Строгановская школа и «северные письма». Особенности, основные представители и их произведения. - раздел Культура, Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ Понятие О “Строгановских Письмах” Было Издавна Одной Из Самых Прочных Традици...
Понятие о “строгановских письмах” было издавна одной из самых прочных традиций русских иконников и любителей. В литературу его ввели первыми И. Снегирев и И. Сахаров в 40-х годах минувшего века. Со всей полнотой традиционные представления о “строгановских письмах” были собраны и изложены Ровинским. В своем “Обозрении иконописания в России” он писал [Стр. 25. Издание 1903 г.]: “Исследователи производят Строгановские письма от Устюжских. К несчастью, до нас не дошло ни одной Устюжской иконы старее 16-го века, а в этом веке в истории северо-восточной России уже являются главными действователями именитые люди купцы Строгановы, a вместе с ними и Строгановская школа. Сперва Иоанникий, потом сыновья его Яков, Григорий и Семен и внуки: Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы получают от московского государя разные права на свободную торговлю в этих краях. С 1558 года заводят селения в Перми. В 1574 году получают в собственность Большую Соль и участвуют в покорении Сибири. Независимо от этих предприятий Строгановы завели иконописную школу, из которой в продолжение одного века вышло огромное количество икон, замечательных по необыкновенной отделке и составляющих в наше время главную ценность в иконном собрании каждого любителя”.
Наименование этих “замечательных по необыкновенной отделке” икон строгановскими, как разъясняет далее Ровинский, основывается главным образом на том, что на обратной стороне их, иногда рядом с именем мастера, встречаются имена заказчиков, принадлежавших исключительно к семье Строгановых. Легко понять, что сам по себе этот признак показался недостаточно определенным позднейшим исследователям. После Ровинского в русской историко-художественной литературе установилось отрицательное отношение к принятой и поддержанной им традиции. Еще Г. Д. Филимонов писал в своей книге о Симоне Ушакове [Г. Д. Филимонов. “Симон Ушаков и современная ему эпоха русской живописи”. Москва. 1873.]. “Несколько десятков икон, намеченных на обороте, что они писаны для Строгановых, несколько икон с надписью, что они писаны людьми Строгановых, послужили поводом к изобретению целой школы строгановской иконописи. Но разве можно делать еще отсюда иные выводы, кроме тех, что Строгановы были благочестивы, что они были люди зажиточные”. К мнению Г. Д. Филимонова присоединились впоследствии H. В. Покровский [Н. В. Покровский. “Памятники Христианской иконографии и искусства”. Издание 2-е, стр. 388.], В. И. Успенский [В. И. Успенский. “Очерки по истории иконописания”. Спб. 1899. стр. 32—33.], В. Н. Щепкин [В. Н. Щепкин. “Московская иконопись. Москва в ее прошлом и настоящем”, ч. II, 2, стр. 241.]. Сторонником этого мнения явился и Н. П. Лихачев [Н. П. Лихачев. “Краткое описание икон собрания П. М. Третьякова”. М. 1905, стр. 12—13.], резюмировавший весь вопрос следующим образом. “На наилучших иконах последней четверти 16-го столетия и первой половины 17-го обычно встречаются надписи о том, что образ написан для кого-нибудь из рода Строгановых. Привозили такие иконы с севера, главным образом из Великого Устюга и Сольвычегодска. Постепенно составилась двойная фикция — “строгановские письма”, происшедшие из Устюжских. А на самом деле богачам Строгановым писали иконы лучшие государевы московские мастера. Строгановы, как исключительные богачи, имели возможность украсить исключительными иконами храмы в местах своего пребывания”.
Если бы старая традиция иконников и любителей основывалась только на одних записях о принадлежности икон Строгановым, можно было бы целиком и без возражений принять изложенное здесь мнение Н. П. Лихачева. Но Ровинский и иконники, чьим опытом он воспользовался, называли “строгановскими” не одни только те иконы, где стояло имя Строгановых. Они выделяли группу строгановских икон не только потому, что это были “наилучшие” иконы данной эпохи. Для них эта группа определялась стилистическими особенностями, и потому они считали себя вправе говорить об особенной иконописной школе. Имя Строгановых, часто встречавшееся на иконах этой школы, дало ей название. Обращаясь к исследованию тех стилистических признаков, которые по традиции составляют характеристику строгановской школы, мы должны заметить прежде всего, что среди икон, относящихся ко второй половине 16-го столетия, встречаются иконы, отличающиеся вполне определенно от обычной московской иконописи. Иконы собрания С. П. Рябушинского в Москве: преп. Антоний Римлянин
Все темы данного раздела:
Интерьер
Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой
Архитектурные особенности
План собора в конце XIX века
Росписи и иконы Софийского собора
Древн
Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагм
Книжная графика IX-XVII вв.
Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственны
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Древнеукраинская архитектура имела глубокие национальные традиции. Но с принятием христианства она испытала большое влияние византийского и частично романского искусства, в том числе в области куль
Творчество Феофана Грека. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)
Творчество Рублева. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Андре́й Рублёв (около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы ико
Биографические сведения
Биографическиесведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг.[3], из-за прозвища
Мировоззрение
Спас
Творчество
Апост
Московский Кремль, ансамбль Московского Кремля
Современная Москва многолика, но есть в ней островок, в котором можно пройти почти по всем периодам её многовек
Архангельский Собор
Построенный в самом начале 16 века, Собор стал усыпальницей московских князей и царей. В нём сейчас находятся 46 великокняжеских надгробий, там же и надгробие царя Ивана IV Грозного.
Царь-колокол
Этот образец литья, отлитый в 1735 году, впечатляет до сих пор – высота колокола 6,14 метров, а масса его более двухсот тонн.
Весь колокол украшен разными декоративными чеканными элементам
Красная площадь
Ансамбль Красной площади примыкает к Кремлю. Ранее площадь называлась Торговой, Троицкой, Пожаром, и лишь в конце 17 века – Красной.
Лобное место, с которого зачитывались царские указы, бы
Творчество Дионисия. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Творчество и биография - Дионисий
Картины художника
О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Ан
Храм Василия Блаженного. Анализ произведения искусства.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Моск
Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из верс
Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла с
Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятн
Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация.
Иконопись XVI-XVII вв. Особенности, основные представители и их произведения.
Строгановская школа
Строгановская школа, условное название одного из стилис
Строгановская школа иконописи
Опубликовано 06.03.2012 автором Feren
Название школы происходит от фамилии заказчиков.
Деревянное народное зодчество (по памятникам ХIУ— ХIХ вв.), его традиции и влияние на каменную архитектуру.
Русский Север - это громадный, естественный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества. В ХIХ веке это была отсталая, тихая провинция, глухая окраина Российской империи. Север тогда ст
Тип шатрового храма — памятника ХVI — начала ХVII в
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые хр
Деревянные шатровые храмы
Срете
Каменные шатровые храмы в XVI веке
Троиц
Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор
Шатровые колокольни
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затр
Теории возникновения каменных шатровых храмов
На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Ка
Русская архитектура XVII века
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративным
Симон Ушаков
иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков
Индекс материала
Симон Ушаков
РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Петровская эпоха открывает собой новую страницу в истории русского искусства. В гравюре создание нового стиля было продиктовано прежде всего практическими нуждами государства. С самого начала 18 ве
Портрет в живописи и скульптуре России в первой половины XVIII в.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающ
Рождение города на Неве
Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и
Петропавловская крепость
16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, ког
Строительство Адмиралтейства
В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега
Летний сад
Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, кот
Основание Александро–Невского монастыря
История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга.
Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечит
Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предмет
Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финског
Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как с
М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просве
Живопись
Никол
Скульптура
Антон
Архитектура
Приме
Портрет середины 18го века.
Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций- в области живописи представлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в
Портрет конца 18 века.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанр
Я половина XVIII века
А. Ан
Портрет в русской скульптуре второй половины XVIII в. Особенности, основные представители и их произведения.
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции
Усадьба Кусково
Начиная с конца XVI века и до Октябрьской революции, род Шереметевых был единственным обладателем этой усадьбы. Изначально архитектурный комплекс усадьбы создавался специально для проведения увесел
Русская академическая живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
ЖИВОПИСЬ
Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в с
Русская портретная живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюр
XIX век
Илья
Русский пейзаж конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Еще одно произведение мастера – «Живописец» (1825), где соединились элементы портрета и бытовой картины и где перед нами не столько конкретный человек, сколько социальный тип. Такая переходная жанр
Русский бытовой жанр конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) ж
Русская живопись второй половины XVIII века
Классицизмом (от латинского слова “классикус” - “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 - начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на но
Русская живопись первой половины XIX века
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине 19 века через романтизм к реализму. Те живописцы, которые шли проторенными путями классицизма, приобретшего
К. П. Брюллов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Брюллов Карл
Картины и биография Карла Брюллова
Сеть Сайт
КЛОДТ Петр Карлович
1805, Петербург - 1867, мыза Халала, ныне Финляндия, похоронен в Петербурге Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистич
Творчество передвижников
Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости
В. Г. Перов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
И. Н. Крамской. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Эволюция творчества И. К. Айвазовского.
Н. Н. Ге. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Новости и инфо для студентов