстетика обосновала и требование "гармонии" в поэзии: точно выдержанного соответствия формы произведения его содержанию.
Однако русский классицизм отличался своими особенностями. На фоне западных литератур он был явлением поздним, поскольку оформился в художественную систему лишь к 1740-м годам. Во Франции к этому времени классицизм насчитывал уже второе столетие. Русская классическая литература и в целом явление позднее. Оттого и выпал ей на долю такой стремительный темп развития, оттого и классицистический этап она прошла всего за несколько десятилетий. Уже на рубеже XVIII–XIX столетий классицизм в русской литературе – это, по выражению Белинского, "мертвец, хватающий за ноги живых". Но сдерживать развитие поэзии он начнет позже, пока же, в творчестве Ломоносова, набирает свою художественную силу. Еще одна особенность русского классицизма – смелое обращение поэтов к национальной, а не только античной тематике. Целый ряд вольностей и отступлений от условной и строгой схемы классицизма (вспомним главного теоретика метода француза Буало) позволяли себе русские поэты и в форме и в содержании произведений.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Общие условия развития культуры Начало процесса обособления славян из древней... Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно географических факторов Восточноевропейская...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов